Учет лизингового имущества с 2022 года

Обновлено: 23.04.2024

ФСБУ 25 или Указания N 15?

Применение к арендным отношениям ФСБУ 25/2018 обязательно с бухгалтерской отчетности за 2022 год, но можно начать применение этого стандарта досрочно. Это следует сделать, если договор лизинга окончится после 31.12.2022 года. Дело в том, что организация имеет право не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется правила ФСБУ 25/2018 (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Если же автомобиль получен в лизинг на более длительный срок, то целесообразно сразу применять к договору лизинга нормы ФСБУ 25/2018 во избежание пересчетов связанных с переходным периодом, предусмотренным п. 48 — п. 50 ФСБУ 25/2018.

Если применяем Указания N 15

Рассмотрим самую распространенную ситуацию, когда договором лизинга в течение срока действия договора лизинга предусмотрена уплата лизинговых платежей, а также выплата выкупной цены, после чего к лизингополучателю переходит право собственности на автомобиль.

Для лизингополучателя, автомобиль, взятый в лизинг, отвечает критериям основного средства (в п. 4 и в п. 5 ПБУ 6/01). Автомобиль принимается лизингополучателем к бухгалтерскому учету в состав основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которая включает всю сумму платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (без НДС) (п.8 Указаний N 15, п. 7, п. 8 ПБУ 6/01). Для организаций, которые не являются плательщиками НДС, например, применяющие УСН, НДС является невозмещаемым налогом и включается в первоначальную стоимость предмета лизинга (п. 8 ПБУ 6/01).

При признании в учете предмета лизинга следует исходить из срока полезного использования (СПИ) автомобиля, так как организация намерена выкупить автомобиль в собственность и эксплуатировать его как основное средство (извлекать экономические выгоды в течение СПИ ОС, п. 20 ПБУ 6/01). Амортизация предмета лизинга начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга к бухгалтерскому учету в составе основных средств, до момента возврата лизингодателю либо до полного погашения его стоимости. Амортизация начисляется способом, установленным в учетной политике организации-лизингополучателя (пункты 17, 19, 21, 22 ПБУ 6/01).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в феврале 2021 г. Срок лизинга — до декабря 2022 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за декабрь 2022 года) считается уплатой выкупной цены. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю.

Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т.ч. НДС 20%, уплачиваются с февраля 2021 по декабрь 2022 ежемесячно равными частями (289 565 руб. х 23 платежа). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев (для БУ и НУ).

Лизинговый автомобиль бухгалтерский учет у лизингополучателя в соответствии с Указаниями N 15 по отражению расчетов по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя:

Февраль 2021

Получен предмет лизинга:

Дебет 08 Кредит 76-арендные обязательства — 5 550 000 руб.

Выделен НДС по лизинговому имуществу

Дебет 19 Кредит 76-арендные обязательства —1 110 000 руб.

Предмет лизинга включен с состав ОС:

Дебет 01- лизинг Кредит 08 — 5 550 000 руб.

Февраль 2021 и далее ежемесячно до выкупа предмета лизинга (декабрь 2022)

Начислен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-лизинговые платежи — 289 565 руб.

Принят к вычету НДС по текущему лизинговому платежу (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Уплачен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-лизинговые платежи Кредит 51 — 289 565 руб.

Март 2021 и далее ежемесячно

Начислена амортизация по предмету лизинга:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02-лизинг — 150 000 руб.

На дату выкупа предмета лизинга — декабрь 2022

Начислен платеж в виде выкупной стоимости:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-выкупная стоимость — 289 565 руб.

Уплачена выкупная стоимость:

Дебет 76-выкупная стоимость Кредит 51 — 289 565 руб.

Перевод выкупленного предмета лизинга в состав собственных ОС

Дебет 01-собственные ОС Кредит 01-лизинг (первоначальная стоимость) — 5 550 000 руб.

Дебет 02-лизинг Кредит 02-собственные ОС (амортизация) — 3 600 000 руб. (150 000 руб. х 24 мес.)

Принят к вычету НДС по выкупной стоимости ОС (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Как видим, в бухгалтерском учете нет расхода в виде лизингового платежа, в расходы относится только амортизация предмета лизинга. Начисление лизингового платежа уменьшают задолженность арендодателя по арендным обязательствам и не признаются расходом для целей бухгалтерского учета.

Обратите внимание! При учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя для целей налогового учета лизинговый платеж признается расходом за минусом суммы начисленной амортизации (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Первоначальной стоимостью предмета лизинга всегда признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина РФ от 17.05.2021 N 07-01-09/37253, от 20.04.2016 N 03-03-06/1/22656).

Получается, что в налоговом учете расходом признается амортизация плюс лизинговый платеж в части, превышающей сумму амортизации, а в бухгалтерском учете только сумма амортизации. При этом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на расходы в течение СПИ предмета лизинга переносится вся сумма договора лизинга (без НДС). Возникает временная разница (НВР), в учете отражается ОНО (Кредит 77), которое списывается (погашается) после выкупа лизингового имущества ежемесячно в течение всего оставшегося СПИ (п. 11, п. 15, п. 18 ПБУ 18/02).

Если применять ФСБУ 25

Основное отличие при отражении финансовой аренды по ФСБУ 25 в том, что стороны договора аренды отражают аренду на балансе по приведенной стоимости. То есть, при признании в учете арендатор отражает ППА и обязательство по аренде не в полной сумме лизинговых платежей (как это прописано в Указаниях N 15), а по первоначальной оценке обязательства по аренде (как приведенная стоимость будущих арендных платежей) (п. 14 ФСБУ 25/2018).

Таким образом, при лизинге на рыночных условиях допустимо отражать ППА и признавать обязательство по аренде в размере стоимости предмета лизинга, которую уплатил за него лизингодатель (без НДС). Разница между общей суммой договора лизинга (включая выкупную цену) и затратами лизингодателя на приобретение лизингового имущества (суммой, которую уплатил лизингодатель за предмет лизинга) признается у лизингополучателя процентами и распределяется во времени по сроку договора лизинга.

В течение срока лизинга по ППА начисляется амортизация, а первоначально признанное обязательство по аренде увеличивается за счет начисления процентов. Проценты признаются в составе прочих расходов организации. Уплаченные лизинговые платежи уменьшают обязательство по аренде (п. 18 ФСБУ 25/2018).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в октябре 2021 года (принят к учету).

Срок лизинга до марта 2024 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за март 2024 года) признается выкупной стоимостью. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю. Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т. ч. НДС 20%, уплачиваются с октября 2021 по март 2024 ежемесячно равными частями (222 000 руб. х 30 платежей). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев. Сумма, уплаченная за предмет лизинга лизингодателем 5 270 000 руб. (без НДС).

Начисление процентов по периодам отражено в таблице. Остаток обязательства на конец периода рассчитан как Остаток обязательства на начало периода плюс сумма процентов минус лизинговый платеж. Проценты рассчитаны как произведение остатка обязательства на начало периода и ставки за месяц 0,337%.

Букина О. А.

Интерес бухгалтерского сообщества всколыхнул ФСБУ 25/2018. Установлены новые правила учета аренды и лизинга с отчетности за 2022 год. Но стандарт можно применять и раньше. Эксперты рекомендуют уже сейчас разобраться с изменениями в учетной политике и начать работать по стандарту. Почему? Читайте в статье Контур.Школы

Основные положения нового ФСБУ

ФСБУ 25/2018 применяется сторонами договора аренды и иных договоров, положения которых предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование.

  • участков недр для геологического изучения, разведки, добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.

В российском бухучете появилось новое понятие

  • имущество предоставляется на определенный срок;
  • предметы аренды можно идентифицировать, то есть из договора понятно, о каком имуществе идет речь;
  • арендатор самостоятельно определяет, как он будет использовать предмет аренды в границах его технических характеристик;
  • арендатор имеет право получать экономическую выгоду, используя предмет аренды.

При организации и ведении бухгалтерского учета объектов обе стороны договора аренды действуют независимо друг от друга.

Арендатор всегда будет отражать право пользования имуществом в активе, а обязательство по аренде — в пассиве. И эти обязательства будут погашаться по мере платежей.

Арендодатель будет подразделять аренду на финансовую и операционную. Учет финансовой аренды предполагает признание в качестве актива чистой инвестиции в аренду. Доходы при этом признают в виде процентных начислений по этой инвестиции.

Послабления для тех, кто ведет учет упрощенным способом

Организации, которые вправе вести бухучет упрощенным способом, могут воспользоваться послаблениями.

Они могут применять стандарт 25/2018 только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года. Соответственно, у них есть возможность заключать договоры до этого периода и сдавать по ним бухгалтерскую отчетность привычным способом.

Арендатор отражает в учете аренду всегда одинаково, независимо от того, является аренда операционной (текущей) или финансовой.

Арендодатель должен будет классифицировать аренду как операционную или финансовую, для него учет будет различным. Главный критерий — кто будет нести риски (арендодатель или арендатор).

Арендодатель, который вправе применять упрощенные способы учета, может классифицировать все объекты учета аренды в качестве объектов операционной аренды, забыв о финансовой. Исключение составляют случаи, когда в договоре сказано, что он предусматривает право выкупа.

Арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, может не отражать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде. Аренда отражается как периодические платежи способом, применяемым до ввода в действие ФСБУ 25/2018. Но при этом договор не должен предусматривать выкупа, имущество нельзя сдавать в субаренду, срок аренды не должен превышать 12 месяцев, а стоимость объекта — 300 000 руб.

Право пользования активом оценивается по сумме всех фактических затрат, включая затраты на доставку предмета аренды, его монтаж и демонтаж после окончания срока аренды.

Кроме того, ФСБУ 25/2018 требует применения дисконтирования, то есть необходимо будет не только показать предмет аренды и обязательства, но еще и отдисконтировать платежи за весь срок аренды, предварительно определив для этого ставку.

При упрощенном учете, оценивая объект, нужно учитывать первоначальную сумму арендных платежей. Затраты арендатора в связи с расходами, оценочные обязательства как будущие затраты на демонтаж необходимо признавать в том периоде, когда они понесены, то есть когда фактически произведен демонтаж. Платежи можно оценивать по номинальной стоимости, без дисконтирования.

Досрочный переход к применению стандарта

Организации могут начать применять новый стандарт до 2022 года. В этом случае свое решение необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности. Кому целесообразно начать сдавать отчетность по новому стандарту досрочно?

Прежде всего речь идет об организациях, которые подлежат обязательному аудиту. При переходе на ФСБУ 25/2018 изменения учетной политики необходимо отражать ретроспективно. Если организация прежде учитывала аренду в соответствии с МСФО, то корректировка процедур не потребуется. В противном случае вас ждет ретроспективный пересчет.

Чтобы не переделывать сформированную отчетность, удобнее вести учет предметов аренды по правилам нового стандарта с начала срока договора, то есть уже сейчас.

Обратите внимание: стандарт применяется к договорам аренды, а не к организации в целом. Это значит, что необходимо анализировать каждый договор на предмет применения стандарта.

Новый стандарт можно не применять в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, с которого вы решили отчитываться по новым правилам.

Пример: Организация планирует применять стандарт с 2021 года. Есть несколько договоров аренды сроком на 10 лет. Срок одного из договоров истекает в октябре 2020 года. К нему применять новый стандарт не нужно.

Арендаторов и в этом вопросе ждет хорошая новость: они имеют полное право не проводить ретроспективный пересчет при изменении учетной политики. Достаточно лишь накануне перехода на стандарт отразить то состояние вещей, которое сложилось на 31 декабря предшествующего года.
По каждому договору необходимо единовременно признать:

  • право пользования активом;
  • обязательство по аренде.

1. Если организация подлежит обязательному аудиту, но договор аренды краткосрочный. Нужно применять стандарт ФСБУ 25/2018?Ответ: тот факт, что организация подлежит обязательному аудиту, означает, что права на применение упрощенных методов учета она не имеет. Но у нее есть другое основание для отражения арендных платежей по прежнему варианту (текущая аренда до применения ФСБУ 25/2018) — краткосрочность аренды (п. 11 ФСБУ 25/2018), поэтому применять стандарт не нужно. Но не стоит забывать, что десятилетиями продлеваемый договор (11 месяцев + 11 месяцев + 11 месяцев и т.д.) аудитором будет расцениваться как долгосрочный, исходя из приоритета содержания перед формой. А это может присести к тому, что фирме придется применять новый стандарт.

2. Если договор заключен на неопределенный срок, нужно применять стандарт?Ответ: стандарт применяется только к договорам с указанным сроком аренды (п. 1 Стандарта).

3. При аренде у муниципалов земли сроком на 49 лет тоже надо применять стандарт? В этом случае невозможно предугадать арендную плату. Ответ: в пункте 4 Стандарта сказано о том, что он не распространяется на госсектор. Если арендатор не является организацией госсектора и срок аренды определен, то стандарт нужно применять. По мере изменения арендной платы и процентных ставок сумма активов и обязательств может быть скорректирована.

Ключевые тезисы стандарта ФСБУ 25/2018

В завершение отметим важные тезисы, которые помогут понять суть стандарта и начать планировать работу по новым правилам.
Федеральный стандарт бухгалтерской отчетности 25/2018:

В статье представлены общие базовые положения по новому Федеральному стандарту 25/2018. Многие вопросы требуют детальной проработки: дисконтирование, амортизация права пользования активом, признание инвестиции в аренду и оценка ее стоимости, начисление арендных платежей, раскрытие информации в отчетности участниками договора аренды, классификация предмета аренды у арендодателя и варианты ведения учета у арендатора. Кроме того, в настоящее время для отражения операций по учету в соответствии с новым стандартом не установлено никаких новых счетов.

Тот факт, что стандарт обязателен к применению лишь с отчетности за 2022 год, не должен вводить в заблуждение. Анализировать информацию, обучать персонал, делать первые шаги по изменению учетной политики нужно уже сейчас.

С 2022 года меняются правила амортизации и начисления налога на имущества по арендуемым объектам и устанавливается новый порядок учета выкупной стоимости лизингового имущества. Эти и другие изменение рассмотрим в нашей статье.


Новое по амортизации лизингового имущества.

Лизинг (англ. leasing от to lease — сдать в аренду) — это финансовая услуга, суть которой в аренде имущества с возможностью дальнейшего его выкупа.

В соответствии со статьей 256 НК РФ, амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности.

Статьей 259.3 НК РФ предусматривалась возможность выбора балансодержателя предмета лизинга для целей применения коэффициента ускоренной амортизации, то есть по действующим правилам амортизировать переданное в лизинг имущество должен тот, кто учитывает его согласно условиям договора. Это может быть либо лизингодатель, либо лизингополучатель.

С января 2022 года это правило перестанет действовать. С указанной даты амортизацию объекта вправе начислять только лизингодатель, как собственника предмета лизинга. Право применения к основной норме амортизации повышающего коэффициента (не выше 3) у лизингодателя сохраняется (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).

Данные изменения в НК РФ порождают наличие существенных разниц между налоговым и бухгалтерским учетом (для целей бухгалтерского учета предмет лизинга подлежит учету и амортизации у лизингополучателя, а в налоговом учете — у лизингодателя).

Изменения порядка учета лизинговых платежей.

Итак, лизингополучатель амортизацию не начисляет. Он будет учитывать в расходах только периодические лизинговые платежи, установленные договором лизинга (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в указанной норме законодательно закрепили следующее условие. Если по окончании срока действия договора лизинга объект ОС подлежит передаче лизингополучателю в собственность по договору купли-продажи, а в составе лизинговых платежей выделена выкупная стоимость этого объекта, то лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом указанной выкупной стоимости (п. 23 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).

Это означает, что часть лизингового платежа, уплачиваемая в счет выкупной стоимости, в текущие расходы лизингополучателя не включается. По сути говоря, она представляет собой предварительную оплату первоначальной стоимости будущего объекта основных средств, который поступит к лизингополучателю после окончания договора лизинга и выкупа этого объекта. Впоследствии первоначальную стоимость выкупленного объекта можно учесть в расходах единовременно или через амортизацию (п. 1, 2 ст. 254, п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Что касается арендной платы, то с ней все просто. Лизингодатель включает ее в доходы, а лизингополучатель — в расходы. Такой порядок существует сейчас, и сохранится после 1 января 2022 года.

Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам. Попробовать бесплатно.

Налог на имущество.

С 1 января 2022 года ст. 378 НК РФ дополняется новым пунктом 3, согласно которому имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), подлежит налогообложению исключительно у арендодателя (лизингодателя) (п. 49 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).

Это нововведение касается недвижимости, являющейся предметом договора аренды или лизинга, которая облагается налогом на имущество по среднегодовой стоимости. Поясним.

Поскольку собственником недвижимости, переданной в аренду (лизинг), является арендодатель (лизингодатель), то только он является плательщиком налога на имущество, если эта недвижимость облагается исходя из кадастровой стоимости. Это следует из пп. 2 п. 1 ст. 374, п. 2 ст. 375 НК РФ.

Заметим, что данный порядок может повлечь сложности, если налог на имущество исчисляется по среднегодовой (а не кадастровой) стоимости объекта. Дело в том, что среднегодовая стоимость определяется на основании данных бухучета. Но по нормам ФСБУ 25/2018 (утв. приказом Минфина от 16.10.18 № 208; обязателен к применению с 2022 года) арендованное имущество учитывается на балансе арендатора (лизингополучателя). Следовательно, для лизингодателя посчитать среднегодовую стоимость будет затруднительно.

Снижаем ваши расходы на бухгалтера, юриста, кадровика в несколько раз. Узнать больше.

Как отмечают контролирующие органы, в зависимости от применения организацией (арендодатель, арендатор) ФСБУ 25/2018, а также от условий договора аренды (вида и срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.), предмет аренды (лизинга) может учитываться в бухучете в качестве ОС одновременно у арендодателя (лизингодателя) и у арендатора (лизингополучателя). Поэтому сегодня нередко возникает неясность, кто именно должен платить налог на имущество организаций.

Перечисленные выше новшества применяются, если договор лизинга заключен в 2022 году или позднее.

Если же договор был заключен в 2021 году или ранее, налоговый и бухгалтерский учет лизингового имущества нужно вести по прежним правилам вплоть до истечения срока действия договора. Так сказано в статье 2 комментируемого закона № 382-ФЗ.

С учетом незначительного времени, остающегося до 2022 года налогоплательщикам необходимо выработать методологическую позицию по ряду вопросов. Кроме того, данные поправки в НК РФ могут потребовать изменения в договора лизинга, пересмотр некоторых условий заключаемых сделок. Участники лизинговых сделок должны будут привести свои учетные политики для целей налогообложения в соответствие с новыми правилами.

Получить образец учетной политики для небольшого ООО. Получить бесплатно.


Учет лизингового имущества на балансе лизингополучателя - проводки, выполняемые этой стороной договора, в такой ситуации делают по правилам, существенно отличающимся от используемых при учете, ведущемся в балансе лизингодателя. Почему становится возможным учет в балансе стороны-получателя и в чем заключаются его особенности, вы узнаете из нашей статьи.

Положения лизингового договора, влияющие на порядок бухгалтерского учета

Вопросы предоставления имущества в лизинг регулируются положениями:

С 1 января 2022 г. утрачивает силу Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". С этой даты операции по лизингу учитываются в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н. Начать применять Стандарт можно и раньше, отразив этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и узнайте нюансы применения стандарта.

  • договора, в который из возможных вариантов организации взаимоотношений, предлагаемых вышеперечисленными нормативными документами, стороны вносят устраивающие их положения.

Набор выбранных для применения положений влияет на проводки по договору лизинга - эти проводки определяются как у лизингополучателя, так и у передающей стороны.

Предусмотренные законодательно варианты допускаются в отношении установления:

  • стороны, отвечающей за выбор имущества, передаваемого в финансовую аренду, и его поставщика;
  • времени действия договора, общего размера платы по нему и разбивки ее суммы на периодические платежи с указанием их величины и сроков уплаты;
  • варианта завершения договорных взаимоотношений: с возвратом или с выкупом находившегося в аренде имущества;
  • величины выкупной стоимости;
  • возможности передавать предмет аренды в сублизинг;
  • стороны, принимающей на себя выполнение капремонта объекта;
  • стороны, которая станет окончательным владельцем отделимых улучшений, сделанных к имуществу, подлежащему возврату по окончании договора;
  • возможности возмещения лизингодателем затрат на неотделимые улучшения возвращаемого ему объекта;
  • стороны, выполняющей госрегистрацию, если имущество подлежит такой процедуре;
  • стороны, осуществляющей страхование объекта;
  • принципов распределения между сторонами рисков причинения ущерба предмету аренды;
  • стороны, которая учтет имущество, оказавшееся предметом договора о лизинге, у себя в балансе.

Все перечисленные моменты в той или иной степени отражаются как на самом факте возникновения операций, относящихся к предмету финансовой аренды, так и на суммах, участвующих в этих операциях. Однако наиболее важным для целей бухучета является решение, принимаемое относительно того, на чьем именно балансе будет учтено имущество. Объясняется это тем, что бухгалтерский учет предмета лизинга на балансе лизингополучателя требует проводок у него принципиально иных, чем это имеет место, когда объект учитывает в своем балансе передающая сторона.

У лизингополучателя проводки по учету имущества на балансе лизингополучателя, т. е. в числе принадлежащих ему основных средств (ОС), оказываются возможными, несмотря на то что предмет аренды продолжает оставаться собственностью передающей стороны (п. 2 приложения № 1 к приказу № 15).

В путеводителе по сделкам эксперты КонсультантПлюс разъяснили нюансы бухучета лизингового имущества. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.

Принятие переданного имущества к бухучету у стороны-получателя

При принятии объекта к учету у лизингополучателя бухгалтерские проводки по договору лизинга будут сделаны с использованием счетов бухучета 08 и затем 01 (п. 8 приложения № 1 к приказу № 15), т. е. так, как если бы это имущество было собственным.

Дальнейшие учетные операции будут такими же, как и по ОС, находящимся у получателя в собственности: объект вводят в эксплуатацию (Дт 01 Кт 08) и ежемесячно амортизируют (Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кт 02). Продолжительность периода амортизационных отчислений может соответствовать длительности действия договора, но определяться и по другим критериям: с привязкой к сроку либо ожидаемого применения с запланированными параметрами работы, либо планируемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Разрешенным является установление коэффициента 3, ускоряющего начисление амортизации (п. 9 приложения № 1 к приказу № 15).

Но в налоговом учете (НУ) такое имущество будет учтено по иной стоимости. Ее определит сумма, затраченная на покупку передающей стороной (п. 1 ст. 257 НК РФ). Объем этой суммы обязательно отражают в договоре. Разница в исходных стоимостях объекта обусловит разную величину амортизационных отчислений по нему в НУ и в бухучете даже при установлении одинакового срока для списания этой стоимости и одного коэффициента ускорения. Это, соответственно, приведет к необходимости применять правила, содержащиеся в ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), и использовать в бухучете проводки по счетам 09 и 77.

Особенности отражения платежей за объект, принятый на учет

Особыми у лизингополучателя окажутся и проводки по учету лизинговых платежей. Начисленные по ним суммы на счета учета затрат относиться не будут, т. к. все расходы по приобретению (кроме цены выкупа) полностью списываются туда через амортизацию.

В НУ через амортизацию будет погашаться только та часть стоимости, которая не содержит платы за аренду. Поэтому здесь в расходы эту плату брать можно (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но ее придется уменьшать на величину исчисленной за соответствующий месяц налоговой амортизации и, конечно, брать в этот расчет без НДС. За счет этой операции учет разниц между НУ и бухучетом дополнительно усложнится.

Операции, завершающие взаимоотношения по договору лизинга

Завершается договор о лизинге либо возвращением, либо выкупом предмета этого соглашения. В последней ситуации в договоре обычно указывают цену выкупа, которая не входит в состав платежей за аренду, но учитывается в общей величине оплаты по договору.

По цене выкупа объект продается получателю. Однако при учете объекта лизинга на балансе лизингополучателя дополнительной проводки в отношении его стоимости при этом не потребуется, поскольку в этой стоимости цена выкупа уже учтена. Однако в аналитике по счетам 01 и 02 записи, учитывающие перенос объекта из числа арендованных в число являющихся собственными, сделать придется (п. 11 приложения № 1 к приказу № 15). На процесс амортизационных отчислений факт выкупа в этом случае никак не повлияет. В НУ же в очередной раз возникнут разницы, поскольку здесь нужно будет показать выбытие объекта, находившегося в аренде, и принятие его к учету в качестве собственного (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если же имущество, учитываемое в балансе получателя, возвращается лизингодателю, то эта процедура в бухучете отразится с применением тех обычных проводок, которые оформляют при реализации ОС (п. 10 приложения № 1 к приказу № 15).

НДС и пени при учете имущества у получающей стороны

Последним будет сделан вычет по счету-фактуре, сопровождающему продажу предмета аренды по цене его выкупа. Соответственно, и сумма НДС, числящаяся на этот момент по дебету счета 19, должна соответствовать стоимости выкупа.

Пример проводок по учету объекта лизинга на балансе лизингополучателя

Предположим, что получающая сторона по условиям договора финансовой аренды ставит к себе на учет деревообрабатывающий станок. Общая величина платы по договору — 3 233 200 руб., в т. ч. выкупная стоимость — 120 000 руб. Указанные суммы включают НДС по ставке 20%, т. е. 538 866,67 руб. и 20 000 руб. Плата за аренду перечисляется равными суммами по 129 717 руб. и рассчитана на 24 месяца, по завершении которых происходит выкуп. Срок для амортизации станка равен 6 годам (т. е. 72 месяцам). Ускоряющий начисление коэффициент не применяется.

Проводки по принятию объекта к бухучету таковы:

Далее ежемесячно делаются записи:

На счете 01 на момент выкупа будет отражаться объект стоимостью 2 694 333,33 руб., а на счете 02 — относящаяся к нему амортизация 898 111,11 руб. (2 694 333,33 / 72 × 24). Эти суммы проводками, меняющими их аналитику внутри счетов 01 и 02, следует показать в составе ОС, являющихся собственными:

  • Дт 01/собственные Кт 01/в лизинге — 2 694 333,33 руб.;
  • Дт 02/в лизинге Кт 02/собственные — 898 111,11 руб.

Амортизационные отчисления той же проводкой (Дт 20 Кт 02, но с обновленной аналитикой по счету 02) и в той же сумме (37 421,29 руб.) будут начисляться еще на протяжении 48 месяцев (72 – 24).

Итоги

В отношениях, возникающих по договору финансовой аренды, допускается делегировать получателю имущества право учитывать предмет этого договора в балансе. Это приводит к появлению у него бухгалтерских проводок, существенно отличающихся от выполняемых в ситуации, когда объект учитывается лизингодателем.

У получателя объект принимается в состав ОС через обычные для этого проводки (с применением счетов 08 и 01) по общей стоимости, приводимой в договоре, с исключением из нее НДС, величина которого относится в дебет счета 19. В таком же обычном порядке по объекту начисляют амортизацию, суммы которой включают в затраты.

Арендные платежи в бухучете в затраты не попадают. Их начисляют за счет уменьшения общей величины оплаты, предусмотренной договором. НДС берут в вычеты по частям по мере поступления счетов-фактур на каждый лизинговый платеж. Последний из платежей и последний вычет делаются в отношении стоимости выкупа, если договором не предусмотрен возврат имущества. Возвращение объекта лизинга отразится в проводках как продажа ОС.

По выкупленному объекту никаких изменений в бухучете в величине его учетной стоимости и порядке начисления амортизации не происходит. Потребуется только сделать проводки, уточняющие аналитику принадлежности имущества.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Учет лизингового имущества на балансе лизингополучателя - проводки, выполняемые этой стороной договора, в такой ситуации делают по правилам, существенно отличающимся от используемых при учете, ведущемся в балансе лизингодателя. Почему становится возможным учет в балансе стороны-получателя и в чем заключаются его особенности, вы узнаете из нашей статьи.

Положения лизингового договора, влияющие на порядок бухгалтерского учета

Вопросы предоставления имущества в лизинг регулируются положениями:

С 1 января 2022 г. утрачивает силу Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". С этой даты операции по лизингу учитываются в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н. Начать применять Стандарт можно и раньше, отразив этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и узнайте нюансы применения стандарта.

  • договора, в который из возможных вариантов организации взаимоотношений, предлагаемых вышеперечисленными нормативными документами, стороны вносят устраивающие их положения.

Набор выбранных для применения положений влияет на проводки по договору лизинга - эти проводки определяются как у лизингополучателя, так и у передающей стороны.

Предусмотренные законодательно варианты допускаются в отношении установления:

  • стороны, отвечающей за выбор имущества, передаваемого в финансовую аренду, и его поставщика;
  • времени действия договора, общего размера платы по нему и разбивки ее суммы на периодические платежи с указанием их величины и сроков уплаты;
  • варианта завершения договорных взаимоотношений: с возвратом или с выкупом находившегося в аренде имущества;
  • величины выкупной стоимости;
  • возможности передавать предмет аренды в сублизинг;
  • стороны, принимающей на себя выполнение капремонта объекта;
  • стороны, которая станет окончательным владельцем отделимых улучшений, сделанных к имуществу, подлежащему возврату по окончании договора;
  • возможности возмещения лизингодателем затрат на неотделимые улучшения возвращаемого ему объекта;
  • стороны, выполняющей госрегистрацию, если имущество подлежит такой процедуре;
  • стороны, осуществляющей страхование объекта;
  • принципов распределения между сторонами рисков причинения ущерба предмету аренды;
  • стороны, которая учтет имущество, оказавшееся предметом договора о лизинге, у себя в балансе.

Все перечисленные моменты в той или иной степени отражаются как на самом факте возникновения операций, относящихся к предмету финансовой аренды, так и на суммах, участвующих в этих операциях. Однако наиболее важным для целей бухучета является решение, принимаемое относительно того, на чьем именно балансе будет учтено имущество. Объясняется это тем, что бухгалтерский учет предмета лизинга на балансе лизингополучателя требует проводок у него принципиально иных, чем это имеет место, когда объект учитывает в своем балансе передающая сторона.

У лизингополучателя проводки по учету имущества на балансе лизингополучателя, т. е. в числе принадлежащих ему основных средств (ОС), оказываются возможными, несмотря на то что предмет аренды продолжает оставаться собственностью передающей стороны (п. 2 приложения № 1 к приказу № 15).

В путеводителе по сделкам эксперты КонсультантПлюс разъяснили нюансы бухучета лизингового имущества. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.

Принятие переданного имущества к бухучету у стороны-получателя

При принятии объекта к учету у лизингополучателя бухгалтерские проводки по договору лизинга будут сделаны с использованием счетов бухучета 08 и затем 01 (п. 8 приложения № 1 к приказу № 15), т. е. так, как если бы это имущество было собственным.

Дальнейшие учетные операции будут такими же, как и по ОС, находящимся у получателя в собственности: объект вводят в эксплуатацию (Дт 01 Кт 08) и ежемесячно амортизируют (Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кт 02). Продолжительность периода амортизационных отчислений может соответствовать длительности действия договора, но определяться и по другим критериям: с привязкой к сроку либо ожидаемого применения с запланированными параметрами работы, либо планируемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Разрешенным является установление коэффициента 3, ускоряющего начисление амортизации (п. 9 приложения № 1 к приказу № 15).

Но в налоговом учете (НУ) такое имущество будет учтено по иной стоимости. Ее определит сумма, затраченная на покупку передающей стороной (п. 1 ст. 257 НК РФ). Объем этой суммы обязательно отражают в договоре. Разница в исходных стоимостях объекта обусловит разную величину амортизационных отчислений по нему в НУ и в бухучете даже при установлении одинакового срока для списания этой стоимости и одного коэффициента ускорения. Это, соответственно, приведет к необходимости применять правила, содержащиеся в ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), и использовать в бухучете проводки по счетам 09 и 77.

Особенности отражения платежей за объект, принятый на учет

Особыми у лизингополучателя окажутся и проводки по учету лизинговых платежей. Начисленные по ним суммы на счета учета затрат относиться не будут, т. к. все расходы по приобретению (кроме цены выкупа) полностью списываются туда через амортизацию.

В НУ через амортизацию будет погашаться только та часть стоимости, которая не содержит платы за аренду. Поэтому здесь в расходы эту плату брать можно (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но ее придется уменьшать на величину исчисленной за соответствующий месяц налоговой амортизации и, конечно, брать в этот расчет без НДС. За счет этой операции учет разниц между НУ и бухучетом дополнительно усложнится.

Операции, завершающие взаимоотношения по договору лизинга

Завершается договор о лизинге либо возвращением, либо выкупом предмета этого соглашения. В последней ситуации в договоре обычно указывают цену выкупа, которая не входит в состав платежей за аренду, но учитывается в общей величине оплаты по договору.

По цене выкупа объект продается получателю. Однако при учете объекта лизинга на балансе лизингополучателя дополнительной проводки в отношении его стоимости при этом не потребуется, поскольку в этой стоимости цена выкупа уже учтена. Однако в аналитике по счетам 01 и 02 записи, учитывающие перенос объекта из числа арендованных в число являющихся собственными, сделать придется (п. 11 приложения № 1 к приказу № 15). На процесс амортизационных отчислений факт выкупа в этом случае никак не повлияет. В НУ же в очередной раз возникнут разницы, поскольку здесь нужно будет показать выбытие объекта, находившегося в аренде, и принятие его к учету в качестве собственного (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если же имущество, учитываемое в балансе получателя, возвращается лизингодателю, то эта процедура в бухучете отразится с применением тех обычных проводок, которые оформляют при реализации ОС (п. 10 приложения № 1 к приказу № 15).

НДС и пени при учете имущества у получающей стороны

Последним будет сделан вычет по счету-фактуре, сопровождающему продажу предмета аренды по цене его выкупа. Соответственно, и сумма НДС, числящаяся на этот момент по дебету счета 19, должна соответствовать стоимости выкупа.

Пример проводок по учету объекта лизинга на балансе лизингополучателя

Предположим, что получающая сторона по условиям договора финансовой аренды ставит к себе на учет деревообрабатывающий станок. Общая величина платы по договору — 3 233 200 руб., в т. ч. выкупная стоимость — 120 000 руб. Указанные суммы включают НДС по ставке 20%, т. е. 538 866,67 руб. и 20 000 руб. Плата за аренду перечисляется равными суммами по 129 717 руб. и рассчитана на 24 месяца, по завершении которых происходит выкуп. Срок для амортизации станка равен 6 годам (т. е. 72 месяцам). Ускоряющий начисление коэффициент не применяется.

Проводки по принятию объекта к бухучету таковы:

Далее ежемесячно делаются записи:

На счете 01 на момент выкупа будет отражаться объект стоимостью 2 694 333,33 руб., а на счете 02 — относящаяся к нему амортизация 898 111,11 руб. (2 694 333,33 / 72 × 24). Эти суммы проводками, меняющими их аналитику внутри счетов 01 и 02, следует показать в составе ОС, являющихся собственными:

  • Дт 01/собственные Кт 01/в лизинге — 2 694 333,33 руб.;
  • Дт 02/в лизинге Кт 02/собственные — 898 111,11 руб.

Амортизационные отчисления той же проводкой (Дт 20 Кт 02, но с обновленной аналитикой по счету 02) и в той же сумме (37 421,29 руб.) будут начисляться еще на протяжении 48 месяцев (72 – 24).

Итоги

В отношениях, возникающих по договору финансовой аренды, допускается делегировать получателю имущества право учитывать предмет этого договора в балансе. Это приводит к появлению у него бухгалтерских проводок, существенно отличающихся от выполняемых в ситуации, когда объект учитывается лизингодателем.

У получателя объект принимается в состав ОС через обычные для этого проводки (с применением счетов 08 и 01) по общей стоимости, приводимой в договоре, с исключением из нее НДС, величина которого относится в дебет счета 19. В таком же обычном порядке по объекту начисляют амортизацию, суммы которой включают в затраты.

Арендные платежи в бухучете в затраты не попадают. Их начисляют за счет уменьшения общей величины оплаты, предусмотренной договором. НДС берут в вычеты по частям по мере поступления счетов-фактур на каждый лизинговый платеж. Последний из платежей и последний вычет делаются в отношении стоимости выкупа, если договором не предусмотрен возврат имущества. Возвращение объекта лизинга отразится в проводках как продажа ОС.

По выкупленному объекту никаких изменений в бухучете в величине его учетной стоимости и порядке начисления амортизации не происходит. Потребуется только сделать проводки, уточняющие аналитику принадлежности имущества.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: