Право территориального верховенства на землю это

Обновлено: 15.05.2024

Как было рассмотрено ранее, территория, бесспорно, является материальной основой государства, играет немаловажную роль в юридической конструкции государственности. Однако на каком правовом основании государство должно обладать территорией в свете вопроса о его государственности? Данный вопрос подлежит исследованию, так как имеет первостепенное значение для поддержания государственности исчезающих государств в то числе при обращении ими за помощью к остальным членам международного сообщества.

На протяжении истории подходы к юридической природе территориального верховенства менялись, развивались и включали следующие:

• Объектная теория государственной территории. Ее представители - И.К. Блюнчли, К.Л. Галлер, М. Зейдель, Б.Н. Чичерин и др. Дания теория рассматривает территорию как объект собственности государства, объект частного права, вещь [248] [249] .

• Патримониальная теория государственной территории. Ее представители - Л.А. Камаровский, Б.М. Клименко, П. Лабанд, Г. Лаутерпахт, А.М. Ладыжский, Ф.Ф. Мартенс, Л. Оппенгейм, и др. Она рассматривает территорию «как объект не государственной, а международно-правовой собственности, при этом государство выступает собственником

• Пространственная теория государственной территории. Ее представители - Ю.Г.

Барсегов, В.Н. Дурденевский, Г. Еллинек, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Ф. Лист, В.А.

• Функциональная теория государственной территории (теория компетенции).

Ее представители - Г. Кельзен, Ш. Руссо, Ж. Ссель. Она рассматривает территорию как сферу пространственной компетенции государства.

Положение, обязывающее государства обладать территорией на праве собственности (в гражданско-правовом смысле) в целях соответствия признаку определенной территории,

отсутствует в международном праве. В современной доктрине международного права разъясняется, что для соответствия признаку определенной территории «требуется наличие

Так, И.К. Блюнчли полагает: «территориальное верховенство не заключает в себе права собственности над территорией. Территориальное верховенство входит в сферу публичного, а собственность в сферу частного права. Если государство и случается имеет частную собственность, то оно является в этом случае уже частным лицом и пользуется всем правами

Из римского права в международное были привнесены понятия imperium и dominium, раскрывающие территориальные правомочия государства в отношении своей территории.

Коротко В. А. Незабитовский следующим образом указывает на отличия этих правомочий: «dominium есть власть человека над вещью, imperium - власть в отношениях между

В. А. Незабитовский, впервые сформулировавший пространственную теорию

государственности , у которого государственная территория - это «пространство земной

она приравнивалась к территории .

Отметим здесь, позиция В.А. Незабитовского о том, что элемент dominium лишний в концепции территориального верховенства, при дальнейшем развитии учения о территории встретила и оппонентов, полагающих «обязательное наличие двух элементов dominium и

Если предположить, что в содержание понятия верховенства не входит полномочие dominium, тогда не могло бы идти и речи о существовании института частной собственности во внутригосударственном праве, а также иных видов собственности (государственной, муниципальной и т.д.). Кроме того, точно также не существовало бы и цессии как

международно-правового способа передачи территориального верховенства в отношении определенного участка территории. Соответственно, можно сделать вывод, что

государственная территория может в отдельных случаях выступать как объект властвования.

Б.М. Клименко разделил территорию государства и землю (природную среду) [267] . При таком разделении понятие dominium применимо лишь к земле (природной среде) как к частноправовому явлению, а не к государственной территории как публичному-правовому явлению.

Дж. Кроуфорд также придерживается пространственной теории территории и утверждает, что территориальный суверенитет — это не собственность в отношении территории (объектная теория территории) или наличие юрисдикционных полномочий (теория компетенции), а эффективное осуществление властных полномочий в отношении конкретной

Немецкий юрист П. Лабанд также предлагал сочетание "объекта" и "предела" в представлении

о государственной территории .

Согласно современной доктрине международного права территориальный суверенитет в отношениях между государствами означает независимость государственной власти, исключающую осуществление государственных функций каким-либо иным государством, государственная власть является последней инстанцией в пределах государственных границ и юридически не подлежит власти какого-либо другого государства, то есть обладает суверенным равенством с другими государствами . Независимое государство связано лишь международным правом, между собой государства юридически равны (par in parem non habit imperium). По мнению Д. Вонга, при решении вопроса является ли то или иное образование независимым государством необходимо выяснить наделено ли данное образование отдельным правовым порядком, вытекающим непосредственно из международного права, а не из правопорядка какого-либо иного субъекта международного права [276] [277] [278] . Этим и характеризуется imperium (высшая власть).

международное право не содержит международно-правовых норм, обязывающих государства обладать территорией на праве собственности в целях соответствия признаку определенной территории и обладания международной правосубъектностью. Не отдавая явное предпочтение какой-либо из теорий государственной территории, выделяющим либо imperium, либо

dominium, мы заключаем, что у государства в отношение его территории обязательно должны присутствовать два правомочия: и imperium (высшая власть), и dominium (суверенное владение). Соответственно для того, чтобы сохранить свою международную правосубъектность исчезающим государствам необходимо обладать данными правомочиями в отношении новой приобретаемой территории, в случае возможности приобретения таковой. При этом в виду того, что в пределах своей территории государство обладает полнотой власти, исчезающие государства должны быть правомочны осуществлять судебную юрисдикцию, предписывающую юрисдикцию и юрисдикцию принуждения в отношении такой новой территории. В данном случае не возникнет критический момент, когда их население останется без территории, так как к моменту полного погружения их прежней государственной территории под воду это население уже будет проживать на другой территории и осуществлять эффективное управление над ней.

Подводя итог первой главе, необходимо сделать следующие выводы.

Территориальное верховенство - верховенство государства в пределах своей территории - означает полноту государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) над населением, исключающую возможность деятельности в пределах территории государства всякой иной публичной власти.

Территориальное верховенство государства выражается в том, что только оно может предписывать обязательные для всех находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения и нормы, т.е. создавать внутригосударственное (национальное) право. Лишь воля суверенного государства, выраженная государственной властью в форме закона, становится правом.

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет никакой другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать его полномочия и требовать его подчинения себе. Публичная власть - единственная основа полномочий всех органов

' Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - С. 95.

государства и должностных лиц, по осуществлению ими государственных функций. Источник этого верховенства и полновластия коренится не в каких-то внешних силах, а в материальных условиях жизни на определенном этапе его исторического развития, которые порождают потребность в государстве со всеми атрибутами его публичной власти.

Из изложенного следует, что государственная территория какого-либо государства - это территория, находящаяся под его суверенитетом.

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории. Даже при осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов. Сравнительно небольшие территориальные изменения могут осуществляться на иной основе. Так, передача небольших и незаселенных участков (цессия) происходит на договорной основе.

Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю - право народна на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государстве и внутреннюю - определение своего внутреннего устройства. С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образования

самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, — вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Таким образом, самоопределяющийся народ распоряжается своей территорией, и в основе принадлежности определенной территории государству лежит воля населяющего эту территорию народа. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в советской международно-правовой литературе.'

Все критерии, определяющие границы территории самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в диалектической связи между собой и другими факторами, например, географическими. Существуют географические принципы установления пределов территории по какой-либо реке или по горному водоразделу. К числу географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях является то, что при отсутствии установленных границ государству принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли. Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Географические принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее справедливым и удобным образом для разграничивающихся сторон.

Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных,

' Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. - М.: Международные отношения, 1985. - С. 71.

пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется, речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и основой нового территориального суверенитета в целом являются не географические принципы, а осуществление народом права на самоопределение.

Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений. В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается. Такие территориальные изменения происходят в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае передача участка территории происходит небезвозмездно.

Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.

Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в

договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок. Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.

Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация производится высшим представительным органом государственной власти.

Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора, влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория становится территорией другого государства с момента вступления договора в силу, если в нем не оговорено иное. Обычно такие договоры требуют ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмана сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С этого момента на переданную территорию распространяется территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.

Поскольку передача участков территории оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву народов на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора, — его соответствие общепризнанным принципам современного международного права, императивным нормам международного права и иным специальным нормам относительно заключения международных договоров. >

' Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. - М.: Наука, 1975. -С. 60.

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом, и земельным. Под правом собственности на землю понимают право собственника земельного участка совершать в отношении его любые действия по своему усмотрению, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

40-43, ряд других статей Земельного кодекса РФ) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при их использовании. Формы: Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности: • частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; • государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом; • муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования; • иные формы собственности — смешанные. Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию. 1) В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий. 2) Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц. 2. Пользование - это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных формах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и законным интересам других лиц. Общее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения. Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п. Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы. При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования. Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв 3. Распоряжение - это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника. Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу. Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д. Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах: ? изменение фактического состояния земли (земельного участка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой присвоение этому участку положения сельскохозяйственного угодья); ? изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в части размера поземельных платежей, идущих в пользу государства); ? изменения в составе лиц, являющихся собственниками земельных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности. Право территориального верховенства на землю: Право собственности государства на землю рассматривается в контексте его тесной связи с правом территориального верховенства. Иногда понятия "земля" и "территория" употребляются как имеющие одно значение. Полагаем, что полностью ставить знак равенства между этими понятиями нельзя. Право территориального верховенства касается сферы международных отношений, а не отношений собственности на землю и иные природные ресурсы. Поэтому право территориального верховенства не связано с правом государственной собственности на природные ресурсы, в том числе на землю. Территориальное верховенство является выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства.

Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. При этом надо отметить, что особым субъектом земельных правоотношений является государство. Это связано с тем, что РФ является не только субъектом федеральной собственности на землю, но и субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции РФ 1993г., суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Все это говорит о том, что РФ не только осуществляет правомочия собственника земли, но также устанавливает и защищает ее границы, обеспечивает единство экономического и правового пространства в пределах своей территории. Понятие юрисдикции государства более узкое по объему, чем понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства, означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.

Понятие права публичной собственности на землю и иные природные ресурсы. Общие положения, касающиеся права публичной собственности, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.

2 ст. 214 ГК). Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, — муниципальная собственность (п. 1 ст. 215 ГК).

* СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3.

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Поскольку собственником было само государство, постольку все отношения по поводу использования соответствующих объектов природы основывались на праве исключительной собственности. Единственным титулом, на котором допускалось использование всех природных объектов, было право пользования. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли и иных объектов природы. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т.е. бесхозных.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проводимые в России политические и экономические преобразования направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РФ 1978 г. (с изм. и доп. от 21 апреля 1992 г.) на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

Государственная собственность — земли и иные ресурсы природы, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации. Такая собственность является федеральной. Земля и иные ресурсы природы, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в качестве субъектов права собственности имеют равные права с иными участниками отношений в этой сфере.

Право собственности на землю и иные природные ресурсы и право территориального верховенства. В теории советского земельного права право собственности государства на землю и иные природные объекты рассматривалось в контексте его тесной взаимосвязи с правом территориального верховенства.

Территориальное верховенство является выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка.

Изменение характера отношений собственности на землю, упразднение права исключительной государственной собственности на природные ресурсы, в том числе на землю, приводят к выводу о необоснованности такого утверждения в настоящее время в отношении Российской Федерации. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного и гражданского права.

Будучи собственником земли, других природных ресурсов. Российская Федерация обладает точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Она вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, может применять в целях ее защиты способы, установленные законом. Однако право территориального верховенства касается сферы международных отношений, а не отношений собственности на землю и иные природные ресурсы. Поэтому право территориального верховенства не связано с правом государственной собственности на ресурсы природы, в том числе на землю.

Разграничение права федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Правовой основой для признания права собственности на землю и другие природные ресурсы за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (ст.

III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ вправе иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Разграничение собственности РФ и собственности субъектов Российской Федерации на природные ресурсы решается в зависимости от видов природных ресурсов и их экономического значения.

* СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

Российская Федерация имеет: исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. В отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ осуществляет юрисдикцию.

* СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

Таким образом, в отношении природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ осуществляет не право собственности, а суверенные права и юрисдикцию. Соответственно в отношении этих природных ресурсов не встает вопроса о разграничении права собственности на них Российской Федерации и субъектов РФ.

Что касается других природных ресурсов, то здесь дело обстоит сложнее. Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

* САПП РФ. 1993. № 51.Ст. 4932.

К федеральным природным ресурсам Указом отнесены земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу Российской Федерации и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

* СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

* СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

В отношении объектов права собственности, т.е. участков недр, вопрос решен следующим образом. Законом предусмотрено выделение участков недр федерального, регионального и местного значения (ст. 21, п. 6 ст. 3, п. 7 ст. 4). Критерием отнесения к участкам недр федерального значения является обеспечение государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета и выполнение обязательств по международным договорам. Решение о придании тому или иному участку недр статуса объекта федерального значения принимается совместно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Муниципальной собственности на недра Законом не предусмотрено, хотя допускается возможность выделения участков недр местного значения.

Вопрос о праве собственности на леса урегулирован в ЛК РФ. Так, согласно ст. 19 Л К РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Указанные формулировки означают, что до сих пор в лесном законодательстве не определены критерии разграничения федеральной собственности и собственности субъектов РФ, критерии определения муниципальной собственности на леса. ЛК РФ предусматривает, что эти вопросы должны быть решены в специальном федеральном законе, который не принят.

От ЛК РФ выгодно в этом плане отличается ВК РФ. Объектом права собственности на воды признается водный объект. Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 ВК). В соответствии со ст. 7 ВК поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. В связи с этим предметом (точнее объектом) права собственности на водные объекты согласно ст. 32 ВК выступает водный объект в целом. Такое решение объясняется тем, что сама вода не может быть объектом права собственности: она не может быть индивидуализирована, в отношении нее нельзя осуществлять правомочия собственника.

Водные объекты могут быть в собственности Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 34 ВК в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Водные объекты, являющиеся государственной собственностью, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст. 35 ВК). К федеральной собственности относятся: водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ; имеющие общегосударственное значение; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море и др. К собственнности субъекта РФ относятся водные объекты государственного водного фонда, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории субъекта РФ и не относятся к федеральной собственности.

Согласно ст. 39 В К обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. Целевое назначение этих объектов — удовлетворение муниципальных нужд.

Пределы осуществления права государственной собственности. Рассматривая вопрос о праве государственной собственности на природные ресурсы, нельзя не коснуться вопроса о пределах осуществления субъектами данного права собственности своих правомочий. Существует ошибочное, широко распространенное в обиходе мнение о том, что собственник без каких-либо ограничений может свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Право собственности как частной, так и государственной (как, впрочем, и муниципальной) не имеет абсолютного характера.

Российская Федерация не может осуществлять правомочия собственника природных ресурсов по своему усмотрению в ущерб другим государствам, поскольку связана рядом международных обязательств в сфере охраны окружающей среды. Недопустима также реализация права федеральной собственности в ущерб субъектам РФ. В свою очередь, субъекты РФ не могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своими природными ресурсами в ущерб как Российской Федерации, так и другим субъектам Федерации.

Этот вывод вытекает, во-первых, из содержания ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная формулировка означает, что правомочия субъекта РФ — собственника природных ресурсов не могут осуществляться не только в ущерб интересам тех народов, которые непосредственно проживают на территории субъекта РФ, но и всех народов нашей страны — Российской Федерации. Во-вторых, природопользование и охрана окружающей среды являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Это означает, что в федеральном законодательстве определяется компетенция регулирования соответствующей сферы отношений как Российской Федерации, так и субъектов Федерации по осуществлению ими правомочий собственника земли и иных ресурсов природы.

Читайте также: