Предоставление жилых помещений собственникам

Обновлено: 16.05.2024

    Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

  1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
  1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
  2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
  3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
  4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
  5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
  6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
  7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

  1. не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
  2. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  3. не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

  1. подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  3. их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  5. предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
  6. выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

  1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
  2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Учет и очередность сохранили свое значение только применительно к жилым помещениям фонда социального использования.

В отличие от предшествующего жилищного законодательства ЖК РФ устанавливает разные основания предоставления жилых помещений в различных по форме собственности видах жилищных фондов.

Согласно статье 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, из жилищного фонда РФ и субъектов РФ – определенные ФЗ, Указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, кроме того, последним жилые помещения также могут предоставляться из муниципального жилищного фонда ОМСУ в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, для предоставления жилых помещений по договору социального найма требуется наличие следующих условий :

  • нуждаемость в жилых помещениях в любом случае;
  • признание малоимущим или специальное указание в ФЗ, законе субъекта РФ, Указе Президента РФ в качестве категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по такому договору;
  • постоянное проживание в данном населенном пункт.

Стоять на учете можно по любому или по всем основаниям – это важно, так как предоставление осуществляется из различных видов жилищных фондов.

Критерии нуждаемости закреплены в ст. 51 ЖК РФ, к нуждающимся в жилых помещениях относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей;
  • граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах

13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения

  • граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям;
  • граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, членами семьи нанимателя, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Правительством РФ от 16.06.2006 № 378 (активные формы туберкулеза, хронические психические расстройства, эпилепсия и др.)

Существуют различные комментарии к данному положению в качестве одного из условий речь идет не обязательно о коммунальной квартире, возможно проживание отдельных семей по одному договору социального найма

Невозможность совестного проживания с такими больными должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Мед. заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями по месту жительства и заверяется руководителем учреждения

Иные основания, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть предусмотрены ФЗ, законами субъектов РФ, Указом Президента РФ для названных в них категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ Малоимущими являются граждане, признанные таковыми ОМСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Расчетный период –1год.

  • Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогообложению, составляет менее стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, стоимость рассчитывается по формуле:

СЖ – стоимость помещения

СМ – стоимость одного кв. метра по муниципальному образованию, уст. ОМСУ

МП – норма предоставления

ЧС – количество членов семьи

Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2015 № 891 =33 342 рубля

При установлении стоимости имущества учитывается: инвентаризационная стоимость домов, дач, гаражей, кадастровая стоимость (или нормативная цена земли), отпускная цена ТС, с учетом поправочного коэффициента 1-0.1 из расчета 10 % за год

В методических рекомендациях система определения более сложная: учитывается возможность накопления денежных средств и возможность получения кредита

В ст.53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью постановки на учет. Такие лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Намеренное ухудшение жилищных условий достаточно сложно доказать

Как правило учет ведется отдельно по каждой категории

До принятия ЖК РФ ФЗ от 29.12.2004 №199 РФ передала органом гос. власти субъектов полномочия по обеспечению жильем спец. категорий (инвалиды, ветераны, участники ВОВ и т..п. См.: ФЗ от 22.08.2004 № 122) граждан, вставших на учет до 1.01.05, с этой целью им переданы средства в виде субвенций.

ОМСУ проводят проверку полноты и достоверности сведений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Представленные документы рассматриваются в течение 30 рабочих дней и принимается решение о постановке или отказе в постановке на учет, которое направляется гражданину через 3 рабочих дня. Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан и на каждого заявителя заводится учетное дело.

Заявление может быть подано через МФЦ

Из всех нуждающихся формируется единая очередь исходя из времени постановки на учет. ОМСУ ежегодно уточняют списки граждан.

Помимо общей очереди составляется список внеочередников на предоставление жилого помещения.

Согласно ст.57 ЖК РФ в него включаются

1) граждане, чьи жилые помещения непригодны, ремонту и реконструкции не подлежат. Причины не указываются, а, значит, это могут быть упущение и порча со стороны собственника, ранее это было возможно только по причине чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий. (Определение КС от 05.03.2009 № 376 О-п)

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 6 Вводного закона граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право стоять на учете до получения им жилых помещений по договору социального найма. Сохраняется в том числе и право на первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения (См. Методические рекомендации) Что делать с первоочередниками – различное толкование положений Вводного закона. Ст.55 Конституции : не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, с другой стороны может ли часть из них стать внеочередниками, представляется, что да.

Основания к снятию с учета указаны в ст.56 ЖК РФ, их перечень исчерпывающий. (Заявление, утрата оснований, выезд, получение бюджетных средств, предоставление земельного участка, выявление ложных сведений и неправомерных действий со стороны должностных лиц).

Решение ОМСУ м. быть оспорено в суде ст. 247 ГПК – заявление об оспаривании действий, нарушающих права гражданина – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении

Решение о предоставлении жилого помещения гражданам, стоящим на учете, принимается также ОМСУ, оно является основанием заключения договора социального найма. Отсутствие ордера. Решение можно признать недействительным, но четкого перечня оснований и последствий как ранее для ордера ныне к сожалению не предусмотрено

Согласно п. 23 Постановления Пленума № 14. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Требования к предоставляемому жилому помещению по договору социального найма закреплены в ст.57-58 ЖК РФ:

1) предоставляется как правило отдельная квартира, исключение предоставление комнат только при заселении коммунальных квартир (ч.4 ст. 59) . Однако если жилые помещения предоставляются с учетом имеющегося жилья, то скорее всего в соответствии с нормой предоставления речь будет идти о комнатах, кроме того согласно ст. 89 ЖК РФ в случае выселения и предоставления другого благоустроенного помещения ориентироваться необходимо на ранее занимаемое жилое помещение, а оно может быть не квартирой, а комнатой.

2) в границах данного населенного пункта;

  • по размеру общей площадью не менее нормы предоставления – это минимальный размер, установленный ОМСУ в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, (в г. Самаре 26,14).

ФЗ, законами субъектов РФ, Указами Президента РФ для названных в них категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. См., например, Закон Самарской области от 11.07.2006 – ст. 4-5 (у/н12, 14, н/п 33,1на каждого 18)

Жилое помещение может быть предоставлено выше нормы предоставления, но не более чем в 2 раза, если эта комната или однокомнатная квартира, либо предназначена для гражданина, страдающего одной из форм тяжелых хронических заболеваний, указанных в перечне, утв. Правительством РФ. Вероятно таким образом трансформировался институт дополнительной жилой площади. Однако невозможность превышения нормы в два раза приведет к невозможности предоставить тяжело больному отдельную комнату, что не решит проблемы проживания такой семьи. Проблема дополнительной площади.

  • при предоставлении должны быть учтены законные интересы вселяющихся граждан: невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола без их согласия, кроме супругов, и другие обстоятельства. благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта

Ст.59 ЖК содержит специальные правила о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в связи с наличием возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, такие случаи встречаются крайне редко

При решении вопроса о заселении освободившейся комнаты необходимо выяснить:

  1. Действительно ли помещение юридически и фактически свободно; речь в статье идет об освободившихся, а не освобожденных квартирах, в частности наймодатель мог выселить за неуплату и т.п.
  2. Кто проживает в соседних жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма:

В первую очередь это малоимущие и нуждающиеся собственники и наниматели; Следует учитывать, что таковыми могут являться все соседи, в этом случае необходимо определить кто из них больше нуждается посредством сравнения размера, состава семьи, состояния здоровья и т.п. , а теперь и малоимущности

Во вторую очередь это малоимущие собственники и наниматели, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления (необходимо заявление с их стороны)

  1. При отсутствии граждан, имеющих право занять жилое помещение по договору социального найма освободившееся помещение предоставляется по договору купли-продажи по заявлению граждан, проживающих в соседних комнатах и обеспеченных общей площадью менее нормы предоставления.
  2. При отсутствии заявлений жилое помещение предоставляется по договору социального найма в общем порядке.

Думается, что возможность выкупа комнаты не должна зависеть от размера жилого помещения, такая формулировка будет соответствовать политике жилищного законодательства, направленной на ликвидацию коммунальных квартир

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения - собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее - меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам - получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

Во многих многоквартирных домах есть не только приватизированное жильё, но и муниципальные жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. В сегодняшней статье постараемся разобраться кому и на каких условиях может быть предоставлено жильё социального найма, кому выставляются квитанции и кто должен платить за ЖКУ, а также кто может голосовать и принимать участие на ОСС.

Под объектом социального найма подразумевается жилое помещение, включённое в состав государственного или муниципального жилищного фонда. Жильё соцнайма должно предоставляться гражданам по месту их жительства, общая площадь которого на одного человека составляет не менее установленной органом местного самоуправления нормы (п.5 ст.57 ЖК РФ).

Кому и на каких условиях даётся жильё социального найма

Наймодателем по договору социального найма жилых помещений может быть орган госвласти или местного самоуправления, уполномоченные выступать от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования под видом собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или уполномоченная им организация (ст.91.2 ЖК РФ).

Жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляются малоимущим гражданам, признанным органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях (ч.2 ст.49 ЖК РФ). При этом учитывается уровень дохода, приходящегося на каждого члена семьи, а также стоимость имущества в их собственности, подлежащая налогообложению.

Также жильё социального найма может быть предоставлено другим определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (ч.3 ст.49 ЖК РФ). Этим категориям граждан жильё социального найма предоставляется органами местного самоуправления в установленном жилищным законодательством порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

  • совокупный доход гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи, как и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, не превышают максимальный размер, устанавливаемый органом местного самоуправления;
  • гражданин не признан и не имеет оснований для признания малоимущим.

Совокупный максимальный размер дохода гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи равно, как и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, не должен превышать суммы, позволяющей им приобрести в собственность недвижимость за счёт собственных средств, кредита или ипотеки на территории соответствующего муниципального образования.

Жильё социального найма не предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч.5 ст.49 ЖК РФ).

  • не являющиеся нанимателями жилья социального найма или членами их семей;
  • не являющиеся собственниками жилых помещений или членами их семей;
  • являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилья на одного члена семьи менее учётной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями (членами семьи) жилых помещений по договорам социального найма или собственниками (членами семьи) жилых помещений, проживающими в квартире вместе с другими семьями, если в составе одной из них есть больной с тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилья социального найма или в собственности.
  • граждане, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Договор социального найма

Договор социального найма жилого помещения заключается письменно без определения срока его действия на основании решения о предоставлении такого жилья нуждающимся гражданам.

По договору социального найма собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо уполномоченное им лицо обязуется передать гражданину жильё во владение и пользование для проживания в нём на установленных ЖК РФ условиях (ч.1 ст.60 ЖК РФ).

Согласно ч.2 ст.61 ЖК РФ наниматель жилого помещения в МКД по договору социального найма приобретает право пользования общедомовым имуществом.

Договор соцнайма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по обоюдному согласию сторон (ч.1 ст.83 ЖК РФ). Наниматель такого жилья с письменного согласия проживающих вместе с ним членов семьи в любое время может расторгнуть договор социального найма.

При выезде нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым с этого дня, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  • наниматель не вносит своевременной платы за ЖКУ в течение более 6 месяцев;
  • жилое помещение разрушено или повреждено нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
  • систематически нарушаются права и законные интересы соседей, что делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
  • жилое помещение используется не по назначению.

Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением или без предоставления других (благоустроенных) жилых помещений по договорам социального найма (ст.84 ЖК РФ).

  • МКД подлежит сносу;
  • жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен МКД, для государственных или муниципальных нужд;
  • жилое помещение подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания;
  • проводится капремонт или реконструкция МКД, в результате чего общая площадь жилого помещения уменьшится или увеличится;
  • жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с ФЗ №327 от 30.11.2010 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилья социального найма

Наймодатель жилья социального найма вправе требовать от граждан, которые там проживают своевременной оплаты за ЖКУ (ч.1 ст.65 ЖК РФ). Наймодатель должен участвовать в содержании, текущем и капитальном жилого помещения и предоставлять проживающим там гражданам качественные коммунальные услуги.

Наниматель жилья социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.2 ст.67 ЖК РФ). Члены его семьи имеют равные права и обязанности независимо от того, вселялись они одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи позже (ч.2 ст.69 ЖК РФ).

Плата по договору социального найма

  • пользование жилым помещением. Но граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения такой платы;
  • содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание и текущий ремонт общего имущества. Размер платы для нанимателей жилья социального найма определяется исходя из занимаемой ими общей площади жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления;
  • коммунальные услуги. Размер платы рассчитывается исходя из объёма потребляемых КУ по показаниям счётчиков или по нормативу и утверждается органами местного самоуправления. Исключение составляют нормативы потребления электро- и газоснабжения, которые утверждаются органами госвласти субъектов РФ.

Кто принимает участие на общем собрании собственников

Согласно ч.1 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления этим домом. То есть в общем собрании могут принимать участие только собственники помещений в МКД, а не наниматели жилых помещений.

Поскольку жилые помещения, предоставляемые для проживания и пользования ими по договорам социального найма, принадлежат на праве собственности органам местного самоуправления, то именно этот орган является собственником. Поэтому органы местного самоуправления могут принимать участие и голосовать за принятие тех или иных решений на общем собрании.

Читайте также: