Разделение собственности и власти подразумевается что

Обновлено: 01.05.2024

Институт власти – это совокупность особых социальных институтов, связанных с осуществлением функции власти, созданием структуры общества, норм и права, регулирующих его деятельность, и реализацией этих норм.

История развития представлений о необходимости разделения властей

Государственная власть представляет собой высший регулятор организующий все аспекты жизни общества – от его политической и экономической структуры, до выбора в предоставлении гражданам их естественных прав и свобод или же ограничении их прав. Деятельность лиц осуществляющих государственную власть таким образом оказывает огромное влияние на жизнь общества, и это влияние тем больше и сильнее, чем больше власти сосредоточено в руках отдельного лица. Так в авторитарных обществах роль верховного властителя – диктатора, монарха, настолько велика, что его человеческие качества, оказываются критичными для судьбы всего государства.

Понимание пагубности такого подхода сформировалось еще в античном периоде. Так, Платон в своем идеальном государстве указывает, что власть должна быть разделена между многими, которые в свою очередь будут отделены от собственнических, корыстных интересов, через лишения частной собственности. Аристотель пишет, что равенство между гражданами – есть основа благополучия государства, способ его уберечь от чрезмерного богатства одних и нищеты других.

Данная мысль продолжает развиваться в трудах римских философов – Цицерона, Полибия и др. Римские авторы подчеркивают разделенный характер власти в римской республике, через одновременную деятельность консула, трибунов, сената. Однако следует понимать, что разделение властей в Риме, особенно имперского периода, существовало только в идеалах, в то время как по факту, все ветви власти функционировали по схеме аккламации, т.е. торжественного одобрения законов и решений, принимаемых императором.

Идея разделения властей сохраняла свое влияние и в средневековье. В действительности в Европе власть была распределена между королем, дворянством и папством, которые взаимно конкурировали и ограничивали друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Руссо подходит к проблеме государства с другой стороны, он рассматривает естественное состояние человека как наиболее гармоничное и благожелательное, однако признает, что возвращение к нему невозможно. Руссо идеализирует либеральную демократию, однако в стремлении ограничить власть от влияния частных интересов, он пишет о том, что все граждане должны полностью отказаться от своих политических прав и свобод в пользу государства, которое, как и в теории Гоббса начинает представляться этаким Левиафаном.

Отрицание идеи разделения властей в данный период связано с процессами централизации происходящими в Европе, формированием абсолютных монархий, а позже политики просвещения. Однако идея разделения властей не исчезает полностью. Так, Дж. Локк указывая, что вся власть исходит от народа, пишет о том, что разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную должно препятствовать ее узурпации правителем и сохранить во власти народную волю.

Классическая теория разделения властей принадлежит Ш. Монтескье, который выделял три ветви власти:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Монтескье полагал, что между властями должно быть четкое разделение компетенций и обязанностей, каждая ветвь власти должна быть строго отделена от другой и иметь гарантии независимости. Однако попытка реализации системы Монтескье на практике, в ходе Французской Буржуазной Революции показала, что одного лишь принципа разделения недостаточно для эффективного функционирования власти, взаимные споры и противоречия между ее ветвями могут парализовать власть как таковую.

Предложенная авторами система разделения властей исходила из реалий человеческой природы, и стремления использовать их для обеспечения стабильности властных институтов. Она включала в себя две линии разделения власти:

Горизонтальное деление соответствовало классическим представлениям о разделении властей на три ветви с различными функциями. Вертикальное деление предполагало, разделение власти на два уровня – федеральный, охватывающей все государство целиком, и субъектный, охватывающий каждый конкретный штат. При этом все власти – как власти штата, так и федеральные были полностью независимы между собой в вопросах своего формирования – ни одна власть не могла повлиять на набор кандидатов в органы другой, а также имели рычаги для взаимного контроля. Это контроль выражался во взаимной внимательности за соблюдением правил и законов, и привлечением нарушителей к ответственности через суд и публичное оглашение их деятельности.

Современные институты власти

Рассматривая институты власти в современных государствах можно выделить 5 основных образований:

  • институт президентства,
  • законодательная власть,
  • исполнительная власть,
  • судебная власть,
  • местная власть.

Институт президентства как отдельного вида власти, отделенного от основных трех ветвей, характерен для президентских республик – России, Франции и т.д. Роль президента и его аппаратов заключается в координации взаимоотношений между ветвями власти, а также выполнении представительских функций.

Законодательная власть традиционно представлена парламентом, главной задачей которого является составление законов страны, а также наблюдение за их исполнением.

Исполнительная власть представлена правительством и министерствами. Она направлена на принятие быстрых и локальных решений, отвечающих требованиям ситуации, а также подчинение законам принимаемым законодательной властью, их претворением в жизнь.

Судебная власть осуществляет функции правосудия, не ассоциируясь ни с какой-либо политической силой, ни с каким-либо правительством.

Местная власть управляет территориями на уровне субъекта, реализуя принятые свыше законы и проставления в конкретных реалиях данного региона.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Разделение властей - один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Механизм государства - комплексная, многоуровневая, целостная система государственных, правительственных органов, учреждений, которые, на практике, осуществляют государственную власть, выполняют функции, задачи державы. Без вышеупомянутого механизма государство существовать не может.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Разделение властей - один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Механизм государства - комплексная, многоуровневая, целостная система государственных, правительственных органов, учреждений, которые, на практике, осуществляют государственную власть, выполняют функции, задачи державы. Без вышеупомянутого механизма государство существовать не может.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы


Вы еще не читали "Sapiens. A Brief History of Humankind"?

Прочтите. Не пожалеете. Автор Юваль Ной Харари.

Книга получила блестящие отзывы. Билл Гейтс, например, отнес ее к десятке, которую он взял бы с собой на необитаемый остров. Но пока до этого дело не дошло – и Билл, и книга с нами - попытаемся выделить суть написанного в "Краткой истории человечества".

Стержневой, и оригинальной идеей "Sapiens" стало признание мифотворчества основным изобретением Человека, позволившего ему стать хозяином планеты: "Огромные массы незнакомых друг с другом людей способны к сотрудничеству, если их объединяет миф"- пишет Харари (с.36)

Такую роль мифа в истории человека можно принять, но остается вопрос: зачем люди стали придумывать сказки, каков механизм действия мифа на поведение, какие проблемы решались нашими предками с помощью распространения небылиц?

Нет, не соглашусь, наши современные организации устроены иначе.

Миф, в момент его зарождения, отличался от придуманного Харари "мифа" о Рено: в его основе находилась важнейшая составляющая - магия, точнее, демономагия. Древний миф утверждал возможность и неотвратимость наказания, кары, воздаяния человеку невидимыми мистическими силами за им содеянное.

Люди смогли объединяться в большие, а затем и в огромные группы не потому, что научились рассказывать друг другу актуальные сказки. Миф оказался востребован, поскольку позволил внутри общностей сформировать баланс сил, отсутствие которого не позволяло им защищаться от распада, если их численность переходила определенный рубеж (Харари в своей книге определил его в 150 особей).

В настоящее время бытует представление о том, что разделение властей есть достижение современности. Три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная - признаются основой цивилизованной общественной системы. Но нам надо понять и принять, что всё это родилось не на пустом месте: разделение властей возникло на самых первых этапах развития человечества.

У наших самых далеких предков, как и у нас, существовало и реализовывалось полученное в наследство от предшественников стремление к доминированию. Но вождь племени Homo sapiens уже принципиально отличался от альфа-самца в стае.

Вожак для животных более, чем абсолютный монарх. Его власть регламентирована лишь силой и ловкостью.

А в человеческом племени, именно благодаря мифу, ситуация стала принципиально иной. Появилось ограничение: мифы позволили сформироваться конкурирующим ветвям власти. Между ними возникло равновесие.

Одна властная ветвь – "иерархическая" - была реальна, она отражалась в сложившейся в племени лестнице престижа, высшие ее ступени занимали вождь и его присные.

Другая, "сакральная" – ветвь власти духов, в существовании которых, каждый член племени, включая вождя, на фоне всем видимых и неподвластных никому из людей явлений природы, убеждался постоянно.

Сакральная ветвь, именно благодаря мифу, с его мистической составляющей, была наделена силой, воспринимавшейся нашими предками абсолютно реальной. В этой ветви тоже присутствовала иерархия, на самом верху ее были потусторонние сущности - духи, неподконтрольные власти племенной элиты. Духи имели в племенах своих представителей – шаманов. И сила противостояния этих ветвей власти была велика ровно настолько, чтобы в зачаточной системе управления сформировалось некое приближение к балансу.

Появление религии в истории человечества оправдано и закономерно. Ей мы обязаны не только возникновением образования, науки, этики и морали. Без религии не могла сложиться наша цивилизация, поскольку она создала власть, найдя противовес неукротимой дикой силе.

Итак, изначально, на заре человечества, ветвей власти было две.

Обратим внимание на то, что в экстремальных ситуациях в обществе демократического модерна происходит возрождение архаики, в этих условиях реальная власть снова делится между двумя ветвями: одна крепится силой, другая – духом, поскольку в окопах атеистов нет. В Советской армии сакральная функция сводилась к политическому руководству, которое держалось на той же основе – на мифах.

Сакральная ветвь играла роль более значимую, чем только ограничитель всевластия иерархической ветви. Крайне важно то, что только благодаря духовной составляющей большой период человеческой истории был ограничен в своем буйстве эгоизм Homo sapiens.

Эгоизм, это то, что сформировало человека, но он же и огромная проблема для общества.

Именно это качество (свойство?) человеческой натуры - эгоизм - позволило Homo sapiens выделиться из фауны. Человек поднялся над всем живым, осознав свою высшую ценность именно для самого себя.

Благодаря эгоизму польза превратилась из случайной находки в осознанную цель. Эгоизм сформировал критериальный аппарат и способы отбора эффективных вариантов возможных действий. Познание стало производным от возникшего самолюбия, поскольку эгоизм неотвратимо приводит к формированию стимулов человеческой деятельности.

Но у всего есть обратная сторона. И у эгоизма она есть тоже: сросшийся со стремлением к доминированию, он оказался способен взрывать изнутри любую человеческую общность, как бы велика она не была, какой бы сильной она не казалась.

В борьбе за самосохранение, в стремлении к выживанию, обществу нельзя позволить "разгуляться эгоизму", его необходимо постоянно укрощать. Сакральная, религиозная ветвь власти делала это. Но в этом процессе создавалось и росло противоречие: негатив (эгоизма) против негатива (власти религии). Стреножа эгоизм, ограничивая его, сакральная ветвь власти одновременно тормозила научно-технический и социальный (или то, что мы этим термином обозначаем) прогресс.

Эта борьба продолжается и сегодня. Тенденция такова: идут арьергардные бои, мистическая ветвь уже почти не видна, потому и этика, и мораль –важнейшие инструменты религии – уступают эгоизму одну позицию за другой.

Вы помните - у Джона Локка, впервые выдвинувшего идею ветвления власти, ветвей было только две. Три ветви первым увидел Шарль Луи Монтескье. Когда мы сегодня говорим о разделении властей в современном обществе, то следует признать, что ветвей власти можно насчитать не три, а четыре, а то и пять…

Не думаю, что кто-то будет спорить о том, что в мире ислама религиозная ветвь власти весома и зрима. В государствах Запада реально существует власть общественного мнения и надо разбираться: СМИ, это приводной ремень этой ветви, или самостоятельно торчит на древе общественного устройства?

Все течет, все изменяется. И структура власти не исключение. Но во всех вариантах, задачей. решаемой разделением властей, является поддержание баланса интересов в обществе, что способствует его сплочению и предотвращает его распад.

Именно здесь сегодня мы видим наиболее жгучие проблемы.

Они много серьезней, чем противостояние властных кланов в США, одной, пусть и самой могущественной стране. Здесь просматривается мировая тенденция: уважение к исполнительной власти, как к профессиональному занятию, исчезает в мире с ужасающей скоростью.

А что вы можете сказать об отношении к законодателям? Где на Земле то, благословенное место, в котором их почитают?

Так ли чиста и непорочна в глазах обывателей судебная система?

Все это симптомы грядущих изменений.

Что же идет на смену традиционным ветвям власти? Кто знает?

Может быть, впереди нас ждет власть нескольких социальных сетей, разместившихся в Интернете.

Читайте также: