Способы обеспечения безопасности гостей и их имущества в гостинице в процессе проживания

Обновлено: 18.05.2024

Традиционный метод усиления безопасности путем увеличения численности сотрудников не дает желаемого результата как через экономические соображения, так и малой эффективности такого подхода. Человек, несущий службу, подвержен утомляемости, невнимательности, не исключен сговор с преступниками, шантаж, запугивание и т.д. Единственное правильное решение вопроса безопасности использования системного, комплексного подхода, сочетающего в себе методы организационного, технического и физического характера в их правильном сочетании и разумном определении доли каждой составляющей.

К организационным мероприятиям относятся:
— специально разработанные системы регламентации поведения обслуживающего персонала и сотрудников, отвечающих за безопасность;
— проведение мероприятий для специальной подготовки персонала службы безопасности;
— технология гостиничного обслуживания;
— принципы организации порядка доступа и охраны различных категорий гостиничных номеров и служебных помещений;
— регламентация действий сотрудников в экстремальных ситуациях.

Необходимо особо отметить, что большой (возможно, главной) опасностью для отеля является возможность пожара, случайного или умышленного поджога, что также требует разработки и внедрения адекватных организационно-технических мер противодействия и является одной из важнейших составляющих комплексной системы безопасности.

Очевидно, что переход к новой, современной концепции безопасности, предусматривающей применение сложной специальной техники, требует пересмотра тактических аспектов в работе различных служб отеля.

Необходимо реализовать следующие организационные мероприятия:
— разработать детальные инструкции по действиям во всех возможных нештатных ситуациях и довести их до каждого сотрудника;
— составить краткие, красочные, высокоинформативные и интуитивно понятные инструкции по пользованию аппаратурой безопасности для гостей, в которые должны быть внесены краткие правила поведения в экстремальной ситуации;
— регулярно проводить занятия по повышению квалификации персонала службы безопасности, физической и боевой подготовки;

— провести обучение всего персонала гостиницы правилам пользования аппаратурой комплекса безопасности;
— организовать для персонала периодическую (не реже одного раза в год) проверку знаний в области безопасности, проводить дополнительное обучение по мере смены кадров и модернизации отеля;
— организовать немногочисленную, но профессиональную инженерную службу (в рамках штата службы безопасности), в обязанности которой вошло бы проведение технического обслуживания комплекса автоматизации гостиницы, проведение обучения и консультирование сотрудников других служб отеля;
— другие мероприятия (разрабатываются индивидуально для каждого конкретного отеля).

Сотрудники службы безопасности отеля должны постоянно изучать опыт эксплуатации других гостиниц и работы их служб безопасности, данные статистики правонарушений, иметь взаимодействие со специалистами государственных служб охраны порядка, пожарной безопасности, силовых ведомств.

Сегодня в распоряжение профессионалов гостиничного дела предоставлены разнообразные средства борьбы с преступлениями: системы электронных карточных замков, сейфы, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения и т.д. Следует отметить, что в современных условиях безопасность отеля невозможна без системы технических средств безопасности. Меры безопасности, разрабатывающиеся и внедряющиеся в отеле, должны быть нацелены на выполнение следующих задач:

— обеспечение охраны и безопасности постояльцев и их личного имущества во время пребывания в отеле;
— защита имущества гостиницы от враждебных действий (краж, актов вандализма и т.п.);
— обеспечение защиты отеля (самого здания и всего, что в нем находится) от террористических актов (нападений, саботажа и т.п.);
— поддержание общественного порядка и обеспечения надлежащего поведения во всех общественных местах отеля;
— обеспечение постояльцам покоя и конфиденциальности во время их пребывания в отеле;
— обеспечение возможности незамедлительного и эффективного реагирования в случае какого-либо происшествия, требующего вмешательства персонала гостиницы или представителей сторонних ведомств (например, милиции, скорой помощи и т.д.);
— обеспечение надлежащего поведения, а также добросовестности и честности всего персонала гостиницы;
— обеспечение возможности предоставления гостиницей специальных услуг по обеспечению повышенной безопасности высокопоставленных лиц, к охране которых предъявляются особые требования. Применение этих мер безопасности не только обезопасит клиента во время его пребывания в отеле, но и оградит сотрудников от необоснованных обвинений. А это, наряду с другими аспектами, повысит репутацию отеля и, как следствие, увеличит его заполняемость.

Первостепенной задачей в обеспечении безопасности клиента во время пребывания его в отеле является ограничение и контроль доступа в номер.

Пожарные выходы на всех этажах должны быть оборудованы доводчиками и запорными устройствами, обеспечивающими свободный выход и вход с использованием механических ключей или карт-ключей.

Для обеспечения комфортного пребывания клиентов в отеле стоит использовать малые сейфы в номерах и/или централизованное хранилище ценностей (депозитные ячейки).

Каждый гостиничный номер должен оборудоваться мини-сейфом, который управляется (закрывается и открывается) персональным кодом клиента. Размер сейфа определяется типом номера, однако, следует отдавать предпочтение сейфам, позволяющие хранить в них переносной компьютер. Для предоставления уполномоченными лицами помощи клиентам в открытии сейфов в экстренных случаях должен быть предусмотрен мастер-устройство, которое управляется специальным кодом, устанавливаемым охраной отеля.

Очень полезно наличие в сейфах энергонезависимой памяти событий, что снимает все претензии и вопросы постояльцев относительно несанкционированного вскрытия сейфов служащими отеля.

Централизованное хранилище ценностей клиентов (депозитные ячейки), располагается вблизи стойки регистрации. Клиенты могут арендовать ящик (или сейфы) в таком хранилище для хранения особо важных и ценных крупногабаритных вещей, как, например, огнестрельное оружие, шубы, ценные бумаги и т.д.

Каждая ячейка хранилища должен открываться двумя ключами: мастер-ключом, который хранится у обслуживающего персонала и личным ключом, переданным клиенту. Централизованное хранилище ценностей клиентов обслуживает персонал службы приема:

Помещение хранилища должно:

— иметь капитальные стены;
— иметь двери из металла или прочного дерева. Допускается установка обычных дверей и внутренних решеток;
— иметь механизм для автоматического запирания дверей, что не позволяет ошибочно оставить двери открытыми;
— иметь контроль доступа (двери открываются с помощью личной кодированной карточки и/или личного кода) с возможностью передачи тайного сигнала опасности в тех случаях, когда двери открываются под принуждением;
— иметь систему охранной сигнализации.

Централизованная система охранной сигнализации в отеле является средством обеспечения безопасности зон жизнеобеспечения отеля, предотвращение неконтролируемого проникновения внутрь помещения и отдельных комнат.

Для обеспечения постоянного мониторинга сигналов тревоги приемно-контрольный прибор располагается в месте круглосуточного присутствия персонала (это может быть диспетчерская, помещения охраны, приемная стойка отеля или коммутатор).

Обеспечением охранными оповещателями на открытие подлежат:

— все аварийные выходы из отеля;
— все наружные двери, которые обычно закрыты;
— двери служебных помещений с оборудованием, обычно работает без обслуживающего персонала (дизельная, трансформаторная, котельная, АТС и т.д.);
— дверь ряда критических помещений отеля, защита которых должна обеспечиваться в то время, когда они активно не используются. Это кладовые спиртных напитков, комнат с электронным оборудованием (телецентр, сервер и т.п.), кабинеты руководства, бухгалтерия (касса).

Везде, где это возможно, магнитоконтактные оповещатели открытия должны быть потайными или врезанными.

В тех местах, где требуются особые меры предосторожности, через предметы, которые там находятся, представляющие интерес для злоумышленников, необходимо установить объемные оповещатели движения. Для скрытой передачи сигнала тревоги оповещатели тревожной сигнализации устанавливаются в следующих местах:

— стойка администратора;
— касса приема денег в зоне регистрации;
— касса отеля;
— другие помещения, где может накапливаться наличные;
— офис руководства.

Система охранной сигнализации должна быть оборудована устройствами звуковой и визуальной сигнализации (зуммер, сирена, строб-сигнализаторы), которые должны привлечь внимание персонала к сигнализации.

Необходимо предусмотреть централизованную систему видеонаблюдения. Система должна обеспечивать возможность наблюдения в реальном масштабе времени и запись того, что проис-ся для дальнейшего изучения. В лифтовых холлах и на лестничных клетках (на жилых этажах) видеокамеры следует размещать таким образом, чтобы двери номеров не попадали в поле зрения камер. Необходимо обеспечить запись всех видеокамер на видеомагнитофон. Главные мониторы наблюдения, коммутационное оборудование и записывающие устройства следует устанавливать в помещении службы безопасности или дежурного администратора.

Необходимо предусмотреть и рабочее место для просмотра и документирования видеоинформации. В современных отелях с большим количеством сотрудников целесообразно оборудовать специальный служебный вход, а также предусмотреть автоматизированную систему контроля доступа и учета рабочего времени на служебном входе персонала. Система должна ограничивать проход людей, не имеющих доступа, турникета или дверного замка, вести регистрацию прохода сотрудников в режиме реального времени, обеспечивать формирование и распечатку отчетов, в том числе и о количестве отработанного времени сотрудниками за день, месяц.

Как пропуски для системы контроля доступа и учета рабочего времени можно использовать карты с нанесением на них текстовой, графической и фотоинформации для использования как показания.

Вышеописанные положения могут использоваться как базовые для построения системы безопасности отеля. Однако, в каждом конкретном случае выбор систем и средств является строго индивидуальным.


Об аспектах организации безопасности в отеле расскажет Антон Голубев, директор департамента управления проектами Hikvision Russia&CIS.

В апреле 2017 года, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018, Правительство РФ выпустило Постановление №447, в котором детально прописаны требования к антитеррористической защищенности гостиниц, а также требования к оформлению паспорта безопасности таких объектов.


Данный документ регламентирует выбор и оснащение гостиниц конкретными типами средств инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Состав системы безопасности определяется в индивидуальном порядке для каждой отдельной гостиницы и прописывается в техническом задании на создание такой системы в зависимости от категории.

Категорирование гостиниц производится с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории объекта и масштабов возможных последствий совершения таких актов.

Согласно ПП №447 от 14 апреля 2017 года, существует 4 категории опасности для объектов гостиничного комплекса. Они различаются по таким критериям:

  • потенциальным количеством пострадавших в случае террористического акта;
  • прогнозируемым размером экономического ущерба.

Самые охраняемые – объекты первой категории – это те, где в течение последних 12 месяцев уже был совершен террористический акт или была пресечена попытка его совершения. На территории каждой гостиницы, независимо от ее категории, должны быть выделены потенциально опасные участки.

Если говорить об оснащении гостиничных объектов системами безопасности, то сегодня на каждом объекте (вне зависимости от категории) должны присутствовать:

  • системы видеонаблюдения;
  • системы экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
  • системы охранного освещения;
  • системы пожарной безопасности;
  • средства тревожной сигнализации;
  • информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении ЧС и другую информацию.

Остальные средства и системы безопасности устанавливаются в зависимости от категории опасности объекта.

К каждому элементу системы безопасности предъявляются определенные требования по функционалу. Например, система видеонаблюдения должна обеспечивать непрерывную съемку, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Приоритетные задачи видеомониторинга:

1. обеспечение безопасности гостей и сотрудников отелей, сохранности имущества;

2. формирование и хранение архива видеоданных для расследования инцидентов.

Например, большим отелям требуется примерно 500 и более камер видеонаблюдения. У крупных объектов намного выше требования по разрешению камер, по возможностям панорамной съемки и т.д. У объектов поменьше таких запросов нет. Поэтому для них существуют решения, которые поддерживают функции так называемого коридорного видеонаблюдения – это дает возможность контролировать ситуацию в холлах с использованием меньшего количества камер.

Если мы говорим о средних или крупных объектах, то система безопасности, как правило, используется многоуровневая. Первый уровень – это защита периметра, далее – охрана прилегающей территории и паркинга. Мониторинг внутри помещений гостиничных комплексов, в свою очередь, можно разделить на несколько основных участков:

  • входная зона;
  • ресепшн;
  • холл;
  • коридоры и т.д.

При построении систем видеонаблюдения крайне важно учитывать особенности каждой из зон наблюдения. Некоторые моменты могут, на первый взгляд, показаться несущественными, но в случае ошибки проектирования или неверного выбора оборудования они могут создать препятствия для работы службы безопасности отеля.

Для периметрального видеонаблюдения приоритетное значение имеет:

  • высокое разрешение камер;
  • большая дальность наблюдения, что позволяет предотвращать проникновение на территорию нежелательных лиц.

Это особенно важно, когда необходимо узнать цвет автомобиля или одежды человека, получить информацию о каких-то дополнительных деталях.


При обратной ситуации, если свет в зоне мониторинга слишком яркий, камеры должны иметь специальные функции для компенсации засветки, чтобы обеспечить равномерное и качественное изображение. Такие функции наиболее востребованы для таких территорий, как холлы гостиниц, на входе в помещение, коридоры на этажах.

Ключевая особенность гостиниц, как объекта мониторинга, – большой поток людей, особенно в общих зонах. Из-за постоянно меняющейся сцены в кадре оператор не всегда может отследить появление подозрительных предметов или нежелательных лиц, которые могут угрожать безопасности людей. Поэтому оптимально передать эту функцию камерам видеонаблюдения. Современные технологии позволяют в автоматическом режиме проводить такие действия:

Помимо непосредственно обеспечения безопасности, системы видеонаблюдения также могут решать бизнес-задачи:

1. подсчет посетителей;

2. идентификация VIP-клиентов;

3. выявление больших скоплений людей;

4. составление тепловых карт и многое другое.

Тепловая карта


В настоящее время наша компания активно работает с технологиями на базе алгоритмов глубокого обучения (Deep Learning) – это также помогает решать широкий круг задач по безопасности на территории гостиничных комплексов. Камеры с видеоаналитикой на базе Deep Learning значительно сокращают количество ложных тревог, вызванных движением животных, падающими листьями, осадками и другими природными явлениями.

Фильтрация ложных тревог на основании классификации объектов


Также эти технологии можно использовать в составе систем контроля доступа, когда пройти на территорию гостиницы, в технические помещения, в гостиничные номера могут только те люди, которым задан соответствующий уровень доступа в базе. При этом им не нужен ключ/карта или другие физические средства доступа (которые, помимо прочего, можно потерять или передать другому человеку).

Системы видеонаблюдения со встроенной видеоаналитикой также можно использовать для обеспечения пожарной безопасности, в дополнение к пожарным датчикам и системам пожаротушения.

Тепловизионное видеонаблюдение


Нужно понимать, что каждая гостиница – это уникальный объект. Единого проекта, который будет подходить всем без исключения, не существует. Также стоить отдельно заметить, что многие отели уже используют аналоговые системы видеонаблюдения, замена которых на IP-решения будет очень затратной не только с точки зрения покупки нового оборудования, но и модернизации сопутствующей инфраструктуры. В таких случаях мы рекомендуем использовать аналоговые системы высокого разрешения (например, HD-TVI), которые позволяют получить более качественное изображение при сохранении текущей инфраструктуры.


Создание комплекса безопасности гостиницы — один из тех случаев, когда система контроля доступа, охранно-пожарная сигнализация и система видео наблюдения служат не только для охраны помещений, но и для контроля за постояльцами, посетителями и персоналом. Разумеется, и подходы к ее построению во многом отличаются от других объектов.

Специфика обеспечения безопасности в гостиничном бизнесе проста. Как правило, гостиница представляет собой отдельное многоэтажное строение с одним парадным входом и несколькими служебными. Кроме жилых номеров, в здании часто размещаются ресторан и бар, игровые залы и салоны красоты, иногда казино. Обычно несколько этажей отводятся для деловых целей: там размещаются администрация гостиницы, частные офисы, конференц-залы и залы для совещаний. На остальных этажах расположены жилые номера. Таким образом, основная сложность при разработке системы безопасности гостиницы связана с хаотичными перемещениями большого количества посетителей.

При этом необходимо соблюдать главное условие. Принятый комплекс мер должен не только обеспечить клиентам гостиницы и ее сотрудникам защиту от возможных чрезвычайных происшествий, но и позволить им чувствовать себя уверенно, спокойно и комфортно.

Гостиницы, чаще всего, находятся в городской черте, в среде активного движения транспорта и пешеходов. Система прохода в гостиницу и в номера должна быть предельно простой и не создавать для гостей больших затруднений.

По отношению к гостиничному комплексу понятие безопасности включает в себя не только защиту от криминальных посягательств, но, еще в большей степени, создание предупредительных мер обеспечения защиты от пожара, аварийных ситуаций, необоснованного вмешательства в личную и деловую жизнь гостей, злоупотреблений персонала, других факторов дискомфорта. Кроме того, оптимальное решение в сфере безопасности должно способствовать совершенствованию технологии гостиничного обслуживания.

Тесное Взаимодействие

Работа персонала гостиницы предполагает индивидуальный подход к каждому посетителю. А в сфере безопасности ключевое значение приобретает правильный выбор технических средств, оптимальное проектирование систем, их монтаж и обслуживание.

Технические средства являются основой системы безопасности гостиницы по нескольким причинам. Во-первых, техника не подвержена усталости, невнимательности, болезням, сиюминутным чувствам, погодным условиям. Во-вторых, к ней неприменим подкуп, шантаж и запугивание, и неспециалисту сложно ее обмануть. Ну и, в-третьих, в ней изначально предусмотрены мгновенная реакция и точность выполнения заданных алгоритмов. Однако эти преимущества должны в обязательном порядке дополняться возможностями сотрудников службы безопасности. Только тесное взаимодействие специалистов и техники способно обеспечить оперативное реагирование на тревожную ситуацию и комплексно разрешить возникающие проблемы.

Среди приоритетных направлений обеспечения безопасности современной гостиницы следует назвать контроль доступа на объект, комплекс мер по противопожарной защите, охранную сигнализацию и видео наблюдение.

Знай меру

Прежде всего, устанавливаемый комплекс средств и систем защиты должен соответствовать возможной угрозе. Невозможно исключить все возможности нанесения ущерба, хотя бы по финансовым соображениям.

Система должна быть сбалансированной, т. е. средства защиты должны распределяться по возможности равномерно в соответствии с важностью защищаемых зон.

И последнее. Все применяемые меры и средства не должны создавать дополнительной опасности здоровью и жизни гостей и сотрудников гостиницы. Это касается в первую очередь обеспечения экстренной эвакуации при чрезвычайных обстоятельствах.

Горим? Да ни за что!

Система пожарной безопасности должна обеспечить: эффективное и своевременное обнаружение угрозы возгорания с точным указанием места; оповещение службы безопасности, всех сотрудников и посетителей гостиницы (и службы пожарной охраны тоже) о пожаре; принятие мер по предотвращению распространения огня и дыма, дымоудалению; организацию эвакуации людей из горящего здания, включая разблокировку всех дверей с автоматическим управлением, в том числе лифтовых, включение светозвуковых указателей.

Для обнаружения факта возгорания используются различные типы пожарных датчиков:

- дымовые (оптические, ионизационные, радиоизотопные, линейные и др.) — используются в наиболее важных, пожароопасных зонах, а при возможности — во всех помещениях;

- Aтепловые (магнитные, с применением легкоплавких материалов, термометрические и пр.) — используются в менее ответственных зонах и как вспомогательные;

- ручные сигнализаторы пожара — располагаются, как правило, вблизи запасных пожарных выходов, в местах курения и т.д.

Системы активного пожаротушения в гостиницах применяются редко.

Обнаружив, обезвредить…

Назначение охранной сигнализации — эффективное и своевременное обнаружение факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места, безотлагательное оповещение сотрудников службы безопасности и милиции.

Защите с помощью средств охранной сигнализации подлежат внешний периметр гостиничного комплекса (окна, двери), ответственные служебные помещения, такие, как касса, камера временного хранения ценностей, кладовые, кабинеты администрации гостиницы, разного рода аппаратные и пультовые. В гостиничных номерах охранные датчики, как правило, не ставятся.

Вследствие огромного разнообразия существующих типов датчиков, кратко упомянем лишь наиболее распространенные типы, сгруппировав их по классам защищаемых объектов:

- датчики, сигнализирующие об открывании или разрушении дверей, окон (магнито-контактные, вибрационные, инфракрасные активные и пассивные) применяются для охраны дверей здания, в том числе лифтов, предоставляют информацию для системы управления доступом;

- датчики, реагирующие на разбитие стекла (акустические);

- датчики, реагирующие на проникновение в помещения (инфракрасные пассивные, микроволновые, ультразвуковые, комбинированные, барометрические и др.);

- датчики, охраняющие отдельные предметы (емкостные, вибрационные и др.), используемые для охраны отдельных, особо ценных объектов: сейфов, витрин с ценностями и т.д.

Конкретные модели и марки датчиков подбираются специалистами монтажной организации исходя из важности охраняемого помещения, поставленных задач и финансовых возможностей заказчика.

Варианты использования охранных датчиков могут быть различны. Например, крючки для ключей на стенде у консьержа могут быть оснащены сенсорами давления, подключенными на сервер системы безопасности отеля. Алгоритм их работы простой. Если ключ висит на своем месте, значит, номер свободен от постояльцев, и пользование телефоном, Интернетом, телевизором становится недопустимым.

Системы контроля и управления доступом (СКУД) призваны обеспечить беспрепятственный санкционированный доступ в помещения и предотвращение несанкционированного доступа, учет рабочего времени сотрудников и времени пребывания посетителей, документирование информации.

В здании гостиницы контролю доступа подлежат номера (офисы), служебные помещения, лестничные площадки. Последние оборудуются СКУД выборочно. Скажем, карточка гостя может предоставлять доступ на свой этаж, этаж администрации, в развлекательный комплекс и VIP-помещения. Жилые зоны должны быть полностью ограждены от появления там случайных посетителей.

Наиболее распространенным в современной гостиничной практике является использование автономных замков с пластиковой карточкой. Существует много вариантов карточек доступа: контактные магнитные, тач-мемори, чип-карты, бесконтактные проксимити. Конкретный выбор зависит от концепции обслуживания и охраны, а также финансирования.

Как правило, в гостиницах устанавливаются односторонние системы контроля, требующие подтверждения права доступа только при входе. Чтобы разблокировать дверь изнутри, достаточно просто нажать кнопку открытия.

Вариант организации односторонней точки прохода изображен на рисунке 1. В целях упрощения на функциональной схеме не отражены элементы питания электрозамка и модуля RCP.

При таком подходе построения доступа контролируется только вход в помещение, что значительно удешевляет систему. Выход из помещения не контролируется. Недостатком данного метода является отсутствие возможности контролировать нахождение физических лиц в помещении и производить учет рабочего времени по временным критериям. Но по отношению к посетителям этот вопрос не актуален. Более интересным может стать решение, когда вход по карточке автоматически задействует отдельные устройства внутри номера: включается свет, телевизор, музыкальный центр, открываются дверцы бара.

Обслуживающий персонал гостиницы, сотрудники службы безопасности имеют персональные карточки, разрешающие доступ в определенные (или во все) номера. При каждом факте входа в номер центральная станция фиксирует, кто и когда вошел. Таким образом осуществляется контроль внутренних перемещений персонала и учет его рабочего времени.

Во-вторых, будут предотвращены возможности кражи из номеров; повысится дисциплина, и сотрудники не будут смотреть телевизор в номере; не будет телефонных звонков из незаселенного номера; можно сэкономить на персонале, так как после установки подобных систем отпадает необходимость в поэтажных дежурных, выдававших ранее ключи и многое другое.

Обычно, для большей эффективности системы контроля доступа на особо важных объектах (банки, фабрики драгметаллов и т.д.) применяются шлюзовые или тамбурные проходные кабины, которые практически исключают любую возможность несанкционированного прохода и блокируют нарушителя в замкнутом объеме кабины. Однако применение подобных устройств в гостиницах вряд ли целесообразно, так как создает массу неудобств для клиентов и их гостей.

Вижу, знаю, помню

Во всех современных концепциях безопасности общепризнанным считается положение о высокой эффективности применения систем видео наблюдения. Поэтому практически все комплексы технических средств безопасности крупных объектов, установленные в последние годы, оснащаются различными по сложности системами телевизионного наблюдения.

Применительно к оснащению гостиничного комплекса рекомендуются следующие принципы установки камер:

• открыто (без маскировки): по периметру здания, на парковках автотранспорта (если таковые есть), в зоне центрального входа, зале регистрации, в крупных холлах, помещениях особой важности, в служебных и подсобных помещениях;

• скрыто (маскировка в часы, светильники, предметы интерьера, замуровывание в стену) в коридорах жилой зоны, в помещениях особой важности (дублируются открыто установленные камеры).

Вообще, при выборе типа установки нужно учитывать следующее обстоятельство: открыто установленная камера, с одной стороны, отпугивает потенциального преступника, с другой стороны, создает определенный моральный дискомфорт для клиентов. Естественно, установка видеооборудования в номерах является недопустимым даже (и особенно) в скрытом варианте.

Хотя, в некоторых случаях отдельные функции видеосистем можно использовать и для привлечения посетителей. Например, в салоне красоты или модном бутике, который расположен в здании гостиницы, можно установить телекамеры и мониторы в демонстрационных зонах. Специальная конфигурация системы позволит посетительницам любоваться результатом труда дизайнеров, стилистов и визажистов во всех возможных ракурсах собственными глазами.

Подходы к установке камер разнятся в зависимости от того, где они устанавливаются. Так, для внешнего теленаблюдения за парковкой целесообразно использовать панорамные телекамеры с широким (более 90є) углом обзора. Поскольку на автостоянке желательно распознавание не только марки и номера, но и цвета автомобиля, лучше в данном случае использовать цветную видеоаппаратуру. Количество камер определяется исходя из размера зоны наблюдения.

В фойе достаточно установить две цветные длиннофокусные камеры с узким углом обзора и высоким разрешением (470-560 ТВЛ), способные четко зафиксировать лица посетителей. Одна должна быть направлена на вход, другая — на зону регистрации (рис. 2).

В коридорах лучше использовать черно-белые узкообзорные камеры, поскольку они дают лучшую картинку при плохой освещенности. В отличие от фойе, которое всегда ярко освещено, коридоры часто находятся в полумраке. При этом разрешение видеоаппаратуры может быть не слишком высоким — в пределах 470-560 ТВЛ. При установке камер в поле обзора обязательно должны попадать выход на лестничную площадку, лифт и все двери номеров. При этом наблюдение должно быть двунаправленным.

Чтобы более эффективно использовать память системы наблюдения гостиницы, имеет смысл установить режим, при котором запись ведется только при изменении картинки, то есть, когда в поле зрения камеры появился посетитель или кто-то из персонала.

Главное — связь иметь

В современной жизни без связей и связи — никуда. И гостиничный бизнес, в этом плане, — не исключение. В основном, гости отеля — это деловые люди, умеющие ценить свое время и свои деньги. Поэтому администрация гостиницы должна позаботиться не только о комфортном отдыхе, но и о комфортной работе гостей-бизнесменов.

Минимальный пакет услуг связи должен включать телефон и доступ к Интернету. Каждый из этих пунктов задания можно решить двояко. В частности, телефонная система гостиницы должна решать две задачи. С одной стороны, предоставлять клиенту надежную связь как с городскими, так и с междугородными абонентами. С другой стороны администрация должна контролировать расходы на телефонные переговоры, чтобы со всей возможной точностью оценить комплекс предоставленных клиенту услуг.

В такой ситуации существует два решения. Во-первых, в каждом жилом номере устанавливается отдельный телефон, имеющий прямой выход в городскую сеть. С оператором связи заключается договор об учете всех телефонных звонков с этих аппаратов. Подсчет времени разговора, удаленности абонента и тарифов осуществляется этим оператором автоматически с оперативной распечаткой счета сразу после завершения телефонного разговора.

Второе решение — это установка гостиничного коммутатора на базе мини-АТС и биллингового комплекса, например, на базе аналитической системы для тарификации телефонных переговоров. Подобные автоматизированные системы расчетов предназначены для поставщиков интернет-услуг, операторов традиционной и IP-телефонии и обеспечивают тарификацию предоставленных услуг связи. Благодаря такому комплексу технических средств администрация всегда будет знать, кто звонил, куда, с какого аппарата и как долго осуществлялся разговор. Аналогичная система способна осуществлять контроль и тарификацию интернет-трафика постояльцев.

Все вышеперечисленные системы должны не только обеспечить безопасность гостей, посетителей и персонала, но и повысить экономическую эффективность работы гостиницы. А при творческом подходе к созданию системы безопасности, она способна поднять уровень обслуживания посетителей на новую качественную ступень.

Читайте также: