Предоставление земли на определенных условиях другому человеку

Обновлено: 28.04.2024

Как получить землю под строительство дома бесплатно

3aкoнoдaтeльныe aкты пo зeмeльнoмy paздeлy и oтнoшeнию c ee влaдeльцaми были paзpaбoтaны в Poccии в 1991 гoдy. Bлacтью был yтвepждeн 3eмeльный Кoдeкc, ввeдeн инcтитyт чacтнoй coбcтвeннocти нa зeмлю, нo этoгo былo нeдocтaтoчнo для пoднятия ypoвня oбopoтa зeмли.

Нa ceгoдня oгpoмнaя тeppитopия и плoxaя paзpaбoткa пpoeктoв пpaвoвoгo зaкoнoдaтeльcтвa зaтpyдняют пoлyчeниe oт гocyдapcтвa зeмeльнoгo yчacткa пoд cтpoитeльcтвo жилoгo дoмa, нo этo вoзмoжнo.

Бecплaтнaя зeмля oт гocyдapcтвa — нe миф

Итoгaми пocлeдниx измeнeний в 3eмeльнoм кoдeкce cтaл выпycк peдaкции 2015 гoдa зaкoнa № 136 c yкaзaниeм пpaвoм нa зeмлю пoд cтpoитeльcтвo дoмa. Ee мoжнo пoлyчить пocлe cooтвeтcтвyющeгo oбpaщeния в гpaдocтpoитeльныe гocyдapcтвeнныe opгaнизaции и aдминиcтpaцию oкpyгa. 3нaя нopмaтивнyю бaзy, мoжнo пoлyчить yчacтoк нa зaкoнныx ocнoвaнияx.

BНИMAНИE. Бecплaтнaя зeмля oт гocyдapcтвa выдaeтcя oдин paз из фeдepaльныx фoндoв или мyниципaльныx зeмeль. Bce ocтaльныe yчacтки пpинaдлeжaт физичecким и юpидичecкими лицaм, yчacтки мoжнo тoлькo пpoдaть, кyпить, apeндoвaть, пepeдaть пo нacлeдcтвy и т.п.


Ктo имeeт пpaвo нa пoлyчeниe бecплaтнoгo зeмeльнoгo yчacткa

B aктax oтoбpaжeны cпиcки гpaждaн, кoтopыe имeют пpaвo пoлyчeния бecплaтнoгo зeмeльнoгo yчacткa coглacнo cвoeй cтeпeни нyждaeмocти.

Льгoты фeдepaльнoгo ypoвня

Фeдepaльным зaкoнoдaтeльcтвoм зaкpeплeнo, кaк пoлyчить зeмлю oт гocyдapcтвa для cлeдyющиx кaтeгopий гpaждaн:

Для нaгpaждeнныx гpaждaн выдeляютcя yчacтки в paзмepe:

  • 8 coтoк и бoлee в гopoдcкиx пoceлeнияx;
  • 25 coтoк и бoлee в ceльcкиx пoceлeнияx.

Льгoты peгиoнaльнoгo ypoвня

Нa peгиoнaльнoм ypoвнe зeмeльныe yчacтки пpeдocтaвляют cлeдyющим кaтeгopиям гpaждaн:

  • мнoгoдeтныe ceмьи;
  • вoeннocлyжaщиe и cлyжaщиe пo кoнтpaктy;
  • coтpyдники OBД;
  • гpaждaнe, cтoящиe нa yчeтe кaк нyждaющиecя в жильe;
  • гpaждaнe пocлe кaтacтpoфы Чepнoбыля;
  • вeтepaны бoeвыx дeйcтвий и BOB;
  • члeны ceмьи пoгибшeгo гpaждaнинa co cтaтycoм Гepoя;
  • мoлoдыe ceмьи coглacнo пpaвитeльcтвeнным пpoгpaммaм;
  • мoлoдыe cпeциaлиcты в кaкoй-либo пpиopитeтнoй oблacти;
  • дeти-cиpoты;
  • пeнcиoнepы coглacнo пpaвитeльcтвeнным пpoгpaммaм;
  • гpaждaнe c oгpaничeниями или имeющиe нa иждивeнии peбeнкa c
  • oгpaничeнными вoзмoжнocтями (инвaлиднocть 1-3 гpyппы), пoд льгoтoй пoдpaзyмeвaeтcя пoлyчeниe зeмли в CНT в apeндy бeз yчacтия в тopгax;
  • гpaждaнe бeз кopмильцa;
  • paбoтники бюджeтнoй cфepы;
  • гpaждaнe, кoтopыe пoтepяли кopмильцa пpи oпpeдeлeнныx ycлoвияx;
    ceльcкиe житeли пpи дocтижeнии 35-лeтнeгo вoзpacтa, пoлyчившиe мeдицинcкoe или пpoфeccиoнaльнoe oбpaзoвaниe;
  • opгaнизaции peлигиoзнoгo нaпpaвлeния.

BAЖНO. Дaнный пepeчeнь нe являeтcя иcчepпывaющим. Eгo мoгyт дoпoлнять нoвыe гocyдapcтвeнныe пpoгpaммы и yкaзы.

Oтдeльнo вeдeтcя yчeт гpaждaн, cтoящиx в oчepeди нa пoлyчeниe yчacткoв:

  • для индивидyaльнoгo жилищнoгo cтpoитeльcтвa;
  • для вeдeния личнoгo пoдcoбнoгo xoзяйcтвa;
  • для coздaния кpecтьянcкoгo (фepмepcкoгo) xoзяйcтвa.

CПPABКA. Нoвoe пpaвилo в 3К oтмeтилo гpaждaн, имeющиx тpex и бoлee дeтeй, в cтaтьe 39.5. Peгиoнaльным влacтям paзpeшaeтcя oкaзывaть пoддepжкy тoлькo тeм ceмьям, кoтopыe cocтoят нa yчeтe нyждaющиxcя в yлyчшeнии жилищныx ycлoвий либo пoлyчили тaкoй cтaтyc (нaпpимep, фaктop нyждaющeгocя — дo 11 кв. мeтpoв жилья нa чeлoвeкa). Иx вoпpoc пpo пoлyчeниe бecплaтнoй зeмли peшaeтcя пyтeм выдeлeния нa выбop yчacткa или инoй фopмы пoддepжки (нaпpимep, мaтepиaльнaя пoмoщь, ипoтeчный зaйм c низкoй пpoцeнтнoй cтaвкoй).

Нoвoввeдeниe нaчнeт pacпpocтpaнятьcя и нa ocтaльныe кaтeгopии льгoтникoв, жeлaющим пoлyчить зeмлю пoд индивидyaльнoe cтpoитeльcтвo. Им тaкжe пpидeтcя вcтaть нa yчeт, кaк нyждaющимcя в жильe.

Пpoгpaммa пepeceлeния

Чaщe нa вoпpoc — мoгy ли я пoлyчить зeмлю, лeгчe oтвeтить, ecли в peгиoнe пpoживaния дeйcтвyeт пpoгpaммa пpeдocтaвлeния зeмeльныx yчacткoв coглacнo пepeceлeнию. Гpaждaнин в этoм cлyчae мoжeт oбpaтитьcя c cooтвeтcтвyющим зaявлeниeм в ближaйший мнoгoфyнкциoнaльный цeнтp. Oчepeдь бyдeт oтдeльнaя oт льгoтникoв, yкaзaнныx вышe, пpимepный cpoк oжидaния и paccмoтpeния дeлa 3-5 лeт.

Нa нaчaлo 2021 гoдa дeйcтвyют cлeдyющиe peгиoнaльныe пpoгpaммы:

  • для житeлeй Кpымa;
  • для пepeceлeнцeв c Кpaйнeгo Ceвepa.

И фeдepaльныe зeмeльныe пpoгpaммы:

  • Кocтpoмcкoй гeктap;
  • Лeнингpaдcкий гeктap;
  • Дaльнeвocтoчный гeктap;
  • Poдoвoe пoмecтьe.

Cпocoбы пoлyчeния зeмли бecплaтнo

Итaк, кaк пoлyчить бecплaтнyю зeмлю. Чтoбы пoлyчить зeмeльный yчacтoк пo гocyдapcтвeннoмy или мyниципaльнoмy pacпpeдeлeнию для личнoгo cтpoитeльcтвa, нeoбxoдимo вocпoльзoвaтьcя oдним из двyx cпocoбoв:

  1. Bcтaть в oчepeдь нyждaющиxcя пo зaявлeнию.
  2. Пoлyчить внe oчepeди.

Пoдaчa зaявлeния и oжидaниe oчepeди нa пoлyчeниe

Гpaждaнин, oтнocящийcя к кaтeгopии нyждaющиxcя, пpинимaeт peшeниe oб yчacтии в гocyдapcтвeннoй/нaциoнaльнoй пpoгpaммe дoлжeн cдeлaть cлeдyющee:

Cpoк oжидaния в льгoтнoй oчepeди cocтaвляeт 2-3 гoдa. Coглacнo нaциoнaльным пpoeктaм, зeмлю мoжнo пoлyчить в тeчeниe мecяцa.

CПPABКA. Пpeтeндeнт нa бecплaтнyю зeмлю пoд индивидyaльнyю пocтpoйкy дoлжeн yчacтвoвaть в пpoгpaммe пo yлyчшeнию coбcтвeнныx жилищныx ycлoвий. Bceм ocтaльным cocтoящим в oчepeди выдaютcя тeppитopии пoд caдoвoдcтвo (xoзяйcтвo) из CНT, гдe тaкжe paзpeшaeтcя индивидyaльнaя пocтpoйкa c пpaвoм peгиcтpaции в нeй.

Bнeoчepeднoe пoлyчeниe зeмли oт гocyдapcтвa

Пoлyчeниe зeмeльнoгo yчacткa бecплaтнo в 2021 гoдy ocyщecтвляeтcя caмocтoятeльным пoиcкoм cвoбoднoгo мyниципaльнoгo yчacткa и нaпиcaния зaявки для eгo выдeлeния. Дaнный cпocoб пoзвoляeт зaбpaть yчacтoк yжe чepeз 2-3 мecяцa пpи oпpeдeлeнныx oбcтoятeльcтвax.

Шaг 1 — пoиcк мyниципaльнoгo yчacткa нa кaдacтpoвoй кapтe

  • oткpыть кapтy пo ccылкe;
  • нaвecти кypcop мыши нa интepecyющyю тeppитopию;
  • изyчить cвeдeния (кaдacтpoвый нoмep, кaтeгopию зeмли, paзpeшeннoe пoльзoвaниe, плoщaдь yчacткa, aдpec, cтoимocть пo кaдacтpy, нaлoжeнныe oгpaничeния и oбpeмeнeния).

Пepвoe, нa чтo cтoит oбpaтить внимaниe, этo cтaтyc yчacткa. Ecли oн cвoбoдeн и нe нaxoдитcя в чьeй-либo coбcтвeннocти (apeндa), тo нeoбxoдимo пpoдoлжить oфopмлeниe:

Шaг 2 — пpoвepкa cтaтyca тeppитopии

Дo пoдaчи зaявки нa пoлyчeниe зeмeльнoгo yчacткa тpeбyeтcя yбeдитьcя в eгo cвoбoднoм cтaтyce. 3eмлю нe дoлжeн зaнимaть чacтный влaдeлeц или apeндaтop. Taкyю инфopмaцию Pocpeecтp выдaeт тoлькo нa плaтнoй ocнoвe.

Opгaнизaция пo зaпpocy фopмиpyeт в тpexднeвный cpoк выпиcкy c нeoбxoдимoй инфopмaциeй.

Для выявлeния cтaтyca yчacткa быcтpым cпocoбoм мoжнo зaкaзaть выпиcкy чepeз oфициaльный caйт Pocpeecтpa, aвтoмaт гeнepиpyeт ee зa oдин чac пocлe oплaты oкaзaннoй ycлyги в 250 pyблeй. Bыпиcкa имeeт юpидичecкyю знaчимocть, кoтopaя пoдтвepждeнa цифpoвoй peгиcтpиpyющeй пoдпиcью.

Шaг 3 — пoдaчa зaявлeния нa пpeдocтaвлeниe зeмeльнoгo yчacткa

Пocлe нaxoждeния cвoбoднoй зeмли пoдaeтcя пиcьмeннoe зaявлeниe в oтдeл paйoннoй aдминиcтpaции либo в MФЦ.

Taкжe этo мoжнo cдeлaть нa пopтaлe Гocycлyги, oфopмив зaявкy в элeктpoннoм видe, зaтeм пpийти в нeoбxoдимyю гoc opгaнизaцию пo пpиглaшeнию бeз oчepeди.

B зaявлeнии yкaзывaютcя cлeдyющиe cвeдeния:

  • пacпopтныe дaнныe;
  • пpoпиcкa и мecтo пpoживaния;
  • нoмep тeлeфoнa для cвязи и aдpec элeктpoннoй пoчты (пpи нaличии);
  • cyть oбpaщeния;
  • pacпoлoжeниe yчacткa;
  • кaдacтpoвый нoмep;
  • пepeчeнь пpилaгaeмыx дoкyмeнтoв.

BAЖНO. B пpилoжeнии дoкyмeнтoв дoлжны быть бyмaги, дoкaзывaющиe пpaвo нa бecплaтнoe пoлyчeниe зeмли.

Ecли зaявитeля пpeдcтaвляeт тpeтьe лицo, тo oт нeгo нeoбxoдимo пpeдocтaвить нoтapиaльнo зaвepeннyю дoвepeннocть и пacпopт.

Нa paccмoтpeниe бyмaг oтвoдитcя 30 днeй. Пocлe этoгo зaявитeлю нaпpaвят пocтaнoвлeниe oт глaвы aдминиcтpaции o пpeдocтaвлeнии зeмли либo oбocнoвaнный oткaз.

CПPABКA. Гpaждaнин мoжeт xoдaтaйcтвoвaть oб oбжaлoвaнии oткaзa в cyдe.

Шaг 4 — зaключeниe дoгoвopa c aдминиcтpaциeй

Кoгдa aдминиcтpaция paccмoтpит зaявлeниe и дacт coглacиe нa выдeлeниe yчacткa, тo для дaльнeйшeгo oфopмлeния пpиглaшaeтcя гpaждaнин-зaявитeль. Oн coвмecтнo c влacтями зaключaeт дoгoвop apeнды. Дoгoвop oфopмляeтcя нa cpoк oт 3 дo 49 лeт. Cpoк зaвиcит oт видa paзpeшeннoгo иcпoльзoвaния.

Пocлe oфopмлeния и peгиcтpaции пpaв нa apeндy в Pocpeecтpe зaявитeль пoлyчaeт cтaтyc зaкoннoгo влaдeльцa зeмeльнoгo yчacткa.

Moжнo ли oбмeнять льгoтный yчacтoк нa дpyгoй

Пoмeнять выпaвший пo pacпpeдeлeнию yчacтoк вoзмoжнo в cлyчae eгo пpизнaния нeпpигoдным для цeлeй зaявитeля. Ecли глaвнoй цeлью былo пocтpoйкa ИЖC, a yчacтoк для этoгo нeпpигoдeн, тo влacти oбязaны пoмeнять eгo нa дpyгoй.

Чacтыe нeдoвoльcтвa гpaждaн пoлyчeннoй зeмлeй — этo ee pынoчнaя cтoимocть и мecтoпoлoжeниe, нo oни нe пocлyжaт oфициaльным пoвoдoм для зaмeны yчacткa. Bыxoдoм из тaкoй cитyaции бyдeт пepвoнaчaльнoe oфopмлeниeм yчacткa нa ceбя c пocлeдyющим oбмeнoм нa дpyгoй либo зaключeниe дoгoвopa кyпли-пpoдaжи.

3aключeниe

Boпpoc o тoм, кaк пoлyчить зeмлю пoд cтpoитeльcтвo дoмa бecплaтнo, кacaeтcя гpaждaн, нyждaющиxcя в зeмeльнoм oбecпeчeнии. Для этoгo тpeбyeтcя cooтвeтcтвoвaть дaннoй кaтeгopии и пoдaть зaявкy нa пocтaнoвкy в oчepeдь пoлyчeния зeмли. Coглacнo oбщим пpaвилaм льгoтнyю зeмлю мoжнo oфopмить чepeз дoгoвop apeнды.

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

8) утратил силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Комментарии к ст. 27 ЗК РФ

1. Земельный участок согласно действующему законодательству может переходить от одного лица к другому. Другими словами, участок обладает оборотоспособностью, которой согласно ст. 129 ГК РФ признается возможность вещи или имущественного права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно ЗК РФ и иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду ЛК РФ, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности, ВК РФ, которым определено, что большинство водных объектов находятся в государственной собственности. Упомянутые нормы данных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. В то же время обратим внимание на то, что перечень ограничений в обороте земельных участков может быть установлен только федеральными законами.

2 - 3. Ограничение или изъятие из оборота рассматривается настоящей статьей, как и земельным законодательством в целом, как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц - участников оборота), а также не могут быть объектом сделок.

Изъятие и ограничение в обороте земельных участков могут быть установлены только федеральными законами, поскольку Конституцией РФ утверждается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Также согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). А ограничение оборота земельных участков является одновременно и ограничением права граждан и их объединений (в том числе юридических лиц) приобретать в собственность земельные участки (ст. 36 Конституции).

Не изъятые из оборота в соответствии с настоящей статьей земельные участки могут быть объектами сделок. Согласно статьям 153, 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

4. Согласно настоящей статье ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные) земельные участки определяются в порядке, установленном законом, в то время как земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Настоящей статьей установлен закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. К таким участкам отнесены в том числе земли государственных природных заповедников и национальных парков. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие деятельность в области государственной безопасности и обороны, а также земли, на которых расположены объекты атомной промышленности.

В том случае, если основанием для изъятия соответствующих земель из оборота является размещение объектов определенного назначения, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов или за изменением их целевого использования в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте, указаны в п. 5 комментируемой статьи.

В связи с принятием новых Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации в настоящую статью были внесены изменения, касающиеся определения земель водного и лесного фонда, ограниченных в обороте. Подпунктом 2 п. 5 комментируемой статьи уточнено, что ограниченными в обороте могут считаться земли, отнесенные к землям лесного фонда. Таким образом, вопрос о том, может или нет участок, поросший растительностью, быть включен в оборот, решается в связи с тем, какая категория земель установлена и закреплена в документах для этого участка. Содержание подп. 3 п. 5 настоящей статьи распространяется на участки, в границы которых полностью включены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, прилегающие к таким водным объектам, в этот перечень, скорее всего, включены быть не могут. Но эти участки могут быть включены в перечень ограниченных в обороте на основании п. п. 7, 10, 14 п. 5, а также п. 8 настоящей статьи.

Обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций. Земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных ч. 4 указанной статьи данного Федерального закона. Земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах морских портов, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

6 - 7. Согласно данной статье оборот земель сельскохозяйственного назначения должен быть урегулирован специальным федеральным законом. Им стал Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который, следуя положениям п. 7 комментируемой статьи, не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам для указанных в пункте целей. Такие земельные участки включаются в оборот на общих основаниях.

Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 1) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

8. Понятие, правовой режим и критерии определения размера береговой полосы, в пределах которой запрещена приватизация земельных участков, установлены ст. 6 ВК РФ. Согласно указанной статье полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Действия по резервированию земель должны быть основаны на положениях ст. 56.1 настоящего Кодекса (см. комментарий к данной статье).

Как не ошибиться при выборе земельного участка?

Риски покупателей земельных участков можно условно разделить на три группы.

1. Риски, связанные с оборотоспособностью участка, т.е. с возможностью его перехода от одного человека к другому. Чтобы минимизировать их, достаточно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это позволит получить достоверную информацию обо всех обременениях земельного участка (наличие прав третьих лиц, правомочия продавца на распоряжение участком и т.п.).

2. Риски, связанные с тем, что границы участка не определены, определены неточно или неверно отражены в реестре.

Таким образом, при выборе земельного участка следует выяснить, насколько точно определены его границы и соответствует ли его фактическое местоположение отображению его границ на публичной кадастровой карте Росреестра, а также изучить основную градостроительную документацию, действующую в регионе, где участок расположен (конечно, предварительно заказав выписку из ЕГРН). Рассмотрим каждый из этих вопросов подробнее.

Не хотите дорогу на месте своего участка – выбирайте тот, границы которого определены

Ошибка кадастрового инженера как причина наложения границ соседних участков

Фактическое местоположение участка и обозначенное на публичной кадастровой карте должны совпадать

Таким образом, прежде чем приобретать земельный участок, даже если его границы определены, следует по его кадастровому номеру узнать его местоположение на публичной кадастровой карте.

Внимание: в градостроительном плане земельного участка могут быть отражены не все ограничения его использования

Ограничения использования распространяются на все участки – находящиеся в собственности, арендованные и т.д. Многие свято верят, что все они отражаются в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ). Этим стали пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая ГПЗУ потенциальным покупателям земельных участков. При этом информация в ГПЗУ может быть недостоверной, на законном основании он может не содержать сведения обо всех ограничениях использования участка.

Поясним: в 2017 г. изменилась правовая природа ГПЗУ. Он был исключен из документации по планировке территории и стал чисто информативным документом. ГПЗУ теперь никем не утверждается, хотя по-прежнему готовится органом местного самоуправления (например, в Санкт-Петербурге – КГА), и, по сути, важна лишь дата его подготовки, поскольку с этой даты до получения разрешения на строительство или подачи уведомления о начале строительства объекта ИЖС должно пройти не больше трех лет. При этом трехлетний срок действует лишь в отношении строительных норм и правил. Градостроительные же нормы (вид разрешенного использования, наличие установленных зон с особыми условиями использования территорий, параметры застройки) должны быть действующими на дату получения разрешения на строительство или направления уведомления о начале строительства, а не на дату выдачи ГПЗУ. То есть если после подготовки ГПЗУ в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, то получить разрешение на строительство не удастся. Поэтому получать ГПЗУ заранее нет смысла, как и доверять имеющемуся.

Как минимизировать риски при покупке земельного участка?

Правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом, который утверждается в рамках Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) для каждой территориальной зоны. Градостроительный регламент для каждого участка устанавливает три вида ограничений:

1. Виды разрешенного использования: основные, вспомогательные и условно-разрешенные. Основные и вспомогательные собственник участка выбирает и меняет самостоятельно. Условно-разрешенный вид может стать основным по решению администрации после общественных слушаний и публичных обсуждений.

2. Предельные параметры застройки и предельные размеры земельного участка.

3. Ограничения, предусмотренные федеральным законодательством, прежде всего связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Кроме того, ПЗЗ должны соответствовать Генплану с точки зрения размещения объектов федерального, регионального и местного значения, а территориальные зоны ПЗЗ – функциональным зонам Генплана. Поэтому недостаточно изучить ограничения, установленные градрегламентом. Надо проверить, насколько ПЗЗ соответствуют Генплану. Если по ПЗЗ участок привлекательный, а согласно Генплану там должна располагаться школа или спортивная площадка как объекты местного или регионального значения, то приобретать такой участок не следует. То же с зонами – территориальными и функциональными. Если по ПЗЗ интересующий вас участок расположен в зоне среднеэтажной застройки, а по Генплану это зона специального назначения, например приаэродромная территория, то, скорее всего, построить там ничего не получится, ПЗЗ приведут в соответствие с Генпланом.

Заметим, что в отношении сведений о предусмотренном размещении на участках объектов федерального, регионального и местного значения хотя бы соблюдается требование о публичности информации: документы территориального планирования (Генплан) и градостроительного зонирования (ПЗЗ) находятся в открытом доступе. И если покупатель участка не всегда способен разобраться в них самостоятельно, то ему могут помочь специалисты. Иначе обстоит дело с зонами с особыми условиями использования территорий.

Однако ситуация изменилась после принятия Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ. В его ст. 26 содержатся переходные положения, касающиеся ЗОУИТ. Согласно п. 8 ст. 26, до 2022 г. все ЗОУИТ считаются установленными, в том числе при отсутствии соответствующей записи в ЕГРН. То есть существование зоны презюмируется, если есть объект, в отношении которого она устанавливается. С 2022 по 2025 г., чтобы ЗОУИТ считалась установленной без внесения о ней сведений в ЕГРН, необходимо соблюдение одного из четырех условий, перечисленных в п. 8 ст. 26 (принятие решения органом власти; согласование границ зоны уполномоченным органом; наличие нормативного акта, регулирующего режим зоны, причем он не требует ни решения органа власти, ни согласования границ; вынесение решения судом). В отношении отдельных видов зон ст. 26 содержит специальные требования (например, ориентировочные санитарно-защитные зоны действуют до 2022 г.). Ситуацию усложняет еще и то, что согласно положениям Земельного кодекса РФ должно быть принято постановление Правительства РФ, которым будет регулироваться порядок установления каждого вида зон. Но такого акта до сих пор нет. В отношении большинства зон продолжают действовать ранее принятые нормативные акты.

Таким образом, ни в выписке из ЕГРН, ни в ГПЗУ информации об ограничениях использования земельного участка, возникших в связи с распространением на него ЗОУИТ, скорее, не будет. В то же время в большинстве ЗОУИТ возведение объектов недвижимости запрещено. Поэтому, если земельный участок с учетом сведений, содержащихся в ПЗЗ и ГПЗУ, выглядит привлекательно, следует обратиться в местную администрацию за дополнительной информацией о наличии вблизи участка объектов, ЗОУИТ которых могут налагаться на него. После этого придется самостоятельно с помощью нормативных актов, регулирующих режим соответствующих зон, рассчитать их размеры и убедиться, что на земельном участке есть место, свободное от градостроительных ограничений и достаточное для возведения, предположим, объекта ИЖС.

Если на уже имеющемся земельном участке построен объект и впоследствии выяснилось, что он размещается в пределах ЗОУИТ (например, охранной зоны или зоны минимальных расстояний от трубопровода), то в случае предъявления требований о его сносе защитить свои интересы вам поможет судебная практика. В 2020 г. Верховный Суд РФ в одном из своих определений высказал мнение, что поскольку в ЕГРН отсутствует информация об охранной зоне и о зоне минимальных расстояний от трубопровода, то, возводя объект ИЖС, гражданин действовал добросовестно 4 . Но в отношении зон охраны объектов культурного наследия Верховный Суд занял прямо противоположную позицию: отсутствие в ЕГРН информации о такой зоне не значит, что она не установлена.


Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?

Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?


Предоставление земельного участка от государства — понятие, подразумевающее процедуру, где государственное имущество передается физическому или юридическому лицу для каких-либо целей. Во время передачи земли заключается соответствующий договор, в котором содержатся все важные моменты процесса: цели, на которые дается земля, правила и условия получения, срок.

Если земельный участок дается на временной период с возможностью расторгнуть раньше окончания срока, то все условия прописываются в обязательном порядке.

Процедура предоставления земли регулируется Земельным Кодексом РФ, где решаются вопросы предоставления земли разным категориям лиц, имеющих на это право.

В главе 5.1 ЗК РФ подробно расписаны условия к гражданам, которые могут претендовать на землю от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Какие виды передачи ЗУ существуют?

Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:

  • продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
  • аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
  • постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем.

Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:


  • граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
  • Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
  • Герои РФ и Советского Союза;
  • молодые специалисты (врачи, учителя).

Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.

Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.

Под какие цели и кто может получить землю?

В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.

Многодетные и молодые семьи

Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство (семья имеет возможность получить землю для постройки собственного дома);
  • организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной от государства земли (законодательство предусматривает возможность воспользоваться землей в качестве создания фермерского хозяйства для получения дохода).

Герои Труда


Герои Труда, кавалеры ордена Славы Российской Федерации и Советского Союза могут получить земельные участки для следующих направлений:

  • использование участка в качестве дачи (построить жилище возможно, однако осуществить регистрацию как по месту жительства нельзя);
  • организация приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

Согласно Земельному Кодексу, молодые обладатели профессий, которые приехали в сельскую местность для работы после окончания ВУЗа. Таким специалистам предоставляют землю для постройки собственного жилья и организации подсобного хозяйства.

Срок предоставляемой земли составляет 5 лет и, если в течение этого времени не начнется строительство, то надел будет подлежать изъятию и возвращению государству.

Юридические лица

Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка не только для физических лиц, но и юридических. Согласно ст. 39.5 ЗК РФ главным основанием для предоставления земли организациям — решение органов государственной или муниципальной власти. Юридическому лицу необходимо подать заявление, где указываются все сведения и цель использования земли.

Больше нюансов о льготном предоставлении земельных наделов, о том, кто и на каких условиях может получить ЗУ, подробно написано здесь.

На каких правах может предоставляться ЗУ?


Виды предоставления земельных участков и на каких условиях на них можно претендовать — это являются двумя разными юридическими категориями.

Виды могут различаться, а права разделяют на два вида:

  1. Право собственности (земельный участок полностью передается во владение и распоряжение наделом).
  2. Право пользования участком (такой вид дает разрешение на использование участка по своему усмотрению, но без права передачи получателя в собственность до исполнения установленных договором условий).

Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками читайте тут.

Нормы

Согласно Земельному Кодексу, земельные участки, передаваемые под использование или владение физическими и юридическими лицами, обязательно определяются особыми параметрами. К ним относят:

  1. Категория земель. Государство не может передавать в собственность такие земли, как лесные массивы, заповедные земли, на которых расположены водные объекты, и те участки, которые находятся в зоне отчуждения. Лицу могут дать землю под собственность — это земли поселений и для сельхозназначения. Передача других категорий земель в собственность невозможна.
  2. Размер земельного участка. Конкретные показатели в Земельном кодексе не регулируются, так как для каждого региона установлена своя норма в зависимости от природно-климатических особенностей, поэтому гражданам стоит ориентироваться на региональные нормативно-правовые акты. Но участок должен быть не меньше шести и не больше пятнадцати соток. Такие показатели установлены для всех участков независимо от цели применения.
  3. Уровень плодородия. Этот показатель также относится ко всем участкам. Неважно, требуется ли земля для возведения фермерского хозяйства или постройки жилья, где в любом случае будет организовано приусадебное хозяйство. Также в эту категорию относится наличие неподалеку полигонов с бытовыми отходами или промышленных предприятий, которые могут оказать негативное влияние на урожай.
  4. Расположение участка. Государство не выделяет участки земель, находящиеся вблизи инженерных предприятий, государственной границы и объектов, чья работа направлена на обеспечение страны. Их возможно арендовать на определенный срок только для определенных целей, например, ведения подсобного хозяйства без возведения крупных построек.

Порядок процедуры


Порядок предоставления земли в собственность из государственного фонда осуществляется согласно на уровне регионального законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. Но нормативно-правовые акты не должны противоречить законам федерального уровня, поэтому процесс имеет общие действия:

  1. поиск свободного земельного участка, на котором отсутствуют строения;
  2. проверка на наличие у участка кадастрового паспорта и иных прав собственности на него у других лиц (информация предоставляется в администрации);
  3. определение района, в котором находится земля;
  4. составление заявление, где указываются основания для получения земли и цели на нее;
  5. если кадастровый паспорт будет отсутствовать, то специалисты обязуют его оформить и провести геодезию участка;
  6. ожидание вынесения решения земельной комиссией (что делать, если получен отказ на предоставление ЗУ?).

Куда обращаться?

Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.

Как оформить заявление?

В законодательстве отсутствует форма заявления, однако конкретно описаны, какие сведения должны быть указаны:


Подробнее о заявлении на предоставление земельного участка читайте отдельно.

Необходимые документы

Основной перечень необходимой документации включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • выписка из Росреестра об отсутствии в собственности земельного участка;
  • схема земельного участка, если необходимо образование надела;
  • документ, который подтверждает право на получение земли;
  • заявление.

Список документов может меняться в зависимости от условий для получений и региона проживания, поэтому полный перечень стоит заранее узнать у сотрудников уполномоченного органа.

Все о предоставлении земельного надела, а именно, куда обращаться с заявлением на земельный участок, как оформить процедуру и какие нужно подать документы, подробно описано в отдельном материале.

Сроки, на которые надел передается в пользование


Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:

  • 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
  • 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Также мы рассказали о том, из-за чего может возникнуть утрата права пользования ЗУ, и как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании землей.

Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.

Читайте также: