Страхование туриста и его имущества включает в себя ответственность за утрату или повреждение

Обновлено: 14.05.2024

1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование

Страховая защита(страхование медицинских и прочих рисков) необходима путешествующим туристам. Это обусловливается тем, что в абсолютном большинстве туристских регионов медицинская помощь является платной. Медицинское страхование гарантирует туристу ее предоставление почти в любом уголке мира. Страхование туристов -- одно из установившихся правил туристского рынка.

Рынок страхования в России на сегодня практически сложился. Для многих страховых компаний страхование туристов стало одним из ведущих направлений работы.

Страхование-- это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.

Виды страхования (что относится к страховым случаям и что не относится) смотри в тетради ! (5 курс)там более понятно написано.

Страхование осуществляется на основе определенных правил, в которых приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования; определены страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. Эти правила указываются в договоре страхования. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.

Виды страхования в туризме

Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования. Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:

1. страхование туриста и его имущества;

2. страхование рисков туристских фирм;

страхование туристов в зарубежных поездках;

3. страхование иностранных туристов;

4. страхование гражданской ответственности;

5. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

6. страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов.

Страхование бывает добровольным и обязательным. К числу обязательных видов страхования в соответствии с действующими документами относятся:

1. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

2. страхование транспортных путешествий.

Остальные виды страхования туристов являются добровольными.

В туризме встречаются все виды страхования.Страхование пассажиров транспорта является обязательным. Личное страхование жизни и здоровья туриста в путешествии относится к добровольному страхованию. Однако следует помнить, что ряд стран требует обязательного наличия страхового полиса у российских туристов. Страхование может быть осуществлено на индивидуальной основе (когда каждый турист имеет отдельный страховой полис) и может быть групповым (полис оформляется целиком на группу). У каждого вида страхования свои специфические правила. Однако основным видом страхования в туризме является добровольное медицинское страхование туристов на период их путешествия.

Под страховым случаемпонимается свершившееся в период действия договора страхования событие, предусмотренное договором, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового обеспечения.

Виды страховой ответственности: аварии, пожары, взрывы, стихийные явления природы, грабежи, хищения и другие преднамеренные и злоумышленные действия, военные действия и др.

Страхование рисков туристских фирмвключает финансовые риски, ответственность по искам туристов, их родственников, третьих лиц. К числу финансовых рисков относятся:

1. коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами);

2. банкротство фирмы;

3. изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей;

4. возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;

5. политические риски и др.

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:

1. оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;

2. транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;

3. эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;

4. внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;

5. предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;

6. консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);

7. оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;

8. репатриация останков туриста;

9. оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

При заключении договора страхования страховая сумма выбирается в соответствии со страной назначения и классифицируется в зависимости от необходимости минимального покрытия.

В настоящее время существуют две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное.

Страхованием гражданской ответственностипользуются туристы, путешествующие на личных автомобилях, мотоциклах или других транспортных средствах, являющихся источниками

повышенной опасности. Этот вид страхования применяется также в случае, когда объектом страхования является ответственность страхователя перед третьими лицами.

Данное страхование в большинстве стран является обязательным. В России такое страхование регламентируется вышеперечисленными нормативными актами. В соответствии с Указом Президента РФ от 7июля 1992 г. № 750

Страхование от несчастных случаев с туристом за рубежом обычно осуществляется в пределах согласованных в договоре страховых сумм, а возмещение выплачивается при наступлении:

1. инвалидности 3 группы — 50% страховой суммы;

2. инвалидности 2 группы — 75% страховой суммы;

смерти — 100% страховой суммы.

Страхование расходов туристов при несовершенной поездкереализуется на основании согласованной в договоре страховой суммы (страхового возмещения), которая выплачивается полностью или частично, когда невозможность осуществления поездки наступила по следующим причинам:

1. внезапное расстройство здоровья или смерть туриста, или членов его семьи, или близких родственников;

2. повреждение имущества туриста в результате воздействий окружающей среды или действий третьих лиц;

3. участие туриста в судебном разбирательстве в момент предполагаемой поездки;

4. получение вызова для выполнения воинской обязанности;

5. неполучение въездной визы при выполнении всех требований

по оформлению документов;

6. другие причины,

Личное страхование туристов

Необходимость страхования туристов

Традиционно неблагополучны в медицинском плане и другие жаркие страны — Африка, ОАЭ, Таиланд (зимой). Эго объясняется просто: туристы часто не задумываются о том, что, приезжая из холодной страны, не стоит жариться на солнце по не-скольку часов. Впрочем, то же относится к Турции. Например,шестидесятипятилетняя туристка из Тюмени получила инсульт в результате перегрева, а двухлетний мальчик, опять-таки из Сибири, скончался в результате перегрева и обезвоживания организма.

Действия туриста и руководителя тургруппы при наступлении страхового случая. При внезапном заболевании, несчастном случае, отравлении пищей в установленном турпутевкой месте питания турист (далее — застрахованный) обязан принять следующие меры.

1. В течение 24 часов с момента наступления страхового случая связаться самому или через руководителя (лидера) тургруппы по телефону, телефаксу или иным способом с диспетчерским пунктом указанной в страховом полисе сервисной службы и сообщить оператору:

• фамилию, имя пострадавшего, номер и срок действия страхового полиса;

• местонахождение, контактный телефон или номер телефакса;

• коротко описать, что произошло, или сообщить диагноз.

Разговор по телефону производится за счет вызываемого абонента, т. е. страховой компании. Своевременное обращение в сервисную компанию assistance и согласование связанных с оказанием медицинской помощи расходов является важнейшим условием производства страховой выплаты.

2. В случае если срочный звонок не произведен до обращения к врачу, застрахованный или руководитель тургруппы обязан:• предъявить страховой полис врачу, который оказывает первую медицинскую помощь, и сообщить, что связанные с лечением расходы оплачиваются сервисной службой, указанной в страховом полисе;

• указать врачу, что сервисная служба должна быть оповещена в течение суток с момента оказания скорой медицинской помощи. Несвоевременное уведомление застрахованным или лечащим (оказавшим первую помощь) врачом сервисной службы страховщика о наступлении страхового случая дает право последнему отказать в страховой выплате полностью или частично, если застрахованный не докажет, что он не имел возможности по состоянию здоровья своевременно уведомить страховщика или сервисную службу assistance о наступлении страхового случая.

3. Если оплата понесенных расходов на оказание медицинской помощи и лечение в результате наступления страхового случая произведена самим застрахованным, страховая выплата осуществляется непосредственно ему. При этом все счета за лечение, чеки на лекарства, квитанции и компьютерная распечатка телефонных переговоров, связанных со страховым случаем, должны быть оформлены на имя застрахованного и содержать

сведения о болезни (диагноз), лечении, предписанных лекарствах. Застрахованный по возвращении на место жительства должен не позднее 31 дня по окончании срока действия договора страхования представить страховщику письменное заявление с требованием страховой выплаты в связи с наступлением страхового случая. Вместе с тем он должен представить страховщику следующие документы:

• оригинал страхового полиса;

• счета из медицинского учреждения (на фирменном бланке и с соответствующим штампом) с указанием фамилии застрахованного, диагноза, даты обращения за медицинской помощью, продолжительности лечения, перечня оказанных услуг с разбивкой по датам и стоимости; направления врача на лабораторные исследования; документную итоговую сумму оплаты;

• рецепты, связанные с данным заболеванием и выписанные врачом, со штампом аптеки, а также чек об оплате с указанием стоимости каждого приобретенного медикамента;

• по необходимости — историю болезни и медицинское заключение медицинского учреждения, а также оригиналы других документов, имеющих отношение к страховому случаю.

4. Застрахованный обязан по требованию страховщика пройти медицинское обследование и представить его результаты.

5. Если застрахованному будет отказано страховщиком в страховой выплате (в письменной форме с мотивированным обоснованием причин), отказ может быть обжалован страхователем в гражданском суде в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

страхование в сфере туризма

Отдых является одним из существенных условий сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой трудоспособности и достижения активного долголетия. Полноценный отдых является неотъемлемой чертой здорового образа жизни и обеспечивается за счет рациональной организации свободного времени, а также специальных восстановительных мероприятий, которые включаются в режим трудовой деятельности. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п. Одним из распространенных видов отдыха является туризм.

Страхование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий защиту имущественных интересов граждан во время их путешествий. Оно относится к рисковым видам страхования, наиболее характерными чертами которых являются их кратковременность (не более 6 месяцев) и большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.

Страховщики - юридические лица (акционерные, полные, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью), которые получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Они создают условия страхования и предлагают страховые услуги своим клиентам. Страхователи - юридические лица и дееспособные граждане, которые заключили со страховщиками договоры относительно страхования своего собственного интереса, интереса третьего лица, выплачивают страховые премии и имеют право (по договору по законом) на получение компенсации (возмещение) при наступлении страхового случая. [1]. В среднем по статистике страховой случай приключается с каждым 100-м туристом. Следует отметить, что далеко не все приключившиеся обстоятельства признаются страховой компанией для отнесения данного случая к страховому и оплачиваются.

Многие факторы риска типизированы, и туристам предлагается застраховаться от таких случаев, связанных со следующими факторами:

- травмоопасность;
- воздействие окружающей среды;
- пожароопасность;
- биологические воздействия;
- психофизиологические нагрузки;
- опасность излучений;
- химические воздействия;
- повышенная запыленность и загазованность;
- прочие факторы;
- специфические факторы риска. [2]

Сущность страхования, как и любой другой экономической категории, прежде всего выражается в ее функциях. Страхование выполняет четыре функции:

- рисковую;
- предупредительную;
- сберегательную;
- контрольную.

1. Содержание рисковой функции страхования заключается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению международного ущерба пострадавшим.
2. Предупредительная функция страхования состоит в финансировании за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.
3. Сберегательная функция страхования способствует накапливанию денежной суммы на дожитие.
4. Контрольная функция страхования выражается в проверке за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство защиты имущественных интересов юридических и физических лиц всех форм собственности от стихийных бедствий и других негативных явлений.

Стоимость таких страховок начинается от 40 евро за неделю [3].

Cтраховой полис - второй после паспорта документ, необходимый во время путешествия. И не только потому, что без него невозможно получить визу в большинство европейских стран. Прежде всего, это касается стран Шенгенской зоны, где наличие полиса страхования обязательно. Суть страхования - это компенсация медицинских расходов, которые могут возникнуть в заграничной поездке в результате заболевания или несчастного случая. Характерной чертой страхования выезжающих за границу стало включение в него страхования неотложной помощи. Если в классическом страховании речь идет о компенсации ущерба, то в страховании неотложной помощи - о предоставлении услуги в форме неотложной помощи. Например, в ситуации, связанной с заболеванием застрахованного, компенсация расходов на лечение будет предметом медицинского страхования, а такие услуги, как вызов врача в ночное время или срочная госпитализация - предметом страхования неотложной помощи. Ввиду этого нужно помнить, что за границей медицина в основном страховая, а лечение для иностранных граждан - платное и довольно дорогое. К тому же в большинстве стран медицинская страховка является необходимым юридическим основанием для оказания вам помощи, поэтому прийти в клинику с улицы и записаться на прием к врачу просто не получится.

Каждая компания-assistance имеет в своем распоряжении сеть, которая состоит из дежурных центров и бюро, расположенных в регионах, на которые распространяется действие полиса. В случае наступления страхового события клиент должен позвонить в один из дежурных центров, номера телефонов которых указаны на идентификационной карточке или полисе. Дежурный центр передает вызов в ближайшее бюро, которое занимается непосредственной организацией услуги, и подтверждает, что все расходы оплачены. Чем больше в компании дежурных центров и бюро, тем быстрее она может организовать предоставление помощи клиенту. Все компании - assistance в развитых странах мира, с которыми работают украинские страховщики, считаются солидными. Но если придётся ехать за пределы Западной Европы, США, Японии или Канады, необходимо выяснить у страховой компании, сколько есть бюро у иностранного партнера в регионе, который предстоит посетить. Любителям активного отдыха на альпийских склонах также следует помнить, что иностранные туристы, которых сбивают на склонах незадачливые отдыхающие из Восточной Европы, очень любят подавать на них иски в суд. Поэтому при получении визы в эти страны помимо здоровья стоит застраховать и гражданскую ответственность.

В силу вышеперечисленного в последнее время страхование выезжающих за рубеж стало неотъемлемой частью туризма. Сегодня практически все, кто пересекают границу, имеют страховой полис: Всего несколько лет назад рынок составлял порядка 10-20% от общего числа туристов, сейчас же этот показатель вырос до 80-90%. Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний.

Это вид страхования имеет свои особенности:

1. Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, турфирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.).
2. Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций.
3. Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли).

Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования. Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:

1. Страхование туриста и его имущества.

Медицинское страхование - страхование на случай внезапного заболевания, телесных повреждений, полученных гражданами в результате несчастного случая, или смерти, произошедших во время их пребывания за рубежом в туристической поездке.

Компенсация не предусмотрена, если болезнь:

- произошла по вине страхователя (к примеру, по причине алкогольного опьянения):
- имела место еще до начало поездки (все виды хронических заболеваний).

Страховые выплаты распространяются на:

- оказание экстренной медицинской помощи;
- покупку лекарств;
- транспортировку больного;
- репатриацию тела.

Стоимость страхового полиса зависит от:

- страховой суммы;
- страны пребывания;
- продолжительности поездки;

В среднем она составляет 1-2 доллара сутки.

Размер страхового покрытия определяется по соглашению сторон. На стоимость влияет и количество дополнительных услуг - страховые компании предлагают самые разные программы медицинского страхования туристов. В договоре обязательно прописывается некомпенсируемая сумма - она может доходить до 50 долларов.

Страхование багажа. Покрывает расходы туриста в случае повреждения, кражи или утраты всего багажа или его части. Каждый договор страхования багажа действует на все время визита за границу, причем можно заключить договор сразу на несколько поездок.

Страхованию подлежат следующие риски:

- преднамеренная порча вещей третьими лицами;
- повреждение багажа в результате несчастного случая, ДТП или стихийного бедствия;
- кража, грабеж или шантаж.

Если вещи отыщутся, то страховая компания обязана оплачивать их хранение и доставку.

Примерная цена стандартного полиса составляет от 5 до 15 долларов.

2. Страхование рисков туристских фирм; страхование туристов в зарубежных поездках. Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски, ответственность по искам туристов, их родственников, третьих лиц.

К числу финансовых рисков относятся:

1. коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами);
2. банкротство фирмы;
3. изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей;
4. возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;
5. политические риски и др.

Страхование ответственности туристских фирм перед туристами может осуществляться также по следующим страховым случаям: плохие погодные условия (например, отсутствие снега, или снежные лавины на горнолыжных трассах), нарушение таможенных правил, задержка транспорта (самолетов более чем на 4 часа), конфискация при шоп-турах и т.п.

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:

1. оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;
2. транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;
3. эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;
4. внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;
5. предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;
6. консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);
7. оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;
8. репатриация останков туриста;
9. оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

Страхование иностранных туристов. Страхование гражданской ответственности. Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Страховщик возмещает ущерб, причиненный Застрахованным здоровью или имуществу третьих лиц во время поездки (согласно законодательству страны пребывания). Факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу Третьих лиц должен быть подтвержден судебным решением, официально предъявленным Страхователю/Застрахованному.

Обязательства Страховщика, возникшие в связи с наступлением страхового случая, включают в себя обязанности по удовлетворению следующих требований на основании вынесенного судебного решения о возмещении вреда:

а) причиненного жизни и здоровью Третьих лиц ("физический ущерб");
б) причиненного имуществу Третьих лиц ("имущественный ущерб");

Страховщик возмещает Застрахованному целесообразные расходы по ведению в судебных органах дел по предполагаемым случаям причинения вреда в пределах лимита ответственности.

Страховщик компенсирует в пределах лимита ответственности Застрахованному необходимые и целесообразные расходы по уменьшению ущерба и по спасанию жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Если Вы путешествуете на собственном автомобиле, то при пересечении границы стран, которые участвуют в соглашении "Зеленая карта", от туриста потребуют полис страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам. Этот полис также называется "зеленая карта". При этом "зеленая карта" действует во всех странах - участницах соглашения, что освобождает от необходимости дополнительного страхования гражданской ответственности при переезде из одной страны в другую. Одна карта выдается на одно транспортное средство. Таким образом, если турист путешествует на машине с прицепом, у него должно быть две "зеленые карты". К управлению автомобилем за границей допускаются только лица, вписанные в "зеленую карту".

Страны-участники соглашения "Зеленая карта": Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния-Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов. Страхование от несчастного случая туристов предусматривает страховое возмещение в случае ухудшения здоровья, травмы или смерти во время поездки за границу. Несчастным случаем признается непредвиденное событие, которое сопровождается ранениями, травмами, ушибами, ожогами, переохлаждением и другими повреждениями, вызвавшими утрату здоровья или смерть страхователя.

Страховые суммы покрывают затраты:

- на лечение;
- покупку лекарств;
- транспортировку больного;
- репатриацию тела.

Страхование от невыезда позволяет компенсировать затраты, связанные с отменой поездки за границу.

К страховым случаям относятся:

- смерть или болезнь, травма Застрахованного, либо его близких родственников (жены, мужа, отца, матери, детей, родных сестер и братьев, близкого родственника супруга (супруги), требующие госпитализации;
- обязательное участие Застрахованного в судебном разбирательстве по постановлению суда в период действия договора;
- повреждение или гибель имущества Застрахованного по причине пожара, возникшего в период действия договора страхования;
- призыв Застрахованного на срочную военную службу или военные сборы;
- досрочное возвращение Застрахованного из-за границы, вызванное болезнью или смертью близких родственников;
- неполучение въездной визы при своевременной подаче документов на оформление, при условии отсутствия ранее полученных отказов в визе в страну (страны) предполагаемой поездки.
- получение повестки из военкомата.

Цена полиса составляет от 1,5% до 4% от общей суммы стоимости путевки. Зачастую этот полис предлагается в качестве дополнительной платной услуги в программе медицинского страхования выезжающих за границу. Это объясняется тем, что невыезд страхуется только при наличии медицинской страховки. Оформить полис необходимо не позднее 7 дней до отправления. По страховому случаю страховщик обязуется возместить расходы, понесенные на оплату турпутевки и оформление визы, стоимость авиа-, железнодорожных или других билетов. Заявление о наступлении страхового случая необходимо представить страховой компании в течение одного дня. К заявлению должны быть приложены: оригинал Договора на оказание туристических услуг, документы, подтверждающие возврат средств туристической организацией, и все другие документы, свидетельствующие об убытках (к примеру, авиабилет). Если путешествие отменилось по причине болезни, требуется медицинская справка. А если по причине отказа в предоставлении визы - официальный отказ консульства.

Возмещение расходов в связи с отменой поездки за границу:

- по компенсации убытков, связанных с аннулированием проездных документов;
- по компенсации убытков, связанных с отказом от забронированного номера, а также других туристических услуг, предусмотренных договором и оплаченных Застрахованным.

В связи с досрочным возвращением:

Вывод. Страхование, которое наиболее полно реализуется в условиях рынка, призвано удовлетворить фундаментальную потребность - потребность в безопасности. Полноценный отдых является неотъемлемой чертой здорового образа жизни и обеспечивается за счет рациональной организации свободного времени, а также специальных восстановительных мероприятий, которые включаются в режим трудовой деятельности. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха ит.п. Одним из распространенных видов отдыха является туризм.

Страховой полис нужен каждому, кто собирается в путешествие. Самая главная причина заключается не в том, что без него Вам не дадут визу, а в том, что полис является гарантией того, что если вы попадете в беду, к Вам придут на помощь.
Наличие страхового полиса является обязательным для стран Шенгенской группы, для других стран такая страховка не является строго обязательной и делается туристом по желанию.
Страховку для выезжающих за рубеж в страны массового направления туристические операторы часто включают в стоимость тура, не предоставляя выбора. Вы вправе отказаться от страховки, включенной в турпутевку и купить ее самостоятельно.
Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования.
Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:
1. страхование туриста и его имущества;
2. страхование рисков туристских фирм;
3. страхование туристов в зарубежных поездках;
4. страхование иностранных туристов;
5. страхование гражданской ответственности;
6. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
7. страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов.

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:
1. оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;
2. транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;
3. эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;
4. внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;
5. предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;
6. консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);
7. оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;
8. репатриация останков туриста;
9. оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

Страховыми случаями не признаются:
• заболевания и травмы, полученные в результате совершения противоправных действий или в состоянии любого (наркотического, алкогольного, токсического) опьянения.
• обострения хронических, психических заболеваний, попытки самоубийства.
• расходы на лечение в санаториях.
• косметические и пластические хирургические операции.
• вся стоматологическая помощь за исключением экстренной помощи (если заболел зуб и т.п.).

Краткосрочное и долгосрочное страхование
Чтобы оформить страховку необходимо взять загранпаспорт и обратиться в отдел зарубежного страхования какой-либо страховой компании. При заключении договора обязательно ознакомьтесь с "памяткой страхователю", и в случае возникновения вопросов разберитесь с менеджером страховой компании. Существует два вида страхования: краткосрочное (т.е. вы заключаете договор с компанией на определенное количество дней, в полисе указываются даты отъезда и прибытия) и долгосрочное (вы застраховываетесь не больше чем на 60 дней и можете в течение этого времени несколько раз съездить заграницу).
Существует четыре страховых программы. Обозначаются они - A, B, C, D. Под каждым из вариантов подразумевается определенный комплекс страховых услуг.
Вариант A (самый распространенный) включает эвакуацию пострадавшего в лечебное учреждение и медицинские расходы при несчастном случае или внезапном заболевании.
В вариант B , кроме этих услуг, входят также оплата визита родственников к застрахованному и оказание стоматологической помощи (только при возникновении острой или обусловленной травмами при несчастном случае боли).
Вариант C включает также юридическую (возможность связаться с адвокатом) и административную помощь (возвращение неправильно отправленного багажа, оформление новых документов взамен утерянных и т. д.).
Наконец, вариант D - это еще и услуги при поломке личного автотранспорта или при болезни водителя.
При заключении договора страхования страховая сумма выбирается в соответствии со страной назначения и классифицируется в зависимости от необходимости минимального покрытия.

Личное страхование туристов

Имущественное страхование туристов
Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно.
Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис - необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт, постепенно прививается и на российской почве.
Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок.
Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамеры, фотоаппараты, магнитофоны, одежда ит.п.), которые страхователь и члены его семьи (застрахованные) имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивное, горнолыжное, водно-прогулочное, и др.).
В настоящее время страховая деятельность становится популярной как в РФ, так и в странах Содружества. Создано большое количество страховых фирм и компаний, но лишь немногие из них могут предоставить действенное страхование при поездках в зарубежные страны. Все остальные делают вид, что проблемы страхования туристов не существует, и в погоне за низкими ценами на туры тихо ждут грядущего несчастного случая, по существу заведомо обманывая туристов и действуя на свой риск. В то же время с любым человеком, выезжающим за рубеж в деловую или туристскую поездку, может произойти несчастный случай. Вероятность возникновения такового при кратковременной поездке (на 3-7 дней) достаточно мала (1-2 случая на 100-150 туристов). Наиболее частые несчастные случаи - потеря и кража имущества, ограбления, поломка и разрушение имущества в результате аварий автотранспорта, различного рода противоправных действий третьих лиц и страхователей (владельцев спортивных зрелищ, отелей, мотелей и т. п.).
Правоотношения турфирм и туристов (страхователей и застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и Условиях на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках общих Правил страхования, разрабатываемых Росстрахнадзором на основе действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, при имущественном страховании правоотношения туристских фирм (страхователей) и туристов (застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования ив Правилах (Условиях) на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках Общих правил страхования имущества, разрабатываемых Департаментом страхового надзора на основе действующего законодательства Российской Федерации. В качестве примера рассмотрим условную схему страховой защиты добровольного страхования имущества туристской фирмы.

Обязательно ли нужно страховаться?
Во-первых: многие страны требуют полиса, чтобы в случае вашего заболевания или несчастного случая, вы могли получить медицинскую помощь (которая достаточно дорогая). Во-вторых: при поездках в экваториальные страны, в результате резкой смены климата, что не может сказаться благоприятно на самочувствии и потребует обращения за медицинской помощью. И, в-третьих: с Вами могут поехать в поездку близкие родственники (дети, родители и пр.), поэтому экономия незначительной суммы страховой премии при оформлении тура.

Что делать в непредвиденной ситуации?
Во-первых, страховой полис нужно всегда иметь при себе, т.к. в случае непредвиденной ситуации будет возможность моментально связаться с диспетчером страховой службы. Обратите внимание, что на полисе должен быть указан обратный адрес или телефоны, по которым следует просить помощи. Во-вторых, необходимо в любое время суток позвонить диспетчеру и назвать свои данные и номер страхового полиса или пластиковой ID-карты, а также указать свое местонахождение и телефон, по которому с вами можно связаться. Больше никаких действий предпринимать не нужно.

Страхование в туризме - это особый вид страхования, обеспечивающий защиту имущественных интересов граждан во время их путешествий.

Виды страховых рисков для туристов:

острые внезапные заболевания; несчастный случай; пропажа багажи и иного имущества; отсутствие снега на горнолыжных курортах; невозможность выезда в оплаченный тур; задержка самолета или другого транспорта при выезде - въезде; невыдача визы; плохая погода; непредставление или неполное предоставление услуг.

Страховые риски, присущие турфирмам:

финансовый; имущественный; гражданской ответственности по договору с туристом.

Виды страхования:

- страхование туриста и его имущества;

- страхование рисков туристских фирм;

- страхование туристов в зарубежных поездках;

- страхование иностранных туристов;

- страхование гражданской ответственности;

- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

- страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов.

Страхование бывает добровольным и обязательным. К числу обязательных видов страхования относятся:

- медицинское страхование на случай болезни, причинения вреда здоровью и смерти. Оно необходимо в случае, если медицинская страховка требуется по законодательству страны, в которую выезжает турист;

- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

- страхование транспортных путешествий.

Виды страховой ответственности: аварии, пожары, взрывы, стихийные явления природы, грабежи, хищения, военные действия.

К числу финансовых рисков относятся:

- коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами);

- изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля;

- возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;

- политические риски и др.

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках включает:

- оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;

- транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;

- эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;

- внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;

- предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;

- консультационные услуг и врача-специалиста;

- оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;

- репатриация останков туриста;

- оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

Формы туристского страхования

2) сервисное - заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь.

Страховыми случаями в туристическом бизнесе признаются:

- случаи получения платной медицинской помощи (несчастный случай или острое заболевание) без которой возникала реальная угроза здоровью застрахованного или его смерти;

- утеря багажа, документов, средств к существованию;

- случаи непредвиденных расходов, необходимость которых вызвана возникновением общегражданской и автогражданской ответственности;

- случаи отказа от использования льготного авиабилета из-за болезни, несчастного случая или смерти застрахованного, его родных и близких;

- случаи невозможности совершить запланированную поездку.

При выборе страховой компании стоит обратить внимание на:

- есть ли в условиях полиса франшиза (размер некомпенсируемого страховщиком убытка). Она бывает условной и безусловной. В первом случае страховщик не несет ответственности за ущерб, не превышающий суммы франшизы, но возмещает ущерб полностью при превышении размера ущерба суммы франшизы. Во втором случае ущерб возмещается, но из его стоимости в любом случае вычитается сумма франшизы;

- срок действия страховки.

Существует два вида страхования:

- краткосрочное (определенное количество дней, в полисе указываются даты отъезда и прибытия);

- долгосрочное (страхование не больше чем на 60 дней и можно в течение этого времени несколько раз съездить заграницу).

Какие риски необходимо застраховать, если вы собрались в путешествие за рубеж.

О страховании от невыезда и потери багажа, страховании расходов на медицинскую помощь, гражданской ответственности туриста и туроператоров.

Шумская Анна Сергеевна

Шумская Анна Сергеевна
Не работает

Отпуск с выездом за границу всегда волнителен и ожидаем в преддверии неизведанных чудес, приключений и открытий. И хорошо, если эти открытия, чудеса и приключения проходят на позитивной волне и оставляют о себе хорошие воспоминания. Для того чтобы ничто не омрачило поездку, рекомендуем заранее позаботиться о своих нервах и минимизировать риски негативных впечатлений, которые могут вызвать неприятности в путешествии.

Страховые компании уверяют, что риск наступления страхового случая во время отдыха составляет не более 1%. То есть один человек из ста, находясь в чужой стране и, возможно, не зная местного языка, может испортить себе отпуск. Чтобы эта ситуация не постигла вас, позаботьтесь заранее о страховании ряда важнейших направлений.

Существует два основных направления страхования в сфере туризма:

  • страхование жизни, здоровья, имущества и гражданской ответственности туристов;
  • страхование гражданской ответственности туроператоров.

Говоря о страховании туристов, можно выделить несколько основных рисков, подлежащих добровольному страхованию:

В соответствии с этими группами рисков выделяют отдельные виды страхования. Попробуем кратко описать каждый из них.

Страхование от невыезда

  • вследствие внезапного расстройства здоровья (при условии госпитализации) или смерти;
  • вследствие смерти или внезапного расстройства здоровья (при условии госпитализации) близкого родственника, к которым относятся: отец и мать, супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные, а также родные сестры и братья;
  • вследствие неполучения или несвоевременного получения (при соблюдении сроков подачи в консульство документов) визы;
  • вследствие обязательного участия туриста в судебном разбирательстве по постановлению суда при условии, что о начале судебного разбирательства участнику тура не было известно на момент приобретения тура;
  • вследствие призыва туриста на срочную военную службу или на военные сборы;
  • вследствие повреждения или гибели имущества туриста;
  • отказ в выдачи визы.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (ч. 2 ст. 9 Закона об организации страхового дела). Страховка от невыезда покрывает стоимость услуг, входящих в тур:

  • проживание в гостинице и питание;
  • авиаперелет или ж/д проезд;
  • использование наземного или водного транспорта;
  • другие предоплаченные услуги (экскурсии, билеты).

Страховая выплата – денежная сумма, которая определена в порядке, установленном законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю при наступлении страхового случая (ч. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела). Страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования.

Страховка от невыезда, являясь гарантией возмещения финансовых потерь, которые возникают вследствие отмены поездки за границу или изменения сроков пребывания, может предполагать страхование с франшизой и без франшизы

Если договор страхования не предусматривает франшизу, то страховщик возмещает все реально понесенные убытки в полном объеме без каких-либо дополнительных условий, предусматривающих его освобождение от частичного и полного возмещения убытков.

Если договор предусматривает франшизу, то она может быть установлена двух видов:

  • условная франшиза – когда до суммы, установленной в договоре, убыток не возмещается, а в случае превышения этой суммы убытки возмещаются в полном объеме, включая сумму франшизы;
  • безусловная франшиза – когда до суммы, установленной в договоре, убыток не возмещается, а в случае превышения суммы франшизы убытки возмещаются в полном объеме, исключая сумму франшизы.

Страхование от невыезда является добровольным, однако очень актуальным, особенно для туров с высокой стоимостью.

Заявить о невыезде нужно в кратчайшие сроки. После этого необходимо собрать все документы, подтверждающие ваши туристические расходы, в том числе отказ в выдаче визы, билеты, квитанции, справки о предоплате, письма от туроператора и, самое главное, документы, свидетельствующие об уважительности причины невыезда. Так, если вам не выдали визу, приносите отказ из консульства, а если остались дома по болезни – справку о госпитализации.

Сумма страховой выплаты по данному виду страхования равняется сумме ваших туристических расходов. Как правило, это стоимость тура.

Страхование расходов на медицинскую помощь

Самое важное – жизнь и здоровье туриста, и потому подумать об этом необходимо в самую первую очередь.

Медицинские полисы, заключаемые страховыми компаниями, бывают двух видов: сервисные и компенсационные. Они различаются механизмом страховой выплаты.

Механизм страховой выплаты сервисного медицинского полиса осуществляется путем бесплатного оказания застрахованному туристу, при предъявлении им полиса, медицинской помощи с выставлением счета за лечение в страховую компанию при помощи посредника – международной страховой или сервисной компании.

В случае компенсационного страхования застрахованный сам на месте оплачивает лечение, а по возвращении в Россию предоставляет в страховую компанию документы, подтверждающие произведенные расходы на лечение. Страховая компания их оценивает и компенсирует.

В последнем случае даже у самого педантичного человека могут возникнуть сложности, поскольку все представляемые документы должны быть оформлены надлежащим образом, со всеми подписями и печатями, с полным описанием всех произведенных медицинских манипуляций и указанием врача о необходимости в них. И если турист по своей инициативе не потребовал медицинское заключение с указанием диагноза, то у него и у страховой компании обязательно возникнет проблема получения дополнительной информации в той самой больнице, где проходило лечение туриста. Это занимает достаточно много времени и приводит к затягиванию выплат сумм страхового возмещения.

Именно поэтому до выдачи медицинского страхового полиса интересуйтесь, будет он сервисным или же компенсационным. Намного лучше, когда страховая компания гарантирует компенсацию медицинских или каких-либо иных расходов прямо на месте.

Теперь поговорим о том, как именно можно застраховать жизнь и здоровье.

Стандартный медицинский полис рассчитан только на оказание экстренной медицинской помощи. Страхование от несчастного случая – это совсем другая история.

В чем же их различие? Разумеется, в перечне страховых рисков. Медицинский полис может покрыть расходы при тяжком, средней тяжести вреде здоровью, в том числе при потере трудоспособности по случаям, прямо указанным в полисе. В любом из этих случаев выплачивается полное возмещение. Следует очень внимательно читать условия, на что распространяется страховка, а на что нет: часто встречаются ситуации, когда распространенные жалобы не входят в зону покрытия страхового возмещения, но турист узнает об этом уже по факту, столкнувшись на отдыхе с той или иной ситуацией. Например, речь может идти о солнечных ожогах или стоматологии.

В медицинском полисе обязательно указывается телефон круглосуточной диспетчерской службы страховой компании. По этому номеру на своем родном языке вы сможете объяснить, что и где болит, и оставить свои координаты. После этого представитель страховщика свяжется с дежурным медицинским учреждением в стране вашего пребывания и договорится о предоставлении требующегося вам лечения.

Все страховые компании не признают страховыми случаями болезни и несчастные случаи, наступившие в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании. Не подпадает под страховку лечение хронических, гинекологических, психических и онкологических заболеваний, а также лечение ожогов и аллергии. Суицид также не является страховым случаем.

Страхование гражданской ответственности туриста

Страхование гражданской ответственности – это страхование ответственности перед третьими лицами (п. 20 ч. 1 ст. 32.9 Закона об организации страхового дела) по обязательствам, возникающим вследствие ущерба, которые нанесен здоровью или имуществу туристов (либо других лиц) в период выезда за границу.

Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (ст. 927 ГК РФ). По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена (ст. 931 ГК РФ). При этом обязанность страховщика по выплате страхового возмещения наступает только в случае непреднамеренного нанесения застрахованным вреда третьим лицам (на оговоренной в договоре страхования территории и в оговоренный в договоре страхования период пребывания за пределами постоянного места жительства), повлекшего за собой:

  • смерть, утрату трудоспособности, увечье третьих лиц (физический ущерб);
  • уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего третьим лицам (имущественный ущерб).

Страховые случаи: возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц во время поездки.

Страховка такого вида особо рекомендуется туристам, которые выезжают за границу с целью активного отдыха, занятий экстремальными видами спорта, когда возрастает вероятность причинения вреда окружающим.

Страховое возмещение не выплачивается, если будет доказано, что вред причинен по умыслу, в состоянии алкогольного опьянения или по причине психического расстройства.

Страхование от потери багажа

Путешественник, который боится потерять в ходе перелета и переезда свое имущество, может себя обезопасить. В данном случае речь идет о страховании багажа в связи с его утратой, полной гибелью или частичным повреждением в период поездки, когда ответственность за сохранность багажа в пути перешла к перевозчику. Страховые компании под багажом подразумевают не только чемодан, но и ручную кладь. При заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхового имущества, а при необходимости – назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости (ст. 945 ГК РФ).

Гибель подразумевает полную утрату вещи без возможности ее восстановления. Повреждение означает частичную утрату вещью потребительских свойств. Гибель или повреждение багажа могут наступить в результате неправомерных действий третьих лиц или под воздействием обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие, ДТП, пожар или взрыв.

Багаж можно застраховать на сумму, не превышающую его реальную стоимость. Это правило является общим для всех видов имущественного страхования. Если вещи дорогие, то можно составить опись перевозимого имущества. Случай утраты багажа не считается страховым, только если в действиях самого туриста усматривается вина в форме умысла или грубой неосторожности.

В поездке при утрате или задержке багажа необходимо обратиться к компании-перевозчику за получением соответствующей справки. По возвращении на родину эту справку вы предъявите в офисе своей страховой компании; там вам придется также письменно изложить обстоятельства произошедшего. Ну, а если ваш багаж все же отыщется, то его доставят вам бесплатно, даже если вы давно вернулись из поездки и завершился срок действия договора.

Страхование гражданской ответственности туроператоров

  • договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

С 1 января 2017 года все туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, должны быть также членами объединения таких же туроператоров и иметь фонд персональной ответственности. Если размер такого фонда достиг максимального значения, финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. При этом следует учитывать, что взносы в фонд за 2017 год туроператор должен был уплатить до 31.01.2017 (ч. 2, абз. 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона №132-ФЗ; п. 3 ст. 5 Закона от 02.03.2016 №49-ФЗ).

Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора составляет не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (ч. 5 ст. 11.6 Закона №132-ФЗ).

Перед покупкой туристского продукта (путевки) обязательно проверьте, с каким туроператором работает ваш турагент и внесен ли этот туроператор в Единый федеральный реестр туроператоров, а также каков размер его финансового обеспечения и (или) фонда персональной ответственности (ст. 4.2 Закона №132-ФЗ). Получить эту информацию можно на официальном сайте Ростуризма.

В соответствии со ст. 17.4 Закона №132-ФЗ существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, а именно:

  • неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
  • наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Турист, который отказался от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, равно как и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).

Письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения, который не может составлять менее одного года (ст. 17.5 Закона №132-ФЗ).

При наступлении страхового случая страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта.

Гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта, в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, который возник в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В обоих случаях основанием для выплаты страхового возмещения является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности. При этом датой наступления страхового случая считается день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения им всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

В соответствии с абз. 4 ст. 17.4 Закона №132-ФЗ под реальным ущербом, подлежащим возмещению в рамках страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, понимаются расходы туриста на оплату услуг по перевозке и/или размещению по договору о реализации туристского продукта.

Выплата страхового возмещения или уплата банковской гарантии не лишает права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что в настоящее время законодатель в РФ предусмотрел достаточно широкий перечень правовых инструментов, позволяющих осуществить грамотную защиту туристам своих прав. Теперь необходимо лишь, чтобы узнавать о своих правах и способах их защиты для каждого человека стало единственно возможной нормой поведения.

Сокращенная версия статьи Анны Шумской, ИНТЕЛЛЕКТ-С, опубликована в журнале National Business (№6 от 05.07.2017)

Читайте также: