Сохранение земли как природного ресурса основы жизни и деятельности граждан является целью

Обновлено: 17.06.2024

Земля как один из основных элементов биосферы и части окружающей среды человека имеет многоплановое значение. Земля — это пространственный базис социально-экономической деятельности человека, источник минеральных ресурсов, а в сельском хозяйстве — основное средство производства, посредством которого земледельцы получают урожаи сельскохозяйственных культур, создают продукты питания и сырье для промышленности.

Земля является также особым видом имущества. Таким образом, земля – это невосполнимый природный ресурс, имеющий многофункциональное значение, земля — это ресурс ресурсов.

Земельные ресурсы как средство производства резко отличаются от других природных ресурсов и имеют свои специфические черты:

1. Земля совмещает в себе как предмет, так и средство труда, Обрабатывая землю, человек создает благоприятные условия для роста растений и в этом случае земля является предметом труда. Вместе с тем, давая урожай, земля выступает в роли средства труда.

2. Земля является продуктом природы и первоначальном состоянии не имеет стоимости.

3. Земля относится к невозобновляемым природным ресурсам, так как естественным путем она восстанавливается очень медленно (процессы почвообразования очень длительны, скорость их в различных регионах колеблется от 0,5 до 2 см за 100 лет; так, для создания плодородного слоя почвы в 18см природе потребовалось от 1400 до 7000 лет.)

4. Земля относится к незаменимым природным ресурсам, т.к. отсутствуют альтернативные ресурсы, способные удовлетворить первостепенные человеческие потребности.

5. Земля представляет собой не только вещественный фактор производства, но и является объектом социальных отношений, среди которых важнейшие – отношения собственности на землю, определяющие характер владения и использования земли.

6. Земля в отличие от других ресурсов не обладает свойствами физического и морального износа. При рациональном использовании ее экономическое плодородие возрастает. Под экономическим плодородием понимается совокупность естественного и искусственного плодородия земли, отражающее возможности земли продуцировать биомассу.

7. Для характеристики земельных ресурсов как средства производства важное значение имеет территориальный аспект, что выражается в следующем:

а) земельные участки, расположенные в разных регионах, существенно отличаются своей продуктивностью, что является основой возникновения дифференциальной ренты, то есть дополнительного дохода за счет большей продуктивности лучших земель;

б) земля жестко привязана к определенной территории, что вызывает необходимость создания специальной инфраструктуры для землепользования;

з) земля пространственно ограничена, так как при исчерпании земельных ресурсов их нельзя увеличить в отличие от других средств производства.

Россия располагает огромными земельными ресурсами. Земельный фонд Российской Федерации составляет 1 709,8 млн. га.

Выделяются семь основных категорий земель. Для каждой категории согласно Земельному кодексу РФ определены целевое назначение и правовой режим. Эти категории следующие: земли сельскохозяйственного назначения (26,6%); земли поселений – 1,2% (городов, поселков, сельских поселений); земли промышленного назначения – 1,0%; земли особо охраняемых территорий и объектов – 1,8%; земли лесного фонда – 61,2%; земли водного фонда – 1,2%; земли запаса – 7%.

Порядок отнесения земель к определенным категориям и режимы их использования определяются земельным законодательством. Перевод земель из одной категории в другую и изменение их целевого назначения производится в порядке, установленном законами субъектов федерации.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, предоставленные организациям различных форм собственности для ведения сельскохозяйственного производства; гражданам и объединениям граждан для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

В состав земель городов и других поселений включаются земли жилой и общественной застройки, занятые различными зданиями и сооружениями; земли общего пользования — занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, скверами, парками, пляжами, водоемами и т.п.; промышленные и коммунальные застройки, находящиеся под промышленными, коммунальными, военными и другими объектами и режимными зонами; земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций; земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, предназначенные для организации массового отдыха населения и туризма.

К землям промышленного назначения относятся земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другие, предоставленные в установленном порядке в пользование или аренду государственным учреждениям и предприятиям, а предприятиям других форм собственности — в собственность или аренду.

Земельные участки для разработки месторождений полезных ископаемых предоставляются в аренду после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, выполнения требований по рекультивации ранее предоставленных земельных участков.

Земли особо охраняемых территорий включают земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

К землям природоохранного назначения относятся земли водоохранных, запретных и нерестоохранных полос, а также земли, занятые типичными и редкими ландшафтами, и лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в составе охраняемых природных территорий.

На землях природоохранного назначения по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды допускается ограниченная хозяйственная деятельность при обязательном условии соблюдения установленного режима.

На землях государственных природных заповедников, национальных парков, дендрологических парков, ботанических садов запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов. Для обеспечения режима функционирования государственных природных заповедников, памятников природы, национальных парков могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах них любой деятельности, отрицательно влияющей на эти территории. Пользование земельными участками, находящимися в пределах охранных зон, разрешается с соблюдением установленного для них режима.

К землям оздоровительного назначения могут относиться земли курортов, лечебных местностей, обладающих лечебными природными ресурсами (минеральные источники, лечебные грязи, климатические и другие условия), благоприятными для организации профилактики заболеваний и лечения граждан. Земли оздоровительного назначения подлежат особой охране.

К землям рекреационного назначения относятся выделенные в установленном порядке участки, предназначенные для организованного массового отдыха населения и туризма — это земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, туристическими базами и т.п.

К землям реакционного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами черты города, занятые лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.

К землям историко-культурного назначения могут относиться земли, входящие в состав или границы памятников истории и культуры (включая сооружения культового назначения), историко-культурных комплексов, достопримечательных мест, а также земли, предоставленные в пользование учреждениям культуры для ведения традиционных народных художественных промыслов и ремесел. Изъятие таких земель и передача в частную собственность не допускается.

К землям лесного фонда могут относиться земли, покрытые лесом, а также другие земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства. Порядок распоряжения, пользования и отнесения лесного фонда к группам лесов регулируется Лесным законодательством РФ. Порядок изъятия и предоставления земель лесного фонда регулируется Земельным и Лесным законодательствами РФ и субъектов РФ.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода и водоохранные зоны всех водных объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения.

Земли запаса — это свободные земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая фонды перераспределения, не предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность, пожизненное наследуемое владение и в долгосрочную аренду. Порядок формирования и использования земель запаса регулируется Земельным законодательством.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Читайте также: