Учет недвижимого имущества в ссср

Обновлено: 23.04.2024

Государственному бюджетному учреждению учредитель передал в оперативное управление помещение. При передаче объекта передающая сторона оформила извещение (ф. 0504805) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) в двух экземплярах.

Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции при следующих условиях:

помещение поступило в оперативное управление 01.12.2018 по акту приема-передачи, в котором указано, что балансовая стоимость объекта составляет 50 000 руб., начисленная амортизация – 10 000руб.;

получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019;

в конце января 2019 года получены данные о том, что кадастровая стоимость объекта исходя из сведений, указанных в выписке из ЕГРН, составляет 7 000 000 руб.;

здание, в котором находится помещение, является одноэтажным со стенами из каменных материалов, было введено в эксплуатацию в 1956 году, относится к десятой группе (со сроком более 30 лет)?

Как следует начислять амортизацию на объект?

Ответ:

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Бухгалтерский учет.

Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления

Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.

Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2019 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.

Амортизация.

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости.

1. Пересчет накопленной амортизации.

В этом случае накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости.

Данный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент так, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

Пример 1.

В этом случае нужно произвести расчет начисленной ранее амортизации в следующем порядке:

1. Исчисляется коэффициент увеличения амортизации. Он равен 140 (7 000 000 руб. / 50 000 руб.).

2. Пересчитывается сумма начисленной ранее амортизации с учетом коэффициента. Она составляет 1 400 000 руб. (10 000 руб. х 140).

2. Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Такой способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.

С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Пример 2.

1. Из балансовой стоимости актива вычитается сумма ранее начисленной амортизации. Остаточная стоимость объекта – 40 000 руб. (50 000 – 10 000).

2. Пересчитывается остаточная стоимость. Получается коэффициент 175 (7 000 000 руб. / 40 000 руб.).

3. Сумма накопленной амортизации определяется в порядке пересчета на полученный коэффициент. В нашем случае сумма амортизации по объекту равна 1 750 000 руб. (10 000 руб. х 175).

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта основного средства по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта, при этом:

под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения;

оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату считается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Пример 3.

В этом случае срок полезного использования составит 83 года = 100% стоимости объекта / 1,2% в год.

Исходя из условий вопроса здание введено в эксплуатацию в 1956 году, поэтому оставшийся срок эксплуатации объекта составляет 20 лет (83 – (2019 – 1956)).

Пример 4.

Остаточная стоимость объекта – 5 250 000 руб. (7 000 000 – 1 750 000). Оставшийся срок полезного использования объекта – 20 лет. Определим амортизацию.

Амортизация при линейном способе будет ежемесячно начисляться в сумме 21 875 руб. (5 250 000 руб. / 12 мес. / 20 лет).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Объект принят к забалансовому учету согласно распорядительному акту собственника и акту приема-передачи объекта по указанной в акте стоимости

Объект принят к балансовому учету после получения свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления:

по актуализированной кадастровой стоимости

в сумме начисленной ранее амортизации

в сумме амортизации, пересчитанной на дату переоценки стоимости помещения (1 750 000 – 10 000) руб.

Одновременно объект списан с забалансового учета по указанной в акте стоимости


На сегодняшний день тема разграничения движимого и недвижимого имущества является крайне важной, так как отнесение имущества к тому или другому виду влияет на порядок его приобретения, реализации, а также защиты прав. Помимо теоретического интереса, исследование данного вопроса имеет также и практическое значение, поскольку правовой режим движимых вещей отличается от недвижимых, для последних предусмотрен специальный порядок государственной регистрации прав.

Часто установить, является имущество движимым или недвижимым, довольно тяжело. В таких случаях приходится использовать результаты экспертизы, назначаемой судом. Главным образом, отличие движимого имущества от недвижимого эксперты рассматривают через их признаки, которые связаны с природой тех вещей, которые относятся к данному виду имущества.

Для того чтобы выявить, в чём заключаются существенные отличия между движимым и недвижимым имуществом, сначала обратимся к содержанию и понятиям данных терминов, которые содержаться в ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ к движимому имуществу относятся все вещи, которые не являются недвижимыми, включая деньги и ценные бумаги.

В статье 130 ГК РФ законодатель даёт определение понятию недвижимого имущества через перечисление объектов (и некоторых их признаков), которые к нему относятся, а именно:

  • земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства;
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
  • жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учёте порядке ;
  • иное имущество, отнесённое законом к недвижимости (например, предприятия, космические объекты, единые недвижимые комплексы).

Таким образом, по своим природным свойствам движимое имущество отличается от недвижимого тем, что оно:

  • не обладает прочной связью с землёй;
  • не всегда индивидуально определено, в отличие от недвижимости, которая всегда определена чётко (например, у здания есть адрес, кадастровый номер и технические характеристики – этаж, площадь и др.).

Однако на практике часто не представляется возможным руководствоваться критерием о том, что недвижимость - это любая вещь, настолько прочно связанная с землей, что её перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба её назначению. Особенно когда возникает вопрос о признании её, например, принадлежностью главной (недвижимой) вещи, её составной частью или её улучшением.

Поскольку гражданское законодательство не содержит всех отличительных признаков недвижимости, отличающих её от движимого имущества, то для их определения, помимо законодательства, следует обращаться к судебной практике.

Во-первых, применение критериев бухучёта. ВС РФ решил , что при разграничении объектов нужно применять критерии бухучёта.

Во-вторых, прочная связь с землёй. ВС РФ пояснил , почему нельзя отнести объект к недвижимости только по той причине, что он связан с землёй и его нельзя переместить без разрушения или повреждения.

Сами по себе критерии прочной связи вещи с землёй, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения её назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством ( п.1. ст. 130 , п.1 ст. 133, ст. 134 ГК РФ), не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях до приобретения и монтажа объекты не имеют связи с землёй, а после начала эксплуатации могут образовать сложную вещь с недвижимостью.

В-третьих, наличие сведений в ЕГРН. По мнению ВС РФ , критерий, который часто используют, — наличие либо отсутствие сведений об объекте в ЕГРН можно применять как доказательство в споре. Однако оценить право на льготу только на основании такого критерия нельзя.

Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу п. 6 ст. 8.1 ГК РФ имеет доказательное значение для целей применения пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств ( абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ) либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинён режиму недвижимых вещей ( абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости. На это ВС РФ указывал ещё в 2015 году.

Таким образом, Верховный Суд данным Определением сделал очередной шаг на пути разграничения движимого и недвижимого имущества. Полагаем, что теперь к указанным разъяснениям прислушаются, в том числе и фискальные органы. Так, в Письме № БС-4-21/7027@ ФНС не только привела основные положения решения ВС РФ, но и распорядилась довести представленные сведения до должностных лиц, которые осуществляют мероприятия налогового контроля, рассматривают налоговые споры, касающиеся исчисления имущественного налога.

Ранее мы сообщали о том, что Верховный Суд РФ сформулировал подход к разграничению движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения.

Подробнее о налоге на имущество и других актуальных для бухгалтера вопросах вы можете узнать на нашем семинаре.

Фото: FOTOGRIN\shutterstock

В России права на недвижимость подлежат госрегистрации. Право распоряжаться имуществом, проводить сделки с ним и другие юридические действия у собственников возникают после его госрегистрации. При этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе.

Рассказываем, в каких случаях требуется кадастровый учет недвижимости и как его провести.

Какими законами регулируется

В России существуют два закона, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость. Это Закон о кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При кадастровом учете сведения об объектах вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а госрегистрация прав и обременений вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Кадастровый учет недвижимости

Внесение сведений в ЕГРН о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость, отмечают в Росреестре. Ставить недвижимость на учет должен собственник независимо от его гражданства. Если владелец несовершеннолетний (до 14 лет), то за него это должны сделать родители или усыновитель, опекун. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.

В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет

На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:

Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.


Наталья Тарасова, адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД:

— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.

Как проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете

Чтобы проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, можно воспользоваться онлайн-сервисом Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

  • адрес объекта недвижимости;
  • условный номер или номер права из ЕГРН.

Документы для кадастрового учета

Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.

Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)

Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:

Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.

Сколько стоит поставить недвижимость на кадастровый учет

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса госпошлина для физлица составляет 2 тыс. руб., для юрлица — 22 тыс. руб.

Сроки предоставления услуги

Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от пяти до 12 рабочих дней.

Чем подтверждается кадастровый учет


До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.

Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.

Виктория Абрамченко

Время перемен

Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.

За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.


Объединить системы

Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.


Работа сделана


Новые возможности

Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).

Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.

Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.

Другие задачи

До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов

В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

Читайте также: