Предоставление земельных участков предпринимателям

Обновлено: 14.05.2024


Проект вносит
Губернатор Санкт-Петербурга

О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
"___" ________ 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Санкт-Петербурга


Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Статья 2. Общие положения


1. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Правительством Санкт-Петербурга на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

2. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду.

3. Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - торги), либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

4. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма проведения торгов определяется Правительством Санкт-Петербурга при принятии решения о проведении торгов.

5. Функции по организации и проведению торгов по поручению Правительства Санкт-Петербурга осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем которой является Санкт-Петербург, осуществляющей функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.

6. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, и заблаговременную публикацию указанной информации в порядке, установленном законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

Статья 3. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на торгах


1. Решения о проведении торгов принимаются Правительством Санкт-Петербурга на основании:

1) заявок граждан, юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цель использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее - заявки);

2) представлений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которых указываются цель использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее - представления);

3) адресных программ размещения объектов некапитального характера, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Заявки и представления подлежат рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

2. Решение о проведении торгов не принимается в случае:

1) подачи заявки или представления, в которых отсутствуют сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи заявки или представления решения о распоряжении земельным участком;

3) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка, местоположение которого частично совпадает с местоположением испрашиваемого земельного участка;

4) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) включения земельного участка, указанного в заявке, в перечень территорий, указанный в подпункте 6 пункта 3 статьи 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

3. Порядок принятия решений о проведении торгов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

В случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга, торги могут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. На основании решения о проведении торгов, принимаемого Правительством Санкт-Петербурга, осуществляется подготовка документации, необходимой для проведения торгов.

5. Извещение о проведении торгов публикуется:

за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в официальных печатных изданиях, определенных исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга;

на сайте исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга.

6. В случае признания торгов несостоявшимися Правительство Санкт-Петербурга, если иное не установлено действующим законодательством, вправе принять решение о проведении повторных торгов, в том числе с изменением первоначальных условий торгов.

Статья 4. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду без проведения торгов


1. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельного участка не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

2. Указанным в пункте 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в аренду в порядке, установленном в пунктах 2-6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, в следующих случаях:

1) использования земельного участка для целей благоустройства, реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта, культуры, искусства, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) выполнения юридически значимых действий в отношении земельных участков, которые Санкт-Петербург обязан совершить в силу требований гражданского законодательства;

3) предоставления земельных участков в аренду на новый срок с учетом преимущественного права арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка;

4) предоставления альтернативных земельных участков при прекращении договоров аренды земельных участков с добросовестными арендаторами по инициативе Санкт-Петербурга в случаях и на условиях, установленных Правительством Санкт-Петербурга;

5) предоставления государственным унитарным предприятиям для целей развития образования и науки, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, развития физической культуры и спорта, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения, охраны труда, охраны здоровья граждан, развития инженерной и транспортной инфраструктур;

6) предоставления земельных участков для размещения магазинов пешеходной доступности в соответствии с перечнем территорий для размещения магазинов пешеходной доступности, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга;

7) использования земельного участка для проведения разовых мероприятий публичного характера (фестивалей, выставок, концертов);

8) предоставления земельных участков предприятиям общественного питания для размещения летних площадок кафе на срок до 120 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае, если предоставляемый земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания;

9) в иных случаях, установленных действующим земельным законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

4. Предоставление земельных участков индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со следующей процедурой:

1) подача заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами (далее - заявители) заявок о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок (далее - Заявки);

2) рассмотрение Заявок;

3) утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

4) принятие решения о предоставлении заявителю земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

5. Предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется в случае:

1) подачи Заявки, в которой отсутствуют сведения, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи Заявки решения о распоряжении земельным участком;

3) наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, приводящих к невозможности предоставления земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанного в Заявке;

4) наличия ранее поданной Заявки в соответствии с требованиями настоящей статьи или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в Заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга.

Заявка подлежит рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

Порядок рассмотрения Заявок, порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также при принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

6. Правительство Санкт-Петербурга в двухнедельный срок со дня представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, кадастрового паспорта земельного участка, указанного в Заявке, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду указанньм лицам и направляет им копию решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

7. В недельный срок со дня принятия указанного в пункте 6 настоящей статьи решения Правительство Санкт-Петербурга направляет заявителю договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, для подписания.

Статья 5. Заключительные положения


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Санкт-Петербург
"___" _________ 2010 года
N______

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальная рассылка

  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал
  • Сопроводительный материал



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Как приобрести и оформить земельный участок

Как приобрести и оформить земельный участок

В последнее время заявителей все чаще интересуют вопросы: куда обратиться и с чего начать процедуру приобретения и оформления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в рамках проводимой реформы земельного законодательства.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области земельных отношений (ст.9–11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Так, Законом №171-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, четко закреплена компетенция органов местного самоуправления в зависимости от муниципального образования, в пределах которого расположен соответствующий земельный участок. Отметим, что ранее подобной дифференциации законодательно не существовало.

Актуальность вопроса, связанного с распоряжением такими землями, обусловлена тем фактом, что до настоящего времени большие по объему площади земель не имеют реестровых собственников, при этом вовлечение указанных земель в хозяйственный оборот является объективно необходимым и должно положительно влиять на доходность различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе способствовать развитию рынка недвижимости.

Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений распоряжаются земельными участками в своих границах с момента утверждения ими правил землепользования и застройки. До утверждения правил землепользования и застройки право распоряжения не разграниченными земельными участками в таких поселениях сохраняется за органами местного самоуправления муниципальных районов.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрены следующие основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или бессрочное пользование;

2. Договор купли-продажи в случае проставления земельного участка за плату;

3. Договор аренды;

4.Договор безвозмездного пользования.

Распоряжение публичным земельным участком всегда осуществляется в силу властного акта уполномоченного органа, который в одних случаях является самостоятельным основанием предоставления земельного участка (п.1 ст.39.1 ЗК РФ), а в других случаях является основанием для заключения соответствующего договора с заинтересованным лицом (пп.2 – 4 п.1 ст.39.1 ЗК РФ).

Согласно статье 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Вместе с тем, ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления публичных земельных участков без торгов как в собственность (пп. 1 – 10 п.2 ст.39.3), так и в аренду (пп.1 – 33 п.2 ст.39.6).

В отдельных случаях земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам бесплатно. Так, в силу ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно:

– лицам, с которыми заключены договоры о развитии земли в границах застроенных территорий;

– религиозным организациям, если они имеют в собственности недвижимость, расположенную на таких землях;

– лицам, ведущим садоводство и огородничество на землях некоммерческой организации;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если земли использовались в соответствии с установленным разрешенным использованием;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если граждане работали в муниципальном образовании в определенной должности;

– гражданам, имеющим трех и более детей;

– религиозным организациям для сельскохозяйственного использования, если участки находятся у них в бессрочном пользовании.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются исключительно за плату.

Если земельный участок предстоит образовывать или его границы нужно уточнять, в отношении данного земельного участка необходимо выполнить кадастровые работы (п.15 ст.39.15 ЗК РФ). После выполнения кадастровых работ и получения согласованного межевого дела следует обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Государственная регистрация права собственности, права аренды на земельный участок проводится на основании заявления правообладателя либо лица, действующего по доверенности (ст.16 Закона о регистрации от 21.07.1997 №122-ФЗ), а также:

– решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, договора предоставления земельного участка за плату, договора аренды или договора безвозмездного пользования (ст.17, п.2 ст.25.2 Закона №122-ФЗ);

– квитанции об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п.3 ст.13 Закона №122-ФЗ).

Поле, пашня и лесополоса

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Получатели услуги


Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Для размещения объектов предпринимательской деятельности (офисов, магазинов, кафе и т.п.) требуется земельный участок (далее - ЗУ). Размещение подобных объектов возможно только на таких земельных участках, которые принадлежат собственнику на каком-либо праве (например, собственности, аренды, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования).

Будет рассмотрено два варианта приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности:

  1. приобретение ЗУ в собственность (заключение договора купли-продажи ЗУ);
  2. приобретение ЗУ в аренду (заключение договора аренды ЗУ).

Предоставление земельных участков для размещения каких-либо объектов предпринимательской деятельности (объектов) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по формированию ЗУ:

  1. без предварительного согласования мест размещения объектов;
  2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Также в главе будут раскрыты особенности отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Как приобрести право собственности на земельный участок?

Приобрести права собственности на земельный участок означает получить возможность владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим, например, для юридического лица - возможность числить его на своем балансе.

Пользование землей - это возможность извлекать ее полезные свойства; можно, например, использовать землю для размещения различных построек или использовать ее для выращивания злаковых культур.

Распоряжение землей – это возможность отчуждать земельный участок другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать и т.д.)

Земля в России может находиться в государственной собственности (собственность РФ или субъекта РФ), муниципальной (например, собственность г. Мирный) и частной собственности. Частной собственностью называется собственность граждан и юридических лиц.

Приобретение в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, называется приватизацией.

Не допускается отказ в предоставлении в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота, когда законом специально оговорен запрет на продажу, аренду и др. сделки в отношении данного ЗУ;
  • установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление в частную собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом распоряжения соответствующих земельных участков.

Предоставление земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1. проведение работ по формированию земельного участка:
  2. подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
  3. определение разрешенного использования земельного участка;
  4. определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;
  5. принятие решения о проведении торгов* (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
    * Торги – это способ продажи имущества, на один предмет претендует более двух возможных покупателей. Организатор торгов берет на себя обязанность провести торги и заключить договор купли - продажи ЗУ с тем лицом, которое окажется победителем торгов.

Как получить земельный участок в аренду?

Право аренды земельного участка дает правообладателю (арендатору) возможность временного пользования или временного владения и пользования ЗУ.

Таким образом, приобретение права аренды на земельный участок означает получение возможности владения, пользования, но не распоряжения земельным участком.

В договоре аренды земельного участка должна быть четко оговорена цена договора - арендная плата.

Договор аренды ЗУ подлежит государственной регистрации независимо от срока действия договора.

Предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков в аренду осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1. выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта:
    • Подача заинтересованным лицом заявления о выборе ЗУ и предварительном согласовании места размещения объекта в орган государственной власти или орган местного самоуправления *.
      * В заявлении необходимо указать назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Помимо этого к нему может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства либо необходимые расчеты.
    • Обеспечение выбора земельного участка органами местного самоуправления.
    • Информирование органами местного самоуправления населения о возможном предоставлении ЗУ.
    • Оформление результатов выбора ЗУ актом для непосредственного размещения объекта.
    • Подача заинтересованным лицом заявления о предоставлении ЗУ.
    • Принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления решения* о предварительном согласовании места размещения объекта.
      * Решение должно быть принято в двухнедельный срок со дня поступления заявления о предоставлении ЗУ.
      !Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, являющееся основанием принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта, действует в течение трех лет.
  2. проведение работ по формированию земельного участка;
  3. государственный кадастровый учет земельного участка;
  4. принятие решения о предоставлении земельного участка.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении ЗУ (см. п.4 раздела 6.1) или протокол о результатах торгов (см. п. 4 раздела 6.2) является основанием:

  • заключения договора купли - продажи ЗУ при предоставлении земельного участка в собственность;
  • заключения договора аренды ЗУ при передаче земельного участка в аренду.

Как приобрести права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости?

Собственники объектов недвижимости, находящихся на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность данные земельные участки.

Собственники объектов недвижимости имеют исключительное (преимущественное) право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

По желанию собственника объекта недвижимости земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не служит препятствием для его выкупа.

Отказ в выкупе земельного участка либо в предоставлении его в аренду не допускается.

При переходе права собственности на объект недвижимости, находящийся на чужом земельном участке, к другому лицу, это другое лицо приобретает право на использование той части земельного участка, которая занята объектом недвижимости и необходима для его использования.

Пример: гр. А – собственник дома; гр. В- собственник земельного участка, на котором расположен дом; гр. А продал дом гражданину С. В данной ситуации гр. С получит право пользования той частью ЗУ, которая занята домом. Между гр. С и гр. В возникнут арендные правоотношения (между гр. С и гр. В заключается договор аренды земельного участка).

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Пример: гр. А – собственник дома и собственник земельного участка, на котором расположен дом; гр. В купил у гр. А дом. В результате гр. В получает право собственности на дом и право собственности на ЗУ, на котором находится дом.

Как часто арендодатель может повышать арендную плату?

Необходимо отметить, что размер, сроки и порядок внесения арендной платы определяются заключенным Вами договором аренды. При этом требования к договорам аренды устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством арендодатель вправе повысить арендную плату, но не более одного раза в год.

Однако Вы можете обратиться к арендодателю с просьбой о проведении повышения арендной платы незначительно или об установлении арендной платы на прежнем уровне в связи со сложной финансовой ситуацией.

Какие меры государственной поддержки оказываются по выкупу арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности?

Это возможность субъектов малого и среднего предпринимательства выкупить арендуемое ими в течение двух и более лет недвижимое имущество. Они могут сделать это по своему выбору:

  • единовременно;
  • в рассрочку (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Если арендуемое имущество приобретается арендатором в рассрочку, то одновременно с договором купли-продажи заключается договор о залоге указанного имущества до его полной оплаты. На сумму денежных средств, после уплаты которой предоставляется рассрочка, начисляются проценты исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества. Предельные сроки рассрочки оплаты приобретаемого имущества устанавливаются законами субъектов РФ.

Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ, такое преимущественное право может быть предоставлено, если:

  • арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного выше;
  • площадь арендуемых помещений не превышает установленных законами субъектов Российской Федерации предельных значений площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, и некоторые другие воспользоваться преимущественным правом на выкуп арендованного имущества не смогут.

Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми, если до 1 января 2009 г. законом субъекта РФ не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством РФ. Срок реализации преимущественного права выкупа - до 1 июля 2010 г.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" до 1 июля 2015 г. продлен срок, в течение которого определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства разрешается заключать договоры аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения конкурсов или аукционов. Речь идет о договорах, заключенных до 1 июля 2008 г.

Читайте также: