Соглашение о порядке пользования земельным участком находящимся в аренде

Обновлено: 28.03.2024

Что такое договор сервитута? Для того чтобы воспользоваться территорией смежного земельного участка заключается соглашение между соседями. Обычно собственники земли договариваются в устной форме. Но для внесения ясности лучшим способом будет заключение договора, в котором должны фиксироваться все права, обязанности и условия его выполнения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

На какие виды сделок могут заключатся?

Под сервитутом понимают установление прав на пользование чужим земельным участком для проведения на его территории каких-либо работ. Данное право предоставляется только при целевом использовании земли для тех лиц, которым это крайне необходимо. Подробнее о том, что такое сервитут на земельный участок, вы можете прочитать тут.

Сервитуты подразделяются на публичные и частные. Для публичных сервитутов характерно издание нормативных актов. Круг лиц, которые в нем заинтересованы, не ограничен. Инициатором такого вида ограничений является государственный орган.

Частный сервитут заключается между конкретными людьми. Оформление отношений между этими лицами производится с помощью составления договора, о котором говориться в статье 39.23 ЗК. Только для данного вида обременения происходит подписание такого соглашения.

Все виды сервитутов мы описывали в этом материале, а примеры передачи права пользования земельным участком другим лицам рассматриваются здесь.

Законодательные акты

Возможность использования чужой земли для конкретных целей прописана в статье 274 ГК. При этом права собственности владелец участка не лишается, он становится только стесненным в пользовании на определенной территории этого участка. За это он может требовать установление определенной платы (статья 39.25 п.4 ЗК).

При переходе прав на владение землей обременение передается новому собственнику по статье 275 ГК. Сервитут может быть отменен по требованию заинтересованной стороны и оформлен документально.

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Земельный кодекс предоставляет регламент для заключения договора об ограничении прав пользования землей (статья 39.26 ЗК). Земля может принадлежать местной администрации или частному собственнику.

Если ввести ограничения необходимо на муниципальную землю, то нужно подать заявление в администрацию с указанием цели установления обременения и срока.

К заявлению должна быть приложена схема с нанесением зон ограничения. Данное обращение рассматривается в течение 30 дней. При положительном решение договор подписывается между сторонами и отправляется на государственную регистрацию.

Если ограничение вводится между физическими лицами, перед заключением соглашения необходимо проведение работ по внесению границ обременения.

Проводятся такие работы кадастровыми специалистами за счет того, кто собирается накладывать ограничения. После составления плана и оформления всей к нему документации подписывается соглашение, которое является основанием для заключения сервитута (что может быть основанием возникновения сервитута?). Обязательные разделы для включения в договор указаны в статье 39.25 п.1 ЗК.

Все документы подаются в Росреестр на регистрацию, бумаги оформляются около 5 дней.

Когда составляется образец соглашения о сервитуте земельного участка либо части его?

Соглашение составляется в тех случаях, когда заключающие его стороны, предварительно договорились об основных моментах обременения. Оформление такого документа вместе с его регистрацией составляет по сроку не более месяца для физических лиц. Если введение сервитута распространяется на муниципальные земли, срок может несколько увеличиться.

Любой документ должен быть составлен грамотно и в правильной форме, содержать все необходимые разделы. Если есть возможность с учетом всех рекомендаций самостоятельно составить такой документ, прибегать к услугам юриста не обязательно.

Также для соглашения по обременению земли нотариального заверения не требуется. Но можно заверить документ по настоянию одной из сторон.

Регламент заключения соглашения об установлении сервитута на земельный участок — это такой перечень рекомендаций, который поможет вам самостоятельно составить соглашение о выделении сервитута.

Условия для составления

Ввести обременение на земельный участок можно при следующих условиях:

  • проведение коммуникационных сетей, трубопроводов, газопроводов, организация ремонтных работ;
  • осуществление работ сельскохозяйственного направления: сенокошение, сбор целебных трав;
  • разрешение прохода или проезда, например, к водоему;
  • проведение исследовательских работ.

Подробнее о том, какие объекты и для каких целей могут быть обременены, а на какие участки невозможно наложить ограничения, мы рассказывали в отдельном материале.

Особенности и детали в образце соглашения об установлении сервитута на земельный участок либо части его

ЗК РФ, Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Пункт 4

Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Документы для заключения

Для заключения соглашения требуются определенные документы:

  • заявление на установление сервитута;
  • кадастровые документы с внесением зон ограничения прав пользования земельным участком;
  • для физических лиц – документы, подтверждающие личности сторон; учредительные документы для юридических лиц;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • квитанция об оплате госпошлины. По статье 333.33 НК для физических лиц она составляет 1500 рублей, для юридических – 6000 рублей.

Если заявитель в судебном порядке устанавливает сервитут, то необходимо предоставить положительное решение суда.

Если вам интересно узнать о порядке установления сервитута, то это вы можете прочитать в отдельной статье.

Образец договора об установлении сервитута на земельный участок

Соглашение должно быть составлено в письменной форме без обязательного нотариального заверения согласно статье 161 ГК.

Статья 161. Сделки, совершаемые в простой письменной форме

    Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

  • сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
  • сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

В него включаются следующие разделы:

  1. указывается наименование документа и дата его составления.
  2. В преамбуле договора вписываются ФИО или наименование сторон, его заключающих: владелец участка и обладатель сервитута.
  3. Предмет договора – первый раздел документа. В нем фиксируются все данные по объекту соглашения: адрес, площадь, категория земли, кадастровый номер. Указывается цель предоставления сервитута, его сроки, а также имеется ссылка на наличие в приложении схемы с зонами обременения. Здесь должно быть записано, кто из сторон несет расходы по оформлению: стоимость кадастровых работ, затраты на регистрацию, оплата госпошлин, а также указываются условия выполнения работ.

Собственник сервитуарию предоставляет участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховской район, деревня Перово. Кадастровый номер участка 50:32:0060107:123.

Собственник обладателю сервитута дает разрешение на прокладку кабельной линии на условиях:

  • длина траншеи составляет 15 м, а ширина не более 1 м;
  • место расположения указано на плане, который приложен к договору;
  • проведение работ производится обладателем сервитута за счет собственных средств, без привлечения каких-либо средств собственника;
  • по окончанию обладатель сервитута обязуется произвести все работы по заполнению траншеи грунтом и уборке мусора;
  • работы должны проводится только в будние дни с 9:00 до 17:00.

Работы должны быть закончены к 30 ноября 2017 года.

Плата в размере 2000 рублей за установление сервитута вносится собственнику земельного участка не позднее 25 числа каждого месяца путем перечисления ее на счет, который указан ниже.

Величина оплаты может быть пересмотрена, но не чаще одного раза в год.

  • кадастровый номер участка земли и его описание;
  • указание зоны обременения на схеме;
  • цель и срок введения ограничения;
  • ответственность сторон;
  • порядок расчета и сумма оплаты за сервитут.

Здесь же могут быть оговорены часы использования территории, мероприятия по сохранению целостности участка, решение конфликтов.

К тексту договора в качестве приложения присоединяют следующие обязательные документы:

  • кадастровый паспорт;
  • схема с указанными границами ограничений;
  • расчет стоимости возмещения причиненных стеснений.

На фото можно увидеть пример договора об установлении сервитута земельного участка:


Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

На что обратить внимание при составлении образца договора сервитута земельного участка?

Для участка, который находится в долевой собственности, также оформляется договор. Причем если выделение долей не предусмотрено, то соглашение подписывается со всеми собственниками земли. Если доли отделены, то договор заключается с владельцем части земли, на которую вводится обременение. Остальные совладельцы должны предоставить свое согласие, заверенное у нотариуса.

Заключение соглашения на введение сервитута является оформлением сделки. Соглашение о сервитуте на земельный участок это такой документ, который должен быть представлен в письменной форме с указанием всех требующихся разделов и условий. При возникновении спорных вопросов правильно заключенное соглашение поможет разрешить их.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Правовые нормы сделок с земельными участками подчинятся положениям Гражданского, Земельного, Лесного кодексов, а также специальных федеральных законов:

Понятие земельного участка приведено в статье 6 Земельного кодекса РФ. Земельный участок – это объект недвижимости, часть земной поверхности, имеющая индивидуально определенные характеристики.

При оформлении договоров с земельным участком его идентификационные признаки (местоположение, границы участка, площадь, наличие на участке объектов недвижимости) указываются в соответствии с кадастровым паспортом или кадастровой выпиской. В договоре необходимо также указать категорию земельного участка, т.к., например, если это земли сельхозназначения, то они не могут быть проданы иностранному юридическому лицу. Очень важно убедиться в отсутствии обременения земельного участка (ипотека, сервитут, водоохранная зона). Сведения об этом также содержатся в кадастровом паспорте объекта. Если такие условия относительно земельного участка есть, то они обязательно должны быть отражены в договоре.

Купля-продажа земельного участка

Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.

Подавать документы на государственную регистрацию перехода права собственности на землю надо в территориальное подразделение Росреестра (Федеральная кадастровая служба). Представить нужно следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • документ от оплате государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для организаций).

Право на земельный участок при продаже находящегося на нем объекта недвижимости

Если земельный участок и здание на нем являются собственностью одного лица, то продавать их надо только вместе. Продавец должен учитывать эту норму гражданского и земельного законодательства. Даже если покупатель готов купить только здание, без земли под нем, такой договор признается ничтожным, а в государственной регистрации перехода права собственности на здание будет отказано.

При продаже здания, находящегося на арендованной земле, продавец должен сообщить арендодателю о переходе к покупателю права собственности на объект. Согласия арендодателя земельного участка на продажу не принадлежащего ему здания не требуется. Здесь применяется правило статьи 22 Земельного кодекса о том, что право аренды земельного участка автоматически переходит третьему лицу (в данном случае, покупателю здания).

Закон не требует переоформлять договор аренды на нового владельца недвижимости, однако в интересах продавца оформить с арендодателем земельного участка соглашение о прекращении договора аренды, чтобы избежать возможных претензий. Требовать переоформления договора аренды на себя может и покупатель здания.

В случае продажи здания, принадлежащего государственному (казенному) учреждению или органу государственной власти, может оказаться, что земельный участок находится у продавца на праве бессрочного пользования. Если это так, то покупатель, не имеющий возможности получить аналогичное право, должен будет оформить договор аренды на земельный участок или выкупить его.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.

В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:

  • гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
  • организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
  • собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.

За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.

Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.

Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:

  • граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
  • граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
  • лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
  • религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.

Изъятие земельных участков

Земельный участок может быть изъят у собственника, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Основания для изъятия приведены в статье 49 Земельного кодекса РФ, и среди них строительство или реконструкция:

  • объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
  • объектов атомной энергетики;
  • объектов обороны и безопасности РФ;
  • дорог, а также объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
  • объектов для обеспечения космической деятельности;
  • объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения федерального, регионального или местного значения.

Изымать земли для государственных или муниципальных нужд разрешается также, если этого требует выполнение международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Кроме того, перечень оснований для изъятия может быть дополнен федеральными законами. Порядок изъятия земель предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2015 года.

Выносить решение об изъятии могут лишь органы исполнительной власти – федеральные, региональные и местного самоуправления, а вот инициатива принятия такого решения принадлежит не только им. Обратиться с соответствующим ходатайством могут субъекты естественных монополий, недропользователи и другие уполномоченные организации, имеющие разрешение на деятельность, для обеспечения которой они просят изъять участок (перечень таких организаций должен определяться Постановлением Правительства).

Ходатайствующая организация или орган власти оплачивает расходы по кадастровым работам, а правообладатели изымаемой недвижимости должны обеспечить доступ к земельным участкам для определения их рыночной стоимости.

Между правообладателем изымаемого участка и органом исполнительной власти должно быть заключено соглашение в письменной форме. Если об изъятии земли ходатайствовала организация, то соглашение будет трехсторонним. При наличии на земельном участке какой-либо недвижимости, соглашение заключается и в отношении них.

В соглашении указывается кадастровая характеристика и рыночная стоимость земельного участка и объектов на нем. В размер возмещения должна входить не только рыночная стоимость земельного участка, но и убытки, причиненные изъятием, в том числе упущенная выгода. На возмещение может рассчитывать не только собственник участка, но и его арендатор, в этом случае оценивается стоимость имущественного права.

Проект соглашения высылается правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении, после чего у него есть 90 дней для подписания соглашения, отказа от него или предложения своих обоснованных условий. К сожалению, мнение владельца земли особого значения не имеет, в чем и заключается риск ущемления его интересов со стороны организаций естественных монополий. В отношении несогласного с изъятием правообладателя может быть подан иск о принудительном изъятии участка.

Причем, принудительное изъятие земельного участка и объектов на нем осуществляется, даже если речь идет о жилом помещении. Собственнику жилья возмещается его рыночная стоимость, а если жилой объект был предоставлен на условиях социального найма, то жильцам должны предоставить другое благоустроенное помещение.

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021) > Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Российское законодательство позволяет гражданам владеть землей, использовать ее, покупать и продавать. Однако в ряде случаев процесс использования затруднен тем, что у участка несколько совладельцев, или иными ограничениями. Невозможность корректно определить порядок пользования вынуждает заинтересованные стороны обращаться в суд.

Определить порядок пользования участком бывает необходимо для устранения потенциальных или реальных конфликтов между владельцами.

Определение и понятие

Если надел имеет одного владельца, то ему не нужно заботиться о том, где он будет строить дом, все вопросы он решает самостоятельно. Ситуация совместной долевой собственности возникает, если земля переходит в наследство, или супруги разводятся.

Когда у владельца половина или треть земельного участка, на котором есть строения и посадки, возникает вопрос: где границы части каждого владельца? Собственники должны договориться о правилах использования земли таким образом, чтобы соблюдались интересы каждого. Достижение такой договоренности на практике зависит от множества факторов:

  • личных отношений между заинтересованными сторонами;
  • традиционно сложившегося порядка использования участка;
  • его величины и формы;
  • ценности надела (его расположения, близости транспортных коммуникаций, удаленности от загрязненных зон), свойств земли.

Обратите внимание! Если фактические владельцы договорились о том, как должна использоваться земля, и это соглашение не нарушает интересы ни одного из них, то составляется документ, закрепляющий существующий порядок.

В соглашении указываются:

  • все законные владельцы;
  • принадлежащие им доли;
  • документы, закрепляющие право на владение;
  • условия, на основании которых производится совместное пользование наделом;
  • срок действия;
  • дата соглашения;
  • подписи сторон.

Соглашение может заверяться нотариально, но, согласно закону, действующим считается и не заверенный документ – он имеет законную силу. После смерти одного из владельцев, продажи, дарения им своей доли соглашение перестает действовать, так как новый собственник может посчитать сложившийся порядок нарушением своих прав.

Если стороны не могут прийти к согласию и выработать соглашение об определении порядка пользования землей, одна из них обращается с иском в суд, чтобы тот установил порядок.

Подобные конфликты могут возникать и тогда, когда лица, пользующиеся участками земли, не являются их непосредственными собственниками (при праве на бессрочное пользование).

Для определения отношений по поводу владения наделами используются одновременно несколько кодексов (ЗК РФ, ГК РФ), что делает эти споры чрезвычайно сложными и требующими помощи профессионального юриста для каждой из сторон конфликта.

Необходимость в юридической консультации и содействии специалиста возникает тогда, когда несколько фактических собственников земли не могут договориться между собой о границах владения (эти могут быть как законные собственники, так и люди, имеющие право на пользование участком бессрочно или его унаследовавшие).

Совместная собственность на землю

Такая форма собственности чаще всего возникает после унаследования земли несколькими лицами или в супружестве. Каждый владеет определенной долей единого, неделимого участка, имеет право пользоваться им, получать выгоду от своей собственности. Право владения в данном случае представляет собой право распоряжения определенной частью недвижимости.

Если кто-либо из собственников захочет продать часть участка в пределах той доли, которой владеет, нужно пройти сложную процедуру ее фактического выделения и оформления конкретного права собственности. Такой надел в идеале должен иметь самостоятельные границы и не быть меньше, чем предписывают нормы закона.

Обратите внимание! Если по какой-либо причине выделить долю из участка невозможно, то он так и останется единым, и собственникам придется договариваться о правилах его использования. В некоторых случаях может возникнуть конфликт.

Традиционный порядок пользования

Часто собственники участка годами пользуются землей по взаимной устной договоренности, традиционно, не закрепляя эти отношения никаким документом.

Сложившийся порядок часто нарушается после смены одного из владельцев (смерти или продажи доли). Новый совладелец может посчитать, что привычный порядок ущемляет его права или интересы и начинать его нарушать, используя в своих целях части земельного участка, которым сообща пользовались стороны ранее (ставит автомобиль, перекрывая свободный проход, сгружает стройматериалы посреди двора и т. д.).

Когда традиционный порядок нарушен, а достичь договоренности стороны не могут, одна из них обращается в суд. Возможным исходом станет новый порядок использования надела, так как суду придется учесть интересы всех совладельцев. В сложных случаях суд привлекает экспертов.

Фактический порядок использования участка

Помимо традиционного, возможен и фактически сложившийся порядок использования земли. Он возникает при физической невозможности одного из совладельцев пользоваться своим правом, например, тот живет в другом городе или конфликтует с другим собственником.

Основание пользования участком

После заключения владельцами соглашения, закрепляющего совместное использование участка, форма собственности не меняется. За каждым владельцем закрепляется конкретная часть земли, при этом участок остается целыми и находится в совместном владении.

Если необходимо, некоторые зоны остаются общими, чтобы можно было пройти к жилым и подсобным помещениям.

Соглашение о пользовании отличается от раздела земли. В последнем случае каждому владельцу выделяется его доля, определяются границы, и первоначальный участок прекращает свое существование.

Обратите внимание! Законодательно порядок пользования участком, находящимся в совместном пользовании, регулируется ст. 247 ГК РФ, которая фиксирует положение о том, что порядок, в соответствии с которым стороны пользуются совместным имуществом, зависит от величины их доли в этом имуществе.

Право на пользование частью земельного участка, который выделен в бессрочное пользование владельцам расположенного на нем жилого дома, определяется ст. 35 ЗК РФ.

Определение порядка пользования

Земельный участок имеет:

  • размер;
  • форму - простую или сложную;
  • строения, расположенные на нем;
  • размещенные насаждения;
  • объекты и строения, находящиеся рядом или на территории, которые могут вызывать затруднения в пользовании.

Все эти обстоятельства вызывают трудности с реальным разделением участка и с номинальным соблюдением прав каждого собственника.

Простой участок

Для участка простой (прямоугольной) формы с приблизительно равными сторонами, без существенной застройки и насаждений, разделение на доли в соответствии с частью каждого из владельцев не составляет труда. Если он находится в совместной собственности, и доли владельцев не выделены, они будут считаться равными (ст. 245 ГК РФ).

Участок сложной формы

Если территория сложной формы, покрыта насаждениями, реальные доли земли, которыми пользуются владельцы, могут не соответствовать их номинальными частям. Если они не смогут достичь соглашения самостоятельно, перед подачей иска в суд придется обратиться к эксперту по земельным спорам о возможности выделения определения порядка пользования или разделения на части в соответствии с долями владельцев.

Наличие опасных объектов

Такое соседство (их перечень на территории, где находится участок, определяется государственными органами) требует санитарной зоны и уменьшает площадь земли. Для определения степени опасности и необходимости выделения буферной зоны, непригодной к использованию и для сохранения прав всех собственников, необходимо экспертное заключение, которое позволит суду правильно установить порядок пользования участком.

Экспертом в земельных спорах выступает кадастровый инженер, сертифицированное лицо, имеющее достаточный опыт и знания для выдачи заключения.

Судебное определение порядка пользования

Если стороны не достигли соглашения в определении порядка пользования землей, заявление об определении порядка пользования земельным участком подается в суд. Рассмотрением таких споров занимаются мировые суды (ст. 23 ГПК РФ), но при превышении стоимости участка 500 минимумов оплаты труда, иск должен подаваться в районный суд по месту его нахождения (определяется на день подачи иска п. 5 ст. 23 ГПК РФ). К суду привлекаются все заинтересованные лица.

Рассмотрев обстоятельства дела, судья выносит решение, в котором определяет порядок пользования земельным участком его совладельцами, на основании принадлежащих им долей. При появлении некоторых условий иск может быть подан повторно, основанием для этого будет изменение долей владельцев или их наследников.

Необходимые документы

Перед формированием иска обязательно следует получить заключение эксперта с оценкой участка и возможными вариантами пользования им или раздела. Экспертное заключение помогает принятию судебного решения, но, как утверждают суды, не влияет на него. С помощью эксперта суд получает ответы на вопросы:

  • есть ли на спорной территории застройка;
  • может ли объект самостоятельно существовать;
  • какова точная площадь участка;
  • есть ли разночтения с документами по этому показателю;
  • находится ли надел в отведенных ему границах согласно кадастровым данным;
  • возможные варианты раздела или пользования в соответствии с долями;
  • может ли быть назначена денежная компенсация за передачу большей доли, и в какой сумме;
  • нужны ли работы по расчистке и переносу строений или насаждений.
  • существующие ограничения на пользование наделом (санитарные и опасные зоны).

Обратите внимание! Для суда может быть необходимым документ, подтверждающий стоимость земли для определения цены заявления и размера пошлины.

Для проведения экспертной работы специалисту передаются копии всех правоустанавливающих документов на недвижимость.

Образец искового заявления

Исковое заявление об определении порядка пользования земельным участком составляется на основании ст. чт. 131, 132 ГПК РФ и имеет целью установление порядка пользования земельным участком совладельцами в соответствии с величиной долей в собственности.

В иске указывают:

  1. Наименование и полные реквизиты суда.
  2. Имя, отчество и фамилию истца, место проживания, телефон.
  3. Фамилию, имя, отчество ответчика (нужно перечислить всех ответчиков), их адреса.
  4. Отношение сторон к собственности, предмет спора и права сторон по отношению к нему.
  5. Факты, которые подтверждают нарушение прав истца, нарушение порядка использования участка, невозможности его установления путем договора сторон.
  6. Требования истца – определение пользования земельным участком.

К иску прилагаются:

  • экспертное заключение;
  • копии документов о праве на недвижимость;
  • оригинал квитанции об уплате пошлины (300 р.).

В канцелярию суда подается столько копий иска, сколько существует ответчиков. Квитанция об уплате госпошлины крепится к экземпляру суда.

После рассмотрения дела выносится решение, которое является обязательным для всех сторон.

Зачем обращаться к юристу

Земельные отношения в России чрезвычайно сложные в силу исторических обстоятельств, несовершенства земельного законодательства и малого опыта судебной системы в разрешении таких споров. Заинтересованный в положительном решении своих проблем человек должен учитывать большое количество разнообразной информации. Присутствие юриста, имеющего профессиональные знания в этом вопросе, поможет оценить шансы истца, подготовить все необходимые документы и провести дело в суде.

Земельные споры обычно длятся долго и являются чрезвычайно затратными, опытный юрист поможет найти компромиссное решение и сберечь истцу немалые суммы.

Присутствие юриста поможет спрогнозировать возможные неприятные моменты и склонить суд в пользу истца.

Стоимость услуги

Сложность земельного законодательства требует консультаций высокопрофессионального адвоката. В силу сложности подобных судебных процессов он не может вести несколько дел одновременно, что делает его услуги достаточно дорогими. Экономить не стоит - только с привлечением такого специалиста можно надеяться на благоприятный исход судебного разбирательства, иначе средства на оплату услуг по подготовке к суду будут потрачены впустую. Все вопросы вы можете задать нашим специалистам. Первая консультация предоставляется бесплатно.

Читайте также: