Стяжатели на руси выступали за отказ от секуляризации церковных имуществ

Обновлено: 18.05.2024

На протяжении всего XVIII столетия императорская власть расширяет свою власть над Церковью, и если при Петре и его первых преемниках речь шла о взятии под контроль центрального церковного управления, о упразднении патриаршества и учреждении Синода и, скажем так, отлаживании синодальной системы на верхнем уровне церковного организма, то во второй половине XVIII столетия Церковь лишается и своей хозяйственной самостоятельности.

Речь идет прежде всего о так называемой секуляризации церковных имении, об отобрании церковных имений в пользу государства. При этом мы должны иметь в виду, что достаточно обширное церковное землевладение, которое является основой церковной экономики – это явление имеет место, начиная с монгольского периода. В домонгольский период церковное землевладение, если и было, если и существовало, то не имело существенного значения для бытия церковного организма, когда Церковь в основном питалась от княжеской десятины. Но десятина перестает, как правило, выплачиваться князьями после Батыева нашествия в момент церковной разрухи и с этого момента, с XIII-XIV, а особенно в XV-XVI веках церковное землевладение достаточно активно разрастается. И с определенного момента рост церковных земель становится проблемой для княжеской, а затем и царской власти. Первая попытка по крайней мере ограничить рост церковного землевладения, или, скажем так, сделать первые подступы к секуляризации церковных имений, была предпринята еще великим князем Иваном III в самом начале XVI века на Соборе 1503 года Иван III вынес этот вопрос об ограничении церковного землевладения и даже попытался мобилизовать, с тем, чтобы обосновать это ограничение, идеи нестяжателей – идеи Нила Сорского.

Однако, в тот момент такое ограничение не удалось, но это не означало, что княжеская и царская власть сняла этот вопрос полностью с повестки дня. Фактически вопрос о секуляризации после Ивана III повторяется в русской истории каждые полвека. Мы видим подобные попытки при Иване Грозном в середине XVI века, мы видим то же самое у Бориса Годунова в конце XVI века. Первые попытки к ограничению церковной самостоятельности и церковного землевладения предпринимает потом Алексей Михайлович в середине XVII века, затем в самом начале XVIII века Петр опять возвращает Монастырский приказ. Но, правда, отменяет эту свою реформу после учреждения Синода, поскольку он понимает, что нужно сделать определенные уступки православной иерархии после того, как он принудил ее отказаться от патриаршества. Новый момент в секуляризационных попытках императорской власти наступает в середине XVIII столетия.

Уже при Елизавете Петровне создаются определенные комиссии, которые начинают готовить реформы секуляризации и это очень симптоматично. Вообще Елизавета Петровна – дочь Петра – занимала достаточно лояльную позицию по отношению к Церкви и по отношению к иерархам, но сама логика развития системы государственной церковности, огосударствления Церкви ставила на повестку дня вопрос не только об ограничении ее административной, но и экономической самостоятельности. Однако сама реформа начнется уже после ее смерти.

Петр III в марте 1762 года формулирует и выпускает указ о полной секуляризации церковных имуществ. Этот указ достаточно сильно взволновал духовенство, но на самом деле не имел практических следствий. Потому что, как мы знаем, уже летом 1762 года Петр III был свергнут с престола, а затем и погиб и на престол взошла его супруга – Екатерина II. Екатерина первоначально отменяет указ своего мужа о секуляризации имений церковных, как кощунственный акт, таким образом пытаясь привлечь на свою сторону православное духовенство. Но, что интересно, что отмена этого указа одновременно вызывает достаточно бурную реакцию церковных крестьян, которые очень надеялись, что в процессе секуляризации с них снимут значительное число повинностей, которые они несли к этому моменту. Но, что интересно, что как бы отказываясь на словах от секуляризационной политики своего мужа, Екатерина на самом деле не отказывается от проведения реформы. Уже осенью 1762 года в ноябре месяце создается комиссия о духовных имениях, а весной и летом следующего 1763 года комиссия начинает очень активную деятельность по подготовке к секуляризации, в частности летом 1763 года в губернии отправляются 77 обер-офицеров, то есть старших офицеров армии, в задачу которых входит описать церковное имущество. То есть четко представить себе, какие именно имения есть у епископских кафедр и монастырей. И 26 февраля 1764 года выходит указ о секуляризации церковных имений. Екатерина наконец ставит точку в этом долгом процессе спора государства и Церкви вокруг церковных имуществ.

Вообще реформа шла в несколько этапов. В 1764 году реформа была проведена прежде всего в Великорусских губерниях, в Малороссийских губерниях, а потом и в губерниях, присоединенных от Речи Посполитой, от Польши, она была проведена в 1780-е годы. В целом схема была такая, что вся церковная земля передавалась в ведение коллегии экономии и поэтому крестьяне, бывшие церковные крестьяне стали называться крестьянами экономическими, по названию этой коллегии. Государство изъяло у Церкви почти миллион душ крестьян, которые населяли эти имения и 8,5 миллионов десятин земли. А десятина – это чуть более гектара. При этом государство обязывалось выплачивать определенную компенсацию Церкви, но уже очень скоро стало ясно, что в лучшем случае компенсация равняется одной восьмой части того дохода, которое само государство получает от изъятых у Церкви земель. Кому выплачивалась эта компенсация? Она выплачивалась прежде всего епископским кафедрам, с одной стороны, с другой стороны, монастырям. И по мнению исследователя истории синодального периода Игоря Корнильевича Смолича, епископские кафедры в чем-то даже выиграли от секуляризации, поскольку оклады, положенные епископским, архиерейским домам вполне компенсировали их потери, совсем иначе было с монастырями. Монастыри получали крайне небольшие оклады и фактически речь шла о том, что монастырской русской экономике был нанесен существенный удар, который вверг ее – эту экономику – и само монашество, сами монастыри в глубокий и долгий кризис.

Между представителями этих ветвей русского православия разразилась жесткая полувековая дискуссия о праве монашествующих на владение земельными угодьями и имуществом вообще, а также о способах борьбы с еретиками, которых в России становилось все больше.

иосифлянство и нестяжательство

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Происхождение слов

Иосифлянами (по имени Иосиф) стали называть приверженцев Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской Православной церкви конца XV — начала XVI веков.

Значение понятий

Иосифляне, приверженцы консервативного учения Иосифа Волоцкого, крайне негативно относились к любым группам, настаивавшим на реформировании Церкви, отстаивали возможность для монастырей владеть землей и ратовали за физическое уничтожение еретиков.

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, требовали безукоризненного соблюдения монахами своих обетов, в частности, обета бедности, а также выступали за снисходительное отношение к раскаявшимся еретикам.

Противостояние двух этих течений наложило глубокий отпечаток на религиозно-общественную ситуацию в России XV-XVI веков.

Идеология движений

  • беспрестанной борьбе за душу человека;
  • молитвам за паству и клир.

Русская культура XVI века.

На рубеже XV-XVI веков иосифляне с трудом находили согласие с Иваном III, в те годы более склонным прислушиваться к старцу Нилу и вынашивавшим планы по возвращению государству монастырских землевладений.

Напротив, согласно учению иосифлян, правители не просто избраны Небом, они сами являются почти сакральными личностями.

Поэтому их идеи пришлись по нраву русским князьям и царям до такой степени, что они отказались от гигантских земельных угодий церкви, получив взамен недосягаемость для контроля общественных институтов, то есть стали абсолютными монархами.

иосифлянство и нестяжательство

Историческая справка

Со времен Крещения на Руси не было серьезных религиозных конфликтов, и, тем более, репрессий на почве веры. Если на Западе свирепствовала инквизиция, Европу раздирали войны между католиками и протестантами, то Русь, Киевская, а после Московская, оставалась безраздельно преданной Православной Церкви.

И все-таки, хотя основные догматы православия остались незыблемыми, во второй половине XV века и в России наметился внутрицерковный раскол.

Возникновение движений

Спор двух течений русского православия, начавшийся в конце ХV столетия, происходил на фоне успехов страны и во внешней, и во внутренней политике.

В 1480 году великий князь Иван III добился юридической независимости от Золотой Орды, которая в то время распадалась на отдельные ханства.

Тогда же полным ходом шел процесс объединения земель Руси под рукой Москвы:

  • присоединились непокорная Тверь, свободолюбивый Новгород и другие княжества;
  • часть исконно русских земель, захваченных Литвой, перешла под юрисдикцию Москвы.
  • отринуть Флорентийскую унию с католиками;
  • низложить ее сторонника митрополита Исидора;
  • в 1448 году избрать на престол предстоятеля Церкви первого русского митрополита.

В этих условиях внутри самой Церкви появились предпосылки для возникновения дискуссии вокруг духовно-нравственных проблем, оформившейся в противостояние двух группировок. Их лидеры, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский со своими приверженцами, никоим образом не боролись друг с другом, их споры не вели к схизме, а полемика носила конструктивный характер и касалась лишь поиска пути развития приоритетов применительно к новым политическим и духовным реалиям.

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Сборник статей. 286 стр. 7А

Развитие и распространение

Светские власти, конечно же, не устранились от дискуссии. Земли Руси в то время были не столь велики, обеспечить всех служилых людей достойными вотчинами не представлялось возможным, поэтому Иван III вначале принял позицию нестяжателей, согласных предоставить в распоряжение государства монастырские земли.

Это было поражением нестяжателей, призывавших действовать убеждением, а не огнем.

Инок Вассиан, в миру — князь Патрикеев, в то время виднейший представитель нестяжателей, открыто обвинил князя в отступлении от канонов христианства, запрещавших развод. Тогда Василий ІІІ не стал подвергать Вассиана опале. Но чаша терпения оказалась переполненной, когда монах публично предъявил ему обвинение в предательстве и клятвопреступлении против князей из рода Шемячичей, которых Василий вызвал из Чернигова в Москву, обещав полную безопасность, а потом заточил в темницу.

Терпеть подобные обличения Василий III не стал, и Вассиан под предлогом впадения в ересь был насильно отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

нестяжание в православии

Причины конфликта

Причинами многолетнего конфликта между двумя течениями Русской Православной церкви были не просто разногласия между определенными группами священнослужителей, но и отношение к затронутым проблемам светских властей.

Спор между организациями

Нил Сорский, призвав Церковь отказаться от земли и крестьян, приводил в качестве аргумента заповедь бедности, обязательную для монашествующих, а также утверждал, что монахи, владея богатствами, впадают в грех алчности.

Иосиф Волоцкий, отвечая на это обвинение, утверждал, что богатства необходимы для:

  • украшения церквей;
  • содержания священников;
  • милостыни для нищих и убогих.

Но никак не для личного обогащения монахов, которые и в состоятельном монастыре соблюдают заповеди аскетизма.

Поскольку большинство на Соборе было за приверженцами Иосифа Волоцкого, Нил Сорский добиться принятия своих требований не смог, а великому князю, хотя и имевшему интерес в секуляризации церковных земель, пришлось покориться мнению большинства.

В 1504 году новый церковный Собор вызвал очередной конфликт иосифлянства и нестяжетельства и подтвердил поражение последнего, приняв решение о сожжении еретиков.

Но окончательную победу иосифляне одержали спустя полвека, когда в 1551 году на Стоглавом соборе было отвергнуто предложение священника Сильвестра об ограничении церковных земельных наделов.

Стоглавый собор — церковный и земский собор - презентация онлайн

Духовные лидеры объединений

Мировоззрения Нила Сорского и Иосифа Волоцкого существенно различались. Но фактов личной вражды между ними в истории не сохранилось.

Старец Нил скончался в 1508 году, имеются косвенные сведения о его канонизации, хотя соответствующих документов не сохранилось. Иосиф Волоцкий умер через семь лет после кончины своего оппонента, причислен к лику святых в 1579 году.

Иосиф Волоцкий

Основоположник иосифлянства, в миру носивший имя Иван Санин, родился в 1440 году в селе Язвище под Волоколамском в семье служилого человека. Когда ему исполнилось 20 лет, постригся в Боровском монастыре, где обрел авторитет как не только благочестивый и ученый инок, но и хороший организатор.

Спустя несколько лет он основал новый, Иосифо-Волоколамский монастырь, который, благодаря покровительству князя Волоцкого, вскоре превратился в одну из богатейших обителей Руси.

Настоятель монастыря пользовался славой рачительного хозяина, используя любую возможность увеличить достояние обители и прирастить ее владения.

Состоятельная и людная обитель славилась на всю Россию, а ее настоятель был в чести у Московского великого князя, пользовался почтением среди духовенства, а его сочинения по различным проблемам жизни Церкви снискали ему славу авторитетного богослова.

В 1503 году на Соборе иерархов в Москве стоял единственный вопрос о наказании вдовых священников, которые, не имея права жениться во второй раз, заводят себе незаконных сожительниц. Иерархи, в том числе Иосиф Волоцкий, приняли решение вовсе отстранить овдовевших попов и дьяконов от обязанностей по отправлению обрядов.

По принятию этого решения, когда многие участники Собора уже разъехались по своим епархиям и обителям, внезапно потребовал слова инок весьма отдаленного от Москвы Белозерского монастыря Нил Сорский.

Большинство, которое составляли приверженцы Иосифа, спешно послало гонцов за ним и, вернувшись, тот вступил в яростную полемику. Именно тогда и состоялась первая схватка двух ветвей русской церкви и первое столкновение их духовных вождей.

духовный лидер

Нил Сорский

В отличие от Иосифа Волоцкого, тоже весьма начитанного, он:

  • не просто запоминал, а анализировал тексты;
  • размышлял над ними;
  • делал свои, порой весьма парадоксальные заключения.

В поиске новых знаний Нил, получив благословение настоятеля, оставил обитель и отправился на Афон, снискавший себе славу поистине святого места.

По возвращении со Святой Горы он выстроил небольшой скит поодаль от Кирилло-Белозерского монастыря, на берегу реки Соры. Отсюда и принятое им имя — Нил Сорский. В основанном им ските обрели место для жизни в молитве еще около десяти монахов, ставших его учениками и соратниками.

духовный лидер

Видео

В этом видео можно посмотреть, как выглядит в наши дни Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в 1479 году св. Иосифом Волоцким.

религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - нач. XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

Смотреть что такое НЕСТЯЖАТЕЛИ в других словарях:

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ

сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2-й пол. XV в. и просуществовавшего до сер. XVI в. Первым крупным идеологом Н. был Нил Сорский, продолжателями его учения стали Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к Н. и Максим Грек. Движение Н. тесно связано с деятельностью *заволжских старцев* так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах. Н. выступали против втягивания церкви в мирские дела, против ее обмирщения, ведущего, по их мнению, к забвению ее роли как духовного пастыря. Дело монахов не заботиться о жизни мира, а сосредоточиться на совершенствовании своей души, а для этого, полагали Н., они должны порвать с миром, жить в уединении и предаваться молитве. Уйдя из мира, монахи не вправе ничего брать из его, даже подаяния, целиком и полностью полагаясь на свои силы и обеспечивая свое пропитание и удовлетворяя нужды своим трудом, ремеслом. Поэтому Н. выступали против монастырского землевладения, к-рое вовлекает монахов в мирские дела, не позволяет им целиком уйти в созерцательную (*умную*) молитву. Вообще крупные монастыри, считали Н., не создают условий для преображения души, поэтому они жили в скитах по 2 3 человека в удалении от населенных пунктов. Н. много внимания уделяли изучению *божественного писания*, не только Библии, но и соч. учителей церкви. Это были в целом образованные и углубленные в себя люди, посвятившие жизнь служению Богу. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и вообще веротерпимость, отказ от навязывания внешних форм благочестия. *Заволжцы* были противниками пышного и богатого церковного убранства, вообще всякой *внешности*. Монах-инок должен довольствоваться только самым необходимым и все внимание сосредоточивать на исправлении души. *Правда умного делания* вот суть Н. Несмотря на стремление уйти из мира, преодолеть всякое *миролюбие* и уединиться в безмолвии и тишине для *умной молитвы*, Н. помимо своего желания были втянуты в мирскую жизнь и даже в политическую борьбу. Их идеология *бессеребреничества* и отрицание монастырского землевладения была использована великокняжеской властью в ее противостоянии рус. церкви. Иван III, планируя секуляризацию церковных земель (а эти земли составляли почти третью часть всей государственной земли), стал инициатором выступления на соборе 1503 г. Нила Сорского, предложившего ликвидировать право монастырей на землевладение. Это предложение нашло поддержку у большой части собора. Уже покинувший собор Иосиф Волоцкий срочно вернулся, и ему с трудом удалось отстоять монастырское землевладение. В результате борьба иосифлян и Н. сильно обострилась. После смерти Нила Сорского иосифлянам удалось привлечь на свою сторону Василия III, к-рый стремился найти в церкви союзника в борьбе против удельных князей за укрепление великокняжеского московского престола. Опираясь на великокняжескую власть, иосифлянам удалось склонить собор 1525 г. на осуждение Максима Грека, а на соборе 1531 г. был осужден ближайший соратник Нила Сорского Вассиан Патрикеев. В 1553-1554 гг., уже при Иване IV, были осуждены *за ереси* мн. Н. и взявшие верх иосифляне практически опустошили скиты *заволжских старцев*. Нестяжательство как религиозное течение на Руси фактически прекратило свое существование. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖА́ТЕЛИ представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (П. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся к созданию экономически сильной и политически независимой церкви ("священство выше царства"), Н. пытались укрепить авторитет церкви путем поднятия нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей. Выйдя за рамки внутрицерк. течения, Н. включились в борьбу вокруг вопроса о земле и власти. Великокняжеская власть использовала их учение для идейного обоснования своих секуляризац. планов: на соборе 1503 по инициативе Ивана III с проектом секуляризации монастырских земель выступил Нил Сорский. В дальнейшем иосифляне перешли к поддержке великокняжеской власти, выдвинув теорию теократич. абсолютизма и добились осуждения Н. (в т.ч. Вассиана Косого, Максима Грека и Артемия Троицкого) как еретиков. В мировоззрении и публицистич. деятельности Н. имелись существ. различия. Гл. содержание творчества Нила Сорского и продолжателя его идей Артемия Троицкого составляли проблемы внутр. духовной жизни и нравств. самосовершенствования иноков. В противоположность им, Вассиана Косого и Максима Грека интересовали преим. вопросы практич. устройства монастырской жизни. Их соч. пронизаны резкой критикой вотчинного быта монастырей, страстными обличениями стяжательства монахов. Для Н. в сравнении с иосифлянами было характерно более свободное понимание религии, противопоставление евангельской морали ветхозаветным концепциям нетерпимости (отсюда присущее почти всем Н. терпимое отношение к еретикам). В их высказываниях встречались и отд. элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" – возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в., в частности Феодосия Косого. Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин ?. . И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – нач. XVI в., М.–Л., 1960, с. 285–345, 426–49. Н. Казакова. Ленинград. . смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

противники церк. землевладения в России кон. 15 - нач. 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и др. богатств, выступлени. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

1) Орфографическая запись слова: нестяжатели2) Ударение в слове: нестяж`атели3) Деление слова на слоги (перенос слова): нестяжатели4) Фонетическая тран. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

Нестяжатели (заволжские старцы) религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; т. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы), приверженцы религиозно-политического течения в конце 15 -начале 16 вв. Н. проповедовали необходимость отказа церкви о. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

религиозно-политическое течение в России конца XV — нач. XVII вв. Его основатели — Нил Сорский (отсюда еще одно название нестяжателей — сориане) и его ученик Влассиан Косой — проповедовали отказ церкви от стяжания, т. е. приобретения земельных и имущественных ценностей, аскетизм, уход от мира. Против нестяжателей выступили стяжатели, или иосифляне (их глава Иосиф Волоцкий). Осуждены церковным Собором 1503 г., а окончательное поражение потерпели на Соборе 1531 г. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

(15-16 века)противники церковного землевладения и обладания Церковью другим имуществом. Наиболее видный представитель - Нил Сорский. Противниками нестя. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

заволжские старцы), приверженцы религиозно-политического течения в конце 15 - начале 16 вв. Н. проповедовали необходимость отказа церкви от "стяжания" (приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским принципам. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против Н. выступили иосифляне. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

(заволжские старцы), приверженцы религиозно-политического течения в конце 15 начале 16 вв. Н. проповедовали необходимость отказа церкви от стяжания (приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским принципам. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против Н. выступили иосифляне. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы), религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531.

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) - религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531.
. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

- (заволжские старцы) - религиозно-политическое течение врусском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уходот мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: НилСорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне.Осуждены на церковном соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

заволжские старцы) религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

Ударение в слове: нестяж`ателиУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: нестяж`атели

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ, религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце 15 - начале 16 вв. Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Нестяжатели проповедовали аскетизм, уход от мира, призывали к отказу церкви от земельной собственности. Противники иосифлян. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531.
. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

, религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце 15 - начале 16 вв. Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Нестяжатели проповедовали аскетизм, уход от мира, призывали к отказу церкви от земельной собственности. Противники иосифлян. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖАТЕЛИ

нестяж'атели, -ей, ед. ч. -тель, -я (церк.)

НЕСТЯЖАТЕЛИ

религиозное течение в 15 - начале 16 в., выступавшие против обогащения церкви, проповедовавшие аскетизм, уход от мира (Нил Сорский).

НЕСТЯЖАТЕЛИ

нестяжатели нестяж`атели, -ей, ед. -тель, -я (церк.)

НЕСТЯЖАТЕЛИ (ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ)

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы), религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531. смотреть

НЕСТЯЖАТЕЛИ (ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ)

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) , религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531. смотреть

Реформаторская деятельность Екатерины Великой затронула и церкви. По ее Указу, принятому в 1764 году, недвижимое имущество Синода перешло к Коллегии экономии.

Секуляризация церковных земель

Секуляризация церковных земель являлась частью реформаторской политики Екатерины II в отношении клира. Новый указ от 1764 года предусматривал регулирование имущественно-правового положения церкви в Российской империи. Все преобразования были связаны с налоговыми вопросами.

Причины и цели реформы

Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир

Последствия секуляризации и ее проблемы

Деление по классам на долгие годы определило имущественное положение клерикальных организаций. Кроме того, явление дотационных и не дотационных структур на корню перечеркивало смысл всех монастырских уставов.

Содержание монастырей первого ранга более чем в два раза превышало содержание третьеразрядников. На женские монастыри априори выделялись меньшие суммы, нежели на мужские.

На деле государство просто кормило клерикальное сословие, не заботясь о физическом состоянии недвижимого имущества. Связь с проведенными преобразованиями была очевидна. Монастыри ветшали, а их служители беднели, что увеличило число попрошаек в городах.

Результаты реализации документа имели не только положительное значение. Главная цель была достигнута. Безусловно, проблема пополнения бюджета решилась. Однако были порождены новые социальные и культурные вопросы.

Читайте также: