Принцип талиона предполагал круговую поруку при возмещении похищенного имущества

Обновлено: 18.05.2024

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестаёт соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

Идея возмездия (без строгого следования правилу талиона) и в настоящее время служит исходным началом уголовного наказания.

Принцип талиона в иудаизме

Принцип талиона в христианстве

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Христианские толкователи, например святитель Иоанн Златоуст, обращали внимание на то, что и кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди на самом деле является человеколюбием.

Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным.

Эта заповедь была дана применительно к нравственному состоянию ветхозаветных людей, склонных к насилию. Вместе с тем свт. Иоанн считает, что кара по принципу талиона уже является смягчённой по отношению к преступнику.

Принцип талиона в исламе

Принцип талиона весьма развит в шариате, согласно которому воровство в ряде случаев карается отрубанием руки, однако он ограничен идеями исламского милосердия:

Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и помирится, тому награда будет от Аллаха.

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип [1] на практике в Чеченской Республики Ичкерия. Когда в России был принят новый уголовный екс, в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой Уголовный екс [2] , положения которого были скопированы [3] с Уголовного екса Судана.

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения семей при условии, что убийца понесёт достойное наказание по законодательству Российской Федерации [5] .

Теряя своё значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им самим. Научному анализу криминологических концепций, основанных на идеях талиона, посвящены работы российского криминолога К. В. Корсакова.

На развитии идеи талиона построены философские теории наказания Иммануила Канта и Фридриха Гегеля, которые впоследствии легли в основу классической школы уголовного права. И. Кант исходил из положения, что категорический императив предполагает возмездие преступнику в равном объёме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то И. Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отправление вора на каторжные работы, назначение кастрации за изнасилование и пр.

Фридрих Гегель выдвинул идею восстановления права и так как, по его мнению, уголовное наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то его теория также опиралась на принцип равного возмездия, то есть на правило талиона.

В современных уголовных ексах это направление криминологической мысли потеснено другими концепциями, поддерживаемыми сторонниками социологического направления в криминологии, утверждающими идеи предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль. Однако и сегодня принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании: например, смертная казнь как вид уголовного наказания нередко воспринимается общественностью как торжество воздающей справедливости.

Этот закон был применен в древних обществах для регулирования мести. Таким образом, пострадавшему был предоставлен лимит на ущерб, который мог быть нанесен тому, кто действовал против него..


В настоящее время использование закона талиона не применяется в западном мире. Тем не менее, он действует в некоторых исламских странах.

  • 1 Происхождение термина
    • 1.1 Вавилон
    • 1.2 Закон о мозаике
    • 1.3 Библия

    Происхождение термина

    В римских принципах юриспруденции этот термин был придуман для обозначения наказания, пропорционального ущербу, нанесенному индивиду, хотя его предшественники могут быть прослежены до Вавилона..

    Закон Талиона упоминается в Таблице VIII Закон XII Таблиц. Это было связано с уголовными преступлениями. Он применялся, когда кто-то наносил физический ущерб другому; затем он был обречен страдать от того же, что и он.


    Несмотря на это, в Принципы римского права, которые были написаны в последующие века, применение закона талиона исчезло. Эта модальность вышла из употребления, потому что это было непрактично для общества.

    Вавилон

    Применение закона талиона можно найти в Код Хаммурапи, Он был написан в восемнадцатом веке до нашей эры, во времена короля Хаммурапи, от которого он берет свое имя. В дополнение к взаимности в наказании возникает необходимость презумпции невиновности..

    Вавилонский царь считал целесообразным установить законный порядок, чтобы угодить одному из его богов. Затем вся информация была собрана в документах, написанных на популярном языке, чтобы ее мог понять любой, кто мог читать.


    В этом тексте были установлены эквивалентности между правонарушениями и наказаниями, например, когда кто-то нанес физический ущерб, он получил равный ущерб, а также, когда человек совершил ограбление, его руки должны были быть отрезаны в качестве компенсации..

    Мозаичное право

    Законы народа Израиля были собраны в Тора, что переводится как «закон", текст, который был написан в течение тысячелетия, предшествовавшего рождению Христа. Они известны под именем закона Моисея; принципы талиона установлены в нескольких вариантах.

    Но если жизнь женщины находится под угрозой, потребуются жизнь на всю жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, ожог за ожог, рана за рану, удар за удар,.

    Кто бы ни убил голову крупного рогатого скота, должен будет заменить это: животное для животного. Тот, кто причинит вред любому из своих людей, должен будет понести то же повреждение, что и он: перелом для перелома, глаз за глаз, зуб за зуб; придется страдать во плоти тем же ущербом, который нанес.

    Не имей сострадания: оживи на всю жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.

    Тогда закон возмездия стал экономической компенсацией, которая была отменена потерпевшим и должна быть выплачена тем, кто совершил преступление.

    библия


    По состоянию на Нагорная проповедь, использование закона талиона для христиан вышло из употребления, поскольку Иисус указал:

    Если кто-то просит вас и хочет снять вашу рубашку, пусть он тоже снимает ваше пальто. Если они заставляют вас нести милю, возьми две. Каждому, кто просит что-то, дайте ему это; и не отворачивайся от того, кто тебя одалживает.

    настоящее время


    В XXI веке некоторые страны продолжают применять закон талиона, поскольку он считается одной из исламских заповедей шариат. Название, данное этому принципу в Коран это тот кисас:

    "О, верующие! Вы установили закон возмездия в случае убийства: свободный для свободных, раб для рабов, будь то мужчина или женщина.

    Кто помилован смертной казнью по решению непосредственных родственников жертвы, кто признателен соответствующим образом и кто выплачивает соответствующую компенсацию в установленный срок.

    В настоящее время применение этого закона вызвало споры, как это произошло с делом иранской женщины, которая в 2009 году подверглась нападению с помощью кислоты и решила простить своего агрессора..

    Тем не менее, в некоторых странах, которые следуют исламской религии, практика всех заповедей шариат это широко предпочитается его населением.

    Были проведены глубокие дебаты о совместимости применения религиозных законов с демократией, правами женщин, мысли, религии или сексуальной идентичности..

    Страны, где это применяется

    В настоящее время закон талиона применяется в нескольких странах, в которых религия и государство тесно связаны, как в случае со следующими нациями:

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Принцип талиона (2).docx

    Принцип Талиона являлся регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Он характеризуется необходимостью ответных действий и задается размером нанесенного человеку морального или материального ущерба. Регулятивная функция Талиона заключалась в угрозе, которая нависала над человеком, поправшим законы общества. Он выражал потребность древних людей в реализации чувства мести, которая была в то время идеалом высшей справедливости. Кроме справедливости Талион становился выразителем принципа равенства, все члены общества, несмотря на сословную и социальную принадлежность попадали под действие этого принципа.

    Талион хоть иногда и действовал в рамках одного человека, был выражением коллективных нравственных принципов, на котором строилась общественная жизнь. Индивид воспитывался обществом на этом моральном принципе и был выразителем его воли.

    Принцип Талиона прочно вошел в историю и культуру человечества и оставил в ней глубокий след. Он воплощал собой уравнительную справедливость, которая была отличительной чертой того общества и был первым правовым и законодательным принципом, закрепившем насилие. Принцип Талиона развивали многие философы античности, к их числу относятся Анаксимандр и Пифагор.

    Принцип талиона

    А.А. Гусейнов в своих работах по происхождению морали выделяет следующие особенности талиона, как типичного регулятивного механизма первобытной эпохи:

    Акт возмездия является ответным действием и задается внешне фактом, характером и размером нанесенного роду ущерба, оскорбления.

    Способ переживания талиона совпадает со способом действия, так как непременность мести является для древнего человека не налагаемой извне обязанностью, а органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения.

    Талион – выражение коллективной ответственности рода.

    Воплощение уравнительной справедливости.

    Исторически первая форма легитимного насилия. Легитимность придает талиону то, что он ограничивает насилие.

    Талион основан на гетерономии воли (это воля внешняя и чужая), поступки других стали причиной действий своих. Талион был исторически первой формой родовой, коллективной ответственности. Суть талиона – уравнивающая справедливость. Он стал первой формой узаконенного насилия, однако это – моральная легитимность, суть которой не провокация насилия, а ограничение насилия. Из талиона вырастаю два специфических вида социальной регуляции: мораль и право. Талион дает лишь одну степень свободы выбора – поступить так, как поступили другие, не превышая степень ущерба, вреда. В основе морали – автономия воли, это – внутренняя воля, воля свободная, своя.

    Талион характеризуется следующими свойствами:

    а) талион - это правило, регулирующее реактивные действия; в отличие от исторически близкой ему заповеди любви, он ничего не говорит о том, какими должны быть инициативные действия;

    б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на тех, кто вправе отвечать за нарушителя; в более поздних интерпретациях талиона наказание может выражаться не в нанесении равного физического ущерба обидчику или тем, кто отвечает за него, а во взимании компенсации за нанесенный ущерб, причем размер компенсации устанавливается на основе переговоров между пострадавшей стороной и стороной нарушителя (обидчика) и становится результатом компромисса;

    в)по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны; посредством обращаемости, или взаимности утверждается равенство;

    г)талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и в наказании нарушителя; при этом, требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; указывая на неизбежность ответных действий в случае нарушения справедливости, он предполагает и наказуемость допущенной неадекватности наказания;

    д)самим фактом своего существования талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция;

    е) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъективен и универсален.

    Отказ от смертной казни в принципе является рубиконом разрыва с древней традицией легализации мести. Я согласен с тем, что этот шаг не должен быть единственным. Скорее он порождает новую задачу, которая также, пусть и косвенно, была затронута во французской дискуссии о смертной казни двадцатилетней давности. Имеется в виду отказ от наказания вообще и реализация правового механизма принуждения только в виде мер исправления. Формально такой принцип декларировался в советской правовой доктрине. Правда, было совершенно не понятно, как он сочетался с применением смертной казни.

    1.Принцип талиона: общая характеристика

    По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

    Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

    Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку. Дюков Л.В. История государства и права. Учебник для вузов. М.:Кнорус, 2008. С 111

    Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

    На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

    Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

    В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

    Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

    2.Принцип талиона в древних правовых системах

    2.1Талион в истории права

    Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление -- уравнять наказание с причиненным ущербом.

    До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.

    В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

    С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.


    В основе человеческого как суммы масс проявления внутреннего каждого в отдельности, лежит несколько формообразующих механизмов, которые задают тон любой форме организации материи. Для нас важны 3 из них.

    Первый механизм –это необходимость власти 1 (упорядоченность, стабильность, -человеческому чужда неизвестность и неуверенность).Применительно к нашему случаю формой возможности является право потерпевшего обратиться к данному наказанию (эта возможность может быть конституирована как непосредственно в спец. виде –право, так и в форме неперсонифицированного носителя- то что мы называем обычное право).

    Государство занимает достаточно пассивное положение по отношению к возмездию- оно лишь гарантирует, что право будет реализовано беспрепятственно, таким образом субъектом, решающим вопросы о возложении ответственности является сам потерпевший (либо тот, кто может быть ассоциирован с ним в силу того или иного структурирующего признака- семейного, например).

    В этом плане мы можем говорить о священной обязанности гражданина государства. Здесь же мы можем обнаружить генезис заинтересованности государства в тоталитарном порядке соблюдения определенных норм не просто как голых абстракций, а как гаранта для существования самое себя, в современном понимании это называется нами принципом законности.

    Следующими формообразующими началами являются два основных принципа: встречность и подобие действий и субъектов. Все формы человеческого общения предполагают обязательное их наличие, начиная от обычаев международного этикета и заканчивая самыми повседневными. В талионе, это выражено в соразмерной возможности причинения того же самого вреда субъекту, подобному тебе самому.Но все вышеизложенное не объяснит нам сущность данного явления. Для явлений подобного рода следует определяться изначально с самим материалом анализа. Несомненно, принцип талиона относится к тем явлениям, наличное бытие которых творит форму самого человеческого, т.е. формообразует его.

    Здесь имеет место быть стабилизированная форма снятия социальных противоречий, которая возникает в строго определенных случаях (несоразмерность ущерба), между определенными лицами (равными по социальному статусу), только в определенной форме, порядке(здесь неважно как та или иная культура обыгрывает непосредственные формы, главное что все они унифицированы относительно своей цели, средств и методов, а так же степени распространенности).

    И анализировать эту форму надо не с т.з. интересов юриспруденции, которые, как правило, ограничиваются знанием как это было выполнимо технически, на каких юридических фактах базировалось, кем применялось, а с позиции актуальности для познания человеческого как начала и завершения любого процесса.

    Психология отвечает нам, что происходит обратный процесс переноса эмоций, которые приобретают характер побудителя к действию. Отчасти это верно, ибо здесь косвенно подчеркнута особенность общественного бытия в возможности.

    Представляя собой весь универсум известного, опосредованного мыслью при абсолютно неперсонифицированном носителе (это касается в большей части форм не реализованного относительно себя БВ), будучи обезличенным эталоном чувственного, оно находит свою персонификацию в сугубо индивидуальном сопереживании неповторимости своих чувств у каждого индивидуума.

    Соответственно и формы реализации данного БВ (уже личностного) характера носят достаточно унифицированные единые формы в отношении однородного БВ. Во многом совпадает даже степень алеантности игр, а следовательно и само восприятие игр не может выходить за рамки собственно представляемого БВ, которое на этом этапе все же воспринимается личностью как действительно не свое (так как субъектом игры является другой субъект), но не может быть отличным от той оценки которая идентична оценке как самого субъекта так и того кто оценивает (ведь у них изначально наличествует одинаковое содержание БВ).

    Целесообразность так же не имеет значения, так как сама форма становится целесообразностью. С этих позиций например месть нельзя понимать как целесообразность субъективного толка, ибо мститель реализует то БВ, которое по своей природе является общественным бытием в возможности, он реализует общественную волю. Таким образом, принцип талиона далеко не личностен, наоборот он имеет непосредственно общественную природу, и ранее это признавалось и понималось.

    Причина в том, что наше понимание общественного интереса, публичности, достаточно абстрагировано и не соответствует действительности. Мы не как не можем разделить две вещи: массовость и общественное. Последнее обнаруживает себя порой в настолько сугубо индивидуальном, что наши диалектические методы бессильны отделить одно от другого. 3

    Под общественным следует понимать то, что обеспечивает универсальность встречности и подобия игр в том или ином круге времени и пространства. Когда возложение ответственности находится в руках государства (а точнее органов государства, представленных людьми), мотив ответстветственности ее целесообразность приобретают во внешенем выражении внеличностный характер, в то время как на самом деле побудители действия отдельно взятого человека (чиновника) становятся именно личностными, отсюда коррупция, взяточничество и пр.

    И здесь нам необходимо обратиться к форме талиона, но не на основе механического переложения, которое было возможно только в условиях унифицированного единобытия в действительности, а с точки зрения универсальной формы снятия противоречий, при которой потерпевший удовлетворяется возмездием в полной мере, тем самым воспринимая понятие справедливости не на основе идеи, а как ощущение благодарности к тому кто позволил ему мщение –государству.

    3 Некоторые положения теории архетипа К. Юнга посвящены соотношению общественного и индивидуального в человеке. Архетип –это не просто сумма образов и смыслов, вовлекающих человека в круг монотонного долженствования, это и есть то общее, что структурирует человеческое на стыке индивидуального и общественного.

    Читайте также: