Смотровая яма это недвижимое имущество

Обновлено: 16.05.2024

Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:

  • днища;
  • ходовой части;
  • глушителя;
  • коробки передач;
  • выхлопной трубы;
  • поддона картера.

Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.

Размер по госту

Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?

Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.

Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.

Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.

Особенности обустройства смотровой ямы

Гост

Каких размеров должна быть смотровая яма?

При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:

  • Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
  • Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
  • Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.

Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.

Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО

  • ширина — 1000;
  • длина — 5500;
  • высота — 1800.

Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.

Яма смотровая

Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Гараж со смотровой ямой среди автолюбителей ценится намного больше, чем обычный автомобильный бокс. Ремонт подвески, замену масла, глушителя, тормозных колодок и т.д. гораздо удобнее проводить под днищем машины стоя в полный рост, чем лежа на земле. Смотровая яма в гараже своими руками — это возможность сэкономить на услугах профессиональных мастеров и получше изучить свой автомобиль в комфортных условиях.


Требования


Смотровая яма должна обеспечивать:

  • безопасность — как для человека, так автомобиля и других строительных конструкций;
  • удобство при работе — внутри можно встать в полный рост;
  • легкое обслуживание — ремонт и уборка не вызывают трудностей.


Сооружение должно быть защищено от грунтовых вод и заливания при мытье машины. Когда яма не используется, она должна закрываться сверху настилом или крышкой, чтобы в туда никто не упал.


В условиях частной застройки нормативы никто не проверяет, поэтому каждый владелец гаража волен решать этот вопрос по своему желанию. Но это не значит, что должны нарушаться разумные требования по удобству и безопасности эксплуатации ямы. Необходимо соблюдать технику безопасности.

Размеры

Смотровая траншея — это рабочее место, где ремонтник совершает различные манипуляции. Если ширина или высота будут недостаточны, придется заниматься ремонтом в неудобном положении, иначе это будет практически невозможно.



Размеры по госту смотровой ямы в гараже:

Для стандартного легкового автомобиля параметры ямы в готовом виде такие — 1,8х0,8х5 м, для грузового — зависит от модели.


Если такую длинную траншею в гараже разместить не удается, можно сделать более короткую. Но ремонтировать автомобиль придется частями, загоняя его передом или задом.

Где можно делать яму

Не в каждом гараже такое полезное сооружение доступно. Если УГВ расположен на глубине 3 м и больше, можно смело начинать строительство. Но при залегании подземных вод выше 2 м смотровая яма в гараже будет периодически залита водой. Это приведет к постоянной сырости в помещении и возникновению коррозии металла. Но такая перспектива вряд ли кому-то может понравиться.

Не поможет никакая современная гидроизоляция. Вода найдет даже малейшую щель. Но выход есть — это готовые емкости типа кессон. Сварить конструкцию в виде короба без крышки можно из листовой стали. Затем ее нужно покрасить гидроизоляционной краской и опустить в котлован. Планировать монтаж лучше на сухой период, когда УГВ наиболее низкое.

Если нет возможности и времени заниматься сваркой, можно купить готовый. Помимо стальных продаются также пластиковые короба. Они имеют ребра жесткости с армированием. При монтаже кессон снаружи бетонируется или засыпается грунтом. При высоком УГВ заливка бетоном предпочтительна, чтобы емкость не выдавило при подъеме воды.

Когда участок под гаражом приподнятый, сухой и не подвержен сезонным подтоплениям, можно делать яму из любого материала — кирпича, тяжелых блоков, бетона. Но ограничения все-таки есть. Не стоит использовать неустойчивый к влаге силикатный кирпич. Для этих целей лучше подойдет керамический красный. Также нежелательно укладывать в землю блоки из ячеистого бетона, хотя двухслойная обмазочная гидроизоляция безусловно продлит срок их службы, но не надолго.

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

Котлован

Если грунт имеет в составе глинистые частицы, то даже вертикальный откос будет хорошо держаться. Никаких проблем не возникнет при копании лопатой или экскаватором. Размеры яму должны быть с припуском 40 см по ширине и длине и не менее 20 см по высоте (с учетом толщины стен, гидроизоляции, утепления, дренажной подушки).


Но если грунт песчаный или насыпной, стенки будут постоянно обваливаться в уже выкопанный котлован. Также нестабильность присутствует, если под гаражом расположен плывун — насыщенный водой участок грунта со свойствами жидкости.


Глинистый грунт не осыпается. Но когда почва песчаная или насыпная, копание дается с трудом. Стенки постоянно рушатся. Приходится выкапывать большие объемы земли, чтобы достигнуть нужной отметки. А после грунт нужно возвратить обратно и уплотнить.


Чтобы избежать обрушений песка и лишней работы, есть несколько способов:

  • Подпорная стенка из опускной опалубки. На землю устанавливается сбитый из щитов короб с прочными распорками. Копание производится изнутри. Опалубка постепенно опускается. При достижении заданного уровня яма бетонируется.
  • В качестве подпора используется заранее изготовленный бетонный короб. Он устанавливается на поверхность, а грунт удаляется изнутри вручную. Можно применять железобетонные кольца диаметром 1,5-2 м, которые вкапываются как при устройстве колодца. На них сверху по бокам укладываются швеллеры, пол гаража заливается по опалубке. Внутри остается место, чтобы хранить например резину.
  • Устройство шпунтовой стенки. Из двух труб свариваются направляющие таким образом, чтобы между ними свободно можно было заложить доску толщиной 40-50 мм. По краю планируемой ямы выкапывается канавка на глубину 0,5 м. В углы забиваются направляющие и закладываются доски, чтобы получился удерживающий щит. Далее они распираются, из середины выбирается грунт. Распорки ставятся в нижней части. Теперь поочередно подкапываются все стороны, а доски опускаются вниз. Таким образом яма постепенно углубляется до требуемой отметки. В готовой траншее нужно установить распорки между щитами, а дальше проводить бетонирование или кладку стенок. Когда они наберут прочность, распорки убираются.

Укрепление стенок котлована в процессе копания поможет уменьшить объем земляных работ и предупредить сползание грунта. Особенно опасно обрушение, если яма устраивается в готовом гараже, где рядом расположены другие конструкции.


От края ямы до фундамента должно быть не менее 1 м, чтобы исключить риск деформации. Если ширина помещения позволяет, можно сдвинуть траншею немного к стене, а возле другой установить необходимое оборудование и стеллажи.

Гидроизоляция

Она может быть наружной и внутренней. Первая более предпочтительна, потому что защищает конструкции от влаги извне. Но если доступа к внешней поверхности нет, то выполняется изнутри.


Наружная гидроизоляция монтируется из рулонных и/или обмазочных материалов. Главное — создать сплошной водонепроницаемый контур, чтобы вода не смогла попасть внутрь ямы.


Для предотвращения попадания воды из почвы в яму применяются:

    Плотные пленки, мембраны, рубероид. Ими выстилаются дно и стенки котлована с выпуском на поверхность 30-40 см. Полотнища при необходимости склеиваются с нахлестом не менее 100 мм. Не должно остаться щелей и промежутков. Бетон не так боится влаги, как раннего обезвоживания смеси. Поэтому качественная гидроизоляция прежде всего защищает конструкции в процессе твердения.



Чтобы получить бетон с улучшенными водонепроницаемыми свойствами, в раствор при приготовлении вводятся уплотняющие и гидрофобизирующие добавки. Для повышения морозоустойчивости не помешает противоморозная добавка.


При абсолютно сухой песчаной почве некоторые оставляют полы в яме без какого-либо покрытия. Но в сезон таяния снега или сильных дождей вода может стоять даже на песке. Тогда ямой пользоваться практически невозможно. Поэтому полы чаще всего заливаются из бетона. Это самый простой и доступный способ получить прочное покрытие, а при желании под ноги можно положить плитку, кирпичи или деревянный трап.

Устройство бетонного пола проводится в несколько этапов:

  1. Выровнять грунт строго горизонтально, уплотнить.
  2. Засыпать щебеночно-песчаную смесь высотой 10-20 см. Утрамбовать.
  3. Уложить гидроизоляционную пленку с заходом на вертикальные стенки котлована. Можно использовать полиэтилен толщиной не менее 200 мк.
  4. Установить на подкладки арматурный каркас — сетку с ячейкой 100х100-200х200 мм. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить гидроизоляцию.
  5. Залить бетон марки не ниже М250 на толщину 100 мм, загладить горизонтально.

Через 5-7 дней полы можно нагружать, то есть выкладывать или заливать стенки. Некоторые при укладке арматурной сетки поступают по другому. Сначала заливают тонкий слой бетона (50 мм), затем, когда он схватится, монтируют арматуру, сверху бетон. Но такое поэтапное бетонирование приводит к плохой адгезии между слоями, что снижает прочность. Поэтому укладывать монолит лучше за 1 прием, без перерывов.

Стенки

Яму можно выложить из кирпича или блоков. В качестве клея применяется цементно-песчаный раствор.

Кирпичные

Первый ряд укладывается строго горизонтально. В остальных рядах для отбивки уровня можно использовать не натянутый шнурок, а длинную рейку.


Кладка ведется в перевязку швов, каждый последующий ряд укладывается со смещением на 1/4-1/2 длины блока или кирпича. Углы перевязываются особенно тщательно.


Толщина стены может быть в полкирпича или кирпич. Через каждые 3-4 ряда производится армирование кладки сеткой или стальной оцинкованной полосой. Если проигнорировать эту технологическую операцию, от бокового давления грунта стенки могут деформироваться. Особенно часто это происходит при низких температурах, когда действуют силы морозного пучения.

Бетонные

Если котлован выкопан аккуратно, стенки практически вертикальны и не осыпаются, можно залить яму из бетона. Заранее укладывается гидроизоляция. Затем устанавливается арматурный каркас и внутренняя опалубка. Ее также желательно покрыть пленкой, чтобы цементное молочко не просочилось, а после затвердения бетона щиты легче было снимать.


Арматурный каркас изготавливается из стержневой арматуры. Ее можно связать проволокой или сварить. При установке необходимо выдержать толщину защитного слоя 50 мм как до гидроизоляции, так и до поверхности опалубки.


При заливке бетона нужно следить, чтобы внутри не оставались воздушные пузыри. Для этого проводится штыкование куском арматуры или трубы. Через 3 дня опалубку можно демонтировать. Но нагружать бетон еще рано. Должно пройти 7-14 дней в зависимости от влажности воздуха и температуры. Чем выше эти показатели, тем быстрее происходит твердение.


Когда материал набрал прочность, производится гидроизоляция шва примыкания между полом и стенками. Для этого стык штробится на небольшую глубину, заполняется ремонтным составом или специальным шнуром. Сверху стенки и полы покрываются проникающей гидроизоляцией, что обеспечивает непрерывность водонепроницаемого контура.

Вентиляция и освещение

В гараже могут накапливаться взрывчатые, горючие и вредные для человека газы. Практически все они тяжелее воздуха, поэтому опускаются в яму. Эффективно работающая вентиляция выводит их наружу, устраняя тем самым опасность взрыва, пожара и отравления.


Самая бюджетная — естественная вентиляция. В нижней части ямы организуется приточное отверстие, а вытяжка осуществляется произвольно через верх ямы и дальше в помещение. Для вытяжки из гаража может предусматриваться канал, ведущий на крышу. При недостатке воздухообмена в вытяжную трубу встраивается вентилятор.


Минус такой системы — невозможность отрегулировать температуру. Холодный воздух поступает в яму, что зимой не очень приятно. Решить вопрос можно с помощью недорогого рекуператора тепла.

Освещение в яме помогает лучше осмотреть поле деятельности и провести необходимые манипуляции. Свет должен быть не рассеянным, а направленным вверх. В качестве источников света используются светодиодные низковольтные светильники из ударопрочного стекла. Они должны обеспечивать освещенность не менее 800-1000 лк.


Электрика в яме прокладывается открытым способом, в негорючих кожухах, желательно металлических. Они устойчивы к механическим повреждениям, надежно защищают проводку.

Утепление

Чтобы яма меньше промерзала, рекомендуется провести теплоизоляцию пенопластом или пенополистиролом. Толщина утеплителя — 30-50 мм. Слой должен располагаться между гидроизоляцией и конструкцией пола и стенок. Если полы в гараже тоже утеплены, будет достигнут лучший эффект.


Утепление помогает сохранить тепло, снизить затраты на обогрев и создать более комфортные условия в смотровой яме и в самом гараже. Даже зимой вы сможете заниматься ремонтом автомобиля без промозглой сырости и холода.

Усиление бортов ямы

Машина достаточно много весит, и верхние участки стенок испытывают дополнительную нагрузку. Чтобы предупредить деформацию, площадку по периметру ямы необходимо усилить. Для этого вокруг укладывается арматура, сетки, трубы и т.д. Полы заливаются бетоном или засыпаются щебнем.


По верху ямы устанавливается металлическая рама из уголков. Она придает жесткость и используется как крепление для крышки.

Чтобы закрепить уголок, из кладки или бетона устраиваются выпуски из арматуры. После приварки рамы они срезаются.

Заключение

Смотровая яма в гараже — чрезвычайно удобное сооружение, если заниматься ремонтом и обслуживанием автомобиля самостоятельно. Она должна быть безопасной, надежной и сухой, поэтому к строительству нужно отнестись ответственно.


Сегодня расскажем о том, как сделать смотровую яму в гараже. Для многих автолюбителей это необходимый элемент гаражной постройки, потому многие из нас стараются сэкономить, отчего некоторые профилактические работы, связанные с автомобилем, проводят самостоятельно. Сразу надо оговориться, что при кажущейся простоте конструкции смотровой ямы, соорудить ее не так просто. Поэтому большинство владельцев гаражей предпочитают пригласить опытных мастеров, чтобы получить гарантированно высокое качество конечного результата. Но чтобы гарантия была стопроцентная, надо самому знать технологию возведения гаражной ямы. Поэтому читайте статью, запоминайте все, и это будет гарантия, что мастера вас не обманут.


Планирование сооружения смотровой ямы

Есть две ситуации, когда строят яму в гараже:

в только возводимой постройке;

в уже эксплуатируемой.

Первый вариант проще, потому что ничто не мешает выкопать грунт под размеры намеченного сооружения. Для этого даже можно воспользоваться услугами экскаватора, тем самым убыстрить сам процесс и отойти от трудоемких земляных работ.

Но обе ситуации случаются часто, так что разберемся с ними по отдельности. Но предварительно расскажем о размерах ямы в гараже под машину.

Размеры смотровой ямы

В основе размерных показателей лежит автомобильная база, а точнее, расстояние между колесами вашего авто, как по ширине, так и по длине. Но есть и минимальные параметры ширины, которые чаще и берутся за основу. Это 80-85 см. Что касается длины, то к длине автомобиля приплюсовывают 1 м. Хотя надо отдать должное, что для удобства использования смотровой ямы многие не останавливаются на этом размере, поэтому в гаражах можно встретить ямы длиною до 6 м.

смотровая яма в гараже размеры

Теперь с глубиной. Понятно, что рост владельца гаража и должен стать этим габаритом. При этом он руками должен достать до любой детали или узла на машине. Но специалисты рекомендуют углублять смотровую яму до 2 м. И если даже рост человека небольшой, то можно на дно всегда установить подставку или настил. Правда, это возможно сделать не всегда. Многое будет зависеть от уровня пролегания грунтовых вод. Если он высокий, к примеру, 1,2-1,5 м, то о яме можно забыть.

Это были габаритные размеры. Теперь о размерах строительных. По понятным причинам сам котлован под яму выкапывается побольше. Это связано с тем, что для формирования самого сооружения необходимо конструкцию обустроить. А для этого на дно надо уложить подушку с гидроизоляцией и залить ее стяжкой. Стены собирают из блоков или кирпича или заливают монолитной конструкцией в опалубку. Для всех этих материалов необходимо пространство без учета выбранных габаритов смотрового сооружения.

гараж с ямой

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.

гидроизоляция смотровой ямы в гараже

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.

размеры ямы в гараже под машину

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.

строительство смотровой ямы в гараже

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.

Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.

Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом. Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом.

строительство смотровой ямы в гараже

Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека. Поэтому основное внимание сооружению стенок.

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

использовать кирпичи или блоки;

возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).

гараж с ямой

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.

смотровая яма в гараже

Рекомендуется в бетонные стены заложить армирующий каркас в виде решетки из арматуры диаметром 6-8 мм. Решетки устанавливают вдоль стен так, чтобы они оказались посередине пространства опалубки. На соседних стенках каркасы связываются между собой вязальной проволокой.

Через неделю после заливки бетонного раствора снимают опалубку. Но свою прочность бетон наберет только через 28 дней. После чего нужно поверхности сооружения прогрунтовать и продумать вид отделки. Оптимальный вариант – керамическая плитка. Она хорошо отмывается. Но можно яму покрасить, оштукатурить или облицевать кирпичом. Что касается ямы из кирпича или блоков, то ее обязательно штукатурят, затем белят или отделывают кафелем.

В принципе, можно считать, что строительство смотровой ямы в гараже закончено. Необходимо добавить, что нередко по периметру сооружения вровень с полом укладывают ограничительную конструкцию. Это стальной уголок, сваренный в виде прямоугольника, равному размерам смотровой ямы. Его крепят к штырям или шпилькам, заложенным в процессе заливки бетона.

гидроизоляция смотровой ямы в гараже

Пластиковые модели

Сегодня производители изделий из полимерных и пластмассовых материалов предлагают готовые пластиковые ямы для гаража. Надо отдать должное данному виду продукции, которая упростила сооружение смотровых ям. Предложений на рынке с каждым годом все больше и больше. Здесь не только широкий размерный ряд, но и разнообразие сырьевого материала, да и цены значительно разняться.

Для готового котлована нет надобности проводить гидроизоляцию. Главное – заложить хорошую песчаную подушку и засыпать песком пространство между стенками выкопанного углубления и сами пластиковым изделием.

Статья расскажет о том, как правильно устроить смотровую яму в гараже. Вы узнаете об особенностях этого сооружения, популярных ошибках и методах их устранения. Кроме того, мы опишем пошаговое руководство с фотографиями для постройки смотровой ямы усиленной конструкции.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Гараж при достаточном навыке его владельца постепенно превращается в СТО, в котором происходит ремонт и обслуживание автомобиля заботливыми хозяйскими руками, и здесь не обойтись без обустройства смотровой ямы. Ее конструкция представляет собой прямоугольное продольное углубление вдоль гаража шириной 600–800 мм и глубиной в средний человеческий рост. Длина ямы определяется местными условиями, но обычно её стараются сделать максимально длинной.

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо понимать заранее:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомобиль, стоящий над сырой ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Уровень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т. к. затопляемый резервуар — недопустимое сооружение для гаража.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Такой марш делают чаще всего в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Особенность устройства смотровой ямы

Проектируя смотровую яму для собственных нужд, ориентируйтесь на удобство работы для себя. В первую очередь это высота рабочего пространства или глубина ямы. Здесь они делятся на два типа:

В обоих случаях край ямы должен находиться примерно на уровне плеча мастера. Этот принцип не влияет на конструктив, только на глубину.

Популярные ошибки при самостоятельном строительстве смотровой ямы

Мы рассмотрим недочёты при самом простом варианте с кирпичными стенами:

Руководство по устройству ямы в гараже

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс один кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана. Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

3. Навязать к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10–14 мм так, чтобы получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно поднять на 3–4 ряда, обязательно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500–700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно установить силовой контур. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

8. Конструкции следует обеспечить вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно сказать, что яма, построенная по такой технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Другие варианты устройства ямы

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Бетонированием это называется лишь условно — скорее, это метод нанесения толстого слоя штукатурки, которая нужна для укрепления среза грунта.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Вместо выкладки каменного, можно изготовить цельнометаллический резервуар. Это вполне жизнеспособный вариант при наличии материала и умения герметично варить металл.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

В построении гаражной ямы нет особой сложности. Главное — чётко понимать свои потребности и соизмерять их с возможностями гаража. Во всём остальном можно положиться на материалы этой статьи, созданной на основе опыта многих мастеров.

Читайте также: