Синтетический учет наличия и движения основных принадлежащих организации на правах собственности и

Обновлено: 16.05.2024

Синтетический учет ОС ведут на А счете 01"Основные средства".

Он предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств.

Д – наличие и поступление; К – выбытие.

Износ ОС учитывают на П счете 02 "Амортизация основных средств". Он предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Д – уменьшение сумм амортизации; К – начисление амортизации.

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", А, предназначен для формирования первоначальной стоимости объекта ОС, к которому открываются соответствующие субсчета.

Д – формирования первоначальной стоимости;

К – списание первоначальной стоимости.

Выбытие ОС учитывают на А-П счете 91 "Прочие доходы и расходы"

Д – списание стоимости выбывших ОС, расходы, связанные с выбытием ;

К – поступления, связанные с выбытием.

ОС могут поступать на предприятие:

1. В качестве вклада в уставный капитал

Д 08 К 75 "Расчеты с учредителями"

Д 01 К 08 –ввод ОС в эксплуатацию, принятие на учет, оприходование.

2. Приобретаться за плату или создаваться в самой организации

Д 07,08 К 60, 10, 76,70,69 и др. –поступление ОС, требующих и не требующих монтажа от поставщиков, расходы по созданию ОС;

Д 19 К 60,76 –отражен НДС по купленным или созданным ОС;

Д 08 К 07 –передача ОС, требующих и не требующих монтажа, в монтаж;

Д 08 К 10,70,69и др.–расходы по монтажу ОС;

Д 01 К 08 –ввод ОС в эксплуатацию;

Д 60 К 51 – оплата счетов поставщиков;

Д 68 К 19 – принят к зачету НДС.

3. Безвозмездно полученные от др. организаций и лиц

Д 01 К 08 –ввод ОС в эксплуатацию.

4. И др. способами, в соответствии с действующим законодательством.

Выбытие ОС может произойти по причине:

- передачи в доверительное управление

- вклада в УК др. организации

- непригодности к дальнейшей эксплуатации

- недостачи и порчи

- передачи в аренду и др.

Во всех случаях списание ОС отражают проводками:

Т. к. по Д 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по К - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, полученных при ликвидации объектов, и др.), то, сопоставляя обороты по Д и К, выявляют финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".

Д 91 К 99 – получена прибыль от выбытия ОС;

Д 99 К 91 – получен убыток от выбытия ОС.

Результаты от выбытия оформляют разными проводками в зависимости от причины выбытия.

Учет амортизации основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется одним из следующих способов:

- линейный способ - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

Nа = 100% / Т; А = ПС * Nа;

- способ уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Один из способов применяется к группе однородных объектов ОС в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования, музейные экспонаты и др.).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

Начисленная амортизация ежемесячно включается в с/с продукции, работ, услуг по местам использования ОС:

Д 20, 23, 25, 26 и др. К 02 – начислена амортизации в зависимости от места эксплуатации объекта ОС.

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. Аналитический учет по сч. 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам ОС.

Учет ремонта основных средств

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты ОС. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты ОС могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Нормативными документами по БУ разрешается использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств:

1. фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту ОС, относятся прямо на счета издержек производства и обращения в том периоде, когда ремонт производился:

Д 20, 23, 25, 26 и др. К 10, 60,70,69 и др. –списание фактических расходов на ремонт;

2. создание ремонтного фонда для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для этого открывают субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Д 20, 23, 25, 26 и др. К 96 –создание резерва за счет затрат по местам использования ОС;

Д 96 К 10, 60,70,69 и др. –использование средств резерва;

3. затраты по ремонту ОС вначале относят на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием на с/с в предстоящие периоды

Д 97 К 20, 23, 25, 26 и др. –фактические затраты по ремонту ОС;

Д 20 К 97 – списание затрат на издержки производства (на с/с).

Сальдо по дебету счета 01— отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собствен­ных основных средств предприятия.

Оборот по дебету счета 01 — отражает поступление, оборот по кредиту — вы6ытие объектов по разным причинам.

Поступление основных средств на предприятие может происхо­дить различными путями: создаваться на самом предприятии; приобретаться за плату у других организаций; быть полученными безвозмездно, дарение; поступать от учредителей в виде вклада в уставный капитал и др.

Таблица 2. «Учет операций по поступлению основных средств, приобретенных

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенного объекта основных средств согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) 50 000
Отражен НДС на приобретение основных средств ?
Произведена оплата поставщику с расчетного счета, за объект основных средств (включая НДС) ?
Услуги транспортной организации по доставке 5 000
Сумма НДС по этим сумма ?
Оплата с расчетного счета транспортной организации за услуги по перевозке ?
Объект основных средств введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат) ?
Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому на учет объекту основных средств ?

Приобретенные основные средства могут устанавливаться силами работников организации, в этом случае, необходимо в сумму фактических затрат основных средств, включить расходы на оплату труда, суммы страховых взносов, расходы материалов, в бухгалтерском учете отражаются записями в Таблице 3.

Например: предприятие приобрело торговое оборудование. Первоначальная стоимость 80 000 руб., НДС 18% -14 400 руб. Начислена заработная плата работникам по установке торгового оборудования – 5000 руб., страховые взносы – 30%, взносы от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ) – 0,2%.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, рублей
Отражена стоимость приобретенного объекта основных средств согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)
Отражен НДС на приобретение основных средств
Произведена оплата поставщику с расчетного счета, за объект основных средств (включая НДС)
Начислена заработная плата работникам за установку торгового оборудования
Начислены страховые взносы
Начислены 0,2%, взносы от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ):
Торговое оборудование введено в эксплуатацию по первоначальной стоимости (в сумме фактических расходов):
Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому на учет объекту основных средств

Для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученных основных средств подлежит включению в состав прочих доходов в том периоде, в котором оно фактически было получено организацией.

Например: безвозмездно получен объект основных средств, от физического лица Лапшаковой О. П. Рыночной стоимостью — 45 000 руб. Срок полезного использования объекта— 5 лет. Отражаем в учете эти операции в Таблице 4.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного объекта основных средств
Объект основных средств введен в эксплуатацию
Расчет амортизации:
На
Га
Ежемесячно на сумму амортизации (Еа)
Включена в прочие доходы часть стоимости безвозмездно полученных основных средств (в сумме начисленной амортизации и т.д. до выбытия объекта основных средств)

Учредителями внесены основные средства по согласованной стоимости 550 000 руб., в счет вклада в уставный капитал. Услуги транспортной организации по доставке составили 5 000 руб., НДС 18% - 900 руб.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, рублей
Поступил объект основных средств, в счет вклада в уставный капитал
Услуги транспортной организации по доставке
Сумма НДС по этим услугам
Оприходовано основное средство по первоначальной стоимости
Оплата по счету транспортной организации по услугам перевозки
Произведен зачет НДС

Если созданные основные средства предполагается использовать в течение срока, превышающего 12 месяцев, они принимаются к учету в составе основных средств организации в соответствии с ПБУ 6/01.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из общей стоимости входящих в состав основного средства комплектующих (без НДС), а также суммы произведенных затрат по их созданию. Такими затратами являются суммы начисленной работникам заработной платы, а также суммы начисленного на заработную плату страховых взносов.

В соответствии с НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, организация должна начислить НДС.

Налоговая база, в данном случае, будет определяться как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

Вычетам подлежат, суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Вычеты сумм налога, по строительно-монтажным работам для собственного потребления, производятся по мере уплаты в бюджет налога.

МПЗ для создания объектов основных средств собственными силами могут быть приобретены задолго до создания основных средств, значит, сумма НДС по ним уже будет принята к вычету. Создание же основных средств может быть осуществлено в другом периоде.

Сумма НДС, ранее принятая к вычету, должна быть восстановлена к уплате в бюджет и принята к вычету только после принятия на учет созданных объектов в составе основных средств. Если же приобретение материалов и принятие созданных из этих материалов объектов в состав основных средств происходит в одном и том же налоговом периоде по НДС, то НДС по переданным для сборки комплектующим можно не восстанавливать.

Например: предприятие в январе начало строительство ангара хозяйственным способом без привлечения подрядчиков и завершило строительство в марте. В этом же месяце ангар был введен в эксплуатацию.

В январе предприятие приобрело строительных материалов на сумму 590 000 руб. (в т.ч.НДС – 90 000 руб.). Все они были полностью израсходованы в процессе строительства: в январе – на сумму 200 000 руб. (без учета НДС), в феврале – на 200 000 руб., в марте – на 100 000 руб.

Ежемесячная зарплата рабочим, занятым в сооружении объекта составила 50 000 руб., страховые взносы – 30%, взносы от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ) – 0,2%.

Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

По дебету счета отражается принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также увеличение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции и переоценке.

По кредиту счета отражается списание первоначальной стоимости по выбывшим объектам основных средств, а также уменьшение их первоначальной стоимости при частичной ликвидации основных средств и переоценке.

Сальдо счета показывает стоимость имеющихся в организации основных средств: находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, переданных в текущую аренду.

Аналитический учет основных средств осуществляют в бухгалтерии по классификационным группам и по инвентарным объектам, а также по местам нахождения объектов основных средств у материально ответственных лиц.

Единицей аналитического учета основных средств является инвентарный объект.

Согласно п.6 ПБУ 6/01 инвентарный объект - это объект основных средств со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Если один объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерии каждому инвентарному объекту основных средств при принятии его к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской или иным способом. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение 5-ти лет по окончании года выбытия.

Аналитический учет наличия и движения основных средств внутри организации осуществляется в инвентарных карточках.

Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета основных средств. Бухгалтерия ведет инвентарные карточки в одном экземпляре: на каждый объект - по форме № ОС-6, на группу объектов - по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-6б. Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке.

В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации), а также сведения о переоценке, внутреннем перемещении.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, аналитический учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения

Записи в инвентарные карточки производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б), об их перемещении (форма № ОС-2), документов по дооборудованию, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту (форма № ОС-3) и списанию (формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), а также на основании технических паспортов и других документов.

Пример учета основных средств

Пример учета основных средств утвержденный учетной политикой

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется Налоговым Кодексом РФ (часть вторая).

Первоначальная стоимость приобретенных объектов состоит из фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов) и с учетом фактических затрат на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Пример учета поступления основных средств на предприятии


Пример бухгалтерских проводок по учету основных средств

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Приобретена LOGOSOL М-7 Пилорама 08.04.2 60.01 85279
Отражены затраты на доставку пилорамы 08.04.2 76.05 1297
Пилорама LOGOSOL М-7 введена в эксплуатацию 01.01 08.04.2 86576
Оплачены производителям денежные средства за оборудование 60.01 51.01 85279
Оплачены услуги по доставке оборудования 76.05 51.01 1297
Приобретен грузовой фургон FORD TRANSIT 08.04.2 60.01 1793000
Отражены затраты на доставку автомобиля 08.04.2 76.05 10000
Грузовой фургон FORD TRANSIT принят к учету в виде объекта основного средств 01.01 08.04.2 1803000
Оплачены поставщику денежные средства за транспортное средство 60.01 51.01 1793000
Оплачены услуги по доставке транспортного средства 76.05 51.01 10000
Приобретены бензопила (2 шт.) 08.04.2 60.01 87700
Бензопилы введены в эксплуатацию 01.01 08.04.2 8700
Оплачены производителям денежные средства за оборудование 60.01 51.01 87700

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 (основные средства), 02 (амортизация основных средств), 91 (прочие доходы и расходы), 75 (расчеты с учредителями), 08 (вложения во внеоборотные активы), 99 (прибыли и убытки).

Пример учета и начисления амортизации основных средств

Способ начисления амортизации каждая организация выбирает самостоятельно и формулирует его в учетной политике на следующий учетный год. Компания использует линейный метод начисления амортизации.

Приведем пример. Грузовой фургон FORD TRANSIT относится к 3-ой амортизационной группе со сроком полезного использования 5 лет. Произведём расчет амортизационных отчислений на Грузовой фургон FORD TRANSIT по следующей формуле (1):

Ал = С * К

где Ал. – величина амортизационных отчислений при использовании линейного метода начисления амортизации, тыс.руб.;

С – первоначальная стоимость основных средств, тыс.руб.;

К – норма амортизации, %.

1 803 000 * 20% = 360 600 руб. – ежегодная величина амортизационных отчислений.

1 803 000 * 20% / 12 мес. = 30050 руб. – ежемесячная величина амортизационных отчислений.

Пример учета основных средств в лизинге


Хозяйственные операции по учету основных средств приобретенных в лизинг представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Хозяйственные операции по учету лизинга автомобиля HINO 5792E0

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Перечислен аванс по договору лизинга за приобретение автомобиль HINO 5792E0 60.02 51.1 696 200
Сформирована первоначальная стоимость автомобиль HINO 5792E0 08.04.2 76.05 4 618 798
Автомобиль HINO 5792E0 введен в эксплуатацию 01.01 08.04.02 4 618 798
Произведен лизинговый платеж 76.05 60.01 74 500
Зачтен аванс согласно графику платежей 60.01 60.02 31 860
Подлежит перечислению за этот месяц согласно графику 60.01 51.01 56 050
Начислена амортизация на автомобиль HINO 5792E0 введен в эксплуатацию 20.01 02 79 979

Преимущественные условия приобретения автотранспортной техники для ведения предпринимательской деятельности в лизинг сильно отличаются от условий программ кредитования, а также, предложений обычной аренды. Если их сравнивать, то получится, что кредит и обыкновенная аренда обходятся дороже, чем приобретение машин через временное их использование по целевому назначению. Выбирая, тот или ной, вид платежей, у лизингополучателя есть возможность снижения финансовой нагрузки.

Вывод. За анализируемый период, как было представлено ранее, в компании произошло выбытие основных средств на сумму 1803 000 руб. Однако, согласно расшифровки оборотно сальдовой ведомости по счету 01.01 оборот за период в сумме 1803735,12 тыс.руб. отражен и по дебету и по кредиту. Получается, что по факту выбытия основных средств в компании в 2018 году не происходило, а по данным отчетности выбытие все же отражено, что может исказить реальную информацию о составе и движении основных средств в организации.

Читайте также: