Схему виды договоров по передаче имущества в собственность рк

Обновлено: 17.05.2024

На сайте Госкомимущества в новой редакции изложены разъяснения по применению норм законодательства при приеме-передаче имущества на безвозмездной основе.

Рассмотрим, что изменилось в разъяснениях по сравнению с их прежней редакцией, датированной 2019 годом.

Раздел I разъяснений Госкомимущества

Прежде всего, в новых разъяснениях из раздела I исключены все отсылки на нормы Указа N 294, срок действия которого истек 14.11.2019.

Как и ранее, в разъяснениях отмечено, что распоряжение госимуществом, включая его приобретение в госсобственность, осуществляется в соответствии с Указом N 169 . Вместе с тем теперь уточнено, что при безвозмездном приобретении имущества в коммунальную собственность необходимо руководствоваться соответствующим решением местного Совета депутатов .

Указано, что при подготовке проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, следует руководствоваться постановлением Совмина N 767 .

Сохранено с небольшой правкой разъяснение о том, что решение об отчуждении на безвозмездной основе из собственности Республики Беларусь, передаче без перехода права собственности движимого и недвижимого имущества принимается на основании согласия принимающей стороны на приобретение такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). В этом случае договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются. При этом добавлено, что в случае передачи движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, без перехода права собственности такое согласие должно быть предоставлено принимающей стороной, в чье хозяйственное ведение (оперативное управление) либо безвозмездное пользование передается госимущество, без согласования с вышестоящим органом управления, если иное не предусмотрено п. 5 Указа N 169, уставом организации или договором безвозмездного пользования .

Отмечено, что решение о приобретении на безвозмездной основе в собственность Республики Беларусь имущества принимается на основании согласия собственника на передачу такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). Причем при передаче без перехода права собственности либо отчуждении в коммунальную собственность, а также приобретении в собственность Республики Беларусь движимого имущества, не относящегося к ОС, перечень документов для принятия такого решения законодательством не определен .

Предусмотрено, что при передаче на безвозмездной основе в госсобственность имущества, в том числе не относящегося к ОС, стороны вправе заключить договор безвозмездной передачи имущества. Передача осуществляется по акту приема-передачи. При этом договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются .

Раздел II разъяснений Госкомимущества

В разделе указано, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице госорганов и иных юридических лиц . При этом разъяснено, что применительно к безвозмездной передаче имущества указанная норма означает, что передающая сторона не исчисляет НДС, когда соблюден порядок оформления приемки имущества в госсобственность, который регулируется нормами Указа N 169.

При безвозмездной передаче работ и услуг порядок принятия безвозмездно выполняемых работ, оказываемых услуг Республикой Беларусь или ее административно-территориальными единицами, подобный порядку для имущества, закрепленному Указом N 169, в законодательстве отсутствует. Поэтому передача работ, услуг на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться в качестве передачи работ, услуг в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам. Следовательно, безвозмездное выполнение (оказание) на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи работ (услуг) облагается НДС в общеустановленном порядке.

При безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта следует руководствоваться подп. 2.5.5 ст. 115 НК как специальной нормой, определяющей конкретных получателей при такой безвозмездной передаче, и, соответственно, при определении налоговых вычетов применять норму подп. 24.9 ст. 133 НК.

Раздел III разъяснений Госкомимущества

Информация о документах

необходимых для принятия решения об изъятии имущества

из оперативного управления государственных учреждений

Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность

Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.

При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .

1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.

2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области - получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).

8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .

9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

10. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) краткую историю объекта и его использования учреждением,

2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.

620000, г. Екатеринбург,

Логотип

© 2021

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

Фото: DenisProduction.com/shutterstock

Передать недвижимость родственнику или близким людям можно разными способами: по договору купли-продажи, дарственной, завещанию, наследственному договору или ренте. Каждый из способов несет для собственника и получателя различные последствия, расходы за их оформление и регистрацию тоже разные.

Рассказываем, как можно передать квартиру и иную недвижимость родственникам или близким людям, какой способ может оказаться дешевле в зависимости от ситуации.

Содержание статьи:

Как передать имущество

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству (Фото: Jacob Lund/shutterstock)

Завещание

Распространенный способ оформления отношений по поводу наследуемого имущества. Основным минусом является стоимость оформления прав наследника при вступлении в наследство, которая составляет 0,3% от стоимости имущества, но не более 100 тыс. руб. для близких родственников, и 0,6%, но не более 1 млн руб. для других наследников.

В то же время этот способ отличается нестабильностью и отсутствием гарантий для наследника, поскольку с учетом настроения наследодателя завещание может быть в любой момент отозвано либо выдано другое завещание, которое автоматически отменяет предыдущее, считает Шевченко. Кроме того, по его словам, завещание не распространяется на наследников, имеющих обязательную долю в наследстве, к числу которых относятся несовершеннолетние и нетрудоспособные (в том числе пенсионеры) близкие родственники наследодателя.

Завещание — самый распространенный способ оформления наследства

Дарение

Этот способ часто используется для оформления условно наследуемого имущества. Дарение отличается простотой оформления и безвозмездностью. Кроме того, при дарении между родственниками не возникает налоговой базы в отличие от завещания. Если же одариваемый не является близким родственником, то налог на дарение составит 13% НДФЛ от стоимости наследства.

Любая регистрация права собственности на недвижимое имущество включает в себя госпошлину за ее регистрацию, которая составляет 2 тыс. руб., при дарении дома нужно будет дополнительно оплатить передачу земли (от 350 до 2 тыс. руб. в зависимости от назначения участка). Услуга выписки из домовой книги предоставляется бесплатно. За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата в размере 300 руб., а стоимость других услуг в любом случае варьируется в зависимости от условий сделки, поясняет Большакова.

Оформление договоров и соглашений об отчуждении недвижимого имущества (продажа, мена, дарение, отступное, внесение в уставный капитал и т. д., кроме договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением) стоит 6 тыс. руб.

Это дешевый способ, но дарение представляет особую опасность для дарителя, поскольку после продажи даритель лишается всех прав на имущество, что может использоваться одаряемым во вред дарителю, говорит Шевченко. По словам юриста, часты случаи, когда была договоренность обеспечить дарителю право проживания в подаренном жилье, но после дарения эти договоренности не соблюдались, что приводило к затяжным и в основном безуспешным судебным разбирательствам.

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто (Фото: Suzanne Tucker/shutterstock)

Наследственный договор

Относительно новый способ регулирования наследственных отношений. Позволяет установить условия и обязательства, которые должны быть соблюдены сторонами при жизни наследодателя, что способно гарантировать интересы всех участников наследственного договора. Отрицательным моментом является его относительная дороговизна при вступлении в наследство по аналогии с завещанием, а также наличие обязательной доли в наследстве у других родственников, что не снимается условиями наследственного договора, считает Шевченко.

Чтобы поставить на учет квартиру, в первую очередь необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Для этого нужно обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя или дня вступления в силу решения суда о признании его умершим, пояснили в отделение Росреестра по Москве. Подготовка нотариусом заявлений, поступающих в наследственное дело, обойдется в 1 тыс. руб. По завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, независимо от вида имущества потребуется 17 тыс. руб. Получение свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания — 2 тыс. руб.

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор (Фото: New Africa/shutterstock)

Рента

Договор пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением нередко используют для оформления отношений к недвижимому имуществу между различными людьми, как родственниками, так и не родственниками. В соответствии с соглашением получатель ренты передает свое имущество в собственность плательщика ренты, тот в свою очередь обязуется в обмен на это периодически выплачивать получателю ренты определенную денежную сумму. Срок обязательства по выплате определяется сроком жизни получателя ренты или указанного им третьего лица (лиц).

Соглашение сторон должно быть удостоверено нотариусом. В нем можно прописать любые варианты и случаи для достижения гарантий каждой из сторон сделки. Размер госпошлины составляет 0,5% от стоимости имущества, но не более 20 тыс. руб.

Купля-продажа

Передача квартиры по договору купли-продажи является возмездной сделкой, которая предполагает уплату. При этом она должна быть совершена по рыночной стоимости. Если сделка пройдет без оплаты или по заниженной стоимости (ниже кадастровой) на 20% и более, то у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы. Это грозит доначислением налогов приобретателю недвижимости по ставке 13% на сумму полученной им налоговой выгоды. Также сделку можно будет потом оспорить.

При решении вопроса о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности суды должны принимать во внимание правомерность и допустимость этого с учетом целевого назначения собственности и необходимости обеспечения принципа соразмерности


11 апреля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 864-О по делу об оспаривании районным судом Краснодарского края положений регионального закона о разграничении имущества муниципалитета между ним и его городскими, сельскими поселениями.

Как следует из материалов дела, в производстве районного суда находится на рассмотрении административный иск прокурора Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Бесленеевского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по госрегистрации права муниципальной собственности на указанные дамбы.

По мнению заявителя, спорные пункты неконституционны, поскольку они допускают возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, включая берегоукрепительные дамбы, которые должны находиться в федеральной собственности.

Изучив материалы запроса, Конституционный Суд отметил, что разграничение госсобственности обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий федеральных, а также региональных органов госвласти. Как пояснил КС, основным правовым актом, регламентирующим передачу госимущества в муниципальную собственность, является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I, приложение № 3 которого содержит перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.

Также Суд подчеркнул, что решение вопроса о допустимости нахождения в собственности муниципалитета отдельных берегоукрепительных дамб, расположенных на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого нецелесообразно и обременительно для муниципалитета. Исходя же из содержания Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретный гидротехнический объект может относиться и к муниципальной собственности.

КС напомнил о возможности безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому. При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную должна учитываться позиция органов местного самоуправления. Иное порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность неэффективных с точки зрения экономики имущественных объектов, которые объективно не нужны для решения вопросов местного значения.

Соответственно, в компетенцию суда при решении вопросов о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности входит не только установление факта закрепления возможности передачи этого имущества на основании правового акта, но и учет иных обстоятельств. Так, суд должен принять во внимание правомерность нахождения этого имущества у публично-правового образования; допустимость нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

С учетом изложенного Конституционный Суд пришел к выводу, что запрос заявителя фактически касается вопроса соответствия закона субъекта РФ федеральному законодательству, а также оценки обоснованности передачи муниципалитетом в собственность Бесленеевского сельского поселения определенного имущества. Поскольку указанные вопросы не входят в компетенцию КС, он определил отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

По словам юриста Eterna Law Андрея Пархоменко, главный вывод комментируемого определения заключается в том, что региональным законом допускается возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, которые, по мнению Конституционного Суда, должны находиться в федеральной собственности.

Читайте также: