Реконструкция многоквартирного жилого дома порядок оформления

Обновлено: 17.05.2024

Хотите сделать свой дом более просторным и комфортным? Собираетесь пристроить ванную или надстроить второй этаж? Такие работы — это реконструкция жилого дома. Чтобы строительство было законным, следует позаботиться об оформлении всех необходимых документов. Сделать это можно, следуя алгоритму.

Шаг 1. Убедитесь, что вы запланировали именно реконструкцию дома

К ней относятся работы :

— по изменению назначения помещения. Например, вы хотите веранду перестроить в жилую комнату;

— изменению площади или количества комнат, а также общей площади дома. Это может быть пристройка дополнительной комнаты или расширение существующей;

— постройке террасы, балкона, лоджии, веранды;

— инженерному оборудованию (переоборудованию) дома, устройству наружных сетей. В эту категорию работ можно отнести проведение в дом газа, воды, отопления;

— замене несущих конструкций дома.

Обратите внимание!
Не являются реконструкцией в том числе :
— замена или перенос существующего газопровода или системы отопления;
— утепление дома, его звуко- или гидроизоляция;
— перенос, разборка или установка новых перегородок.

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

1) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (далее — паспорт);

2) документ, который подтверждает право собственности на дом. Это может быть договор купли-продажи,
дарения и т.п.;

3) технический паспорт на дом (далее — техпаспорт);

Обратите внимание!
Письменные согласия нужно заверить у нотариуса ;

5) описание работ, которые вы планируете выполнить в доме, составленное в произвольной форме.

Шаг 3. Обратитесь за получением разрешения на реконструкцию

Обратите внимание!
Платить за выдачу разрешения на реконструкцию жилого дома не нужно .

Исполком рассмотрит ваше заявление в течение одного месяца и выдаст разрешение либо направит вам мотивированный отказ .

Отказать в реконструкции дома исполком вправе, если в том числе :

— в предоставленных документах содержатся недостоверные сведения;

— реконструкция грозит обрушением конструкций дома.

Обратите внимание!
Отказ исполкома в выдаче разрешения на реконструкцию вы вправе обжаловать в вышестоящий исполком или в суд .

Шаг 4. Обратитесь в проектную организацию

Для проведения реконструкции дома кроме разрешения исполкома вам необходима проектная документация
(далее — проект) . За разработкой проекта вы вправе обратиться в проектную организацию или к ИП, который осуществляет такую деятельность.

Проектная организация заключит с вами договор. В нем должны быть согласованы в том числе сроки изготовления проекта и сумма, которую вы должны уплатить .

Готовый проект вам нужно согласовать в отделе архитектуры и градостроительства исполкома для согласования. Для этого напишите заявление и приложите к нему проект . Образец заявления, как правило, размещен на информационных стендах исполкома.

Обратите внимание!
Отдел архитектуры и градостроительства согласует проект бесплатно. Срок согласования — пять дней со дня подачи заявления .

Шаг 5. Выполните реконструкцию дома

После получения разрешения исполкома и согласованного проекта вы вправе начинать строительные работы. Их вы можете выполнить самостоятельно или привлечь для этого строительную организацию или ИП .

Обратите внимание!
Вы не вправе самостоятельно проводить:
— работы по инженерному оборудованию дома. Например, нельзя самостоятельно провести в дом газ или воду;
— любые работы, если высота реконструируемого дома более семи метров.
Для таких работ нужно привлекать строительную организацию или ИП, которые имеют право на их
выполнение
.

Шаг 6. Проведите приемку в эксплуатацию

После окончания реконструкции дом нужно принять в эксплуатацию . Для этого вам необходимо обратиться в исполком с заявлением и приложить к нему :

— разрешение исполкома на реконструкцию дома.

Исполком создаст приемочную комиссию, которая проверит соответствие проведенных работ проекту, разрешению на реконструкцию и другим требованиям .

По результатам проверки комиссия составит акт приемки в эксплуатацию. Исполком утвердит этот акт своим решением и выдаст вам на руки не позднее одного месяца со дня подачи заявления .

Шаг 7. Получите новый техпаспорт и свидетельство о госрегистрации дома

После реконструкции ваш дом изменился по высоте, площади и другим параметрам. Поэтому на него нужно получить новый техпаспорт и свидетельство о госрегистрации . Для этого обратитесь в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организация по госрегистрации) по месту нахождения дома .

Работники организации по госрегистрации помогут вам оформить :

— заказ на выполнение работ по проверке характеристик реконструированного дома. Эти работы нужно выполнить для изготовления нового техпаспорта на ваш дом;

— заявление о государственной регистрации.

Также вам необходимо предоставить, в частности :

— разрешение исполкома на реконструкцию дома;

— утвержденный акт приемки в эксплуатацию;

— документы об оплате за изготовление нового техпаспорта и за госрегистрацию дома.

Обратите внимание!
Фиксированной стоимости изготовления техпаспорта нет. Организация по госрегистрации утверждает прейскурант цен самостоятельно . Как правило, прейскурант цен размещен на официальном сайте организации по госрегистрации.

Стоимость госрегистрации дома — 0,5 БВ. Свидетельство о госрегистрации вам выдадут через пять рабочих дней со дня подачи заявления .

Обратите внимание!
За дополнительную плату свидетельство о госрегистрации вы можете получить быстрее. Это займет :
— два рабочих дня, если доплатить 0,3 БВ;
— один рабочий день при доплате 0,6 БВ.

Интересную житейскую ситуацию рассматривал недавно Верховный суд РФ. Она касается тех, кто решил увеличить размер своей квартиры за счет чердака или подвала.

Нередко риелторы, предлагая квартиру на последнем этаже, уверяют, что владелец сможет ее увеличить. Но не говорят, при каких условиях. Фото: PHOTOXPRESS

Нередко риелторы, предлагая квартиру на последнем этаже, уверяют, что владелец сможет ее увеличить. Но не говорят, при каких условиях. Фото: PHOTOXPRESS

Подобная мысль нередко приходит к собственникам, у которых есть жилье на первых и последних этажах многоэтажных зданий. Этой человеческой слабостью активно пользуются и нечестные риелторы при продаже жилья на крайних этажах. Продавцы заманивают покупателей обещаниями, что они легко могут при желании сделать из простой квартиры элитное жилье.

Чем все это заканчивается, рассказала недавно Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Верховный суд пересмотрел и отменил решения своих краснодарских коллег, которые попытались узаконить одну такую квартиру, увеличенную собственником до апартаментов в двух уровнях.

Фото: Depositphotos.com

Итак, власти Краснодара были вызваны в суд некой гражданкой, собственницей городской квартиры. Истица попросила районный суд обязать городские власти признать ее собственницей перестроенной квартиры. Женщина хотела, чтобы переделанную квартиру признали жильем и зарегистрировали ее право собственности на него.

В суде гражданка рассказала, что купила квартиру в 59,6 квадратных метра на последнем этаже многоквартирного дома. Потом за свой счет увеличила площадь до 84,7 квадратных метра, добавив часть мансарды над своей квартирой. В новой квартире появилась лестница на мансардный этаж, которая ведет в еще одну комнату и санузел под крышей. А в крыше дама прорезала себе мансардные окна.

Межведомственная комиссия администрации города отказала гражданке в ее требовании сохранить квартиру в перепланированном виде. Чиновники заявили, что такое улучшение называется реконструкцией и ее узаконивание не входит в их компетенцию. Комиссия порекомендовала даме обратиться в департамент архитектуры и градостроения местной администрации. Департамент архитектуры, в свою очередь, отказался выдать заявительнице разрешение на ввод в эксплуатацию переделанной квартиры, объяснив, что реконструкция сделана без разрешительной документации. По мнению архитекторов, новая квартира - это просто самовольная постройка. И предложили обратиться в суд, чтобы ее узаконить.

До заседания районного суда прошло собрание собственников жилья, на котором все проголосовали за перемены в своем доме. Собственники единогласно согласились с перепланировкой и установкой мансардных окон в перестроенной по новой квартире. Протокол истица принесла в суд.

Прикубанский районный суд иск гражданки с увеличенной квартирой удовлетворил и признал за ней право собственности на квартиру в двух уровнях. Это решение суда стало основанием для госрегистрации прав собственности на жилье. Апелляция с таким решением согласилась.

Если при перестройке квартиры общее имущество дома станет меньше, голосовать за это должны все владельцы

Но вот Верховный суд РФ эти решения отменил с формулировкой, что в судебных постановлениях "существенно нарушены нормы материального и процессуального права". В материалах дела есть экспертное заключение, что комната почти в 25 квадратных метров и санузел, "организованные в мансардном этаже", соответствуют строительным нормам и соблюдены требования пожарной безопасности.

Но департамент архитектуры все равно не дал разрешение на ввод в эксплуатацию.

Изучение протокола собрания собственников, стопроцентно одобривших улучшение жизни соседки, вызвало у Верховного суда вопросы. Оказалось, что собственники действительно все проголосовали "за". Но лишь те, кто пришел на собрание. А пришли далеко не все.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Сначала Верховный суд напомнил коллегам 36-ю статью Жилищного кодекса. В ней перечисляется, что принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, включая чердаки, подвалы и технические этажи. А так же "иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников". В этот список входят и помещения для организации досуга, детского творчества, культурного и физического развития.

В той же статье Жилищного кодекса прописано, что уменьшить размер общего имущества в многоквартирном доме действительно можно, но только с согласия всех собственников.

В следующей статье того же кодекса - 40-й - написано, что если реконструкция, перепланировка или переустройство помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества, то на это требуется согласие всех без исключения собственников. Вывод из всех этих норм - согласие всех собственников в многоквартирном доме это обязательное условие для реконструкции или перепланировки любого помещения в доме, если оно влечет к присоединению к перестроенному общее имущество дома. В 46-й статье Жилищного кодекса сказано следующее. "Принятие решения общего собрания по вопросам реконструкции квалифицированным большинством голосов не распространяется на случаи, связанные с реконструкцией общего имущества дома, в результате которого общее имущество уменьшается.

То есть, если при перестройке общее имущество дома станет меньше, проголосовать за такую реконструкцию должны все собственники жилья поголовно. Причем сделать это должен каждый собственник, участвующий в собрании. А те, кто на собрание не пришел, обязаны дать отдельно и в письменном виде свое согласие на такую реконструкцию. Из материалов дела, подчеркнул Верховный суд, не видно, что на собрании собственников вообще говорилось про уменьшение размера общего имущества дома. Да и не все собственники голосовали за реконструкцию квартиры соседки.

Вывод Верховного суда по этому спору: истица без согласия всех собственников провела реконструкцию квартиры, которая привела к уменьшению общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего всем жильцам. Поэтому вывод местных судов, что требования гражданки надо удовлетворить, противоречат закону.

Дело о квартире в двух уровнях Верховный суд велел пересмотреть заново.


В отличие от коттеджей, в многоквартирных домах чердаки - это общее имущество жильцов. Реконструировать их можно. Но - только с согласия абсолютно всех владельцев. Фото: PHOTOXPRESS



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Перепланировка и переустройство жилых помещений – не одно и тоже

Перепланировка и переустройство жилых помещений – не одно и тоже

Улучшить свои жилищные условия возможно как путем приобретения нового жилого помещения, так и путем изменения уже имеющегося. Второму варианту на текущий момент посвящены многие телепередачи, публикации в СМИ и в Интернете. Однако, проводя улучшение своих жилищных условий, часто ли мы задумываемся о том, может ли такое улучшение нарушить права иных лиц, проживающих в доме? Соответствуют ли наши действия правовым нормам?

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в статье 25 дал определение, какие работы можно отнести к переустройству жилого помещения, а какие к перепланировке.

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения – изменение конфигурации помещения, также требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировку жилого помещения необходимо проводить с соблюдением требований законодательства – по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки должно быть подтверждено актом приемочной комиссии.

Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность. Такому лицу может быть вменено в обязанность привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок. В противном случае суд в отношении собственника помещения может принять решение о продаже с публичных торгов его помещения с выплатой ему вырученных от продажи средств, за вычетом расходов на исполнение судебного решения, с возложением на нового собственника помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

В отношении лица, занимающего помещение по договору социального найма и самовольно перепланировавшего (переустроившего) жилое помещение, суд может принять решение о расторжении договора найма и возложить на собственника помещения (наймодателя) обязанность по приведению жилого помещения в прежнее состояние.

Вместе с тем, если переустройством и (или) перепланировкой не нарушаются права и законные интересы граждан либо этим не создается угроза жизни или здоровью граждан, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

В этой связи нелишне напомнить, что в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, не допускается:

– переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств;

– перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

– в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы;

– использовать балконы, эркеры и лоджии не по назначению, размещать на них громоздкие и тяжелые вещи.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому в том числе относятся несущие конструкции дома, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, которые включают в себя: фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции, а также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. И уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно путем его реконструкции и только с согласия всех собственников помещений в данном доме, т.е. при наличии их стопроцентного согласия.

Определение реконструкции дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ): реконструкцией признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций названного объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, если собственник квартиры желает улучшить свои жилищные условия, но при этом затрагивается общее имущество собственников многоквартирного жилого дома, собственник помещения должен заручиться согласием всех собственников квартир многоквартирного жилого дома до проведения таких работ и обратиться в орган, уполномоченный законодателем принять решение о выдачи разрешения на проведение реконструкции объекта капитального строительства.

Аналогичный порядок действует в случае перевода жилого помещения в нежилое, когда в результате проводимых строительных работ возводится крыльцо на земельном участке, являющимся общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме, проводятся иные работы, в результате которых уменьшается размер общего имущества, затрагиваются несущие конструктивные элементы дома, ограждающие конструкции дома при оборудовании отдельного входа на месте оконного проема и (или) балкона (лоджии).

В городе Омске разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома выдает Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в порядке, установленном ст.51 ГрК РФ. После окончания реконструкции такой объект вводится в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном ст.55 ГрК РФ, Департаментом строительства Администрации г. Омска.

Принятие разрешения о согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения в городе Омске, принятие в эксплуатацию перепланированного (переустроенного) жилого помещения осуществляется администрациями административных округов города.

После проведения перепланировки (переустройства) жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляются необходимые сведения для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровых сведениях помещения.

Вместе с тем заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества соответствующее заявление и технический план объекта недвижимого имущества в электронном виде. Государственная пошлина при этом не взимается.

В случае реконструкции объекта недвижимого имущества на государственную регистрацию представляются заявление о государственной регистрации права собственности, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества и технический план объекта в электронном виде. За государственную регистрацию права собственности взимается государственная пошлина в размере, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Если с заявлением обращается гражданин, пошлина составляет 2000 рублей. Если заявление представляется организацией – государственная пошлина составит 22000 рублей.

Переустройство, перепланировка, реконструкция в МКД в Санкт‑Петербурге

Информация Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга по вопросам переустройства, перепланировки и реконструкции помещений в многоквартирных домах Санкт‑Петербурга

В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Помещения общественного назначения, расположенные в жилых зданиях, находятся в собственности граждан и юридических лиц, в том числе в порядке статьи 217 ГК РФ, согласно которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, а также – в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которой установлен порядок перевода жилых помещений в нежилые.

Требования к переводу жилых помещений в нежилые, а также к переустройству и перепланировке жилого помещения основаны на ограничениях, установленных для жилищного фонда рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, исходя из положений о признании жилых помещений пригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным.

В целях организации и обеспечения государственного контроля соблюдения указанных требований в Санкт‑Петербурге образованы межведомственные комиссии при администрациях районов и при Жилищном комитете, в состав которых в числе прочих членов комиссии включаются представители органов государственного надзора, в том числе представитель Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга (далее – Инспекция).

В пределах компетенции органа государственного жилищного надзора Инспекция разъясняет следующее.

Согласно требованиям жилищного законодательства, собственник помещения в многоквартирном доме, желающий провести работы по перепланировке или переустройству принадлежащего ему помещения, в том числе в целях изменения функционального назначения нежилого помещения, должен обращаться в уполномоченный орган государственной власти с разработанным проектом для получения необходимых разрешений.

К полномочиям районных межведомственных комиссий было отнесено согласование проектов на перепланировку нежилых помещений в многоквартирных домах без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания. Данное положение было признано недействующим решением Санкт‑Петербургского городского суда от 20.03.2017 № 3а-36/2017 с момента вступления решения суда в законную силу.

В отношении реконструкции нежилых помещений необходимо отметить следующее. Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение этого объекта, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Информация о порядке получения разрешений на реконструкцию многоквартирного дома размещена на веб-странице Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга.

В Санкт‑Петербурге выдача разрешений на реконструкцию многоквартирного дома осуществляется Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт‑Петербурга (в случае, если многоквартирный дом, в котором предусматривается реконструкция, относится к объектам культурного наследия).

По вопросу последовательности действий жителей в случае проведения каких-либо работ на конструктивных элементах и инженерном оборудовании многоквартирного дома Инспекция также поясняет следующее.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, устанавливает в числе прочих следующие обязанности управляющей организации:

- выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами;

- в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;

- выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний перекрытий жилого здания;

- выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;

- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В случае проведения каких-либо работ в подвальных и чердачных помещениях многоквартирного дома посторонними лицами жителям необходимо сообщить об этом в управляющую организацию, председателю ТСЖ или ЖСК в зависимости от способа управления многоквартирным домом для организации проведения проверки наличия документов, разрешающих проведение работ, а также проверки производства работ при наличии необходимых разрешений. Обращение жителей может быть принято через аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации, а также председателем Совета многоквартирного дома.

В случае неисполнения управляющей организацией установленных Минимальным перечнем обязанностей по организации наблюдения за безопасным состоянием конструктивных элементов и инженерного оборудования жилого здания необходимо обращаться в Инспекцию и администрацию района для назначения мероприятий по государственному контролю. В случае нарушения требований проекта организации производства работ в целях незамедлительного пресечения противоправных действий следует как самостоятельно, так и через управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК и совет МКД обращаться в полицию.

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия.

Согласно статье 13 указанного Федерального закона № 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.

Согласно статье 15 указанного закона проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, допускается в следующих случаях:

- для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан и их имущества;

- для пресечения преступления;

- для установления обстоятельств несчастного случая.

В случае уклонения лиц, проводящих строительные работы, от предоставления необходимых документов или при отказе представителей управляющей организации, ТСЖ или ЖСК от проведения проверки документов, необходимо также обращаться в полицию с целью пресечения противоправных действий, так как в самовольных действиях по переустройству и перепланировке помещений в многоквартирных домах содержатся признаки самоуправства, а нанесение вреда имуществу граждан, к которому относятся стены и перекрытия жилого здания, общедомовые инженерные системы, должно немедленно пресекаться.

В случае нанесения ущерба имуществу собственников помещений необходимо вопросы возмещения вреда решать в добровольном или судебном порядке.

По вопросам передачи помещений общественного назначения в многоквартирных домах жителям этих домов Инспекция разъясняет следующее.

В целях рассмотрения обращений граждан, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК по вопросам отнесения нежилых помещений, находящихся в собственности Санкт‑Петербурга, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, при Комитете имущественных отношений Санкт‑Петербурга создан постоянно действующий коллегиальный совещательный орган - Межведомственная комиссия по выявлению объектов государственной собственности Санкт‑Петербурга, обладающих признаками общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и нежилых зданиях. В состав Комиссии включены представители органов власти, государственных организаций и представители общественности, что позволяет коллегиально и открыто в досудебном порядке принимать решения о возможности или невозможности отнесения объектов нежилого фонда к общему имуществу многоквартирного дома/нежилого здания.

1. Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения;

2. Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4. Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5. Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6. Заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - в случае если переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Более подробную информацию к составу и порядку предоставления указанных документов для согласования проекта переустройства и (или) перепланировки возможно запросить в районной межведомственной комиссии при администрации района, на территории района проживания.

В случае отсутствия согласования перепланировки жилого помещения в установленном порядке с межведомственной комиссией в отношении физического лица, выполнившего работы по перепланировке помещений, может быть возбуждено административное производство по ч.2 ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с ч.3 ст.29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от его продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Читайте также: