Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью ошибка

Обновлено: 29.04.2024

1. Точность речи. Речевые ошибки, связанные с нарушением точности речи.

2. Чистота речи. Чистота речи как требование лексической нормы. Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи. Особенности употребления диалектных и жаргонных слов.

3. Логичность речи. Логические ошибки. 4. Богатство речи. 5. Уместность речи.

Задания:Составьте картотеку речевых ошибок в устной и письменной речи (10 - 15 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Составьте картотеку логических ошибок в устной и письменной речи (5 - 10 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Определите тип ошибки, дайте исправленный вариант:

1. Похоже, что Толкиен прочно обосновался в культурном поле Петербурга.

2. Основную функцию в тексте несут имена существительные.

3. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопоч­тенный образ жизни.

4. Нужно понять, что подсудимый такой же обыденный человек, как и мы.

5. О высоких потенциальных возможностях авангардного балета говорили все гости и участники фестиваля.

6. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.

7. Ботильоны женские — эксклюзивная модель.

8. Цены тут дешевле.

9. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

10. Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.

11. Мы говорили о перспективах на будущее.

12. С золотой медалью ему в университет пути заказаны.

13. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

14. Тезис, которым постоянно мотивировали выступающие.

15. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения.

16. Администрация одного из новочебоксарских предприятий обратилась в местную горбольницу разобраться с фактом незаконной выдачи больничного листа одному из работников.

17. Баламутит воду прекрасно вооруженная оппозиция. Конфликт между сторонами распалился не на шутку.

18. Человек в чеченском народном фольклоре отождествля­ется с одиноким волком.

19. У меня душа кровью обливается, когда я вижу что-то такое.

20. Я сегодня даже маковой росинки не ела.

21. У него от рождения был подвешен язык.

22. Под его личностью скрывался хитрый политик.

23. Тебе что в лоб, что в глаз, все равно не понимаешь.

24. Против существующего строя были не только революционеры, но и женщины.

25. Получил пособие в результате потери нетрудоспособности.

26. Богатыри на Руси славились силой, статью, здоровьем, красивыми женами.

27. История жизни Матрены Тимофеевны не была легкой.

28. Она обладала техническим образованием и нахальной красотой.

29. Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе.

30. Стихотворения Есенина легки для понимания в сравнении с некоторыми другими поэтами.

31. Наблюдения верны, но немножко свалены в одну кучу.

32. Северо-Кавказский фонд буквально накануне Нового года вы­пустил справочник.

33. Читая его письма, я буквально уми­раю со смеху

34. Дарование ученого-огранизатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

35. Она занимает порядка 17% рынка.

36. Жена звонила, с ней все нормально, она просто в шоке.

37. Доходы населения выросли за два последних года аж на 14%.

38. Сам я в результате чтения не получил более-менее убедительного ответа.

39. Федор Шаляпин однажды напрочь забыл, где он обещал выступить.

40. Русская культура через пару поколений растает напрочь.

41. Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

42. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

43. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Тест

Найдите ряды, в которых представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости (хотя бы одно из словосочетаний ряда с лексической ошибкой):

1. возможность обладать собственностью; значительно улучшить уровень;

2. повысить рейтинг; играть немаловажную роль;

3. повысить уровень; произвести должный эффект;

4. усилить требования; функции поручаются руководителю;

5. имеет важное значение; поднимается уровень производства;

6. заслужить уважение; предпринять меры;

7. выполнять важную роль; подвести результаты встречи;

8. придать особое значение; обратить особое внимание;

9. большое место уделено вопросу; несут основную функцию;

10. высокие потенциальные возможности; дешевые цены.

Отметьте предложения, в которых нет лексических ошибок:

1. Неожиданный сюрприз преподнес знаменитый художник.

2. Мы говорили о перспективах на будущее.

3. Организована бесплатная опробация французской косметики.

4. На совещании был найден консенсус по общим вопросам.

5. Дарование организатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

6. Мы ощущали прессинг все последние пять лет.

7. Результаты исследования были представлены комиссии.

8. Командировочное удостоверение выдано вовремя.

9. Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

10. У сотрудников голова варит, но они, к сожалению, не используют свой потенциал полностью.

Классификация речевых ошибок

Критерий Вид ошибки
Ошибки, связанные с нарушениемточности речи (семантический критерий) 1.Неточный выбор слова. Употребление слов в несвойственном им значении как следствие незнания значения этих слов: буквально умираю от усталости, порядка 17 %, дифирамбы в защиту.
2.Неточный выбор синонима: Он не находит в своем кругу сообщников.
3.Неточный выбор паронима (смешение паронимов): одеть-надеть; представить-предоставить.
4.Двусмысленность, связанная с многозначностью или омонимией: Все участники прослушали объявление.
5. Нарушение (расширение) сочетаемости: играть важное значение, увеличить уровень, цены дешевле.
6.Речевая избыточность (многословие, тавтология, плеоназм): например, такой пример, ни копейки денег, по моему личному мнению.
7.Речевая недостаточность – пропуск значимых слов: Не могу представить себе, о чем говорил оратор; Больные надеются, мы им поможем.
Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи(структурный критерий) 1. Употребление слов-паразитов: типа того, в принципе, как бы… 2.Немотивированное употребление в речи нелитературных элементов: - диалектных; - профессиональных элементов; - жаргонных; -просторечных, -грубо-просторечных.
Ошибки, связанные с нарушением богатства речи(структурный критерий) 1. Использование штампов. (проделать определенную работу абсолютно не в курсе дела.) 2. Однообразие.
Ошибки, связанные с нарушением уместности речи(функциональный критерий) 1. Ошибки, связанные с неудачным употреблением стилистически окрашенных средств: Конфликт между сторонами распалился не на шутку. 2. Нарушение единства стиля: На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 3. Неоправданное употребление канцеляризмов: Посредством таких мероприятий дело сдвинулось с места. 4. Неоправданное употребление иноязычных слов: В зале превалировали представители молодежи.

Фразеологические ошибки

1. Незнание семантики: Он бежал без задних ног. Пуская наутек свой нравственный стержень, человек перестает развиваться.

2. Незнание сочетаемости:

3. Незнание стилистической окраски: семи пядей во лбу, скатертью дорога.

4. Разрушение структуры фразеологизма:

а) грамматические изменения (изменяется род, число, падеж, вид…): на босую ногу.

б) лексические изменения (новые компоненты, лишние слова, синонимы): адский сизифов труд.

в) контаминации 2 и более фразеологизмов: гроша выеденного не стоит.

5. Буквальное понимание фразеологизма: Они удобряют землю, не жалея пота.

Русский язык и культура речи ВТ-21

Надежда Пугалова

Надежда Пугалова запись закреплена

Надежда Пугалова

Надежда Пугалова запись закреплена

Урок № 1. Подготовка к дифференцированному зачету. Ребята, повторите, пожалуйста, материал по лексике: что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Тропы лексики и фигуры речи. Вспомните нормы орфоэпии. Что такое аллитерация. В разделе "Синтаксис" обратите особое внимание на обособленные определения, виды односоставных предложений. Потренируйтесь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. Для этого выполните следующие упражнения:

Илья Ахмедов


Илья Ахмедов

Виктория Глазунова


Виктория Глазунова

Александр Капранов

Русский язык и культура речи ВТ-21

Русский язык и культура речи ВТ-21 запись закреплена

УРОК № 2.
Задание 1.
Выпишите слова, в составе которых сохранились корни следующих устаревших слов:
Усение (кожа)
Мемория (память)
Показать полностью.
Тук (жир)
Пита (пища)
Худог (искусный)
Задание 2.
Устраните ошибки, допущенные во фразеологизмах:
Сто лет живи, сто лет учись.
Одно лекарство лечит, другое повергает в болезни.
Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.
Как кот в масле.
Под лежачим камнем вода не течет.
Счастливые часов не замечают.
Жди ветра в поле.
Задание 3.
Подберите фразеологизмы со словом НОС.
Задание 4.
Тема: "Лексическая сочетаемость".
Выполните упражнение 38.
Задание 5.
Плеоназм - смысловая избыточность.
Выполните упражнение 40.

Задание 38. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправьте предложения
. 1. Судья подвел результаты встречи. 2. Кастовая система в Индии по-прежнему занимает огромную роль. 3. Наша команда опять заняла первенство в соревнованиях. 4. Большая половина игры уже прошла. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено успешно. 6. Большое влияние на него имеют друзья. 7. Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей. 8. Необходимо наращивать уровень производства. 9. Переговоры вошли в другой виток. 10. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 11. Вопрос пойдет о том, как реально помочь этому человеку. 12. Бернес был страшным поклонником Бабановой. 13. Органы опеки предъявляли к нам повышенное внимание. 14. Это было бы по меньшей степени странно. 15. Нужно повысить подготовку специалистов в вузе.

1. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

2. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

3. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

4. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии".

5. . И в то же время потери рабочего времени за год возросли на 75% за счет того, что предъявляется повышенная требовательность к пья­ницам, прогульщикам.

6. Предусмотрено провести порядка 250 творческих встреч. Мы уверены, что они будут полезны и познавательны не только зрителям, получающим редкую воз­можность увидеться и поговорить со своими любимыми режиссерами и актерами, поделиться своими мыслями и заботами.

Задание 5. Запишите числительное 795 327 834 словами и просклоняйте его.

Задание 6. Объясните значение фразеологизмов:

1) Непочатый край. 3) Турусы на колесах.
2) Небо коптить. 4) Тихая пристань.

Задание 7. Напишите объяснительную записку: а) об опоздании на работу; б) о неявке на экзамен.

Вариант X.

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Аналог, блокированный, обеспечение, осужденный, нормировать, умерший, хорошо сложенный, молох, спала, памятуя, углубить, премировать, баловать, корысть, принудить, ржаветь, хаос.

Задание 2. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите, к какому стилю относится текст, проанализируйте его по следующему плану:

· Определить, к какому стилю относится данный текст;

· к какому подстилю;

· цель (функцию), адресата, сферу применения; жанр

· функционально-смысловой тип речи;

· языковые особенности: лексические; грамматические; синтаксические;

Вы знаете д_рогие мои что красота во всех ее про_влениях имеет свое об_яние свое подчиняющ_е себе вл_яние на человека.

Вот мы смотр_м на ночное звез_ное небо стоим у бер_га бе_крайнего моря любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или вид_м ра_ст_лающийся перед нами цветущий луг мы в_сх_щаемся красотой природы тв_рением рук Божиих. Это ощ_щение красоты в нас возн_кает через посредство нашего т_лесного зрения.

Мы говорим красивая музыка пр_красное пение. Мы говорим так тогда когда музыка или пение своими звуками своими м_лодиями доходит до глуб_ны нашего сер_ца затрагивает сокр_венные струны души поднимает нас над ж_тейской су_той ж_тейской грязью уносит (в) высь в надзвездные края. Посредниками к воспр_ятию этой красоты являются наши т_лесные уши наш слух.

Но н_ с красотой нашего зрения н_ с красотой нашего слуха (не) может сравниться красота духовная какую видят очи нашей веры красота христоподр_жательной любви красота см_рения ч_стоты и ц_ломудрия бе_смертной человеческой души.

Ах какая это пок_ряющая сердце красота пр_восходящая всякую другую воспр_нимаемую нами через т_лесные органы!

Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

2. Проходит процесс формирования рыночных структур.

3. Силясь побороть слабость, она шла вперед.

4. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении.

5. Чистота речи ¾ это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, предпола­гающее такую речь, в которой нет чуждых литератур­ному языку элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

6. Всегда необ­ходимо иметь в виду, что диалектные явления ограниче­ны территориально, они не являются общедоступными и общепонятными, поэтому их употребление имеет опре­деленные пределы применения.

Задание 5. Запишите числительное 432 986 251 словами и просклоняйте его.

Задание 6. Объясните значение фразеологизмов:

1) Глас вопиющего в пустыне. 3) Несолоно хлебавши.
2) Дальний прицел. 4) На мякине не проведёшь.

Темы и их краткое содержание

Формы обучения заочная

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: