С какого года лувр объявлен собственностью государства

Обновлено: 17.05.2024

Лувр – это одна из самых знаменитых достопримечательностей Парижа. Лувр известен туристам, в первую очередь, не как великолепный архитектурный памятник, служивший некогда домом французским королям, а как известнейший музей мира, куда тянутся ценители искусства со всех уголков земного шара.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Прогулка по Лувру

Что посмотреть

Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы. Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.

0 этаж 1 этаж 2 этаж

Попытки объять необъятное и охватить всю экспозицию Лувра неизменно заканчиваются крахом, ведь коллекция этого музея просто необозрима. Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть. Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:

  • египетских древностей;
  • ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
  • этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
  • античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
  • скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два невольника" Микеланджело и пр.);
  • новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
  • живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
  • оригинальных рисунков знаменитых художников;
  • гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
  • античных бронз;
  • произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
  • этнографический музей;
  • морской;
  • гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.

Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.

Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи. Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.

Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.

Шедевры Лувра

История

Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Туристам

Лувр находится в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. Наверняка Вы уже наслышаны об огромных очередях, которые ждут Вас на входе в музей, однако не стоит их бояться. Во-первых, лучше воспользоваться не главным входом через Пирамиду, возле которого неизменно толпится невероятное количество людей, а проходом через торговый центр Carrousel du Louvre. Попасть туда можно прямо через станцию метро Palais-Royal – Musée du Louvre.

Чтобы избежать большой очереди на входе, Вам придется либо прийти примерно за полчаса до открытия музея, либо уже во второй половине дня, когда поток туристов немного утихнет. Музей открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день.

Лувр

Лувр приковывает к себе внимание огромного числа истинных ценителей старины. Они приезжают в столицу Франции, чтобы своими глазами увидеть один из самых больших и роскошных музеев на нашей планете. По площади он третий в мире, занимает 160 106 кв. метров, из которых непосредственно под экспозиции отведено 58 470 тыс. кв. метров.

Несколько лет назад был поставлен своеобразный рекорд: бывшую монаршую резиденцию посетили более 9,7 миллионов туристов, что позволяет говорить о Лувре и как о самом популярном музее с уникальными традициями коллекционирования. Ведь здесь хранятся экспонаты, являющиеся национальным достоянием. Они охватывают огромный исторический период, начиная примерно с X века, когда во Франции правили Капетинги, и заканчивая XIX столетием. Впрочем, Лувр не был бы Лувром, если бы отражал историю только одной страны…

Лувр

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

Лувр в Париже

Лувр в Париже

Лувр в Париже

Лувр в Париже

Лувр в Париже

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

Лувр

Как пополнялись коллекции Лувра?

Лувр

Лувр

Лувр

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Венера Милосская

Залы музея: восхищение великолепием

Лувр музей

Лувр музей

Лувр музей

Лувр музей

Во время экскурсий можно будет полюбоваться и архитектурными видами Лувра. Уж не сомневайтесь: здесь тоже есть на что посмотреть.

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Лувр

Интересные факты

Похожие публикации:


Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа.


Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не.


Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет.

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

История Лувра насчитывает более 700-та лет. Первоначально это была средневековая крепость, затем королевский дворец, а сегодня Лувр является всемирно известным музеем искусств.

Лувр

Заложен Лувр был в конце 12 века королем Франции Филиппом-Августом. С тех пор Лувр неоднократно перестраивался и реконструировался.

История строительства Лувра

Практически каждый из французских королей, даже если он не жил постоянно в Лувре, старался внести что-то свое в облик этой крепости. В общей сложности работы по строительству Лувра были закончены в 19 веке.

Архитектура Дворца

Король Филипп-Август строил Лувр не как королевскую резиденцию, а как крепость, которая должна была защищать западные подступы к Парижу. Само слово Лувр происходит от слова “lower”, что на языке древних франков обозначало крепость. Лувр времен Филиппа Августа представлял собой огромное сооружение, с центральной башней и множеством башен вокруг.

Парадная лестница в Лувре

Парадная лестница в Лувре

Королевская резиденция

Однако Париж рос, и Лувр со временем оказался в черте городских стен. Король Карл Пятый решил перестроить замок таким образом, чтобы Лувр оказался пригодным и для пребывания в нем короля. Перестройка крепости была поручена архитектору Реймону де Тамплю, который в те годы уже заслужил славу искусного строителя.

Центральный павильон главного фасада Лувра

Центральный павильон главного фасада Лувра

Именно Тампль превратил Лувр в королевскую резиденцию. При этом архитектор позаботился и о защите короля, окружив Лувр мощными крепостными стенами.

Ночной вид пирамиды Лувра

Ночной вид пирамиды Лувра

Правда, в те годы быт королевского двора был очень простым. В том доме, где жил король, размещалась и королевская голубятня. В садах Лувра выращивали овощи к королевскому столу, и никакой роскоши при этом не наблюдалось.

Лувр при Короле Франциске Первом

Новый импульс развитию Лувра придал король Франциск Первый, большой любитель архитектуры эпохи Возрождения. Именно при Франциске Первом в 1546 году началась перестройка Лувра, которая и определила его современный облик. До правления Франциска французские короли не имели в Париже постоянной резиденции. Однако во время одной из военных компаний король попал в плен, и именно жители Парижа заплатили большую часть выкупа за своего короля. В благодарность король дал обет устроить постоянную резиденцию в Париже.

Новым архитектором строительства король назначил Пьера Леско, в честь которого было названо левое крыло Лувра. Перестройка Лувра шла в стиле эпохи Возрождения. В то время интерьер Лувра обогатился большим количеством скульптур, которые изображали божеств, знаменитых полководцев, фризы и картины. Сын Франциска, Генрих Второй также продолжил работы по украшению Лувра. При нем на фасаде Лувра появился и королевский вензель.

В Малой Галерее Лувра можно увидеть “окно Карла Девятого”. Это именно то окно, из которого во время Варфоломеевской ночи король стрелял в гугенотов.

Скульптурный декор Дворца

Скульптурный декор Дворца

Во времена Карла Девятого в Лувре был устроен зверинец. Наследник Карла, Генрих Третий любил из окон своих апартаментов любил наблюдать кровавые бои между животными. Просуществовал зверинец до тех пор, пока Генриху не приснился сон, о том, что он будет растерзан своими же животными. После этого король приказал перестрелять всех животных.

Экскурсия в Лувр

Экскурсия в Лувр

Интересно, что в 16 веке в Лувр мог попасть любой человек. При этом он обязательно должен был быть прилично одетым, а также передвигаться пешком. Въезд в Лувр верхом был разрешен лишь принцам крови.

Ворота в Лувр

Следующим большим строителем Лувра стал король Людовик Тринадцатый, который продолжил грандиозную перестройку Лувра. Во время правления Людовика Лувр окончательно перестал быть средневековой крепостью и приобрел черты великолепного дворца. А воплощал в жизнь идеи Людовика архитектор Пьер Леско.

Людовик Четырнадцатый не любил Лувр. Дворцу в Париже он предпочитал загородный Версаль. Однако и он тоже продолжал вкладывать средства в строительство Лувра. В то время под руководством архитектора Луи Ле Во было закончено строительство Квадратного двора Лувра.

Квадратный двор Лувра

Квадратный двор Лувра

А фасад Лувра был завершен под руководством Клода Перро (родным братом знаменитого автора сказок Шарля Перро). Правда, полностью фасад Лувра закончили лишь в конце 17 столетия, так как Людовик все основные средства тратил на Версаль.

Картины в Лувре

Картины в Лувре

Зато при Людовике Лувр постепенно стал превращаться в музей, так как король открыл доступ к сокровищам королевского дворца для широкой публики.

Экспонаты из Древнего Египта

Экспонаты из Древнего Египта

Превращение Лувра в музей

Окончательно строительство Лувра была завершено в 1857 году под руководством архитекторов Луи Висконти и Рафаэля.

Греческий зал

Лувр стал музеем в 1793 году, во времена Французской Революции. Сегодня в музееразмещаются несколько музеев – Древнего Востока, Египта, Древней Греции и Древнего Рима, музей мировой скульптуры и живописи.

Луврский дворец (Франция) представляет собой музейно-архитектурный комплекс в центре Парижа, формировавшийся многие столетия. Первоначально здесь размещалась массивная крепость, позднее перестроенная в элегантную королевскую резиденцию. Сегодня это величайший музей мира с богатой коллекцией произведений искусств.

Луврский дворец

Описание

Крупнейший исторический особняк Европы, переделанный в музей, расположен на правом берегу Сены. За 800 лет комплекс перестраивался многократно. В архитектурном плане Лувр впитал элементы стилей ренессанса, барокко, неоклассицизма и эклектики. Отдельные здания, пристроенные друг к другу, в целом образуют мощное строение, возведенное по плану удлиненного прямоугольника. Безусловно, одной из самых важных достопримечательностей Парижа является Луврский дворец.

План комплекса включает:

  • основное здание, состоящее из трех соединенных галереями частей;
  • подземную экспозицию, видимой частью которой является стеклянная пирамида во дворе Наполеона;
  • триумфальная арка Карузель и сад Тюильри.

луврский дворец история

Раннее средневековье

Луврский дворец, история создания которого восходит к XII веку, первоначально выполнял сугубо оборонительные функции. Во время правления Филиппа-Августа II за пределами Парижа была построена тридцатиметровая оборонительная башня - донжон. Вокруг нее возвели 10 башен поменьше, соединенных стеной.

В те неспокойные времена основная опасность исходила с северо-запада: в любой момент могли атаковать викинги или претенденты на французский трон из рода Плантагенетов и Капетингов. Кроме того, в союзе с королем Англии было герцогство Нормандия, расположенное по соседству.

луврский дворец франция

Позднее средневековье

Во второй половине четырнадцатого века Луврский дворец претерпел кардинальные изменения. К тому времени Париж значительно расширился. Были возведены новые городские стены, и старая цитадель оказалась внутри городской черты. Стратегическое значение оборонительного сооружения нивелировалось. Карл V Мудрый перестроил крепость в представительный замок и перенес сюда свою штаб-квартиру.

Донжон был кардинально перестроен. Внутреннюю планировку приспособили под жилые нужды, появилась крыша с пинаклями. Вокруг четырехугольного двора построили жилые и хозяйственные постройки одинаковой высоты. Над главными воротами возвышались две небольших элегантных башенки, что придавало сооружению определенную изящность.

Нижняя часть стен частично сохранилась до наших дней. Остатки зданий занимают четверть восточного крыла нынешнего Лувра. В частности – четырехугольник вокруг квадратного двора.

Луврский дворец в Париже

Эпоха Возрождения

В шестнадцатом веке Франциск I решил заново перестроить Луврский дворец. Архитектор Пьер Леско предложил реконструировать замок в стиле французского Ренессанса. Работа началась в 1546 году и продолжилась при Генрихе II.

Новое здание первоначально должно было иметь прямоугольную форму с большим внутренним двором (Кур Каре), но в конечном счете форму изменили на квадратную. При жизни Пьера Леско была построена только часть западного крыла на южной стороне. Это самые старые полностью сохранившиеся постройки нынешнего Лувра.

Зодчий широко применял в архитектуре классические формы, сочетая их с французской традиционной школой (высокие крыши с мансардами). Здание характеризуется гармоничной артикуляцией фасада с тремя зонами разрывов в виде прямоугольных окон, увенчанных треугольными фронтонами, разделенными пилястрами и аркадами на первом этаже. Фасад дополнили большим количеством скульптурных композиций. Луврский дворец внутри представлял не менее впечатляющее зрелище. Леско вместе со скульптором Жаном Гужоном построили Большой Зал со статуей Артемиды.

Расширение замка

В годы правления Екатерины Медичи рядом был построен дворец Тюильри и разработана концепция пристройки к нему существующих зданий Лувра. Реализовывать проект пришлось Генриху IV.

Сначала Луврский дворец очистили от остатков старого замка и расширили внутренний двор. Затем архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ завершили возведение галереи Petite и начали работу над Большой галереей (Grand Gallerie), которая соединила Лувр и Тюильри.

Уже на этом этапе комплекс становится средоточием науки и культуры. Здесь размещалась типография, монетный двор. А впоследствии в одном из зданий разрешили селиться и работать скульпторам, художникам, ювелирам, часовщикам, оружейникам, резчикам, ткачам.

луврский дворец план

XVII век

Луврский дворец продолжил разрастаться и в семнадцатом веке. Людовик XIII подхватил эстафету своих предков. При нем Жак Лемерсье в 1624 году начал строительство павильона Часов, а севернее возводилось здание – копия галереи Пьера Леско.

Людовик XIV, питавший слабость к грандиозным проектам, приказал снести старые постройки и достроить помещения вокруг внутреннего двора. Все они были выдержаны в едином стиле. Но самой амбициозной задачей было возведение Восточной колоннады.

Так как эта часть дворца обращена к городу, ее решили сделать особенно эффектной. Были приглашены лучшие европейские архитекторы того времени. Самый смелый проект представил итальянец Джованни Бернини. Он предложил вообще снести дворец и возвести новый. Учитывая, с каким трудом и упорством комплекс строили предыдущие короли, идею отклонили. Клод Перро (старший брат сказочника Шарля Перро) разработал компромиссный вариант, от которого и стали отталкиваться.

луврский дворец архитектор

Лицо Парижа

Восточная колоннада преобразила Луврский дворец. Описание 173-метрового сооружения специалисты характеризуют следующим образом – это наивысшее воплощение идей французского классицизма. Клод Перро отказался от доминировавшей в то время массивной римской архитектуры, элементами которой были полуколонны и пилястры. На смену пришли воздушные открытые колонны в коринфском стиле, подпирающие плоскую крышу (что также было новаторством).

VXIII-XX века

В этот период Луврский дворец теряет статус королевской резиденции. В 1682 король Людовик со свитой переезжают в Версаль. Многие залы остались недостроенными. При Наполеоне Бонапарте строительство продолжилось. По проекту Висконти достроили северное крыло. Были возведены новые галереи – Фонтэн и Персье.

В XX веке (1985-1989 годы) знаменитый архитектор М. Пей предложил смелый и изящный проект подземной экспозиции музея. При этом дополнительный вход в Лувр осуществлялся через стеклянную пирамиду, одновременно являющуюся куполом подземного холла.

луврский дворец внутри

Формирование коллекций

Уникальные коллекции Лувра начали формироваться еще со времен короля Франциска I, восхищавшегося итальянским искусством. Он собрал в своей загородной резиденции Фонтенбло произведения эпохи Возрождения, перекочевавшие затем в Париж.

В период правления монарха Генриха IV Луврский дворец в Париже стал художественным центром Франции. В Большой галерее работали десятки известных мастеров, чьи творения стали основой будущего музея. Людовик XIV также любил все прекрасное. В его королевском кабинете насчитывалось полторы тысячи картин, французских, фламандских, итальянских, голландских художников.

Великая французская революция поспособствовала развитию музея и превращению его в публичное заведение. Коллекции королей, аристократов, церкви были национализированы и пополнили музей. Наполеоновские походы стали следующим источником пополнения экспозиций. После поражения Бонапарта были возвращены свыше 5 000 захваченных произведений прежним владельцам, но многие остались в Лувре.

Становление музея

В XX веке Луврский дворец, фото которого поражает великолепием, претерпел изменения. Заново была построена подземная галлерея со стеклянной пирамидой, а коллекции музея разделили. Здесь остались только произведения, созданные до 1848 года. Более поздние картины импрессионистов переехали в музей Орсе и Импрессионизма. Те экспонаты, которые созданы после 1914 года, находятся в Национальном центре им. Жоржа Помпиду.

Читайте также: