Собственность это а отношение человека к вещи б сама вещь в отношение людей друг

Обновлено: 24.04.2024

Все иные лица должны при этом признавать статус и права собственника, воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих этот статус и права, а государство, весь публичный порядок - обеспечивать и охранять их соответствующей системой государственно-властных мер.

Из истории цивилистики: Право на вещь возбуждает всеобщую безусловную отрицательную обязанность относительно хозяина вещи - не делать ничего, что могло бы нарушить это право. Эта обязанность одинаково лежит на всяком, кто не сам хозяин (К.П. Победоносцев).

Право собственности как базовый, фундаментальный институт основано по существу на трех простых, исходных положениях:

а) вещи, иные внешне объективированные предметы как объект собственности;

б) отношение собственника к вещам "как к своим";

в) полное, абсолютное обладание объектом собственности.

Первое положение - это прямая и непосредственная связь собственности с ее определяющим объектом - вещью. В соответствии с этим собственность имеет вещный характер, причем такой, когда право собственности как вещное право имеет наиболее полный, абсолютный характер.

Из истории цивилистики: Право собственности неразрывно связано с вещью и не отстает от нее, переходит вместе с ней, в чьих бы руках, в каком положении вещь ни находилась, прикреплено к ней. С правом на вещь связано свойство исключительности, преимущества, предпочтения. Собственность предполагает не одно только фактическое отношение человека к вещи, не одну только принадлежность вещи человеку, не одно употребление вещи как орудия для житейской цели, хотя бы это орудие было исключительно подвластно человеку. Она предполагает больше - предполагает живую, неразрывную и безусловную связь человека с вещью (К.П. Победоносцев).

"Вещь" как определяющий объект собственности следует понимать в самом широком ее значении - не только в содержательном отношении (начиная от земли - исконного, первородного объекта, до передовых устройств и механизмов современной техники и технологии), но и в отношении внешних характеристик вещей, понимаемых в смысле любых объективно опредмеченных явлений материального и духовного мира, окружающих людей.

Второе положение - собственность есть отношение к вещам "как к своим" (проф. А.В. Венедиктов). С философской стороны собственность представляет собой своего рода распространение (проекцию) абсолютной, исключительной и всеобъемлющей власти человека в отношении своей собственной плоти и ума на внешние предметы. И они вследствие этого становятся еще одними, притом могущественными "руками" или даже, если угодно, - "частями самого тела" человека - инструментами реализации его активности, творчества, производительной деятельности, жития и досуга.

Третье положение - полное, абсолютное обладание вещами, иными предметами означает власть человека, такую же, в принципе, как персональная (точнее, персонифицированная) власть человека над самим собой; во всяком случае, над своими физическими возможностями, способностями, умениями и т.д. Власть "собственническая", замкнутая в основном на вещах, экономической, хозяйственной деятельности, является конститутивным элементом собственности.

Из истории цивилистики: Отличительное свойство вещного права состоит в том, что в нем содержится господство над имуществом, имеющим значение вещи, и притом господство непосредственное, так что хозяин простирает все действие своего права непосредственно своим лицом на самую вещь, без отношения к какому-либо другому лицу, и не через другое лицо, сам собой. Отсюда - охранение, защита, право на возвращение, исправление и вознаграждение (К.П. Победоносцев).

2. Собственность по всем своим исходным началам и своей сути есть именно нечто "свое", "собственное" для человека. То есть как бы продолжение человека. Продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования, преодоления природных и иных трудностей жизни, а главное, еще одними, притом могущественными, "руками" или даже - "частями самого человека", его бытия (в условном смысле - его "тела"), проявлениями или инструментами его физических возможностей и разума, умения и способностей, активности и творчества.

Само по себе продолжение человека, его силы, способностей и разума во внешних предметах - это явления сугубо объективные, относящиеся к вещам - технике, профессиональной работе, к иным предметам, объективирующим разум и духовные силы человека.

Но такого рода внешние предметы - это все же только объекты собственности, хотя и принципиально важные, в том числе и прежде всего для ее философского видения. А сама собственность - это господство и абсолютная власть над этими предметами, иными объектами.

И вот тут оказывается необходимым право (гражданское право), при помощи которого внешние предметы обретают качества неотъемлемых частиц самого человека, как бы его продолжения - естественных и органически собственных, принадлежащих данному человеку опор и средств для продолжения и интенсификации его деятельности, его жизнедеятельности как разумного существа. Именно здесь, под юридическим углом зрения, внешние предметы (блага) обретают качества "всеобщности", "абсолютности", "исключительности".

Такими предметами, и в результате "эффекта собственности" как бы частицами самой плоти и духа человека и соответствующими правовыми качествами стали сначала сами по себе вещи как частицы материального мира, потом - объективированные "свершения разума" - так или иначе опредмеченные результаты авторства, изобретательства, профессиональные навыки и умения (предметы и формы интеллектуальной собственности), а затем - и "знаки" таких предметов и "свершений разума" (ценные бумаги, иные внешне выраженные знаки в электронно-информационном мире).

3. Благодаря тому что для собственности характерно широкое, наиболее полное обладание человеком вещами, иными благами, само по себе требующее своего упрочения и развития, собственность становится фактором активности и озабоченности человека ее использованием и судьбой, мощным стимулом предельно интенсивной рисковой деятельности, импульсом к обратному вложению в производство. И одновременно - ответственности собственника.

Понятно, что собственность во всем объеме своих качеств и достоинств (впрочем, и негативных, противоречивых сторон, источника корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству и др.) - это частная собственность, то есть собственность человека, конкретного лица (или группы конкретных лиц), полное обладание которого вещами, иными благами напрямую соприкасается, контактирует с его волей, интересами, интенсивно, порой неотвратимо воздействует на них.

Только частная собственность (абсолютное право на вещи и интеллектуальная собственность - исключительное право на нематериальные блага, "знаки собственности") дает ее субъекту наиболее широкие, общедозволительные права обладания и в этой связи способна оказывать на человека, на его волю и интересы мощное и многообразное воздействие. Такое воздействие, которое активизирует личность, ее творческий потенциал и таким путем приносит благо и самому человеку и всему сообществу людей. В этих своих качествах частная собственность, хотя и является источником и поприщем ряда негативных сторон в жизни людей, вместе с тем включается, как и опосредующее ее право, в жесткие механизмы поступательного восходящего развития общества.

§ 3. Общие положения о праве собственности

Право собственности в объективном и субъективном смысле.

Черты права собственности. Содержание права

собственности. Правомочия владения, пользования

и распоряжения. Дозволительность права собственности.

Ограничение права собственности. Бремя содержания и риск

случайной гибели имущества. "Нерасщепляемость" права

собственности. Определение права собственности.

1. Право собственности - основополагающее вещное право, определяющее все иные, по существу - производные, права, иные вещные и, в известной мере, обязательственные. Необходимо строго различать:

а) право собственности как систему юридических норм о собственности (право собственности в объективном смысле) и

б) право собственности того или иного лица как его правомочия в отношении определенных предметов (право собственности в субъективном смысле).

Право собственности по своему характеру (природе) таково, что в отличие от прав разрешительного порядка, когда определенные действия совершаются только на основании разрешения уполномоченных на то лиц, оно является общедозволительным: позволяет лицу (собственнику) на основании и в пределах закона строить свое поведение в отношении объекта собственности по своему усмотрению.

В цивилистике определены основные черты права собственности:

а) как всякое вещное право, право собственности является абсолютным;

б) право собственности одновременно содержит все "вещные" правомочия: пользование, владение и распоряжение;

в) право собственности носит бессрочный характер;

г) объект права собственности - преимущественно индивидуально-определенные вещи.

2. Право собственности как субъективное гражданское право раскрывается своим содержанием.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


В популярной форме автор рассказывает о значении частной собственности для экономического развития и ее роли в обществе, анализирует последствия государственного вмешательства в отношения собственности. Отдельная глава посвящена институциональной защите прав собственности. Рассматриваются проблемы государственной собственности и интеллектуальной собственности.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собственность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Зачем нужна собственность?

Что такое собственность?

право распоряжаться вещью и любым образом изменять ее;

право присваивать доходы, возникающие от распоряжения вещью. Примером может служить сдача внаем или в аренду;

право передавать вещь третьим лицам полностью или частично, на длительный или короткий срок. В данном случае речь идет как о продаже, так и о передаче в дар, а также о закладе собственности при получении кредита.

Предположим, я являюсь собственником трактора. Я могу делать с ним все, что мне заблагорассудится. Могу раскрасить его во все цвета радуги, разобрать и снова собрать, продать, подарить или сдать в аренду. Могу предоставить его в качестве залога под кредит, если на это согласится банк. Могу использовать трактор для извлечения прибыли, для обработки своей земли. А могу вообще ничего не делать, только наслаждаться его видом. Но мне нельзя нарушать права собственности других лиц, например ехать по полю без разрешения собственника этого поля. Подобные ограничения касаются, конечно же, и несобственников. Будь я лишь арендатором трактора, эти ограничения коснулись бы и меня.

Во многих случаях права, связанные с собственностью, могут передаваться частями. Так, по договору аренды квартиры передаются права пользования объектом на определенный срок без права его архитектурного изменения.

Как человек становится собственником? Сегодня в основном путем передачи собственности от одного лица к другому, осуществляемой добровольно обеими сторонами. Другая возможность — производство нового объекта собственности. Здесь нередко возникает путаница, вызываемая ошибочным истолкованием идеи Джона Локка — о том, что якобы сам труд создает собственность. Джон Локк сформулировал положение о том, что вещи, произведенные человеком и еще не имеющие владельца, в конечном счете становятся собственностью того, кто над ними трудился.

Исходя из современных представлений, приведенное выше положение только тогда обосновывает наличие права собственности, когда все используемые ресурсы находятся в собственности производителя. Скульптор, как собственник всех своих инструментов, приобретя материалы для работы, становится собственником всех созданных им творений… То же самое относится и к ремесленникам. Данная форма возникновения собственности играет особую роль при обосновании собственности в ее нематериальных формах, например в случае патентов или любых других художественных произведений. Но такое обоснование не годится для людей, работающих по найму у ремесленника, или индустриальных рабочих.. Согласно договору они получают фиксированные вознаграждения за свой труд, при этом обычно не получая право собственности на продукты своей хозяйственной деятельности, так как материалы для работы, инструменты, оборудование и вообще все предприятие принадлежат другим собственникам.

Таким образом, собственность можно приобрести легитимно посредством добровольных сделок с обоюдного согласия сторон или посредством создания продукта с помощью принадлежащих собственнику ресурсов.

Собственность и свобода

Едва ли сегодня кто-нибудь рискнет возражать против этого положения открыто, во всяком случае в обществах с западной демократией. Однако многие государства вмешиваются в право людей распоряжаться своей личностью. Некоторые аспекты подобного вмешательства будут обсуждены ниже.

Джон Локк выявил фундаментальную связь между свободой и собственностью. Рассмотрение этой связи с различных точек зрения заслуживает особого внимания. При этом речь идет о положительных следствиях порядка, защищающего частную собственность людей.

Важно отметить, что здесь мы имеем дело с отрицательной характеристикой понятия свободы. Свобода — это отсутствие целенаправленного принуждения со стороны других людей или группы людей. В условиях общества, т.е. сосуществования людей, она никогда не реализуется в полной мере и достижима лишь в ограниченном объеме. Либералы же стремятся увеличить этот объем.

Собственность и ответственность

Порядок совместного проживания, где люди будут пользоваться наивысшей степенью свободы, может существовать только в том случае, если люди будут нести полную ответственность за последствия своих действий. Только тогда можно соглашаться со свободой других людей и вообще пересмотреть отношение к ней. При этом отсюда не следует, что при диктатуре люди не несут ответственности за свои действия. Преступление против других людей остается преступлением, независимо от того, предусматривают его законы, действующие при диктатуре, или нет. Однако в условиях диктатуры свобода индивидов в принятии решения существенно ограничена, так как многие решения принимаются за них.

С другой стороны, возможность обладания правом собственности является предпосылкой для развития чувства ответственности. Только тогда, когда человек обладает определенными ресурсами и может использовать их по своему желанию, у него возникает чувство ответственности за последствия своего поведения. Сотрудничая или конкурируя, он вступает в различные отношения с другими людьми, заключает с ними контракты, помогает им в чрезвычайных ситуациях. При этом в качестве важнейшего ресурса выступает его тело, его рабочая сила. К примеру, во время отбывания наказания заключенный несет моральную ответственность за совершаемые или не совершаемые им действия, но лишь в том объеме, насколько он владеет своим собственным телом. Он несет ответственность за ранение или убийство сокамерника. Но он не несет ответственность за то, о чем он не позаботился заранее, так как эти ресурсы не находятся в его распоряжении и у него нет возможности получить эти ресурсы в собственность.

Права собственности — в большинстве своем ограниченные — становятся предпосылкой для действий и дальнейшего развития моральных представлений людей. Индивидуальная собственность четко ограничивает свободу других людей и создает основу для добровольного сотрудничества на договорной основе. Естественно, с моральной точки зрения собственники не всегда действуют правильно. Во многих случаях вообще не ясно, какое действие можно считать моральным. Тем не менее без ответственности за свою собственность и без признания собственности других людей отсутствует фундамент для ответственного и морально оправданного поведения.

Гарантированные права собственности служат стимулом для долгосрочного накопления имущества и инвестирования. С чувством большей уверенности в том, что имеющаяся собственность защищена в будущем, люди будут тщательнее взвешивать возможности ее использования и преумножения. С большей долей вероятности они будут использовать свою собственность для извлечения максимальной долгосрочной выгоды.

Собственность — это еще и предпосылка для солидарного поведения, благотворительности. В данном случае имеется в виду не принудительная государственная солидарность, а добровольное взятие на себя ответственности за других — людей, находящихся в состоянии нужды, или за совместно преследуемые цели.

Рассмотрим еще раз вопрос о причинной связи, определяющей моральные основы сосуществования людей: частная собственность принуждает к сотрудничеству, к признанию прав. На первый взгляд, это не столь очевидно, так как частную собственность часто отождествляют с эгоизмом, а коллективная собственность, напротив, предстает такой теплой и солидарной. Но на деле все выглядит совсем по-другому. Собственники должны учитывать интересы других собственников, так как никто не обладает всеми ресурсами, необходимыми для производства продукта или которыми он хотел бы владеть. В обществе, где господствует государственная собственность, люди стремятся, прежде всего, заполучить как можно больший кусок централизованно распределяемого пирога. Если собственники хотят вступить в деловые отношения, они должны доверять друг другу. Именно поэтому они заинтересованы в стабильных правилах. Это касается как правового порядка, так и общепризнанных моральных правил, без которых невозможно мирное сосуществование людей.

Собственность и экономическое развитие

По сравнению со всеми остальными сочетаниями прав на владение предпочтение отдается частной собственности уже хотя бы потому, что только она позволяет действовать свободно с чувством собственной ответственности. Но есть и другая причина ее преимущества: экономический порядок, который базируется на частной собственности, превосходит все другие формы с точки зрения создания благосостояния. Истории достаточно хорошо известна экономическая бедность стран с плановой экономикой, основанной на государственной собственности. За последние десятилетия во многих странах люди близко познакомились с высвобождением мощного производственного потенциала после перехода к рыночной системе с частной собственностью. Впрочем, это происходило даже при незначительных изменениях на пути формирования частной собственности. Одним из примеров успешно проводимых изменений является Китай. Прежде всего, требуется сформировать ключевые связи, на которых базируются экономические преимущества. Для этого мы представим некоторые эмпирические данные, подтверждающие тесную связь между надежной защитой собственности и благосостоянием.

Стимулы оказывают влияние на разных уровнях. Прежде всего, следует говорить о стимулах, побуждающих людей работать больше и лучше для преумножения своего богатства. В связи с этим в потреблении наблюдается определенная экономность. К тому же защита частной собственности обеспечивает долгосрочное планирование и инвестирование. Это в равной мере затрагивает совершенно различные группы людей и различные виды инвестиций. Так, например, система с частной собственностью мотивирует лучше инвестировать в свое образование и повышение квалификации. Работать ради лучшего будущего — это стимул в том числе и для бедных людей или людей со сравнительно низкими доходами. В этом случае очень важно обеспечить защиту собственности в равной степени для всех социальных групп. Именно в этом вопросе во многих правовых системах наблюдается существенный изъян. Экономически слабые участники системы зачастую не могут настоять на выполнении своих требований, используя правовые механизмы. С помощью всепроникающей коррупции состоятельные слои общества могут добиться выполнения своих требований, противоречащих действующим законам. Одновременно они могут отклонять даже правомерные требования других людей.

Читайте также: