Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении с 2020 года

Обновлено: 18.05.2024

Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.

Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Пример 1

В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.

На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.

В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.

В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный - не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.

Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.

В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.

Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 "О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отметил следующее.

Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

Пример 2

В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.

В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.

Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.

В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.

Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Пример 3

Как объясняет представитель учреждения, одно автотранспортное средство получено пять дней назад, на данный момент документы отправлены на регистрацию в ГИБДД письмом от 11 ноября 2009 года № 259. По остальным транспортным средствам объяснения отсутствуют, в связи с чем учреждению направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

Некоторые бюджетные учреждения сдают неиспользуемые площади в аренду. В этом случае в ходе ревизии необходимо проверить наличие регистрации договоров аренды.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 657 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из его сторон.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

Обратите внимание, что договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещений с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или его части регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Пример 4

В ходе проверки образовательного учреждения выявлен факт сдачи имущества в аренду по договору.

Ответственность при государственной регистрации имущества

Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Зачастую нарушения допускаются вследствие того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и учет имущества, не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Вред, причиненный юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них законодательством обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Для учреждений предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ, а именно: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (ст. 19.22 КоАП РФ), если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 100 до 300 руб., на юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 года № 75н.

*(3) Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".


С начала текущего года государственные (муниципальные) учреждения в своей работе должны применять положения Федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе ФСБУ "Аренда". О том, как правильно отражаются в учете объекты, находящиеся у учреждения в аренде или безвозмездном бессрочном пользовании, мы поговорим в этой статье.

Операционная и финансовая (неоперационная) аренда

Начиная с 01.01.2018 г. операции по договорам аренды и безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете организаций государственного сектора в соответствии с нормами федерального стандарта "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - Стандарт "Аренда") и федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт "Основные средства"). Все стандарты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора применяются во взаимосвязи. Кроме того, специалистами финансового ведомства в Письме от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда") доведены до учреждений методические рекомендации по его применению.

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).

В 2018 году учет безвозмездно полученного, а также арендуемого недвижимого имущества осуществляется на балансовых счетах учреждений.

Отметим, что договор аренды по определению является возмездным[1], так как предполагает предоставление имущества во временное владение и (или) пользование за плату[2]. Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды)[3].

Стандартом "Аренда" предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен и зависит от квалификации заключенного договора.

Отнесение конкретного договора к тому или иному виду аренды, а также оценка возникающего в соответствии с ним объекта бухгалтерского учета осуществляется на более раннюю дату из следующих дат[4]:

  • дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования;
  • дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.

При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование. Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит. Учреждение пользуется имуществом и за это перечисляет собственнику арендную плату. Сюда попадает и тот случай, когда учреждение пользуется имуществом безвозмездно. Права остаются у собственника, но арендная плата равна нулю.

Признаки операционной аренды

Признаки неоперационной аренды

1. Срок аренды меньше срока полезного использования имущества.

2. Общая сумма арендной платы ниже справедливой стоимости передаваемого имущества

1. Срок аренды по договору сопоставим со сроком полезного использования имущества.

2. Сумма всех арендных платежей равна справедливой стоимости передаваемого имущества.

3. Когда договор аренды закончится и арендатор выплатит собственнику выкупную стоимость, к нему переходят все права на имущество.

4. Арендатор имеет приоритетное право продлить договор аренды на дополнительный срок. При этом арендная плата будет прежней.

5. Убытки или прибыль от изменений справедливой стоимости имущества относят на арендатора. Например, арендодатель увеличит арендные платежи. 6. Арендатор платит арендные платежи в рассрочку

Важно: если объект соответствует одному или двум признакам операционной аренды и при этом имеет хоть один признак неоперационной аренды, такой объект нужно признать неоперационной (финансовой) арендой[5].

У государственных (муниципальных) учреждений в основном имущество, переданное (полученное) в аренду, признается объектом операционной аренды. Финансовая аренда в настоящее время не распространена среди учреждений госсектора, но теоретически может быть.

Неоперационная (финансовая) аренда предполагает, что учреждение выкупит имущество в рассрочку. Сюда можно отнести имущество казны, которое госорган передал в пользование коммерческим или некоммерческим организациям, а также имущество по договору лизинга.

Таким образом, классификация договора аренды (безвозмездного пользования) относится к сфере профессионального суждения бухгалтера и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС "Аренда"[6].

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ нужно вести раздельный учет объектов при обычной аренде (операционной аренде), безвозмездном пользовании, и также при лизинге (финансовой аренде). Стандарт обязателен при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2018 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях.

Объекты, принимаемые на баланс, на основании вновь заключенных в 2018 году договоров безвозмездного пользования, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен[7].

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС "Концептуальные основы. ", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются "переходящие" на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект - 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости - во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"[8].

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п. 58 СГС "Основные средства", следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00. Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС "Основные средства", методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Бухгалтерский учет объектов аренды

При операционной аренде (безвозмездном пользовании) у принимающей стороны объектами учета будут:

  • право пользования имуществом (счет 0 111 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • амортизация права пользования имуществом (счет 0 104 40 450);
  • расходы (обязательства) по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).

В соответствии с пунктом 21 СГС "Аренда" объектом учета операционной аренды является право пользования активом, принятое к бухгалтерскому учету. Объект амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором, методом, применяемым для амортизации объектов основных средств, аналогичных полученному в пользование имуществу.

Начисление амортизации права пользования активом (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Признано право пользования объектами аренды (в расчетной сумме договора аренды)

Начислена амортизация на право пользования активом (ежемесячно в расчетной сумме арендных платежей, причитающихся к уплате)

Признаны доходы текущего финансового года от полученного безвозмездно права пользования активом по операционной аренде (равномерно и ежемесячно)

Прекращено право пользования имуществом при прекращении действия договора безвозмездного пользования:

- в сумме договора, если аренда прекращается по сроку

- в сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно производится корректировка отложенных доходов от безвозмездного пользования на сумму, соответствующую остатку по договору, отражается методом "красное сторно"

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах имущества, переданных в пользование (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 000);
  • доходы по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135).

Передавая объект основного средства в аренду, в бухгалтерском учете оформляются операции по внутреннему перемещению. В данном случае произойдет замена лица, ответственного за сохранность переданного объекта, т.е. вместо материально ответственного лица арендодателя с этого момента в качестве ответственного лица нужно указать руководителя арендатора или уполномоченное им лицо. Для этого нужно предусмотреть аналитику в рабочем плане счетов.

Одновременно с внутренним перемещением информация о стоимости переданного в аренду объекта основных средств отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031)[9].

В разд. 4 этой карточки отразите данные:

  • о юридическом лице, которому объект (часть объекта) передан в пользование.

При финансовой аренде у принимающей стороны объектами учета будут:

  • объект ОС (счет 0 101 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • расходы по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).
  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 122);
  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);
  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 000).

Дублировать объекты аренды на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не нужно.

Учет санкционирования в арендных отношениях

Обязательства по операционной аренде отражаются в бухгалтерском учете по факту подписания договора аренды (пользования) имущества. Бухгалтерские записи, отражаются согласно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов".

По текущим арендным платежам, принимаются обязательства (бюджетные обязательства) у арендатора, и у арендодателя. Доходы будущих периодов признаются еще и как увеличение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды.

В бухгалтерском учете учреждений в момент заключения договора отражаются записи:

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам текущего периода

Приняты обязательства по арендным платежам на текущий финансовый год

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

Отражены прогнозируемые доходы текущего финансового года

Отражены прогнозируемые доходы года, следующего за текущим финансовым годом

Отражены прогнозируемые доходы второго года, следующего за текущим финансовым годом

Если отношения прекращаются раньше срока, установленного договором, операции санкционирования сторнируются.

Отметим, что обязательства и доходы по условным арендным платежам также подлежат отражению на счетах санкционирования, причем они будут являться обязательствами и доходами текущего финансового периода. И поскольку здесь нет никаких изменений, мы не будем приводить записи этих бухгалтерских операций.

Имущество, полученное в безвозмездное бессрочное пользование, объектом аренды не является.

На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

Пунктом 10 ФСБУ "Аренда" установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды - положения Стандарта "Аренда" при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

[1] п. 1 ст. 423 ГК РФ

[3] п. 1 ст. 689 ГК РФ

[4] п. 11 СГС "Аренда"

[6] разд. III.1 Методических рекомендаций Письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464

[7] п. 26 СГС "Аренда"

[8] Письма Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257, от 13.12.2017 N 02-07-07/83463

[9] разд. III.1 Методических рекомендаций Письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.

Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2021 году

В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.

В 2020 ввели такие ФСБУ:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Новые стандарты бухучета с 2021 года

С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

  • текущие — заработная плата;
  • отложенные — отпускные.

Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2021 год выглядит следующим образом:

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

Земля — недвижимое имущество учреждения

Амортизация недвижимого имущества учреждения

Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Денежные средства учреждения

Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства

Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по долговым обязательствам в рублях

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по заработной плате

Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

Расчеты по работам, услугам

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2021 года:

Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков

Операция в иных случаях принятия обязательств

Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств

Отчетность казенного учреждения в 2021 году

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.

Пояснительная записка

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.


О.Я. Решетова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

Основные средства баланса списываются до уничтожения или после?

Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (уничтожение).

ОБОСНОВАНИЕ

Основанием для списания такого имущества является решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или инвентаризационной комиссии. Решение комиссии могут зафиксировать в акте списания или акте о результатах инвентаризации (Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (утилизации, уничтожения).

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении" до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

2. В каком случае неиспользуемые основные средства списываются с баланса

Неиспользуемые основные средства подлежат списанию с баланса в случае выбытия из эксплуатации в результате принятия решения о списании.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 "Материальные ценности на хранении" отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

Выбытие (списание) с балансового учета основных средств осуществляют на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из следующих условий (п. п. 47, 48 Федерального стандарта N 256н):

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 - 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2019 N 02-07-10/42823, от 22.05.2019 N 02-06-10/36983).

2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете списание основных средств при ликвидации (демонтаже, утилизации)

Списывайте основное средство с балансового учета по его балансовой стоимости вместе с суммой накопленной амортизации и убытком от обесценения (при наличии) (п. п. 25, 43 Федерального стандарта N 257н, п. 51 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н). Если вы понесли расходы на ликвидацию (демонтаж, утилизацию), то не забудьте отразить в учете и их тоже.

Чтобы списать основные средства в бухгалтерском (бюджетном) учете, сформируйте следующие записи:

Читайте также: