Укажите вариант ответа в котором все словосочетания со связью согласование весеннее солнце этот дом

Обновлено: 01.05.2024

1. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) Самостоятельно изучал.+
б) Изучал на уроках.
в) Поэты Востока.
г) В мусульманском медресе.
д) След в сознании.

2. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак.
а) В абаевском переводе.
б) Автор стихотворений.
в) Правдиво отражались.+
г) Нескольких поэм.
д) Современный ему.

3. Отметьте словосочетание со связью согласования.
а) Зимнее утро.+
б) Рано утром.
в) Наступило утро.
г) Дождаться утра.
д) Выглядеть прекрасно.

4. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) Школа в ауле.
б) Жить в ауле.+
в) Жить дружно.
г) Блестящий дебют.
д) В небольшом ауле.

5. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) В моей душе.
б) Вас не тревожит.+
в) Больше не тревожит.
г) Не хочу печалить.
д) Угасла не совсем.

6. Отметьте словосочетание со связью согласования
а) кран от умывальника.
б) Мой друг.+
в) Шёлк поярче.
г) Ветви дерева.
д) К дому слева.

7. Слова связаны способом согласования
а) Крыша дома.
б) Решительное действие.+
в) Остаться без денег.
г) Приказ начальника.
д) Строго наказать.

8. Слова связаны способом согласования.
а) Моя тетрадь.+
б) Смотреть в окно.
в) Прийти вдвоём.
г) внимательно читать.
д) Бежать за собакой.

9. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) В философских изданиях.
б) У казахского народа.
в) Другие классики.
г) Писал восторженно.+
д) Познакомился со стихами.

10. Отметьте словосочетание со способом связи согласования.
а) Раздался голос.
б) голос издалека.
в) Слышать голос.
г) Красивый голос.+
д) Владеть собою.

11. Способ связи – согласование:
а) Прыжок с трамплина.
б) Поздно возвратясь.
в) Возвратиться поздно.
г) Совершить прыжок.
д) При позднем возвращении.+

12. Способ связи – согласование:
а) Прошептавший громко.
б) Прошептал громко.
в) Громко прошептав.
г) Громким шёпотом.+
д) Громко шептаться.

13. Словосочетание, которое указывает на предмет и его признак:
а) Очень темно.
б) Блестящий успех.+
в) Смотреть фильм.
г) Хорошо плавать.
д) Плавить металл.

14. Какой тип подчинительной связи в словосочетании С ПЫШНОЙ БОРОДОЙ?
а) согласование+
б) управление
в) примыкание

15. Какой тип подчинительной связи в словосочетании НАД СНЕЖНЫМ ПОЛЕМ?
а) согласование +
б) управление
в) примыкание

16. Способ связи – согласование:
а) Настойчивость в требовании
б) Настойчиво требуя
в) Настойчиво требовать
г) Настойчивый в требовании
д) В настойчивом требовании+

17. Способ связи слов в словосочетании согласование:
а) С любовью во взгляде
б) С любовью вглядываясь
в) Любящим взглядом.+
г) Очень хороший.
д) Очень любить.

18. Какой тип подчинительной связи в словосочетании СДЕЛАНО РУКАМИ?
а) согласование
б) управление +
в) примыкание

19. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Болезненный ребёнок.
б) Громоздкий багаж.
в) Полы покрашены.
г) Попавший в ловушку.+
д) Павшие герои.

20. Что изучает синтаксис?
а) Устойчивое сочетание слов.
б) Правила написания слов.
в) Строение и значение словосочетаний и предложений.+
г) Части речи и их формы.
д) Словарный состав языка.

21. Отметьте словосочетание, которое образовано по способу согласования.
а) Пятый дом.+
б) Красящий стену.
в) Приехал к отдыхающим.
г) Красивый душой.
д) Перебои в работе.

22. Выберите словосочетание:
а) Думай и отвечай.
б) Звёздное небо.+
в) Ученики работают.
г) Согласно условиям.
д) Сыро, но тепло.

23. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Распространённое мнение.
б) Единожды солгав.
в) Увлечённый работой.+
г) Понятие растяжимое.
д) В растущем организме.

24. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Забывчивый юноша.
б) Бегущая строка.
в) Пробежав стометровку.
г) Коротковолновый диапазон.
д) Бегущая по волнам.+

25. Главное слово в словосочетаниях:
Плодородная земля, правдивость описания, познание мира
Выражено:
а) Причастием.
б) Глаголом.
в) Именем прилагательным.
г) Наречием.
д) Именем существительным.+

26. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) Первая в группе.
б) Первый в группе.
в) Первая группа.+
г) Первенство группы.
д) Впервые сгруппировать.

27. Выберите словосочетание, которое не является фразеологизмом.
а) Выметать сор из избы.
б) Сесть в калошу.
в) Вверх дном.
г) Нарисовать портрет.+
д) Во всю ивановскую.

28. Определите словосочетание по способу согласования.
а) Под косым дождём.+
б) Раскрыть ладони.
в) Присмотреться со стороны.
г) Лететь на крыльях.
д) Жались к огню.

29. Нельзя считать словосочетанием.
а) Скорый поезд.
б) Придёт поезд.+
в) Купейный вагон.
г) Поезд из Москвы.
д) Придёт скоро.

30. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) по-зимнему холодно
б) по зимнему холоду+
в) остаться зимовать
г) уехать зимой
д) начало зимовки

Презентация на тему: " Задание В2. Весеннее солнце быстро гонит талые воды с полей. - Выделите из предложения словосочетания. - Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием?" — Транскрипт:

2 Задание В2. Весеннее солнце быстро гонит талые воды с полей. - Выделите из предложения словосочетания. - Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием? - Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями?

3 Словосочетания весеннее солнце быстро гонит талые воды гонит воды гонит с полей

4 НЕ являются словосочетаниями: Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, в течение урока, пусть поёт Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову, сесть в калошу Составные словоформы: более светлый, будет ходить

5 Способы подчинительной связи Согласование Управление Примыкание

6 Согласование. Главное слово Существительное Зависимое слово Прилагательное, Причастие, Порядковое числительное, Местоимение, по форме сходное с ним

7 Управление Главное слово Глагол и его формы Существительное Прилагательное Числительное Зависимое слово Существительное Местоимение

8 Примыкание Главное слово Глагол Деепричастие Причастие Наречие Прилагательное Зависимое слово Наречие, Деепричастие, Инфинитив, Сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ,ИХ)

9 Тренируемся! Задание 1. В данных словосочетаниях установите способ подчинительной связи. Роскошный букет, запереть ключом, излагать ясно, другая жизнь, провести касательную, шорох ветра, разное мировоззрение, густые заросли, горячо спорить, говорить восторженно, внимательный взгляд, возвращаться лесом, легкое прикосновение, подготовиться к сочинению, упасть навзничь, решить задачу.

10 Задание 1: проверка. Согласование УправлениеПримыкание Роскошный букет Другая жизнь Разное мировоззрение Густые заросли Внимательный взгляд Легкое прикосновение Запереть ключом Провести касательную Шорох ветра Возвращаться лесом Подготовиться к сочинению Решить задачу Излагать ясно Горячо спорить Говорить восторженно Упасть навзничь

11 Тренируемся! Задание 2. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои. А. С. Пушкин

12 Задание 2: проверка. дни мои (С) тянулись в глуши (У) тянулись во мраке (У) мраке заточения (У) тянулись тихо (П)

13 Тренируемся! Задание 3. Замените словосочетания деревянный дом, каменный мост, материнское сердце, морской берег, серебряный браслет, столичные улицы, построенные на основе связи согласование, синонимичными со связью управление.

14 Задание 3: проверка. дом из дерева мост из камня сердце матери берег моря браслет из серебра улицы столицы

15 Тренируемся! Задание 4. Замените словосочетания говорил достойно, занимался увлечённо, трудился усердно, добивался настойчиво, пел душевно, временно закрыто построенные на основе связи примыкание, синонимичными со связью управление.

16 Задание 4: проверка. Говорил с достоинством Занимался с увлечением Трудился с усердием Добивался с настойчивостью Пел с душой Закрыто на время

17 Тренируемся! Задание 5. Прочитайте строфу из стихотворения Н. Заболоцкого и выпишите словосочетание со связью управление, в котором используется инверсия. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

18 СПП с несколькими придаточными Молодые казаки ехали смутно и едва удерживали слезы, так как боялись отца, который тоже был несколько грустен и смущен. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который тащил претолстенное бревно. Солдаты знали, что путь будет долгим и что обязательно будут потери.

19 Схемы предложений. [ - = и =], (так как =), (который = и =). (Когда - =), [ - = ], (который =). [ - = ], (что - = ) и (что = -).

20 Расставьте знаки препинания. Майор рассчитывал что если разведчики до полудня успеют достичь реки батальону удастся выполнить задание.

21 Знаки препинания расставлены. Майор рассчитывал, что если разведчики до полудня успеют достичь реки, батальону удастся выполнить задание.

22 Знаки препинания расставлены. Майор рассчитывал, что, если разведчики до полудня успеют достичь реки, то батальону удастся выполнить задание.

23 Сложные синтаксические конструкции Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдалении. (И. А. Бунин)

24 Сложные синтаксические конструкции (В9) Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью [ ], но [ ] : [ ], [ ].

25 В4 Признаки однородных членов отвечает на один и тот же вопрос; относится к одному и тому же слову; являются одинаковыми членами предложения; равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью; произносятся с интонацией перечисления.

26 Запятая при однородных членах.

27 Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.

28 . вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

29 Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность В. Короленко

30 Примеры тропов О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Ф. И. Тютчев

31 Примеры тропов Топи да болота, синий плат небес. С. А. Есенин

32 Примеры тропов И мира нет и нет нигде врагов; Страшусь надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь и в небесах витаю; Всем в мире чужд и мир обнять готов. Ф. Петрарка

33 Примеры тропов Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами? В. А. Жуковский

34 Примеры тропов И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. А. С. Пушкин

35 Примеры тропов Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Лермонтов М. Лермонтов

37 Примеры тропов Под голубыми небесами Великолепными коврами… А. С. Пушкин

Главное и зави­си­мое сло­во состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Узнаем, что такое глав­ное и зави­си­мое сло­во, как опре­де­лить глав­ное и зави­си­мое сло­во в сло­во­со­че­та­нии, какие виды под­чи­ни­тель­ной свя­зи суще­ству­ют меж­ду ними. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Словосочетание

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­кегулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новыйновый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

  • согла­со­ва­ние
  • управ­ле­ние
  • при­мы­ка­ние

Виды словосочетаний

Словосочетания со связью согласования

Согласование — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му глав­но­го сло­ва в словосочетании.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Согласование

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

  • даль­няя доро­га — доро­га (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • деся­тый класс;
  • каж­дый человек;
  • наре­зан­ные овощи.

Словосочетания со связью управления

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

Управление — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­ром зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет фор­му опре­де­лён­но­го падежа.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

  • сто­ять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солн­цу;
  • нари­со­вал (что?) кар­ти­ну;
  • инте­ре­су­ем­ся (чем?) искус­ством;
  • рас­ска­жет (о чём?) о путе­ше­ствии.

Управление

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­ром зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му с помо­щью инто­на­ции по смыслу.

Примыкание

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

  • при­плыть (как?) быст­ро;
  • отпра­вить­ся (когда?) попоз­же;
  • сидеть (как?) раз­ва­лив­шись;
  • сде­лать (зачем?) назло.

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

  • гла­голь­ные;
  • имен­ные;
  • нареч­ные.

Словосочетание

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

  • петь пес­ню;
  • гово­ришь быстро;
  • выпол­нив задание;
  • улы­ба­ясь радостно;
  • наре­зан­ный кусочками.

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

  • утрен­ний туман;
  • радост­ный от счастья;
  • пла­ва­ние в бассейне;
  • пол­ный печали;
  • блед­ный от испуга;
  • семь мет­ров;
  • оба дру­га.

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

  • слиш­ком поздно;
  • очень груст­но;
  • дале­ко от деревни;
  • высо­ко над крышей;
  • сле­ва от неё;
  • свер­ху надо мной.

Видеоурок

Главное и зави­си­мое сло­во состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Узнаем, что такое глав­ное и зави­си­мое сло­во, как опре­де­лить глав­ное и зави­си­мое сло­во в сло­во­со­че­та­нии, какие виды под­чи­ни­тель­ной свя­зи суще­ству­ют меж­ду ними. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Словосочетание

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­кегулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новыйновый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

  • согла­со­ва­ние
  • управ­ле­ние
  • при­мы­ка­ние

Виды словосочетаний

Словосочетания со связью согласования

Согласование — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му глав­но­го сло­ва в словосочетании.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Согласование

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

  • даль­няя доро­га — доро­га (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • деся­тый класс;
  • каж­дый человек;
  • наре­зан­ные овощи.

Словосочетания со связью управления

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

Управление — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­ром зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет фор­му опре­де­лён­но­го падежа.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

  • сто­ять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солн­цу;
  • нари­со­вал (что?) кар­ти­ну;
  • инте­ре­су­ем­ся (чем?) искус­ством;
  • рас­ска­жет (о чём?) о путе­ше­ствии.

Управление

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание — это вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­ром зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му с помо­щью инто­на­ции по смыслу.

Примыкание

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

  • при­плыть (как?) быст­ро;
  • отпра­вить­ся (когда?) попоз­же;
  • сидеть (как?) раз­ва­лив­шись;
  • сде­лать (зачем?) назло.

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

  • гла­голь­ные;
  • имен­ные;
  • нареч­ные.

Словосочетание

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

  • петь пес­ню;
  • гово­ришь быстро;
  • выпол­нив задание;
  • улы­ба­ясь радостно;
  • наре­зан­ный кусочками.

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

  • утрен­ний туман;
  • радост­ный от счастья;
  • пла­ва­ние в бассейне;
  • пол­ный печали;
  • блед­ный от испуга;
  • семь мет­ров;
  • оба дру­га.

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

  • слиш­ком поздно;
  • очень груст­но;
  • дале­ко от деревни;
  • высо­ко над крышей;
  • сле­ва от неё;
  • свер­ху надо мной.

Видеоурок

Читайте также: