Презентация земля кормилица ознакомление с видами почв и их составом

Обновлено: 19.05.2024

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку, выполнять задания из электронного приложения учебника, обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв своего региона. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять поч­ву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Изучение нового материала

Земля-кормилица

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЧВЫ

Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

В разных местах нашей страны почвы не оди­наковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.


Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Под­золистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые поч­вы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране поч­вы — подзолистые. А самые плодородные — чер­нозёмные. Эти почвы особенно богаты перегно­ем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хоро­шо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

ОХРАНА ПОЧВЫ

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 — 300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защища­ют почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут бы­стро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распрост­ранённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью тракто­ра специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.


Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней на­капливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.В краеведческой литературе найдите ин­формацию о почвах вашего края. Сделайте за­писи в рабочей тетради. Подумайте и расскажи­те, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

2.Вылепите из пластилина макет разреза поч­вы, характерной для вашего края.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Приведи примеры различных типов почв.

Какая почва самая плодородная? 3. Какие почвы в вашем крае? 4. Почему нужно бережно относиться к почвам? 5. Как нужно охранять почвы?

Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

Земля – кормилица

Поля России

Основные типы почв России

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

- Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

— Где на территории нашего края добывают полезные ископаемые? (Ответы детей.)

2. Словарный диктант

— Подготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку.

• Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.)

• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)

• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.)

• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)

• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.)

• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)

• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.)

• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.)

• На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

3. Индивидуальное задание на карточке

— Опишите полезное ископаемое по плану.

3. Способ добычи.

4. Значение, применение. (Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)

- Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

с резким запахом

железная руда легче воды

4. Тест

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

2. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич,бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина +

3. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы

б) песок, глина, гранит +

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды +

5. При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ +

б) калийную соль, алмазы

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, антрацит, железную руду +

в) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

а) известняк, песок, глину +

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, - это:

а) алмаз, известняк, графит

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, нефть, торф +

— Кто побывал в краеведческом музее и узнал что-то новое о полезных ископаемых?

— Кто узнал, какие полезные ископаемые или продукты их переработки использует ваша семья? (Высказывания учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учащихся.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, рассуждать, делать выводы.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. Вспомните, как называется верхний слой земли. (Почва.)

— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

— Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Вспомним, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, песок, глина, перегной — гумус, минеральные соли.)

- От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

2. Работа по учебнику

(Ученики рассматривают изображения образцов почв, отвечают на вопросы. Проверяют себя по тексту учебника на с. 171.)

- Что нового узнали? (Ответы детей.)

(Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

— И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

— А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

— Предлагаю поработать в группах с краеведческой литературой и найти информацию о почвах нашего края.

(Ученики работают в группах, узнают все о почвах своего края и записывают информацию, выполняя задание 2 на с. 75 рабочей тетради.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Кроссворд


1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Песок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет? (Высказывания детей.)

- Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

— Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых пространствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, выжигание трав, строительство дорог, домов.)

- Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

• Бороться е оврагами.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Расшифруйте условные знаки в задании 4 на с. 75. Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?

— Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов?

- Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?

- Назовите самых распространенных животных почв.

ОДЖЕДЫBE ЕЧРИ В (Дождевые черви.)

Оказывается, дождевые черви — безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа — великие труженики. Они делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

4. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Удалось достичь поставленной цели?

— Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодородный слой земли.)

— Почему почвы нуждаются в защите?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

- Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу —

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 74 рабочей тетради.

3. Вылепить из пластилина макет разреза почвы, характерной для своего края.

4. Дополнительные задания:

Читайте также: