Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование по 161 фз для жск

Обновлено: 16.05.2024

Реализация концессионных соглашений и СГЧП, как и любое строительство или реконструкция объекта капитального строительства, предполагает наличие определённых прав концессионера и частного партнёра на земельный участок, а также установление в отношении участка определённого правового режима.

Заметим, что наличие таких прав необходимо отнюдь не в каждом соглашении, а лишь в тех, в которых земельный участок требуется для непосредственного осуществления деятельности в рамках соглашения и исполнения принятых стороной на себя обязательств. Так, при отсутствии потребности концессионера или частного партнёра в правах на земельный участок для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, оно может не содержать условие о предоставлении земельного участка, а договор аренды может не заключаться [1] (например, это может быть актуально при заключении соглашений в отношении помещений).

В соответствии с п. 1 ст. 11 закона № 115-ФЗ, ст. 33 закона № 224-ФЗ, п. 23 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок, на котором располагается объект соглашения и (или) который необходим для осуществления деятельности, предоставляется концессионеру или частному партнёру в аренду без проведения торгов. Срок договора аренды не может превышать срок действия соглашения. Дополнительно отметим, что в рамках концессионного соглашения земельный участок может быть предоставлен концессионеру также на праве субаренды, на праве ограниченного пользования (сервитуте) или на иных правах.

В рамках закона № 224-ФЗ земельный участок должен находиться в собственности публичного партнёра и на момент его передачи частному партнёру быть свободным от прав третьих лиц. Частный партнёр может получить земельный участок только в аренду.

Концессионное законодательство, в отличие от законодательства о ГЧП, не содержит требований о наличии права собственности концедента на участок и об отсутствии прав третьих лиц на него. Соответственно, допустимо толкование, согласно которому земельный участок может находиться в собственности иных публично-правовых образований или третьих лиц, при этом ответственность за обеспечение предоставления земельного участка должна лежать на концеденте. Отметим, что в случае, если земельный участок не образован или не находится в собственности концедента, нельзя будет понудить его в судебном порядке передать этот участок концессионеру [2] . При этом в отношении земельного участка на момент его предоставления концессионеру в любом случае не должно быть ограниченных вещных прав третьих лиц, в противном случае в предоставлении участка концессионеру будет отказано на основании п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос предоставления земельного участка в случае, если для создания объекта соглашения предварительно требуется снести находящиеся на таком земельном участке объекты капитального строительства. Поскольку по концессионному соглашению концессионеру могут быть предоставлены объекты исключительно для целей реконструкции, предоставить земельный участок с находящимися на нём и подлежащими сносу ОКС будет невозможно в силу п.п. 4, 5 ст. 39.16 ЗК РФ. В таком случае снос ОКС может быть осуществлён концедентом в рамках исполнения обязательств по подготовке территории до предоставления земельного участка концессионеру.

Ни концессионер, ни частный партнёр не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка и соглашением.

Прекращение соглашения является основанием для прекращения заключённого договора аренды земельного участка в рамках закона № 224-ФЗ, а также прекращения договора аренды, иных прав в отношении земельного участка, предоставленных концессионеру.

В силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанного с ними имущества частный партнёр – ​собственник объекта по СГЧП (в отличие от концессионера, обладающего только правами владения и пользования объектом соглашения) получает возможность приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен данный объект. Однако претендовать на получение земли можно только после истечения срока действия соглашения (п. 6 ст. 33 закона № 224-ФЗ). Приобретение участка осуществляется в порядке, установленном ст. 39.20 ЗК РФ, и по цене, не превышающей его кадастровой стоимости (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).

Обращение граждан в уполномоченные органы исполнительной власти края (министерство образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, министерство культуры края), органы местного самоуправления, федеральные государственные органы для включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК.

Формирование уполномоченными органами исполнительной власти края, федеральными государственными органами списков граждан из числа работников организации/органа.

Создание и регистрация ЖСК, с учетом следующего:

- количество членов ЖСК (не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся доме);

- типовая форма устава ЖСК, утверждена постановлением Правительства РФ от 06.06.2012 № 558;

- членами ЖСК могут быть только лица, из сформированного
ФОИВом/субъектом РФ списка граждан;

- ЖСК создается общим собранием учредителей (в собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив);

- государственная регистрация ЖСК.

Обращение уполномоченного представителя ЖСК в орган местного самоуправления / министерство имущественных отношений края с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование ЖСК земельного участка, с приложением следующего:

- выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице;

- решения о создании некоммерческой организации;

- копии устава ЖСК;

- выписки из реестра членов ЖСК;

- копии протокола ЖСК об избрании председателя правления ЖСК;

- копий уведомлений о включении граждан в списки;

- информации о планируемом типе жилой застройки (многоквартирные дома, дома блокированной застройки);

- выписки из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Рассмотрение органом местного самоуправления / министерством имущественных отношений края заявления о предоставлении в безвозмездное пользование ЖСК земельного участка, принятие решения. Подписание договора безвозмездного пользования земельным участком.

ЖСК самостоятельно заключает договор на проектные работы, а также договор строительного подряда с подрядной организацией, соответствующей требованиям, установленным федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.

Проектирование, строительство жилого дома, а также иные расходы, связанные со строительством жилого дома, осуществляется за счет паевых взносов членов ЖСК.

Члены ЖСК могут привлечь средства ипотечного кредита при предоставлении поручительств либо залоге иного объекта недвижимости.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

для принятия решения о включении в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан

1. Граждане, категории которых установлены постановлением Правительства Хабаровского края от 31.05.2013 № 145-пр.

1.1. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 17.09.2018 № 331-пр (далее – Правила).

1.2. Формирование и ведение списков по категориям, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти края:

- министерство образования и науки края – из числа граждан, для которых работа в государственных (муниципальных) образовательных организациях является основным местом работы;

- министерство социальной защиты населения края – из числа граждан, для которых работа в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении края, является основным местом работы, а также из числа граждан, имеющих трех и более детей;

- министерство здравоохранения края – из числа граждан, для которых работа в государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении края, является основным местом работы;

- министерство культуры края – из числа граждан, для которых работа в государственных (муниципальных) учреждениях культуры является основным местом работы.

1.3. Для принятия решения о включении в списки граждане предоставляют следующие документы:

а) заявление по форме, установленной Правилами;

б) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

в) копия трудовой книжки, заверенная работодателем (за исключением граждан, имеющих трех и более детей);

г) копия (копии) свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей) (при наличии у гражданина несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей);

д) копия свидетельства о заключении брака (для лиц, состоящих в браке);

е) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие земельного участка, предоставленного исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства, на праве собственности или аренды после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Документы, указанные в подпунктах "е" могут быть представлены гражданином по собственной инициативе.

В случае если данные документы либо сведения, содержащиеся в них, не представлены гражданином по собственной инициативе, такие документы либо сведения, содержащиеся в них, запрашиваются органом, в который поступило заявление.

1.4. Работники краевых государственных учреждений (организаций) в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры подают заявление и документы в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти края;

Работники муниципальных учреждений (организаций) в сфере образования и культуры, а также граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление в администрации городских округов, муниципальных районов края по месту жительства.

2. Граждане, категории которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 108.

2.1. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, утверждаются соответствующими федеральными органами власти:

- Приказ МИД России от 22.09.2015 № 18197;

- Приказ ФСИН России от 16.04.2015 № 366;

- Приказ Росстата от 18.12.2014 №N 711;

- Приказ Минэнерго России от 20.08.2020 № 678;

- Приказ Росреестра от 02.09.2014 ; П/413;

- Приказ Роструда от 17.05.2016 № 149-к;

- Приказ ГУСП от 06.07.2020 № 87;

- Приказ Минобрнауки России от 16.10.2018 № 50н;

- Приказ МВД России от 23.10.2019 № 727;

- Приказ Минздрава России от 01.09.2014 № 486н;

- Приказ Минпромторга России от 18.10.2013 № 1686;

- Приказ Росфинмониторинга от 27.05.2015 № 156;

- Приказ Казначейства России от 06.02.2015 № 2н;

- Приказ Минкультуры России от 13.03.2018 № 279;

- Приказ Росрыболовства от 29.03.2016 № 215;

- Приказ ФАС России от 02.09.2015 № 805/15;

- Приказ Роснедр от 17.06.2015 № 405;

- Приказ ФНС России от 15.06.2015 № ММВ-7-10/237@;

- Приказ Рособрнадзора от 09.06.2015 № 899;

- Приказ Минвостокразвития России от 08.05.2015 № 62;

- Приказ Росархива от 17.04.2015 № 35;

- Приказ Росприроднадзора от 03.04.2015 № 281;

- Приказ МЧС России от 19.03.2015 № 123;

- Приказ Росстандарта от 13.03.2015 № 297;

- Приказ Ространснадзора от 20.02.2015 № АК-224фс;

- Приказ Россвязи от 27.01.2015 № 12;

- Приказ Роспотребнадзора от 20.01.2015 № 18;

- Приказ Росздравнадзора от 13.01.2015 № 59;

- Приказ Россельхознадзора от 29.12.2014 № 805;

- Приказ ГФС России от 18.12.2014 № 412№;

- Приказ ФССП России от 16.12.2014 № 686;

- Приказ Росавтодора от 16.07.2014 № 227№

- Приказ Госкорпорации "Росатом" от 25.12.2013 № 1/23-НПА;

- Приказ Росморречфлота от 04.12.2013 № 82;

- Приказ Минпромторга России от 03.12.2013 № 1920;

- Приказ Генпрокуратуры России от 09.10.2013 № 437;

- Приказ ФСТЭК России от 05.07.2012 № 78;

- Приказ Росалкогольрегулирования от 24.06.2013 № 164;

- Приказ Роскомнадзора от 07.02.2013 № 109;

- Приказ Росрезерва от 19.09.2012 № 127;

- Приказ Министра обороны РФ от 13.04.2012 № 800;

- Приказ Ростехнадзора от 30.03.2012 № 211.

2.2. Перечень документов, предоставляемый гражданами, а также порядок их предоставления утверждаются вышеуказанными приказами федеральных органов власти.

ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ В ЧЛЕНЫ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ

В члены жилищно-строительных кооперативов могут быть приняты:

1. Соответствующие постановлению Правительства Хабаровского края от 31.05.2013 № 145-пр:

- работники краевых государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры;

- граждане, имеющие трех и более детей.

2. Соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 108:

- работники федеральных государственных унитарных предприятий, являющиеся научными организациями, в федеральных государственных организациях, в том числе научных организациях;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;

- научные или инженерно-технические работники государственных академий наук;

- научные или инженерно-технические работники научных организаций;

- научно-педагогические работники федеральных государственных образовательных организаций высшего образования;

- работники федеральных государственных органов;

- работники федеральных государственных общеобразовательных организаций, федеральных государственных учреждений здравоохранения или федеральных государственных учреждений культуры;

Читайте также: