Причины неработающего кондиционера в квартире

Обновлено: 04.05.2024

Любое оборудование имеет свои слабые стороны. Даже самый технически оснащенный агрегат легко вывести со строя, если перестать за ним ухаживать, и пустить процесс на самотек. Кондиционер будет исправно работать зимой и летом, если соблюдать правила, касающиеся температурного режима за окном, состояния фильтров, количества хладагента. Чтобы понять, почему кондиционер не включается, нужно разобраться в принципах работы устройства.

Принцип работы климатической техники

Охлаждающие устройства делятся на бюджетные и дорогие. Дешевые приборы требуют более бережного обращения, соблюдения всех правил эксплуатации. В их электронном блоке управления нет защиты от неправильного пользования, поэтому их легко сломать. Не важно – дорогая или дешевая модель установлена в квартире – ремонт компрессора обойдется в половину стоимости самого агрегата.

Дорогие кондиционеры не так просто уничтожить, потому что они отказываются запускаться, если не соблюдены условия для нормальной работы. В этот момент возникает недоверие к дорогой технике, но таким образом она оберегает пользователей от лишних затрат по запчастям.

Устройство дорогих и дешевых охлаждающих устройств мало чем отличается:

  • Компрессор заставляет фреон двигаться по кругу в системе.
  • Находящийся во внешнем блоке теплообменник охлаждает жидкость.
  • Теплообменник во внутреннем блоке испаряет хладагент и переводит его из жидкой формы в газообразную.
  • Вентилятор обдувает теплообменники внешнего и внутреннего блоков.

Общий принцип кондиционирования – забор теплого воздуха, охлаждение его внутри агрегата и доставка обратно в помещение. По медному трубопроводу охлаждающая жидкость циркулирует под давлением.

Если кондиционер перестал дуть, значит произошла ошибка в одном из основных узлов. Причины могут быть разные – серьезные и банальные.

Не работает кондиционер – причины проблемы

В целях экономии времени и нервов следует рассмотреть простые причины, приводящие к поломке оборудования:

  • Закончился ресурс батареек в пульте дистанционного управления. Их следует заменить и попробовать включить агрегат.
  • Пульт находится вне зоны досягаемости датчиков оборудования.
  • Вилка не плотно прилегает, кондиционер не получает электропитания.
  • Устройство медленно работает и не достаточно охлаждает квартиру: в помещении собралось много людей или включены устройства, отдающие тепло, открытые окна в жару не дают прибору полноценно работать.
  • Устройство выключается вскоре после начала работы: заданная температура достигнута, нужно перенастроить датчик на более сильное охлаждение.
  • На пути воздушного потока появилось препятствие, например мебель, которую нужно убрать, чтобы обеспечить нормальное прохождение теплого и выход холодного воздуха.

Если кондиционер плохо работает и слабо выдает холод, возможно, была неправильно рассчитана мощность на конкретное помещение.

После проверки банальных ошибок эксплуатации, можно переходить к более серьезным поломкам. Они происходят из-за систематического нарушения правил пользования климатической техникой. Одна из таких ошибок – включение устройства в мороз на обогрев. Кондиционером можно обогревать дом только в межсезонье – весной или осенью, когда на улице держится плюсовая температура. Зимой можно включать в режиме охлаждения, если внешний блок оборудован зимним комплектом – подогрев дренажа и картера.

Поломка компрессора

Проблемы с компрессором начинаются после засорения фильтра, цель которого – защитить внутренние детали. Если этого не делать, пыль забивает мелкие ячейки настолько, что воздух перестает циркулировать. Возможен перегрев компрессора и обмерзание трубопровода. При выключении лед тает и капает вода. Фильтр нужно чистить срочно, пока не загрязнился испаритель. Делается это с помощью теплой воды и моющего средства, деталь сушится и вставляется обратно.

Фильтры в домашних кондиционерах чистятся один раз в две недели и чаще, если оборудование находится в кухне, где есть испарения в виде жира.

Утечки охлаждающей жидкости приводят к перегреву компрессора. Обнаружить неполадку можно при осмотре:

  • виден лед на штуцерных соединениях;
  • работа компрессора нарушается – он охлаждает помещение гораздо слабее обычного.

Если не включается компрессор кондиционера, причиной может быть повреждение обмотки и кабеля. Следует проверить сопротивление. Для этого нужен специальный инструмент, но лучше пригласить мастера, который сразу заменит провод.

Кондиционер может не включиться, если внешний блок забит грязью. То же самое происходит при блокировке вентилятора мусором или ветками.

Не работает вентилятор и пульт управления


Если при включении кондиционера не включается вентилятор, возможно его запустили в замерзшем состоянии, когда крыльчатка обледенела. Срабатывает предохранитель и вентилятор отключается. Рекомендуется после зимы осматривать внешний блок.

Скорость вентилятора бывает ниже требуемой, поэтому проверяются настройки на пульте.

Чтобы убедиться в неисправности дистанционного пульта проводят следующие действия:

  • убирают все преграды на пути сигнала;
  • выключают электронные приборы;
  • меняют батарейки.

Желательно хорошо изучить инструкцию, какая кнопка за что отвечает – возможно, установлен неправильный режим. Если пульт не работает, но устройство можно включить, пользуясь кнопками на лицевой панели, значит нужно нести его в ремонт.

Другие поломки кондиционера

Устройство рассчитано на постоянное напряжение 220 Вт. При скачках напряжения в сети начинаются неполадки в оборудовании. Конденсаторы иногда собирают лишнее напряжение – из-за этого устройство может не включаться. При помощи отвертки с изоляцией замыкают клеммы, освобождая конденсатор от избыточного напряжения.

Чтобы перепады напряжения не оказывали негативного воздействия на домашние приборы, рекомендуется установить стабилизатор.

Во внутренний блок напряжение подается для двигателя и компрессора. За распределение отвечает контактор. 220 Вт должно быть как на одной, так и на другой стороне. Если прибор показывает на выходе 0 Вт, значит, контактор неисправен.

Кондиционер не включается зимой, так как датчики не позволяют устройству запускаться при минусовых значениях температур. Это специальный защитный механизм системы. Условия работы в холодное время нужно обсуждать при покупке модели. Оборудование, способное работать зимой, стоит дороже.

Не все мастера берутся ремонтировать платы кондиционера, предпочитая менять их на новые. Связано это с незнанием схемы и мест пайки. Но исправив плату, можно вернуть к жизни вентилятор и другие детали. Менять ее на новую дорого.

Клапан заедает, если втулка сердечника была повреждена и утратила способность к скольжению. Нужно исключить наличие посторонних частиц в контуре кондиционера, которые становятся причиной закупорки клапана. Недостаток охлаждающей жидкости также может привести к неполноценному передвижению золотника, что скажется на качестве работы оборудования.

Ремонтировать кондиционер своими силами, особенно если не истек срок гарантийного ремонта, не рекомендуется. Мастера, устанавливающие климатическое оборудование, имеют гораздо больше опыта и быстро определяют поломку, что сокращает расходы и время ремонта.

Сегодня домашний кондиционер стал до такой степени привычным в доме что, многие относятся к нему как обычной бытовой технике. Но это далеко не так. Кондиционер — это сложнейшее устройство, требующее специализированного обращения, техобслуживания и систематической диагностики. В нем, как и в какой угодно электронной технике, происходят поломки и сбои, поэтому пользователь должен знать, почему не включается кондиционер, причины и методы устранения.

Возможные причины

Распространенные причины поломок кондиционера:

  • Ошибочный выбор режима.
  • Низкокачественный монтаж и некорректная эксплуатация.
  • Неработоспособная плата управления.
  • Нарушена межблочная связь.
  • Неработоспособен пульт управления или приемный модуль.
  • Электрокондиционер пребывает в самозащите, выдавая ошибку.

Проблемы с электропитанием

Это самая распространенная ошибка. Проверяют ее с помощью вольтметра или специальной индикаторной отвертки, устанавливая наличие напряжения в розетке.

Если тестер показывает присутствие электротока в сети, то проверяют функциональность кабелей в самом устройстве, отсутствие напряжения будет свидетельствовать о неисправности питающего кабеля, который потребуется заменить.

Важно! Для работы с электрической частью кондиционера потребуется соответствующий опыт работ и знание правил безопасной эксплуатации электрооборудования, для этой работы лучше пригласить специалиста-электрика.

Сломался пульт управления

Беспроводные пульты управляют режимом при помощи инфракрасных лучей (ИК), которые можно проверить на работоспособность обычной камерой телефона.

Если ПУ исправен, тогда вышла из строя его приемная плата и потребуется сервисный ремонт.

Сломался пульт управления

Сломался пульт от кондиционера

Вышел из строя компрессор

Первые проблемы у компрессора начинаются в случае засорения фильтра, потребуется срочная очистка, чтобы не загрязнить испаритель.

Кроме того, утечки охлаждающей жидкости приведут к перегреву.

Сбой в настройках

Современные сплит-системы оборудованы специальной функцией самодиагностики, определяющей оптимальный режим работы оборудования. Если произойдет сбой в этих настройках — кондиционер не запустится.

На дисплее появится код ошибки, расшифровать который можно с помощью заводской инструкции по эксплуатации.

Проблемы с предохранителями

Зачастую данный защитный элемент не работает после смены хладагента в системе. Первый признак – кондиционер не откликается на сигналы ПУ. В период запуска системы кондиционирования аппарат издает специфический звуковой сигнал, в виде характерного щелчка. Если его не слышно, то рекомендуется проверить функциональность вилки и целостность предохранителя.

Режим работы

Фильтры

Внутренний блок системы, в процессе работы способен пропустить через себя большие объемы воздуха. Пыль и частички грязи остаются в основном на фильтрах и элементах внутреннего блока. Чтобы своевременно очищать отложения перед сезонной эксплуатацией, проводят диагностику и очистку фильтров кондиционера.

Фильтры

Фильтр кондиционера

Устройство выдает ошибку

Кондиционер может сам отключить себя, обеспечивая защиту по ошибке. В таком положении, как правило, мигают индикаторы на панели блока. При подключении с пульта появляется звуковой сигнал либо меняется цветовая индикация. Информацию о причинах и способах устранения для каждой модели можно узнать в сервисной инструкции.

Недостаток фреона

Это довольно серьезная неисправность. В случае, когда хладагента в контуре мало, то система кондиционирования хуже охлаждает помещение, а с течением времени и совсем перестает включаться в режиме холода. Попытки включить бытовой прибор с недостающим объемом хладагента могут вызвать перегрев и поломку компрессора.

Важно! Основным показателем утечки считается изменение функционирования системы охлаждения, а когда она случилась в видимой части агрегата, то появляются маслянистые пятна. В этом случае немедленно отключают устройство и вызывают сервисного мастера.

Что делать

В случае когда кондиционер перестал работать, потребуется выполнить ряд процедур.

Основные действия пользователя при неисправном кондиционере:

Важно! В случае, когда рекомендации не оказали помощь, вызывают специалистов на дом. Специалисты сервисной компании попробуют отремонтировать и настроить агрегат дома или заберут его в центр.

Рекомендации по эксплуатации

Существуют обязательные правила эксплуатации кондиционера в домашних условиях. Прежде всего, требуется выполнять систематическую очистку наружного блока, в особенности сетки на входе.

Все оконные рамы и входные двери в процессе работы устройства должны быть закрыты, это позволит не перегружать аппарат.

Для долговременной работы системы необходимо проводить своевременное техническое обслуживание по графику, установленному заводом-изготовителем, в том числе с приглашением специалистов сервисной службы.

Если скопился значительный объем пыли на внутреннем блоке, пользователи сами смогут демонтировать, очистить его с последующей просушкой без использования фена, чтобы не испортить чувствительную сетку.

Подпишись на Техносовет в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить:

Любой кондиционер – это сложное электронное устройство, которое состоит из множества взаимосвязанных между собой деталей. Современные холодильные машины создаются по новейшим технологиям, но это не предотвращает выхода из строя той или иной важной составляющей, из-за чего дальнейшая работа становится невозможной.

Своевременный сервис и ремонт кондиционеров помогает устранить многие неисправности до того момента, как прибор окончательно выйдет из строя. Как правило, владелец такого оборудования должен время от времени заказывать профессиональную чистку и диагностику системы, после которой климатехник сообщает пользователю о всех возможных и существующих проблемах.

Ремонт кондиционера можно проводить как на месте, так и в условиях сервиса. Все зависит от сложности поломки, а также от готовности владельца оплатить демонтаж и последующий монтаж техники.

Поломки вентилятора, компрессора и платы управления кондиционера

Условно все поломки можно разделить на неисправности компонентов холодильного контура и сбои в электронике или отказ электрических компонентов системы. Чаще всего пользователи тех же сплит-систем сталкиваются с поломками платы, вентилятора, компрессора или протечкой теплообменника наружного блока. Это связано с тем, что основная нагрузка идет именно на данные детали, поэтому их износ, особенно при несоблюдении условий эксплуатации, неизбежен.

Вентилятор

Крыльчатка кондиционера

Что может случиться с вентилятором кондиционера и какой ремонт производят в тех или иных ситуациях?

  • неисправны лопасти вентилятора;
  • неисправен мотор вентилятора;
  • неисправен конденсатор электродвигателя вентилятора.

Во всех трех случаях решением проблемы станет замена вышедшей из строя детали.

Сервисный работник в первую очередь проверяет тестером сопротивление обмоток, которые различны для разных моделей холодильных машин и даны в мануалах. Если подозрение подтвердилось, то приступают к ремонту вентилятора кондиционера.

Замена крыльчатки вентилятора:

  • Снимают переднюю защитную решетку;
  • Откручивают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Снимают крыльчатку со шкива электродвигателя;
  • Надевают новую крыльчатку на шкив;
  • Проводят сбор деталей в обратном порядке.

Замена мотора вентилятора:

  • Систему обесточивают и снимают защитную переднюю решетку;
  • Откручивают и снимают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Отключают все электрические соединения электродвигателя вентилятора;
  • Откручивают сам мотор от корпуса и снимают его;
  • Надевают новую запчасть;
  • Проводят сбор и закрепление деталей в обратном порядке.

Замена пускового конденсатора электродвигателя вентилятора:

  • Полностью обесточивают систему;
  • Разбирают корпус наружного блока;
  • Откручивают фиксирующую скобу конденсатора;
  • Отключают от него все провода;
  • Заменяют новым пусковым конденсатором;
  • Проводят сбор и закрепление деталей в обратном порядке.

Обычно ремонт вентилятора кондиционера занимает не более часа по времени. Сколько стоит такой ремонт, зависит от срочности выполнения работ, их объема, мощности кондиционера, количества используемых материалов и запчастей.

Компрессор

компрессор для кондиционера

Какие основные неисправности компрессора кондиционера встречаются, и какой ремонт проводят в том или ином случае?

Чаще всего о поломке компрессора свидетельствует некорректная работа прибора, а именно:

  • он вообще не включается или происходит задержка включения на несколько минут;
  • он не включается и при этом издает соответствующее гудение;
  • частая смена циклов старта и стопа.

Причинами могут быть неправильное включение фаз, неисправность пускового конденсатора, заливание картера компрессора жидким фреоном, отказ ТРВ-клапана или четырехходового клапана. Это не полный список проблем. Но большинство из них не требуют замены самого компрессора. Достаточно устранить причину и прибор функционирует нормально.

Если произошел перекос фаз, то скорее всего нагрузка в сети распределена неправильно. Кондиционер с трехфазным подключением не может быть посажен на однофазную сеть и наоборот. Проверяют обычно токоизмерительными клещами ток на каждой фазе и перераспределяют нагрузку. Возможно, понадобится переборка электрического щитка.

Если жидкий хладагент заливает картер, то необходимо прежде всего стравить имеющийся фреон, отвакуумировать систему, после чего производят заправку контура, так как именно недостаток хладагента вызывает такие проблемы. Возможно, понадобится перенастроить работу регулятора давления конденсации.

Если проблема в работе четырехходового клапана, то стоит помнить, что его замена обойдется ненамного дешевле, чем ремонт компрессора кондиционера, поэтому для начала проверяют исправность электрической схемы и хватает ли фреона в контуре. Когда проблема не исчезает (дует теплым воздухом в любом режиме), то можно выпаять данную деталь, но это делается только при отсутствии необходимости в последующем обогреве.

Возможно, придется заменить масло на более качественное или попробовать подавать питание в течение непродолжительного времени на четырехходовый клапан. В крайнем случае производят его замену.

Когда требуется полная замена компрессора, делают это в такой последовательности:

  1. Собирают фреон из системы манометрической станцией.
  2. Обесточивают прибор.
  3. Демонтируют внешний блок.
  4. Разбирают его корпус.
  5. Отсоединяют трубки и электрические провода от компрессора.
  6. Снимают компрессор с виброгасителей.
  7. Устанавливают новый на виброгасители.
  8. Закрепляют и припаивают все трубки обратно.
  9. Подсоединяют провода.
  10. Собирают корпус и монтируют блок обратно.
  11. Подключают трубки и провода.
  12. Вакуумируют контур и заправляют его заново.
  13. Включают прибор для проверки.

При ремонте компрессора кондиционера пайку труб производят с помощью азота.

Электронная плата управления

местонахождение платы в кондиционере

Если на внутреннем блоке мигают все светодиоды, и сплит-система при этом не включается, то скорее всего произошел сбой в программных установках платы управления. Устраняется это путем ее перепрограммирования в сервисном центре по кодам, информация о которых доступна только работникам данного центра.

Плата управления могла перегореть при скачках напряжения (к этому чувствительны инверторные системы) или при коротком замыкании, поэтому в данном случае потребуется ее ремонт – поломанные микросхемы выпаивают и припаивают новые, заменяют симисторы на более мощные, проверяют буферную микросхему.

Производители оснащают платы управления твердотелыми коммутаторами, которые отвечают за вращение вентилятора, поэтому сбои в его работе могут свидетельствовать о неисправности данного элемента. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо замерить сопротивление детали. Если оно ближе к нулю, то сломанную микросхему выпаивают.

Сбои в работе компрессора, датчиков температуры и движения также могут быть признаками неисправности платы управления.

Когда сгоревшую микросхему видно невооруженным глазом, снимать замеры сопротивления нет необходимости. Здесь сразу же приступают к ремонту платы управления кондиционера – замене симистора.

Иногда при монтаже установщики допускают ошибки в межблочных подключениях, что тоже приводит к сбою или выгоранию платы. Чаще всего в первую очередь сгорают диодные мосты, трансформатор или стабилизатор напряжения. В таких случаях целесообразнее заменить вышедшую из строя деталь. Невозможен ремонт платы кондиционера, если она выгорела полностью, тогда производят ее замену.

Замена платы управления:

  • Отключают питание;
  • Разбирают корпус или снимают верхнюю крышку блока;
  • Вытаскивают плату с пазов, открутив фиксирующие винты и отсоединив все провода и разъемы;
  • Заменяют на новую и собирают блок в обратной последовательности.

Лучше обратиться сразу же в сервисный центр, так как ремонт платы у системы кондиционирования – это недешевый процесс, а при неаккуратном обращении с элементами прибора могут возникнуть дополнительные растраты.

Неисправность теплообменника наружного блока кондиционера

У сплит-систем есть еще одна проблема – утечка фреона через теплообменник наружного блока. У машин, заправленных фреоном R-22, ее ищут с помощью течеискателя; агрегаты, работающие на современном R-410a, обмыливают и смотрят, где произойдет вспенивание.

Есть два пути устранения течи через теплообменник внешнего блока:

  1. Пайка. Горелкой нагревают место утечки на радиаторной трубке и припоем запаивают ее. Делают это предельно аккуратно, так как трубки очень тонкие и легко плавятся.
  2. Замена. Отключают внешний блок и разбирают его корпус. Вырезают труборезом или выпаивают старый теплообменник и заменяют его на новый, припаяв азотом. Собирают модуль обратно, подключают электрические соединения, трубки и вакуумируют систему. Заново заправляют и запускают для проверки работоспособности.

При замене конденсаторного теплообменника ремонт систем кондиционирования может проходить на месте и без дополнительных демонтажных работ.

От чего зависит стоимость ремонта кондиционера и примерная смета

Сколько стоит ремонт кондиционера и от чего зависит ценообразование?

Здесь влияние оказывают несколько факторов:

  1. Сложность работы. Гораздо проще, например, отремонтировать крыльчатку вентилятора, чем компрессор.
  2. Наличие нормального доступа к прибору.
  3. Стоимость расходных материалов и запчастей. Если мастеру придется менять теплообменник, а не паять его, то произойдет удорожание оказываемой услуги.
  4. Срочность. При нежелании ждать, когда специалист освободится, можно заказать срочный ремонт кондиционера, но это увеличивает стоимость в два раза.
  5. Вызов в ночное время. На некоторых объектах нельзя проводить ремонтные работы в дневное время, а ночной тариф, как правило, имеет другие расценки.

Чтобы определиться с окончательной стоимостью ремонта системы кондиционирования, мастер составляет смету с указанием оказанных услуг и количеством израсходованных материалов. Там могут быть указаны дополнительные услуги, которые были оказаны в ходе выполнения ремонта.

Для наглядности дана примерная смета ремонта кондиционера ниже.

Услуга Используемые материалы и оборудование Количество Цена
Выезд мастера 1 500 р
Диагностика настенной сплит-системы 2,5 кВт 1 1000 р
Пайка трассы (исправление дефектов) Припой 1 800 р
Заправка контура фреоном Фреон R-410a 600 г 2000 р
Устранение неисправностей крепления кронштейнов 1 500 р

Всего: 4 тысячи 800 рублей 00 копеек.

Все цены в смете на ремонт и сервисное обслуживание кондиционера приведены условно. Они могут значительно отличаться в разных компаниях.

Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":





Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Чтобы своевременно обнаружить и устранить неисправности кондиционеров, рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, и способы их устранения.

Однако, прежде, чем говорить о неисправностях, ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Если кондиционер работает ненормально, посмотрите подобную таблицу из инструкции по эксплуатации. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Характерные неисправности кондиционеров и способы их устранения

Неисправности кондиционеров и способы их устранения - требуется сервисное обслуживание

Загрязнение фильтров внутреннего блока

Загрязнение фильтров ухудшает обдув теплообменника, что приводит к снижению производительности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из внутреннего блока будет капать вода. Сильное загрязнение фильтров может привести к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конденсата. Очистка фильтров должна производиться один раз в две — три недели, а при высокой запыленности воздуха в помещении — чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пылесоса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загрязненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3 — 4 месяца. Замена дополнительных фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и, подобно чистке или смене мешков в пылесосе, должна выполняться пользователем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Нормируемая утечка хладагента

Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6…8% в год от массы заправленного в контур хладагента. Эта утечка происходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным следствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходимо каждые 1,5…2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что приведет к перегреву компрессора и его заклиниванию. Для минимизации утечки хладагента не следует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка может привести к повреждению стыка. В инструкции по установке приведены рекомендуемые значения крутящего момента при затяжке гаек на трубках различного диаметра.

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока, а также недостаточное охлаждение или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и выходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8…10 °С в режиме охлаждения и не менее 12 ..14 °С в режиме обогрева.

Утечка хладагента опасна по следующим причинам:
  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышается, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащитного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.
Неправильная заправка контура хладагентом

Одной из основных причин аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладагента в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сервисного персонала.

Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.

Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв — Тх1, где
Тв — температура конденсации, считываемая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Тх1 — температура хладагента (жидкостной трубки) на выходе из конденсатора.

Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 4…7 “С, при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента

Недостаток хладагента проявляет себя в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен хладагентом, что приводит к снижению холодопроизводительности системы. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения приводит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным.

Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2 = Тх2 — Тн, где
Тх2 — температура хладагента (газовой трубки) на выходе из испарителя,
Тн — температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.

Перегрев должен находится в пределах 5…8 °С. При значительном недостатке хладагента перегрев может достигать 12…14 °С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных и полугерметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками нехватки хладагента являются:
  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хладагентом

В системах с ТРВ в качестве дросселирующего устройства жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.

Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также будет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации растет ток электрического двигателя компрессора. Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге — выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками перезаправки хладагентом являются:
  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения заправки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению параметров системы. Это подтверждается замерами температуры воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлаждения), рабочего тока компрессора и низкого давления в контуре хладагента при неизменных параметрах среды (температурах наружного воздуха и воздуха в помещении) и различных заправках контура. При малых отклонениях заправки контура от номинала изменения рабочих параметров сплит-системы в обоих режимах невелики.

Неисправности компрессора

Параметрами, характеризующими работу компрессора, являются рабочий и пусковой токи. Для однофазных компрессоров с конденсатором пусковой ток в 6-8 раз превышает рабочий.

Ниже перечислены наиболее характерные неисправности компрессора.

а) Пусковой ток завышен (срабатывает автомат отключения нагрузки).

Причинами могут быть:

  • межвитковое замыкание электродвигателя компрессора;
  • пробой обмотки электродвигателя компрессора на корпус;
  • пробой конденсатора на корпус;
  • разрушение подшипников компрессора.
б) Пусковой ток соответствует номиналу, но компрессор не запускается и срабатывает тепловая защита компрессора.

Причинами могут быть:

в) Пусковой ток отсутствует.

Причинами могут быть:

  • нет команды от платы управления внутреннего блока на включение компрессора (проверяют, и при необходимости заменяют плату);
  • разомкнуто реле тепловой защиты компрессора (заменяют реле);
  • обрыв обмоток электродвигателя компрессора (заменяют компрессор).
г) Компрессор работает, но производительность кондиционера по холоду низкая, давление в трубопроводах высокого давления низкое, а давление в трубопроводах низкого давления высокое.

Причинами могут быть:

  • неисправность внутреннего клапана компрессора;
  • повреждение шатуна или коленчатого вала (в поршневом компрессоре);
  • наличие внутренних утечек.

Останавливают и вновь запускают вентилятор конденсатора, и если давление в трубопроводе высокого давления не поднимается, то компрессор неисправен. Измеряют температуру выпускной трубки компрессора, и если она слишком низкая (50 °С или ниже), то компрессор неисправен.

Для проверки производительности компрессора:
  • отключают питание кондиционера;
  • закрывают сервисный клапан трубопровода жидкого хладагента;
  • запускают компрессор и следят за давлением всасывания;
  • если компрессор исправен, то при откачке системы давление должно удерживаться на уровне 0…0.35 кГ/см2, а если давление всасывания возрастает, то в компрессоре имеются внутренние утечки или неисправен внутренний клапан.
Для проверки обрывов внутренней проводки и состояния защитного реле:

Проверки элементов электрической цепи

Требования к электропроводке

Сечение проводов, подводящих питание к кондиционеру, должно обеспечивать допустимое падение напряжения при пуске и работе климатической системы. Смысл значений входного напряжения V1, пускового напряжения V2 и рабочего напряжения V3 проиллюстрирован на рисунке.

допустимое падение напряжения при пуске и работе кондиционера

Допустимое относительное падение напряжения в момент пуска не должно превышать 5%, а относительное падение напряжения при работе кондиционера не должно превышать 2%.

Номинальные сечения проводов, обеспечивающих эти условия при различных значениях рабочего тока, приведены в таблице.

Читайте также: