Расторжение договора связи в связи со сменой собственника

Обновлено: 01.05.2024

Статьей 75 ТК РФ работодателю предоставлено право расторгнуть трудовые договоры с определенными категориями персонала в связи со сменой собственника имущества организации. Что понимается под сменой собственника, кого можно уволить, как оформить такое увольнение и каков его порядок - расскажем в данном материале

Что понимать под сменой собственника имущества организации?

Гражданским законодательством установлено, что собственником имущества организации является юридическое лицо. Однако из этого правила есть исключения: государственные муниципальные и унитарные предприятия, имущество которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ либо муниципальному образованию, когда сами предприятия владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Многие работодатели полагают, что учредители коммерческих организаций также являются собственниками имущества финансируемых ими компаний и при изменении состава учредителей возможно расторжение трудовых отношений по указанному основанию. Однако это не так.

Поскольку в соответствии со ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) обществ, а также произведенного и приобретенного обществами в процессе их деятельности, является общество, а участники в силу ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации. Ведь собственником имущества общества остается само общество, смены собственника не происходит.

• обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (п. 2 ст. 235 ГК РФ);

С кем возможно расторгнуть трудовой договор?

При смене собственника имущества организации новый собственник имеет право расторгнуть трудовой договор по п. 4 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации, заместителями руководителя и главным бухгалтером. Сделать это можно не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности (ст. 75 ТК РФ). Если не успеть в срок, указанных работников можно будет уволить только по иным основаниям, не в связи со сменой собственника имущества организации.

К сведению: после государственной регистрации перехода права собственности новый владелец имущества организации может принять решение о сокращении численности или штата работников. При этом он должен соблюдать процедуру, установленную ТК РФ.

Смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Однако они могут сами отказаться работать в новых условиях. В таком случае расторжение трудовых отношений производится по п. 6 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации. Причем это основание может быть применено и к руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам.

То есть руководящие работники могут быть уволены как по инициативе работодателя (п. 4 ст. 81 ТК РФ), так и по общим основаниям расторжения трудового договора (п. 6 ст. 77 ТК РФ). Если увольнение происходит по инициативе работодателя, увольняемым полагается выплата компенсации в силу ст. 181 ТК РФ в размере не ниже трех средних месячных заработков. Выплата данной компенсации трудовым законодательством возложена на нового собственника.

Размер компенсации может быть установлен трудовым или коллективным договором.

Введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников.

Процедура увольнения работников.

В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ предупреждаем Вас о том, что в связи со сменой собственника имущества организации заключенный с Вами трудовой договор № 36/08 от 16.04.2008 подлежит расторжению по п. 4 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ 22.04.2011.

Дополнительно сообщаем, что Вам на основании ст. 181 Трудового кодекса РФ при увольнении будет произведена выплата компенсации в размере трех средних месячных заработков.

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Вопрос

ООО реорганизуется путем присоединения к нему другого ООО.

В присоединяемом ООО есть сотрудник. Надо ли с ним расторгать договор согласно ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ либо оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору согласно ст. 57 ТК РФ?

Ответ

Ответы на ваши вопросы зависят от того, какую должность занимает данный сотрудник, от его желания продолжать работу при новом собственнике организации и от деталей конкретной ситуации.

Новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы у нового собственника организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Работников не требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том числе в порядке перевода. Заключение с работником нового трудового договора (взамен расторгнутого) будет противоречить действующему законодательству.

В ситуации, когда работники не отказывается от продолжения работы у нового собственника организации, необходимо сведения о работодателе (в том числе его наименование) отразить в трудовых договорах с работниками (поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных). Сделать это возможно путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Обоснование

Согласно ст. 75 ТК РФ:

«При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Ответы на ваши вопросы зависят от того, какую должность занимает данный сотрудник, от его желания продолжать работу при новом собственнике организации и от деталей конкретной ситуации.

Работников не требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том числе в порядке перевода. Заключение с работником нового трудового договора (взамен расторгнутого) будет противоречить действующему законодательству.

Если в связи со сменой собственника имущества организации произойдет изменение условий трудового договора (например, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха), работодателю нужно будет учесть требования ст. 74 ТК РФ, в частности уведомить работников о таких переменах в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ.

Если при реорганизации изменились сведения о работодателе (в том числе его наименование), это необходимо отразить, в частности, в трудовых договорах с работниками, поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных, что следует из абз. 1 - 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно, например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Дополнительный полезный материал из СПС КонсультантПлюс:

1. В каких случаях можно уволить работников при реорганизации

Вы можете уволить работников при реорганизации, только если они сами отказались от продолжения работы в реорганизованной организации по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Сама же по себе реорганизация не является основанием для увольнения (ч. 5, 6 ст. 75 ТК РФ).

А если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Тогда вам нужно, в частности, издать приказ о сокращении, оценить преимущественное право работников остаться на работе, уведомить их, центр занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложить каждому работнику подходящие вакансии (ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 180 ТК РФ, абз. 1 п. 2 ст. 25 Закона о занятости).

Также есть особенности увольнения, если при реорганизации происходит смена собственника имущества организации. Тогда новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности вправе уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - "смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера)". Других работников уволить по этому основанию нельзя. Их увольнение возможно по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, но только если они сами откажутся от продолжения работы в связи со сменой собственника (ч. 3 ст. 75 ТК РФ).

16. Изменение условий трудового договора при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения регулирует, в частности, ст. 75 ТК РФ.

… Согласно ч. 1 ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности может расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером на основании п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если в течение трех месяцев со дня возникновения у нового собственника права собственности он не расторгнет трудовые договоры с названными лицами, то в дальнейшем расторгнуть с ними трудовые договоры он сможет только на общих основаниях.

Поскольку перечень указанных в ч. 1 ст. 75 ТК РФ лиц является исчерпывающим, на других работников данное право нового собственника не распространяется. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками. При отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается согласно п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Данные выводы следуют из ч. 2 и 3 ст. 75 ТК РФ.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации означает ее передачу из ведения (подчинения) одного органа в ведение (подчинение) другого.

Под реорганизацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Этим реорганизация отличается от ликвидации юридического лица, не предполагающей правопреемства.

Согласно гражданскому законодательству реорганизация организаций может проводиться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Это следует из абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (учреждения).

Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т.е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

При наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 75 ТК РФ, работник вправе отказаться от продолжения работы. В этом случае трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Данные выводы следуют из ч. 6 ст. 75 ТК РФ.

Отметим, что обязанность работодателя уведомить работников о событии, которое относится к перечисленным в ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ, Трудовым кодексом РФ прямо не предусмотрена. Сроки уведомления также не установлены. Однако согласно ч. 3, 6 ст. 75 ТК РФ работнику предоставлено право отказаться от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ соответственно. Поэтому работника следует известить о предстоящем изменении.

Если в связи со сменой собственника имущества организации или изменением ее подведомственности, реорганизацией либо изменением типа государственного (муниципального) учреждения произойдет изменение условий трудового договора (например, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха), работодателю нужно будет учесть требования ст. 74 ТК РФ, в частности уведомить работников о таких переменах в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ.

В ситуации, когда работник не отказывается от продолжения работы в случаях, перечисленных в ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ, может потребоваться оформить ряд документов. Например, если при реорганизации изменились сведения о работодателе (в том числе его наименование), это необходимо отразить, в частности:

  • в трудовых договорах с работниками, поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных, что следует из абз. 1 - 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно, например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.
  • в трудовых книжках работников в случае их ведения. Такой вывод содержится в письме Роструда от 05.09.2006 N 1553-6. Полагаем, что порядок внесения в трудовую книжку записи о реорганизации может быть аналогичен порядку внесения записи о переименовании работодателя, предусмотренному в п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. В данном случае в графе 4 трудовой книжки можно указать, например, реквизиты приказа о реорганизации;
  • в сведениях о трудовой деятельности (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ). Полагаем, что порядок внесения этой информации может быть аналогичен порядку внесения такой записи в трудовую книжку.…

Если помимо наименования работодателя изменению подлежат и другие условия трудового договора (кроме трудовой функции - ее менять в одностороннем порядке нельзя), очевидно, уведомление работнику должно быть направлено в соответствии со ст. 74 ТК РФ не позднее чем за два месяца до изменения таких условий с указанием его причин.

При отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ необходимо получить в письменной форме).

Если в результате реорганизации работодателем становится другое юрлицо, этот факт отражается в трудовых договорах и трудовых книжках в случае их ведения. Такой порядок следует из ч. 1 ст. 57 ТК РФ, п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. п. 3.1, 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Изменения вносятся также в наименование работодателя в личных карточках работников (например, по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

При реорганизации, в результате которой работодателем становится другое юридическое лицо, необходимо внести информацию о реорганизации в сведения о трудовой деятельности, так как они включают в том числе сведения о месте работы (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ). Полагаем, что порядок внесения этой информации может быть аналогичен порядку внесения записи о реорганизации в трудовую книжку.

О проводимых в связи с реорганизацией кадровых мероприятиях работодателю целесообразно издать приказ.

Осуществляя реорганизацию, многие работодатели прибегают к увольнению работников из реорганизованного предприятия с последующим их приемом на вновь созданное либо используют процедуру увольнения работников в порядке перевода на вновь созданное предприятие. Такие действия работодателя противоправны, так как в указанных случаях происходит расторжение трудового договора и заключение нового, что противоречит ч. 5 ст. 75 ТК РФ.

Рекомендуем ознакомиться с дополнительной полезной информацией в СПС КонсультантПлюс:


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Собственники помещений в МКД имеют право в любой момент прекратить договорные отношения с управляющей организацией. При этом суды признают договор управления публичным и считают, что управляющая организация не может от него отказаться в одностороннем порядке. Узнайте, как УО законно расторгнуть договор управления МКД.

Кто может расторгнуть договор управления

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, определить или изменить способ управления МКД могут собственники помещений на общем собрании. Расторгнуть договор управления в одностороннем порядке они имеют право в любое время. Это зафиксировано в постановлении Президиума ВАС от 22.11.2011 № 7677/2011.

Управляющие организации такого права лишены: согласно постановлению Президиума ВАС от 15.07.2010 № 1027/10, заключённый между УО и собственниками помещений в МКД договор управления признаётся публичным. Следовательно, УО не может отказаться от оказания услуг по договору, если существует возможность их выполнить (определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 № 115-О).

  1. Вынести вопрос на общее собрание собственников помещений в МКД.
  2. Расторгнуть договор в одностороннем порядке после истечения срока его действия.

Давайте рассмотрим каждый из перечисленных способов.

Способ 1: вынести вопрос на общее собрание собственников

Причин, по которым управляющая организация стремится разорвать договор управления с МКД, может быть много. Среди них рост задолженности жителей за жилищно-коммунальные услуги и сложность её взыскания, аварийность дома, отказ собственников от повышения тарифов.

Инициировать ОСС может как собственник помещений в МКД, так и управляющая организация (ст. 45 ЖК РФ). Решение утверждается большинством от общего числа голосов, принимавших участие в собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом жители МКД должны решить, кто будет управлять их домом: сменить способ управления или выбрать другую управляющую организацию.

Способ 2: расторгнуть договор по истечении срока действия

Сложившаяся судебная практика показывает, что у управляющих организаций есть право расторгнуть договор управления после окончания срока его действия согласно ст. 162 ЖК РФ.

Такой способ разорвать договорные отношения с проблемным МКД подтверждён постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-9806/12. Хотя итог тяжбы был в пользу собственников, в ходе рассмотрения дела суд отметил важные аспекты в толковании некоторых статей ЖК РФ и ГК РФ о расторжении договоров управления.

Собственники МКД подали иск на управляющую компанию. Они провели ОСС, на котором решили сменить способ управления и создать ТСЖ. Решение собрания зафиксировали в протоколе, зарегистрировали ТСЖ и уведомили УО. Но управляющая компания отказалась передать ТСЖ техническую документацию на дом согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.

Областной арбитражный суд, куда обратились жители МКД, в иске отказал. В решении суд отметил, что в протоколе ОСС нет решения о расторжении договора с управляющей компанией, заключённого до смены способа управления. Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы первой инстанции и жалобу жителей МКД отклонил.

Собственники помещений в МКД обратились в Федеральный арбитражный суд округа, который с мнением первых двух судов не согласился. Суд отметил, что жители МКД зафиксировали в протоколе ОСС факт смены способа управления домом и уведомили УО о своём решении. Таким образом, договор с управляющей организацией был расторгнут. Решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда были отменены, а иск собственников – удовлетворён.

Правильно составить договор управления МКД

  1. Договор управления, заключённый собственником помещения с УО, расторгается при наличии заявления одной из сторон о его прекращении (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Односторонний отказ от договора управления не противоречит ст. 782 ГК РФ: и заказчик, и исполнитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг.
  3. В силу п. 3 ст 450 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора, когда такой отказ допускается законом, договор считается расторгнутым.

Судебное решение показывает, что УО имеет право расторгнуть договор управления после окончания срока его действия без согласия ОСС. Если заключить с собственниками договор сроком на один год с условием пролонгации, управляющая организация при необходимости сможет отказаться от управления домом. Главное – подробно прописать в договоре процедуру отказа: установить шаблон уведомления собственников, способы и сроки его доставки и другие важные пункты.

Увольнение при смене собственника организации

Практически любое предприятие на территории РФ может быть продано. Результатом такой сделки становится переход права собственности на имущество компании от одних владельцев другим. При этом зачастую новый хозяин стремится избавиться от сотрудников, занимающих руководящие посты, для того чтобы сформировать собственную команду. Рассмотрим подробнее, как происходит увольнение работника при смене собственника организации.

В чем суть смены собственника?

Четкого определения о том, что такое смена собственника имущества предприятия в действующем законодательстве, в том числе и в трудовом, не содержится.

Тем не менее, разъяснения данного понятия можно найти в п. 32 ПП ВС РФ № 2 от 17.03.2004 г . Так, по мнению суда, это не что иное, как переход права собственности на имущество предприятия от одного владельца к другому.

Следует понимать, что изменение числа акционеров не подразумевает под собой смену собственника. Это объясняется тем, что акционерам принадлежат лишь их собственные акции, а вот правом собственности на имущество предприятия они не обладают. В данном случае собственником имущества остается юрлицо, то есть сама организация.

Кого может уволить новый собственник?

У нового собственника возникают права на управление ресурсами организации, в том числе и на определенные кадровые изменения. Так, новый работодатель не вправе увольнять весь коллектив организации. Однако он вполне может воспользоваться положениями ст. 75 ТК РФ и расторгнуть контракт со следующими работниками:

Важно! Перечень лиц, которые подлежат расчету в связи со сменой собственника, является исчерпывающим.

Иными словами, по данному основанию с другими сотрудниками работодатель расстаться не сможет. Согласно букве закона, они продолжают выполнять свои обычные трудовые обязанности и получать за это заработную плату.

Следует отметить, что перед тем, как набрать новую команду в штат, прежних лиц, занимающих руководящие посты, увольняют по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

В том случае, если работодатель допустил ошибку и рассчитал лиц, которые не входят в перечень, обозначенный в ст. 75 ТК РФ , например, руководителя отдела или его зама, то неправомерно уволенные сотрудники могут восстановиться на работе по решению суда, о чем свидетельствует положительная судебная практика.

Не каждый сотрудник может принять те нововведения, которые привнес новый собственник в политику организации, кроме того, рабочих может попросту не устраивать новые условия труда, штатное расписание и тому подобное.

В связи с этим, рядовые сотрудники предприятия вправе вслед за прежним владельцем по собственной инициативе покинуть компанию.

Процедура увольнения в такой ситуации происходит в общем порядке, выглядит она следующим образом:

Причем приказ на увольнение, а также запись в трудовой книжке в данном случае, будут содержать формулировку со ссылкой на п. 6 ст. 77 ТК РФ . Работодатель не вправе чинить работникам, собирающимся изменить место трудоустройства, какие-либо препятствия.

Какие-либо дополнительные выплаты сотрудникам, ушедшим по п. 6 ст. 77 ТК РФ не полагаются. То есть они получат заработную плату, компенсации отпуска, если таковая должна быть выплачена и прочие суммы, предусмотренные контрактом. Если они находились на больничном, то компенсация за него будет также перечислена.

Алгоритм увольнения руководящего состава

Алгоритм увольнения руководящего состава

Предусматривает 75 статья ТК РФ увольнение при смене собственника предприятия строго обозначенного круга лиц. В отличие от расчета рядовых сотрудников, увольнение лиц, находящиеся на руководящих должностях, имеет свои особенности. В частности, необходимо соблюсти этапы процедуры, обозначенные ниже.

Принять решение о смене руководства

Законодатель отвел новому собственнику всего три месяца для того, чтобы принять решение о необходимости смены руководителя организации, его замов или главбуха, а также расторжения контракта. В том случае, если он пропустит отведенный период, то уволить персонал на основании ст. 75 ТК РФ уже не получится.

Вручить предупреждение об увольнении

Следует отметить тот факт, что о предстоящем увольнении по указанному основанию, собственник может заблаговременно не уведомлять руководство, поскольку нормы, обязывающие это сделать, в ТК РФ не содержатся.

Однако на практике, как правило, им все же направляется предупреждение о предстоящем досрочном расторжении контракта.

Поскольку унифицированной формы уведомления не существует, то его можно составить произвольно. Важно, чтобы в документе были:

  • дата и место составления уведомления;
  • наименование предприятия;
  • сведения об увольняемом сотруднике;
  • основание досрочного расторжения контракта со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ;
  • дата увольнения.

Передать уведомление лучше всего за пару недель до даты увольнения, хотя норм в ТК РФ, предписывающих соблюсти данный срок, не содержится. Иными словами, новый работодатель может вообще обойтись без предупреждения об увольнении или же проинформировать о разрыве контракта в удобные для него сроки.

В том случае, если письменное уведомление составлено, то ознакомить с ним сотрудника нужно под подпись. Контракт будет расторгнут вне зависимости от того, дал свое согласие сотрудник на это или нет.

Издание приказа

Издание приказа

Согласно общему порядку увольнения, обозначенному в ст. 84.1 ТК РФ , процедура увольнения сопровождается изданием приказа. Причем можно использовать единую форму этого распорядительного документа № Т-8, утвержденную Госкомстатом в 2004 году. Кроме того, может быть применен собственный бланк компании. Основанием для оформления обозначенного приказа является решение собственника.

Следует отметить, что если увольняется руководитель предприятия, то он, как лицо, наделенное правом подписи распорядительных документов, может издать приказ самостоятельно, после чего завизировать его. Кроме того, делегировать данное полномочие можно другому лицу.

Поскольку происходит увольнение лиц из числа руководства, то перед изданием приказа на увольнение нужно организовать передачу ими дел.

Возврат трудовой

Возврат трудовой

В день увольнения сотруднику возвращают трудовую, которая велась согласно ст. 66 ТК РФ , а также Правилам, утвержденным ПП РФ № 225 от 16.04.2003 г.

Перед выдачей документа работнику, туда нужно внести запись с основанием увольнения, а именно, со ссылкой на соответствующую статью ТК РФ. Следует учитывать, что запись в трудовой должна быть идентична той, что имеется в приказе. В частности, если руководителя увольняют по причине смены собственника, то делается ссылка на п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Кроме того, в крайнем правом столбце отмечается номер приказа.

Таблица 1. Запись в трудовой об увольнении по причине смены собственника организации.

№ записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименов., дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
08 26 09 2020 Уволен в связи со сменой собственника имущества организации на основании п. 4, ч. 1 ст. 81 ТК РФ Приказ от 26.09.20 №45
Директор С.В. Попов Попов
Печать Сидоров

В случае, если лицо не прибыло за трудовой в день увольнения, то она ему может быть отправлена по почте. Для пересылки придется получить разрешение хозяина книжки. Если оно не было дано, то трудовую можно будет забрать в любое другое время на основании предоставленного заявления. При данных условиях документ будет возвращен в течение 3-х дней с момента обращения за ним.

Процедура предполагает также внесение записи в личную карточку сотрудника. В ней обязательно указывается основание, по которому расторгнут контракт. В данном случае, это п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

При возврате книжки всегда ставится подпись в личной карточке, что прямо предусмотрено п. 41 ПП РФ № 225 .

Вам также будет интересно:

Окончательный расчет

Работник, согласно ст. 140 ТК РФ , в последний рабочий день должен забрать окончательный расчет, в который входят следующие выплаты:

возмещение отпускных дней, если они не были использованы до увольнения. Причем согласно ст. 127 ТК РФ , он вправе получить суммы за все неиспользованные отпуска;

Следует отметить, что в отличие от штатных работников помимо указанных выше выплат, руководству, увольняемому по причине смены собственника, перечисляется дополнительная компенсация.

К слову, ее выплата происходит и в том случае, если работник не желает остаться в штате фирмы и уходит по личной инициативе.

Напомним, речь идет исключительно о руководителе, его замах и главбухе. Рядовым сотрудникам, решившим уйти по данному основанию из компании, данная выплата не полагается.

Указанная компенсация, согласно ст. 181 ТК РФ и ч. 1, 2 ст. 349.3 ТК РФ , перечисляется в величине не менее трехкратной среднемесячной оплаты труда.

Если в момент увольнения сотрудник отсутствовал на предприятии, то деньги ему выплачиваются сразу же, либо на следующий день.

Некоторые работодатели, стремясь избежать выплаты довольно большой компенсации, принуждают подчиненных уволиться по собственному желанию. В таких случаях целесообразно обратиться с жалобой в инспекцию по труду.

Запрет на увольнение

При расторжении контракта с руководящим составом по причине смены собственника следует помнить о том, что законодатель установил запрет на увольнение определенных категорий сотрудников.

В частности, рабочие места в обязательном порядке сохраняются за сотрудниками в случаях, обозначенных в ст. 261 ТК РФ , а именно:

с лицом, являющимся единственным кормильцем малолетнего ребенка, которому не исполнилось 3 лет, при условии, что семья является многодетной, и второй родитель не трудоустроен.

Кроме того, важно помнить о том, что запрещается увольнять во время отпуска, а также в период больничного.

Таким образом, уволить персонал по причине смены собственника можно, но только ту категорию лиц, которая обозначена в ст. 75 ТК РФ . Причем при окончательном расчете такие сотрудники получают дополнительную компенсацию.

Читайте также: