Принудительное изъятие земельного участка как вид юридической ответственности за земельные правонарушения

Обновлено: 17.05.2024

Изъятие участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в принудительной форме.

Земельным законодательством предусматривается разработка нормативной базы, которая регулирует не только формы собственности, категориальное разграничение государственных территорий, основные процессы, процедуры сделок и земельного оборота, а также устанавливает правила и обязанности, соблюдение и выполнение которых является обязательным для всех собственников, владельцев и пользователей земельных территорий.

Соответственно, случаи несоблюдения требований закона подлежат юридическому наказанию, одним из форм которого является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Данная процедура предусматривает наличие серьезных оснований, соблюдение строгого порядка, а также возникновение определенных правовых последствий для собственников, владельцев и пользователей земли, которые эксплуатировали территории с нарушениями законодательства.

Требования законодательства по использованию земельных участков

Земельное и гражданское законодательство в нормативной форме предъявляет конкретные требования лицам, которые обладают земельными территориями на правах собственности. Основные группы государственных требований касаются следующих сфер:

  • Рациональное использование и всяческая охрана земель.

Законодательством регламентируется такое использование участков, которое будет обеспечивать максимально сохранение и восстановление экологических систем, а также естественных плодородных свойств почвы. Такое отношение к земельным участкам позволяет обеспечить соответствие качества земель для целевого предназначения;

  • Соблюдение указаний в отношении целевого использования.

Данный принцип реализуется на основе соотношения земельных территорий с конкретными целевыми категориями использования, в отношении которых установлен определенный режим эксплуатации. Соответственно, государственная территория подразделяется на земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, территории населенных пунктов, земли с повышенными охранными требованиями, территории лесного и водного фондов, а также земли, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности;

  • Соблюдение общих правил и выполнение обязанностей, разработанных для собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Собственники территорий должны регулярно предпринимать меры по сохранению и улучшению почвы, защите территорий от пагубного влияния техногенных, стихийных и биологических факторов, ликвидации последствий различных загрязнений и порчи земель. Данные меры должны способствовать сохранению плодородных свойств почвы и улучшению экологического состояния окружающей среды.

Случаи использования земельного участка с нарушением законодательства РФ

Использование земельных территорий собственниками предусматривает соблюдение всех правил и выполнение обязанностей, возложенных на граждан земельным законодательством России. Нормативной базой также устанавливаются случаи, для которых характерно нарушение законодательства в отношении территорий:

  • самовольное нарушение государственных указаний по целевому предназначению участков, особенно если такая эксплуатация приводит к очевидному снижению плодородных свойств почвы, а также неблагоприятно сказывается на экологическом состоянии окружающей среды;
  • отказ от использования собственных территорий сельскохозяйственного предназначения или участков, на территории которых должно осуществляться строительство жилья, в течение трехлетнего срока. В данном случае законодательством может устанавливаться иной срок;
  • невыполнение обязанностей граждан, согласно которым должно осуществляться приведение земель в пригодное для оптимального целевого использования состояние;
  • отказ от выполнения возложенных государством на собственников земель обязанностей по произведению рекультивации, принятию мер для улучшения состояния земель и осуществления мероприятий по охране земельных участков;
  • намеренная порча земельных территорий и плодородного слоя;

Порядок изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и в принудительной форме. Уполномоченные государственные или муниципальные органы могут принимать решение об изъятии из личного пользования участков, находящихся в частной собственности, при наличии серьезных оснований:

  • При нарушении установленного ранее целевого назначения в отношении определенных категорий земель;

В данном случае учитывается самостоятельная смена целевого назначения территорий сельскохозяйственного назначения, а также тех участков, которые предназначены для строительства жилых построек. Также учитывает факт отказа от использования территорий в течение трехлетнего срока. В данный период не входит срок, необходимый для полноценного освоения участка, а также случаи стихийных бедствий и катастроф;

  • При нарушении правил земельного законодательства будет изъят участок у его законного собственника, если лицо эксплуатировало землю с нарушениями правил рационального и бережного использования, а также при возникновении тенденции к ухудшению качества и естественных свойств земли.

Начальным этапом изъятия территорий из частного пользования является предварительное предупреждение собственников участков о наличии допущенных ранее нарушений, которые устанавливаются земельным законодательством. Возможны два законных механизма изъятия участков:

Если собственник участка земли согласен с решением уполномоченного органа государственной или местной власти, он должен уведомить соответствующее учреждение в письменной форме. После получения соглашения на выполнение условий принятого решения государственная организация может продать участок с публичных торгов;

Если собственник земельного участка не согласен с принятым ранее решением уполномоченных государственных или муниципальных органов, соответствующие учреждения имеют право обратиться в суд. В данном случае в судебном иске будут выражены требования о принудительном изъятии территории для последующей его продажи.

Гражданско-правовые последствия для собственников, использующих земельный участок с нарушением законодательства РФ

Процедура принудительного или добровольного изъятия земельного участка из частной собственности и пользования имеет определенные последствия в отношении самого объекта изъятия. Результатом изъятия становится организация публичной продажи данного участка и установление прав на него в отношении иного лица.

Граждане, которые ранее использовали земельные участки с грубыми нарушениями земельного законодательства и стали субъектом процедуры по изъятию земель, также столкнутся с определенными гражданскими и правовыми последствиями, среди которых:

  • наличие грубых нарушений, установленных законодательством правил рационального и оптимального использования земель, влечет за собой лишение собственников участков права собственности;
  • нарушение предписаний о целевом назначении категорий земель, а также действия, которые существенно снижают качество и плодородные свойства почвы сельскохозяйственного предназначения, способствуют очевидному ухудшению экологического состояния окружающей среды, влечет за собой продажу земельного участка с публичных торгов в принудительном порядке.

Таким образом, для предотвращения случаев принудительного изъятия и продажи частной земельной собственности граждане обязаны соблюдать основные требования земельного и гражданского законодательства. Данные нормы регламентируют особенности рационального и бережного использования территорий, соблюдение предписаний по целевому назначению, а также выполнение обязанностей по охране и улучшению плодородных свойств земель.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

Добрый вечер. Процедура изъяти урегулирована ст. 279-281 ЗК РФ.

Однако земельное законодательство не предусматривает обязанности государственных и муниципальных органов по изъятию з.у., расположенного в зоне СЗЗ.

Вот выдержка из судебной практики в подтверждение этой позиции

В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 3 ст. 281 ГК РФ).


Земля — важнейшим компонентом природной среды, так как является питательной средой для всего живого и нуждается в правовой охране.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

– в области охраны собственности (уничтожение межевых знаков, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых и другие);

– в области охраны окружающей среды и природопользования (несоблюдение экологических требований, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и другие).

Земельный кодекс РФ предусматривает применение к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности:

Рассмотрим некоторые административные земельные правонарушения и ответственности за них:

– проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ, наказывается штрафом на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей: на должностных лиц — от трех до четырех;

– самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на граждан от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [4].

Дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ.

Субъектами данной ответственности выступают только должностные лица и работники организации. Они несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность (размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли) [3].

Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ за ненадлежащее исполнение работников своих трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения [5].

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

– незаконная рубка лесных насаждений, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового;

– порча земли, наказывается в зависимости от степени тяжести данного деяния. Так если порча земли повлекла причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, то наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если же такое деяние повлекло смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок [2].

Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий (нерациональное использование земель) [3].

Таким образом за земельные правонарушения закреплены все основные виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная. Но при этом в последние годы отмечается ухудшение состояния земель России. И для того, чтобы добиться сокращения количества земельных правонарушений, возможно, нужно ожесточить меры юридической ответственности, так как земля — это общенациональное достояние России.

Основные термины (генерируются автоматически): земельное законодательство, дисциплинарная ответственность, Земельный кодекс РФ, земля, Конституция РФ, окружающая среда, порча земли, правовая охрана, правонарушение, работа, срок, тысяча, юридическая ответственность.

Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения, являясь отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Суть закрепления законодательством принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Ст. 45 ЗК РФ устанавливает основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, которыми являются использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Ст. 54 ЗК РФ регламентирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В ней изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям. Принудительное прекращение прав на земельный участок у лиц не являющихся его собственником осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения. Если этого не сделано, орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашел свое разрешение в главе 17. Так, согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Однако необходимо заметить, что осуществление рассматриваемой процедуры, предусмотренной в ГК РФ, на практике в настоящее время невозможно по ряду причин. Так, ГК РФ не устанавливает порядок изъятия у собственников земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285, а отсылает к земельному законодательству. Однако действие нормы ЗК РФ в части прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение (ст. 54) на собственников земельных участков не распространяется, поскольку в данной статье упоминаются только землевладельцы и землепользователи. Способ прекращения права собственности, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 286 ГК РФ, в известной степени противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающей, что лишение любого лица принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу ст. 286 ГК РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что положения п. 2 и 3 вышеназванной статьи в части принятия решения органом государственной власти (не являющегося судебным органом) или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка у его собственника не подлежат применению.

Таким образом, статьи ГК РФ, регламентирующие основания о порядок принудительного прекращения прав собственников на землю требуют значительной корректировки в целях возможности их применения на практике.


Земля — важнейшим компонентом природной среды, так как является питательной средой для всего живого и нуждается в правовой охране.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

– в области охраны собственности (уничтожение межевых знаков, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых и другие);

– в области охраны окружающей среды и природопользования (несоблюдение экологических требований, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и другие).

Земельный кодекс РФ предусматривает применение к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности:

Рассмотрим некоторые административные земельные правонарушения и ответственности за них:

– проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ, наказывается штрафом на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей: на должностных лиц — от трех до четырех;

– самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на граждан от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [4].

Дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ.

Субъектами данной ответственности выступают только должностные лица и работники организации. Они несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность (размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли) [3].

Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ за ненадлежащее исполнение работников своих трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения [5].

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

– незаконная рубка лесных насаждений, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового;

– порча земли, наказывается в зависимости от степени тяжести данного деяния. Так если порча земли повлекла причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, то наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если же такое деяние повлекло смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок [2].

Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий (нерациональное использование земель) [3].

Таким образом за земельные правонарушения закреплены все основные виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная. Но при этом в последние годы отмечается ухудшение состояния земель России. И для того, чтобы добиться сокращения количества земельных правонарушений, возможно, нужно ожесточить меры юридической ответственности, так как земля — это общенациональное достояние России.

Основные термины (генерируются автоматически): земельное законодательство, дисциплинарная ответственность, Земельный кодекс РФ, земля, Конституция РФ, окружающая среда, порча земли, правовая охрана, правонарушение, работа, срок, тысяча, юридическая ответственность.

Читайте также: