Реформирование государственной собственности это

Обновлено: 30.04.2024

Изучение целей и направлений разгосударствления. Принципы, формы и методы приватизации. Передача от государства физическим и юридическим лицам функций прямого хозяйственного управления собственностью. Изменение роли и функций государства в экономике.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.02.2014
Размер файла 26,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Список использованных источников

Особое изучение проблем переходного периода неосновательно для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к наиболее экономическим методам регулирования.

Целями разгосударствления являются:

- преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

- устранение существующего в условиях КАС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;

- преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

- демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления:

1) сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

4) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

5) переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков. [13, c. 168].

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Приватизация означает на смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности чтобы другим неповадно было экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации империя утрачивает возможность владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, обстановка лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Для начала это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью так называемые естественные монополии: железные дороги системы связи, электростанции и др. управления.

Процесс, противоположный приватизации, именуется национализацией. Она представляет собой передачу личной принадлежности в приказ страны. В XX в. более масштабная национализация была проведена в СССР. Правительство получило подавляющую дробь средств изготовления и государственного имущества. Национализация и прихватизация проводятся в различных странах и в настоящее время. Не считая такого, в отдельных странах исполняется реприватизация - возврат национализированной принадлежности бывшим обладателям. В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, РФ. Она еще исполнялась в Болгарии, Польше и Румынии. Более удачно и скоро из восточноевропейских государств этот метод приватизации был применен в Чехии и Словакии. Таковая прихватизация дозволяет действенно дать в личные руки более трудные объекты - большие промышленные компании. Свободность ваучеров либо их часто символическая стоимость привлекает в процесс приватизации огромную дробь народонаселения. Но фуррор такового метода приватизации в решающей ступени зависит от развитости базара ценных бумаг. Из государств, проводивших ваучерную приватизацию, денежные рынки владели достаточной устойчивостью лишь в Чехии, Словакии и Словении. В Рф, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неуравновешенном либо зачаточном состоянии. Следует подметить, что уже к середине 90-х годов в ряде государств ваучерная прихватизация вследствие недочетов механизма её реализации растеряла притягательность для народонаселения. Этак, народонаселение Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало супротив этого способа и высказалось в помощь возмездной приватизации.

Нередко применяемый метод приватизации - реализация богатства муниципальных приватизируемых компаний. Есть некоторое количество вариантов применения предоставленного подхода, этак как актив может реализовываться трудовому коллективу. Плюсом этого метода является скорое дополнение казны страны и удаление экономного недостатка, улучшение валютного обращения. Главный недочет - недостаток средств у народонаселения. Потому в предоставленном случае количество инвесторов, как и приватизируемых компаний, очень скромно. Не считая такого, компании обязаны существовать симпатичными для инвестора, т. е. доходными. Численность же таковых компаний в критериях трансформирующейся экономики грубо сокращается.

При продаже на аукционе объекты гос. принадлежности приобретаются сообразно правилам аукционных торгов. Приватизируемое актив переходит в собственность такого клиента, который дает наивысшую стоимость. Как верховодило, таковой разряд приватизации употребляется, когда не оговариваются особые условия сообразно предстоящему применению приватизируемого объекта. 2-ой метод платной приватизации - реализация сообразно конкурсу. Он употребляется в тех вариантах, когда клиент обязан исполнить определенные условия сообразно предстоящему применению компании. Эти условия имеют все шансы предугадывать: хранение либо творение новейших рабочих мест, прочерчивание определенных природоохранных мероприятий, отказ от конфигурации в движение определенного времени профиля компании, хранение объектов общественной сферы компании и др. Победителем конкурса объявляется клиент, предписание которого лучше только подходит условиям конкурса.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и в особенности в РФ) довольно обширное распределение получила таковая выкройка приватизации, как передача либо льготная реализация муниципального богатства труженикам приватизируемых компаний. Несомненным плюсом предоставленного подхода является снабжение массовости и вероятность стремительной передачи в руки трудового коллектива значимого численности муниципальных компаний. К недочетам относятся, во-1-х, значительные различия в стоимости приватизируемого богатства сообразно отраслям и компаниям, а во-2-х, дифференциация объектов сообразно уровню рентабельности. Потому трудовые коллективы различных компаний оказываются в неодинаковых стартовых критериях. Не считая такого, сообразно последней мерке, на главном шаге таковой приватизации, исключается роль иностранных инвесторов, а еще появляются трудности, связанные с неимением эксперимента управления реформированными предприятиями.

Более желаемым методом приватизации для трудовых обществ считается выкуп арендуемого богатства. В этом случае для выкупа разрешено применять чистую выручка и амортизационные отчисления, приобретенные от применения богатства, обретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сберегается трудящийся коллектив. Недостает необходимости распределяться прибылью с иными владельцами. Плюсом является и вероятность применения различных вариантов выкупа. Он может существовать одновременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет вполне вносится цену выкупаемого муниципального богатства. Выкуп в рассрочку употребляется, когда у трудового коллектива не хватает личных средств, а кредиты банков нецелесообразны либо безвыгодны. В этом случае цену выкупаемого богатства погашается долями.

Недочетом такового метода является неосуществимость скорого повышения эффективности компании, этак как к роли в приватизации не допускаются остальные собственники, способные привнести средства для его реконструкции.

Преображение в акционерное сообщество является одним из массовых методик приватизации, в особенности для больших компаний, какие не имеют все шансы существовать приватизированы иными способами. В этом случае формируются прикрытые либо раскрытые акционерные сообщества. Акции выпускаются на сумму переоцененного богатства (статутный фонд)компании. Сообразно решению трудового коллектива они имеют все шансы существовать реализованы или внутри коллектива, когда появляется прикрытое акционерное сообщество, или отчасти проданы иным личикам (раскрытое акционерное сообщество). Акционирование целенаправленно в первую очередность для тех компаний, какие издают конкурентоспособную продукцию, владеют большими главными производственными фондами, имеют большущий вывозной потенциал.

Особенным способом передачи муниципального богатства в личные руки, как подмечалось, является реприватизация - возвращение принадлежности бывшим обладателям, лишившимся её в итоге национализации. Главными обликами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного богатства средствами либо ваучерами и реституция - возврат бывшим обладателям либо их преемникам самой принадлежности. Огромный смысл имеют сроки проведения реприватизации. Она обязана предшествовать приватизации. В неприятном случае может появиться конфликт меж старенькими и новенькими обладателями компании. Наиболее удачно и в сравнимо широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии[5, c. 177].

Список использованных источников

приватизации разгосударствление собственность экономика

1. Бабосова, Е.А. Макро- и мета экономика: учебник / Е.А. Бабосова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 674 с.

2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2001. - 752 с.

3. Большаков, С.Ю. Экономическое развитие современного государства: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков. - СПб.: Нева, 2006. - 874 с.

4. Большаков, С.Ю. Юридические аспекты реализации права собственности: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков // Экономика и право. - 2009. - № 4. - С. 23-29.

5. Булатов, А.П. Экономика : учебник / А.П. Булатов. - М. : БЕК, 2006. - 679 с.

6. Головачева, И.В. Организация процесса приватизации на предприятии / В.И. Головачева. - Минск: Уражай, 1994. - 419 с.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. - Минск : Амалфея, 2011. - 319 с.

8. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. - М.: Русское слово, 1996. - 675 с.

Подобные документы

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация, основные их компоненты и роль. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 14.01.2015

Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации. Приватизация в Казахстане: этапы, пути, формы и результаты разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 28.01.2008

Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды. Распад Советского Союза. Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах. Основные критериями выбора способа приватизации.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 07.01.2009

Понятие разгосударствления собственности. Способы разгосударствления. Формы приватизации. Приватизация в России. Состояние российской экономики в начале 1990-х годов. Этапы проведения приватизации. Основные экономические итоги приватизации.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 01.06.2005

Процесс изменения государственной формы собственности. Сущность понятий "приватизация" и "разгосударствление". Основные механизмы приватизации. Зарубежный опыт приватизации и разгосударствления. Препятствия осуществлению приватизационных сделок.

Читайте также: