Правление большинства обладающего имущественным и образовательным цензом это

Обновлено: 17.05.2024

В отличие от большинства учебных пособий, в предлагаемых экзаменационных ответах используется конкретный материал из отечественной и зарубежной политической истории, упоминаются события и участники современной политической жизни России. Авторы пособия настоятельно рекомендуют студентам не ограничиваться фактами, представленными в тексте, и внимательно следить за политической жизнью в стране и за рубежом. Это позволит студентам проверить приобретенные теоретические познания, научиться самостоятельно оценивать, анализировать политическую обстановку. Далеко не все станут политическими деятелями. Но в активных, политически развитых молодых гражданах Россия остро нуждается.

1. Политика: понятие, сущность, роль в жизни людей

Политику чаще всего определяют как сферу отношений между людьми, сферу общественных отношений, в которых различные социальные группы выражают свои интересы, потребности, требующие применения власти. Если коротко, то политика – это отношения между людьми по поводу функционирования власти в данном обществе.

Под политикой подразумеваются различные отношения, процессы, действия людей:

□ отношения, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование политической власти;

□ сам процесс формирования и функционирования власти;

□ деятельность людей, организаций, групп населения по достижению определенных целей;

□ искусство управлять государством и обществом.

Политика – сложная область жизни людей, структура и содержание которой определяются разными основаниями.

В соответствии с самыми крупными областями осуществления политику делят на внутреннюю и внешнюю.

В соответствии со сферой деятельностипринято выделять экономическую, социальную, культурную, научно-техническую, национальную и другие виды политики.

В зависимости от масштаба, территориального охватаговорят о местной (локальной), национальной (конкретного государства), региональной, международной (глобальной) политике.

Таблица 1. Политический строй древнегреческого полиса


В зависимости от субъекта, то есть от того, кто осуществляет политику, она бывает государственной, правительственной, партийной, профсоюзной и т. д.

□ деятельность различных политических и социальных институтов;

□ непосредственное участие людей в различных формах политической жизни;

□ действия политических лидеров, государственных и общественных деятелей;

□ стиль общественной и повседневной жизни в том или ином обществе, степень политизированности конкретного социума в конкретный исторический период.

Таблица 2.Политика как объект анализа


2. Политология как наука

Объектомизучения политологии как науки является политическая жизнь во всех ее проявлениях, устройство и механизм действия политической власти в различных обществах.

Предметомполитологии как науки являются закономерности возникновения, формирования и развития политических интересов и отношений, политическое сознание, особенности политического поведения, участия в политической жизни различных социальных групп, слоев, отдельных граждан в различных странах.

В 1857 г. в США в Колумбийском колледже была основана кафедра истории и политической науки (Ф. Либер). Большинство специалистов считает это событие рождением политологии как самостоятельной академической дисциплины.

Понимание характера и сущности политических отношений, способов воздействия на различные группы населения служило важным оружием многих исторических деятелей в борьбе за власть и ее использование на протяжении всей истории человечества. С вовлечением в общественно-политическую жизнь широких народных масс, главным образом на протяжении XVIII–XX вв., значение обобщенного политического знания постоянно увеличивалось. Политология является достаточно востребованной социально-гуманитарной дисциплиной. В структуре политологии обычно выделяют: философию политики(теорию политических отношений), политическую социологию(изучение политических институтов, их взаимодействие) и эмпирические исследованияполитической сферы (прикладную политологию). В современном мире большинство политических акций, кампаний проводится с использованием различных политических технологий, в основе которых лежит конкретное прагматическое представление о политическом положении, о политических настроениях населения, о способах достижения политических целей и задач.

Таблица 3.Политология как наука: структурные элементы и методы изучения


Современная политология выполняет разнообразные функции:

□ теоретико-познавательная функциясвязана с выявлением, изучением, пониманием различных тенденций, трудностей, противоречий политических процессов, с оценкой происшедших политических событий;

□ методологическая функцияпредполагает, что понимание общих закономерностей политической жизни общества поможет другим социальным наукам в решении их специфических задач;

□ аналитическая функция, как и в других общественных науках, направлена на постижение сути политических процессов, явлений, их всестороннюю оценку;

□ регулятивная функциязаключается в обеспечении воздействия на людей, в стимулировании их сознательного участия в политических событиях, процессах;

□ прогностическая функцияпредполагает возможность предвидения того или иного развития событий, корректировки различных сторон политической деятельности ответственных государственных деятелей, политических лидеров и организаций;

Центральное место в политологической науке занимают такие категории, как власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, конфликт, консенсуси др.

Практическое значение политологии трудно переоценить: она обучает владению искусством властвования, способствует формированию политической культуры народа, созданию гражданского общества, необходимого для обеспечения прав и свобод человека. Политология оказывает большое влияние на распространение политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний.

Таблица 4.Понятийный аппарат политологии


3. Возникновение и эволюция политической мысли от древности до нового времени

Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные формы совместного сосуществования. Многие мечтали об идеальном, справедливом устройстве жизни, мудрых правителях. Первые представления о власти, государстве, политике органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Первые политические воззрения составили фундамент последующей, в том числе и современной политической науки и практики. Ведь сами люди, отношения между ними, если рассматривать основные модели, не очень изменились за несколько тысячелетий.

Политическая мысль Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай) исходила из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка.

Последователи Шан Яна(400–338 гг. до н. э.) – легисты или законники, напротив, идеальным типом высшего руководителя считали правителя-деспота, который с помощью жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства, жестких законов, регламентов воспитывает в подданных истинную добродетель.

Преобладание деспотических форм правления в государствах Древнего Востока современные исследователи связывают с необходимостью принудительной организации больших масс людей для создания и поддержания ирригационных систем земледелия.

Античная политическая мысль обобщала опыт возникновения и развития полисной организации общества. Полис составляли частные собственники небольших участков земли. Древнегреческое общество делилось на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев, полноправных граждан и лиц с ограниченными правами.

Таблица 5.Политический строй государств от древности до Нового времени


Таблица 6.Становление мировой политической мысли



4. Политические теории, изменившие мир. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв

Плеяда выдающихся теоретиков, философов разработала все назревшие вопросы: что, как и ради чего делать.

Таблица 7.Политический строй Англии до и после буржуазной революции


Таблица 8.Политический строй Франции до и после буржуазной революции


Ж.-Ж. Руссоидеализировал догосударственное, естественное существование человека. Через общественный договор он считал возможным найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации. Общественный договор Руссо рассматривал как способ интеграции общей воли. В таком обществе, по мнению теоретика, не должно быть конфликтов и противоречий. Естественным способом выражения воли гражданина Руссо считал прямую демократию.

Таблица 9.Политический строй Северной Америки до и после буржуазной революции


Другой французский философ Шарль Монтескье(1689–1755 гг.) продолжил разработку идеи Д. Локка о разделении властей. Необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную Монтескье объяснял природой человека, его склонностью к злоупотреблению властью. Из трех форм правления – республика, монархия, деспотия – Монтескье идеальным типом правления считал демократическую республику. Но философ понимал, что в условиях социального неравенства добиться политического и морального единства общества, прямого правления народа было невозможно. Поэтому более жизненной Монтескье считал аристократическую демократию, в которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.

В Северной Америке в период борьбы за независимость и создание самостоятельного американского государства была проведена большая теоретическая работа. Концепция американской демократии нашла воплощение в Конституции США 1787 г., в созданной на ее основе федеральной республике.

Теоретиками Американской революции были Бенджамин Франклин (1706–1790 гг.), Джеймс Медисон(1751–1836 гг.), Томас Джефферсон(1743–1826 гг.) и Александр Гамильтон(1757–1804 гг.). Они признавали идею народного суверенитета, а выборы считали способом формирования властных институтов. Потребности граждан в соответствии с Конституцией США стал выражать двухпалатный парламент – конгресс. Состав палаты представителей избирался пропорционально численности населения. В состав сената входило по два представителя от каждого штата. Законы принимались палатой представителей, но сенат мог затормозить прохождение закона. В сенате большие и малые штаты имели равное представительство. Президента избирала коллегия выборщиков. Судебная власть назначалась президентом совместно с сенатом. Правительство возглавлял президент, но финансами распоряжалась палата представителей. Президент ни при каких обстоятельствах не мог распустить конгресс, но была предусмотрена процедура импичмента – смещения президента с должности. Кандидаты на посты министров проходили проверку в комиссиях сената. В целом, в американской федеральной республике была впервые реализована идея разделения властей и создан механизм сдержек и противовесов, который обеспечил эффективность и стабильность американской политической системы.

Идея монархии в США была не популярна. К тому же, у первого американского президента Джорджа Вашингтона, которому предлагали стать королем, не было (и не могло быть) своих детей, которым бы он мог передать королевство. Т. Джефферсон стал третьим президентом США (1801–1809 гг.).

Большую роль в популяризации американской политической системы и разработке теории демократии сыграл французский историк и социолог Алексис Токвиль(1805–1859 гг.). Он считал распространение демократии мировой тенденцией, вызванной утверждением социального равенства и упадком аристократии. Он видел несовершенства демократии, угрозу ей со стороны индивидуализма. Тем не менее, Токвиль на основании американского опыта показывал преимущества и достоинства демократии. Она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении, считал Токвиль.

К середине XIX в. были разработаны наиболее важные теоретические концепции, идеи, положения, которые до сих пор лежат в основе политического устройства группы наиболее развитых государств мира. Эти теории были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Они исходили из принципов естественного права, согласно которому каждый человек рождается с неотъемлемыми правами – на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства. Эти теории не остались на бумаге и были воплощены в жизнь в Англии, Голландии, Франции, США, других странах. Реализация этих теорий потребовала от заинтересованных социальных слоев и классов последовательных усилий и сопровождалась острой политической борьбой.

Таблица 10.Развитие политической мысли в Европе и Америке в Новое время

Заинтересованность Китая в установлении сотрудничества с государствами Центральной Азии. Во-первых, для организации совместных действий против экстремизма, национального сепаратизма в СУАР, во-вторых, исходя из собственных экономических интересов, в-третьих, в целях обеспечения надежного тыла в случае ухудшения ситуации в АТР, что вылилось в создание ШОС.

Все эти факторы не могли не заставить по-новому взглянуть на место и значение Казахстана и государств ЦАР на их место и роль в современной геополитической картине.

Таким образом, с учетом событий, произошедших во второй половине 90-х годов 15 марта 2001 года была представлена новая Концепция внешней политики РК. Приоритетными направлениями концепции, основанной на многовекторной дипломатии, стали:

двустороннее сотрудничество, при котором главными партнерами Казахстана являются Россия, Китай, страны СНГ, США, страны ЕС, а также Япония, Индия, Турция, Иран;

вопросы Каспийского моря;

работа по делимитации и демаркации государственной границы;

развитие транзитно-транспортного потенциала;

проблема трансграничных рек;

экономический компонент внешней политики, суть которого заключается в содействии доступу казахстанской продукции на мировой рынок, с одной стороны, привлечению иностранных инвестиций в такие секторы казахстанской экономики как новые технологии, машиностроение, инфраструктура, сельское хозяйство, малый бизнес - с другой.

Таким образом, внешняя политика Казахстана в современной непростой международной ситуации диктуется необходимостью отстаивания национальных интересов республики посредством выработки и проведения конкретных действий от внешнеполитической до культурно-гуманитарной и идеологической сфер.

Ключевые термины по теме лекции: внешняя политика, внутренняя политика, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, военная безопасность, делимитация границ, демаркация границ, договор, саммит.

Раздаточный материал по проведению семинарских занятий

Политология как наука

. Ответьте на следующие тесты:

Какие нижеприведенные определения политики, на ваш взгляд, безусловно, правильны, какие приблизительно верны, какие некорректны. Политика - это:

концентрированное выражение экономики;

взаимоотношения людей в обществе по поводу власти;

правовое регулирование семейной жизни;

управление и регулирование определенной социальной общностью;

сфера деятельности государства, партий, общественных движений;

деятельность, направленная на согласование интересов всего общества, группы;

сфера взаимодействия, общения различных социальных групп;

профессия, связанная с принятием решений;

способ реализации личностных целей.

. Когда произошло становление науки о политике как самостоятельной отрасли знания? (в конце XIX в.; в V-IV вв. до н.э.; в XVI в.; в конце XVIII в.; в середине XX в.)

. Д. Истон определят политику как властное распределение ценностей внутри общества. Что подразумевает данная трактовка?

определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам;

определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп;

распределение жилищной площади в порядке очереди;

определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;

регулирование и согласование социальных интересов групп, разрешение конфликтов.

. Инструментальная функция политологии заключается:

в определении и разработке возможных сценариев политического развития;

в разработке эффективных методов политических исследований;

в разработке эффективных методов реформирования общества;

в приобщении индивидов к определенной политической культуре;

в выработке единой идеологии у всех граждан.

. Появление политики отразило:

процесс разрушения естественно-природного характера взаимосвязей в обществе;

появление частной собственности;

процесс социального расслоения общества;

- процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой продуктивной деятельности, призванной их удовлетворять.

. Эффективность и осязаемость политики обусловлены наличием такого ее элемента, как:

. Политика как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти рассматривается в рамках подхода: (директивного; функционального; коммуникативного; конфликтного; дуалистического).

. Функциональный подход к политике характеризуется:

разделением обязанностей и полномочий при непременном их согласовании;

как деятельность по руководству и управлению с использованием механизмов власти;

пониманием политики как универсального средства обеспечения целостности и механизма регулирования конфликтов в обществе;

пониманием политики как борьбы за власть, сферу господства и подавления одних социальных групп другими.

. Что не является причиной возникновения политики? (Распространение мировых религий; появление первых государственных объединений; осознание отдельными индивидами частных интересов; общественное разделение труда)

. В рамках какого подхода политика определяется как деятельность по эффективному достижению целей? (Конфликтологического; телеологического; бихевиористского; стратификационного)

Основные этапы становления и развития политической мысли

Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу

макиавеллизм 1 правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом

охлократия 2 концепция, объясняющая происхождение государства в контексте соглашения между людьми

олигархия 3 неограниченное и жестокое правление одного человека

деспотизм 4 образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных целей

теория общественного абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство договора

аристократия 6 власть немногих

тирания 7 власть толпы

полития 8 власть лучших

Работает вся группа, отвечая на тесты поочередно.

Кто первым в истории создал модель идеального государства (Платон, Аристотель, Мор, Маркс).

кто первым в истории выдвинул теории общественного договора? (Аристотель, Локк, Гроций, Монтескье)

Кто считал, что демократия - это власть неимущих, невежественных людей, не способных управлять разумом (Руссо, Вебер, Платон, Аквинский)

Какую форму правления Аристотель относил к неправильным (аристократии, демократии, политии, олигархии)

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:

1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;

2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заклю­ченного свободными гражданами для защи­ты и наиболее полной реализации их естест­венных прав;

3) неограниченное и жестокое правление одного человека;

4) образ политической деятельности, не пре­небрегающей любыми средствами ради до­стижения поставленных политических целей;

5) власть немногих;

7) власть лучших;

8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.

4. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для та­кого утверждения?

5. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу долж­но осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения при­меним сегодня?

7. Какие характеристики, согласно теории Н. Макиавелли отли­чают правление элиты лис и элиты львов? Как великий флорен­тиец объясняет причину смены властвующей элиты? А как бы он определил современную правящую элиту в России?

11. Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабст­вом. Какие аргументы он приводит для обоснования своей пози­ции? Согласны ли вы с ним?

13. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского уче­ния, теоретикам христианской религиозной доктрины?

15. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?

в) Т. Джефферсону;

23. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими за­конами, кроме справедливых законов бога и природы?

25. Один из политических мыслителей Нового времени назвал свою работу именем библейского мифического существа отождествив его с государством. Назовите автора этого труда и имя существа-государства.

26. Какую форму государственного устройства считали наилуч­шей Дж. Локк и Ш. Монтескье?

29. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?

33. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения влас­тей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредото­чена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтес­кье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?

34. Какую форму реального правления Аристотель считал лучшей?

35. Должен ли политик, с позиции Н. Макиавелли, руководство­ваться при достижении своих целей моральными принципами:

а) мораль — основа политической практики;

б) нет, он может забыть о морали;

в) мораль и политика соотносится пропорционально;

г) политик изначально следует мо­ральным предначертаниям.

36. Кто является автором теории о влиянии климата на полити­ческий процесс?

38. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании?

а) власть аристократии;

б) демократию как власть большинства;

42. Кому принадлежит мысль о том, что демократия — это власть неимущих и невежественных людей не способных управ­лять разумно?

45. Чем различаются точки зрения И. Гранта и И. Бентама на природу государства?

47. Немецкий ученый К. Хорнунг выделяет среди консерватив­ных политико-философских теорий XIX в. четыре основных на­правления:

б) легитимистское (де Местр, Бональд, Доносо Кортес);

в) романтическое (Мюллер, Геррес и т.д.);

г) реально политическое (Бисмарк, Дизраэли и др.).

В чем, на ваш взгляд, заключаются методологические недо­статки приведенной классификации?

1. Кого из мыслителей можно отнести к основоположникам концепции гражданского общества?

2. Кому из мыслителей принадлежат приведенные высказывания?

Определите общие и различные черты в подходах ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития. Сформулируйте свою позицию по вопросу о природе политического лидерства.

2. Н. Макиавелли рекомендовал правителям и государям, рас­считывающим сохранить свою власть, придерживаться определенных правил:

Можно ли согласиться с подобными рекомендациями? Какие приоритеты положены в их основу? Назовите имена политических деятелей российской и мировой истории, которые в своей деятельности, так или иначе, следовали этим рекомендациям.

Подумайте, какие властные, управленческие структуры обес­печивают функционирование тоталитарного режима?

2. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достиже­ния узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуж­дения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?

Согласны ли вы с данным утверждением? Достаточным ли это является? Ответ аргументируйте.

4. Авторитаризм выступает как один из типов политических ре­жимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытай­тесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?

5. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины способствуют сохранению и вос­производству авторитаризма в современном мире?

Объясните, чем отличается первый подход от второго?

Предложите свой вариант ответа на вопрос, поставленный полтора столетия назад.

9. Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказа­ли решающее влияние на современные представления о демо­кратии?

а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;

в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;

д) теория разделения властей Ш. Монтескье.

Какие достоинства и недостатки демократии как политичес­кого режима отметил Новгородцев?

Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?

Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?

1. Кого из названных мыслителей можно отнести к основопо­ложникам концепции правового государства?

«… Так, Фалес Милетский утверждал, что начало сущих (вещей) – вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше). Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он (об этом), во-первых, из того, что начало всех животных – сперма, а она влажная; так и все (вещи), вероятно, берут (свое) начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и (от влаги) плодоносят, а лишенные (ее) засыхают.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

Задание 3. Анализ текста.

«Вот, например, - пояснял Сократ, - мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?

Исходя из анализа текста, объясните:

1. Как раскрывается в данном фрагменте соотношение разума и морали?

2. Почему диалектика Сократа называется субъективной?

3. Можно ли считать рассуждения Сократа актуальными и сегодня или они утопичны?

Я думаю, что идеи Сократа утопичны. Было бы хорошо, если бы человеку, чтобы не совершать дурные поступки, было бы достаточно знания о добродетели или храбрости. Сократ делил мир на черное и белое, а в настоящем мире нет ничего абсолютно хорошего или абсолютно плохого. Человек может прекрасно осознавать, что такое зло и вместе с тем творить его.

Задание 4 . Анализ текста.

(Аристотель. Политика. Извлечения. Соч. Т. 4. – М.; Мысль, 1984. (Филос. наследие). с. 375-645)

Исходя из анализа текста, объясните,

1. Какую роль играли философы в общественной жизни греческого полиса?

2. Какую форму государственного устройства Аристотель считал наилучшей?

3. Есть ли в данном фрагменте идеи, которые можно было бы учесть современным политикам? Ответ обоснуйте.

  1. Пик древнегреческой цивилизации приходился на VI-V века до н.э. в Пелопонесской войне Афины терпят поражение. Начинается закат античной Греции. Кризис системы привел к величайшему расцвету политической мысли, который был связан с именами Платона и Аристотеля. В их сочинениях собрана политическая мудрость, накопленная древними греками.

Философия оказывала влияние на общественные институты не только через свои идеи, но философы принимали участие в государственных делах полисов (древнегреческих городах-государствах). Через свои школы и своих учеников они проповедовали свои идеи об устройстве государства. Было престижно быть учеником философа, многие цари приглашали для воспитания своих наследников философов, так учителем Александра Македонского был Аристотель.

  1. Как известно, Аристотель выделяет шесть видов – три правильные и три неправильные, т.е. извращения первых трёх. Правильные виды – монархия, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия, демократия. В правильных формах Аристотель усматривает проявление надлежащей добродетели. Монархия есть правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания – правление одного в своих интересах. Аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития – правление большинства, отбираемого на основании определённого ценза и пекущегося об общем благе; демократия – правление большинства, неимущих, в интересах этого большинства.

Лучшей формой государства Аристотель называя политию — правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархия (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития — это правление в интересах среднего класса.

Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. "В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше".

  1. Так например, Аристотель считал, что опорой государства должен стать средний класс, поскольку как крайнее богатство и крайняя бедность способны вызвать социальные катаклизмы. Чем больше в государстве среднего класса, тем оно стабильнее. В России в середине 90-х была олигархия и это привело лишь к еще большему расслоению общества на бедных и богатых. Если бы в наше время государство уделяло больше времени на поддержание основной массы населения, то у нас бы сформировался прочный средний класс. В нашей стране происходят скачки от крайней формы демократии (времена Гайдара) к олигархии (середина 90х), как и считал Аристотель это приводит лишь к расслоению и обнищанию. Если бы современные политики больше внимания уделяли изучению истории, то подобного не произошло бы.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – МАРКСИЗМ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Читайте также: