Предоставлении земельного участка в лесопарковой зоне для размещения телевизионной антенны

Обновлено: 16.05.2024

На сегодняшний день, в соответствии с действующим земельным законодательством использование земли, в том числе и для размещения антенно-мачтовых сооружений связи осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих право на использование земельного участка (право собственности, договор аренды, договор пользования, разрешение на размещение/использование объекта и т.п.).

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение АМС является закрытым и строго регламентирован п.8 Порядка и п.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 01.06.2017 №917-ПГ.

Согласно п.8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, случае, если: в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.

Кроме того, согласно разъяснению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 09.02.2017 №10-622/Исх, содержание видов разрешённого использования земельных участков, перечисленных в Классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений связи.

Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.

Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.

Однако на сегодняшний день для размещения БС на АМС (вышках связи) на расстоянии далее 10 метров от жилых домов не требуется проведение публичных слушаний и получение согласия от жителей.

Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора.

Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.

До начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управлении Роспотребнадзора для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию.

Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.

Разрешение на использование земельных участков, которые принадлежат городу, либо государственная собственность на которые не разграничена: кто и для чего может получить разрешение, какие документы потребуются, в какие сроки оно оформляется

  • 1. Для чего может потребоваться разрешение на использование земли?
  • 2. Кто может обратиться за таким разрешением?
  • 3. Сколько стоит использование земельного участка?
  • 4. Какие документы понадобятся для оформления разрешения?
  • 5. Куда обращаться за оформлением разрешения?
  • 6. Что произойдет после подачи заявления?
  • 7. Что делать в случае отказа в выдаче разрешения?
  • 8. Могу я получить консультацию профильных специалистов?

1. Для чего может потребоваться разрешение на использование земли?

Разрешение на использование земельных участков может вам потребоваться, если вы планируете разместить на них следующие инженерные коммуникации:

  • водопроводные сети, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
  • кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи ;
  • трансформаторные подстанции ;
  • блочные комплектные трансформаторные подстанции ;
  • распределительные пункты ;
  • сети газопотребления и газораспределения;
  • тепловые сети ;
  • линейно-кабельные сооружения связи, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
  • антенно-мачтовые сооружения связи .

Обратите внимание, что все эти объекты размещаются на основании разрешения на использование на срок не более трех лет, но с возможностью переоформления на новый срок. Для этого нужно просто повторно подать заявление с тем же набором документов.

2. Кто может обратиться за таким разрешением?

Услуга предоставляется бесплатно. Срок оказания государственной услуги, не включая приостановку, составляет 9 рабочих дней.

3. Сколько стоит использование земельного участка?

Услуга оформления разрешения предоставляется бесплатно, а вот за само использование земли придется заплатить. Правда, совсем немного: ориентировочная стоимость использования земельного участка площадью 100 квадратных метров составляет всего 120 рублей в год (включая НДС).

4. Какие документы понадобятся для оформления разрешения?

Для рассмотрения вопроса об оформлении земельно-правовых отношений на участок заявителю необходимо подготовить минимальный комплект документов:

Кроме того, вы можете по собственной инициативе предоставить:

  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).

Однако делать это необязательно, сотрудники Департамента могут самостоятельно запросить эти документы в рамках межведомственного взаимодействия.

5. Куда обращаться за оформлением разрешения?

6. Что произойдет после подачи заявления?

В течение 9 рабочих дней в личный кабинет вам поступит извещение о результате рассмотрения вашего электронного заявления. В случае положительного решения по государственной услуге, вы получите разрешение на использование земель в виде электронного документа, подписанного электронной подписью сотрудника департамента городского имущества, в личный кабинет, откуда было направлено электронное заявление.

Место размещения объекта будет определено созданной по факту рассмотрения заявления схемой размещения. Ее в процессе подготовки ответа утвердит Департамент городского имущества города Москвы по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и, возможно, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае если участок расположен в зоне особо охраняемой природной территории).

7. Что делать в случае отказа в выдаче разрешения?

Наиболее популярные причины отказов таковы:

  • заявитель предоставил неполный комплект документов, например отсутствует схема границ земель или земельных участков, предполагаемых для использования в целях размещения объектов;
  • границы земельного участка, согласно представленной заявителем схеме границ земель или земельных участков, не соответствуют указанным на схеме координатам;
  • в заявлении отсутствуют данные о техническом заключении о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.

В таких случаях нужно повторно подать заявление, но уже с приложением полного и правильно оформленного комплекта документов.

Кроме того, вам откажут в выдаче разрешения на использование земли в случае, если вы хотите разместить на участке что-то кроме инженерных сооружений, указанных в карточке 1.

8. Могу я получить консультацию профильных специалистов?

Выбрав необходимую услугу, желаемую дату и время, вы получите подтверждение записи в личном кабинете. В указанный день на электронную почту придет ссылка на видеосервис. Общаться со специалистом можно на любом удобном устройстве.

Инфраструктура современного населённого пункта, даже небольшого, немыслима без услуг связи, телевидения, радиовещания и информатики. Поэтому для расположения объектов, которые её обслуживают, требуются земли, использование которых должно соответствовать нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

В статье пойдёт речь о том, как предоставляются такие земельные участки и какими правами и обязанностями наделяются поставщики денных услуг.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Это земельные участки (ЗУ), предназначенные для формирования инфраструктуры, обслуживающей компании и организации, чья деятельность связана:

  • с предоставлением услуг связи;
  • с телевизионной деятельностью;
  • радиовещанием;
  • отраслями информатики.

Возникает как форма земельных правоотношений у субъектов, являющихся их сторонами, и регулируется источниками законодательства.

Основную роль здесь играет Земельный Кодекс, представленный статьями 87 и 91. А также другие законодательные акты, например, классификатор видов разрешённого использования № 540, утверждённый 01.09.14 г.

Важно: После того как поставщик услуг прекращает деятельность, связанную с целевым использованием земель, он должен устранить все последствия своей деятельности на участке.

Понятие и общая характеристика

Обозначенные земли – это объект земельной недвижимости и вид целевого назначения земельных участков, которые могут использоваться такими субъектами правоотношений, как:

  1. государство и муниципалитет;
  2. представители соответствующих услуг.

Для использования территории под данный вид деятельности, соответствующий целевому назначению, земли должны обладать соответствующими характеристиками:

  • не относиться к землям сельскохозяйственного назначения;
  • не относиться к землям населённых пунктов;
  • располагаться за чертой населённого пункта.

Кроме этого, свойства ЗУ должны соответствовать требованиям, которые могут предъявляться к участкам, использующимся как ЗСРТИ. То есть – способствовать тому виду работ, которые будут на них проводиться. Соответственно, качество ландшафта и структура почв должны соответствовать возможностям проведения подземного, наземного или надземного кабеля, проводов передач и прочих видов работ, которые требуются согласно специфике деятельности землепользователя.

Какие территории относятся к этой категории?

ЗСРТИ входят в состав категории земель промышленности и специального назначения. П. 3 статьи 87 ЗК РФ указывает, что ЗУ, включённые в их состав могут принадлежать государству или муниципалитету. Не исключено, что они принадлежат частным собственникам наделов и иным правообладателям.

В таком случае они не изымаются, но допускают введения особого режима использования, ограничивающего или запрещающего деятельность землевладельцев, несовместимую с целевым использованием или наносящую ущерб целевому использованию прилегающих участков, входящих в зону ЗСРТИ.

Участки данного состава должны располагаться за пределами населённого пункта во избежание:

  • нанесения ущерба целевому использованию;
  • получения вреда, исходящего из целевой деятельности на данных землях.

Допускается перевод иных категорий в земли промышленности, за исключением территорий, на которых возведены жилые дома граждан населённого пункта и особо плодородных участков сельскохозяйственных массивов.

Для коммуникаций

Под них выделяются участки, которые подходят для целей проведения коммуникаций связи. ЗУ передаются во временное пользование организациям связи, период которого зависит от рода деятельности, соответствующей целевому назначению, то есть направленной на предоставление услуг связи, для проведения работ:

  1. установления охранных зон сетей связи;
  2. возведения и эксплуатации сооружений связи;
  3. создания просек для их размещения;

Для телевидения и радиовещания

Состав этих земель юридически размыт, однако и здесь основное значение имеет:

  1. обязательство по предоставлению услуг телевидения и радиовещания;
  2. только целевое использование ЗУ;
  3. соответствующее качество ландшафта;
  4. безопасность использования ЗУ для граждан и окружающей экологии.

Для информатики

Эти земли также не имеют чёткого юридического статуса, поэтому включают в себя все информационные услуги населению, которые не вошли в перечень услуг связи, телевидения и радиовещания.

Таким образом, в состав ЗСРТИ входят земельные площади, где размещены согласно нормам законодательства всевозможные объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики, в числе которых могут быть строения и сооружения, служащие основному роду деятельности, установленному для данного состава земель.

Справка: В деятельность, предусмотренную для этих земель, не входит космическая связь, которая регулируется отдельными положениями.

Советуем вам ознакомиться и с другими видами участков, относящихся к категории специального назначения, а именно с землями энергетики, транспорта, обороны и безопасности, а также с землями для обеспечения космической деятельности.

Правовой режим и положение

Согласно нормам законодательства, земли связи, радиовещания, телевидения и информатики подчиняются специальному правовому режиму, который устанавливается Земельным кодексом, а также:

    ; ;
  • другими законодательными актами, в том числе – регионального и локального значения.

Правила отвода площадей определённых размеров, предусмотрены для установления воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. Они должны укладываться в соответствующие нормативы во избежание сопутствующих рисков.

Если речь идёт о землях, расположенных в населённом пункте, то здесь в силу вступают дополнительные нормы Градостроительного Кодекса. Так как эта категория земель не может переводиться в земли специального назначения, то регламент установления линий связи опирается на распоряжения департамента по градостроительству и землеустройству. Уполномоченные службы согласовывают проведение линий связи с муниципалитетом.

В особых случаях такие земли могут изыматься у собственников по инициативе администрации. Основания, условия и порядок этой процедуры опирается на ЗК РФ.

Размеры и местоположение таких ЗУ, в том числе, когда они предоставляются для охранных зон и просек, регулируются нормами отвода земель, предусмотренных для соответствующих видов работ, а также:

  • градостроительной документацией;
  • проектной документацией.

В случае необходимости используется обременение участка собственника публичным сервитутом, который допускает установление столбов для проведения линий связи непосредственно на ЗУ собственника.

Кто является собственником?

Собственником таких земель в первую очередь будет являться государство, если:

  1. Отводы осуществляются от земель, находящихся в федеральной собственности.
  2. Земли принадлежат муниципальным образованиям, переданным им федеральной системой в бессрочное пользование.

Внимание: Региональные власти, осуществляя отвод для нужд ЗСРТИ, обязаны получить разрешение федеральных властей.

  • индивидуальные предприниматели;
  • держатели публичного сервитута;
  • держатели частного сервитута.

К собственникам таких земель, если они являются юридическими лицами, предъявляется обязательное условие – использовать ЗУ по целевому назначению. Иначе допускается вменение административного взыскания или изъятие земельного надела.

То же касается индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить на участке только те виды работ, которые предусмотрены регламентом целевого использования.

На граждан населённого пункта, владеющих участком, для проведения таких работ налагается обязательство земельного сервитута. Это означает ограниченное право вещевой собственности. Временный владелец вправе распоряжаться землёй на своё усмотрение, но при этом не имеет права продать её или использовать в качестве залога. Госрегистрация сервитутов исполняется в Едином государственном реестре прав.

По завершении эксплуатации ЗУ согласно целевому назначению, все полученные права на участок аннулируются в установленном законодательством порядке: обременение снимается, а используемый участок может возвращаться собственнику в первоначальном виде.

Разрешённое и запрещённое использование

Земли из состава ЗСРТИ разрешено использовать для следующих нужд, соответствующих целевому использованию. Здесь можно разместить:

  1. Эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения.
  2. Кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи.
  3. Подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи.
  4. Наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны.
  5. Наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи.

Категорически запрещено на таких землях:

  1. Проводить строительные работы, в том числе – рыть котлован под фундамент застройки.
  2. Возводить гидромелиоративные сооружения, проводить искусственные водоканалы и сооружать водоёмы.
  3. Выпасать скот и использовать территорию под насаждение сада, огорода. Иным способом обрабатывать землю.
  4. Снимать кабели, переносить наземные сооружения (столбы) в другое место.
  5. Вырубать насаждения на защитных полосах.
  6. Убирать и переносить установленные предупреждающие знаки.

Кроме этого, любые работы, не соответствующие целевому назначению, несут соответствующие правовые последствия в виде штрафных санкций и иных взысканий.

Управление и мониторинг

Управление ЗСРТИ проводится на муниципальном и федеральном уровнях. Оно является частью государственной программы управления земельным ресурсом.

Уполномоченный орган, предоставляющий сведения о всех землях, входящих в указанный состав – Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Он выделяет региональные границы земель, принадлежащих Субъектам федераций, от которых стекаются сведения по эффективному использованию ЗСРТИ.

Основной инструмент управления земельным ресурсом – мониторинг. Он проводится силами ГКН на основании положений статьи 67 ЗК РФ. В его задачи входит:

  • наблюдение за качеством земель;
  • сбор данных о землях в информационный банк ГКН;
  • допустимость их последующего использования под ЗСРТИ;
  • влияние проводимых работ на окружающую экологию;
  • регистрация и перерегистрация формы права на ЗСРТИ.

Мониторинг земель определяет коэффициент эффективности использования выделенных под нужды связи земель, влияние их использования по назначению на экологию и состояние окружающей среды.

Полученные данные после проведения аналитической работы передаются в специальные федеральные комиссии в форме отчётов и таблиц, для принятия наиболее эффективных решений по землепользованию. Эти сведения так же поступают в региональные органы, которые рассматривают возможности по расширению предоставляемых населению услуг за счёт задействования дополнительных прилегающих к населённому пункту территорий.

Можно ли арендовать и перевести во владение?

Компании и предприниматели, которые осуществляют поставку услуг связи, телевидения и радиовещания, информатики могут получать ЗУ на основании решений администрации населённого пункта:

  • в пользование постоянное (бессрочное);
  • в пользование безвозмездное (срочное);
  • в аренду;
  • оформлением сервитута.

Все ЗСРТИ, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности ог­раничены в обороте, поэтому их перевод в собственность существенно ограничен. Решение о переходе в собственность регулируется решением администрации, так как использовать такие участки допустимо только по целевому назначению (о том, можно ли перевести земли промышленности в другую категорию, написано тут) . Правообладатели таких ЗУ могут соответствовать нормам статей 15, 20—24 ЗК РФ.

Ни в коем случае недопустимо оформлять в собственность и использовать иным образом на основании статьи 27 ЗК РФ изъятые из оборота ЗУ, с расположенными на них линиями связи, находящимися в собственности государства, если они относятся к особо охраняемым территориям и предназначены для обеспечения безопасности и охраны Государственной гра­ницы РФ.

ЗСРТИ выделяются из земель промышленности и специального назначения под предоставление услуг связи, радиовещания, телевидения и информации. Для иных нужд они использоваться не могут. Управление землями происходит как на государственном, так и на региональном уровнях. Правообладателями участков могут быть только лица, занимающиеся соответствующим видом деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Покупая земельный участок, начиная строительство дома или в процессе других действий можно столкнуться с таким понятием как обременение. Это ограничение собственника в его праве использовать или распоряжаться своим земельным участком. Существуют такие ограничения как ипотека, сервитут, рента, аренда, арест и прочие.

Одним из видов ограничений на использование земельного участка являются зоны с особым условием использования территории (Далее – ЗОУИТ). Это буферная зона, устанавливаемая в связи с эксплуатацией объектов, в границах которой установлены запреты на совершение определенных действий.

ЗОУИТ устанавливается в зависимости от вида охраняемого объекта. Согласно статье 105 Земельного кодекса РФ определено 28 видов ЗОУИТ, например, охранные зоны трубопроводов, линий связи, линий электропередачи (ЛЭП) и т.д. В зависимости от вида зоны устанавливаются соответствующие ограничения на использование земельного участка.

Важно! Любая охранная зона предполагает ограничения по использованию участка. Например, охранная зона ЛЭП или газопровода предполагает запрет на строительство зданий и сооружений, а санитарно-защитная зона - на строительство объектов жилого использования.

Отметим, что ограничения, которые наложены на земельный участок, подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (Далее - ЕГРН).

Следовательно, наложены ли обременения на Ваш участок можно узнать, запросив информацию в Росреестре.

Однако, на практике такой порядок работает не во всех случаях.

Дело в том, что до вступления в силу 03.08.2018 года поправок в Земельный и Градостроительный кодексы РФ, предусматривающих выдачу разрешения на строительство линейного объекта только после утверждения ЗОУИТ, порядок внесения таких зон в сведения ЕГРН в целом носил несистемный характер. В основном считалось, что ЗОУИТ в отношении построенного объекта существует в силу закона, то есть с момента ввода в его в эксплуатацию. Необходимость же внесения его в сведения ЕГРН была вторичной.

Соответственно, в выписке из ЕГРН на такой участок информация о наличии обременений может попросту отсутствовать.

К сожалению, достаточно часто выясняется это слишком поздно, на стадии подготовки градостроительных документов, когда обнаруживается, что на генеральном плане муниципального образования или иных документах территориального планирования существует или уже утвержден к размещению объект, границы ЗОУИТ которого обременяют Ваш земельный участок.

В связи с этим, рекомендуем перед покупкой земельного участка, особенно если это крупная покупка и касается земельных участков, расположенных на межселенных территориях провести следующую работу:

Главная задача выявить уже существующие ЗОУИТ, которые накладывают обременение в связи с непосредственной эксплуатацией объекта, а также промышленные объекты, строительство и эксплуатация, которых запланированы и утверждены разрешительными документами (разрешение на строительство, проекты планировки и межевания территории).

Например, охранная зона волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), ширина которой действует в пределах 2 м. в каждую сторону от его оси, ограничивает возможность высадки сельскохозяйственных культур на глубину более 30 см. Это значит, что, если Вы планируете высаживать сельскохозяйственные культуры глубиной до 30 см., то имеющееся ограничение для Вас некритично и не повлияет на использование земельного участка по назначению.

Также отметим, что в отдельных случаях, если ЗОУИТ не позволяет использовать Ваш земельный участок по назначению, с собственника объекта недвижимости, в связи с эксплуатацией которого установлена ЗОУИТ, можно взыскать убытки.

Для того, чтобы понять можно ли строить дом в охранной зоне, Вам необходимо знать какая именно зона проходит через Ваш участок и после этого посмотреть правила установления данной охранной зоны, в которых содержатся все ограничения и обременения.

Но как же быть, когда участки были выделены гораздо раньше и люди законно живут и строятся на этой земле?

Если охранная зона появилась после строительства домов, то к собственникам не может быть предъявлено никаких требований, кроме этого суды не имеют права признавать дома незаконным самовольным строением в случае, если владелец участка не мог знать, что в отношении его земельного участка действуют какие-то ограничения.

Кроме того, Суд отметил, что действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования


Обстоятельства дела и решение первой инстанции

Мосгорсуд поддержал административного истца, которому отказали в выдаче разрешения на строительство жилого дома из-за того, что согласно градостроительному плану его земельный участок расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано. Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

Ответчики обжаловали решение

Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.

Апеллянты попросили отменить решение Мосгорсуда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отмечается, что в п. 2.2 Постановления № 120-ПП указано, что ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Юлия Яковлева попросила ВС оставить решение Московского городского суда без изменения. Прокурор также представил возражения на апелляционную жалобу, в которых попросил оставить решение без изменения.

ВС оставил решение нижестоящей инстанции в силе

Верховный Суд отметил, что санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).

В связи с этим ВС согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории.

Также Суд посчитал, что довод о том, что административным ответчиком отображен ориентировочный размер СЗЗ, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.

ВС указал, что, вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом, согласно п. 25 Правил, СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Суд отметил, что ч. 13 ст. 26 Закона о внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты, ссылкой на которую Правительство Москвы обосновывает свою жалобу, не опровергает правильности выводов первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.

Согласно данным законоположениям, с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.

Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.

Представитель административного истца посчитала, что решение ВС необходимо не только для защиты ее доверителя

По ее мнению, в основном проблема незаконно установленных санитарно-защитных зон встречается в Новой Москве, появилась она в связи с передачей земель из одного субъекта в другой и, как следствие, принятием новых правил землепользования и застройки.

Юристы решение Суда поддержали

Читайте также: