Правила заполнения акта согласования местоположения границ земельного участка

Обновлено: 15.05.2024

Формирование акта о согласовании границ участка земли происходит тогда, когда собственникам земельных наделов необходимо определить их точные размеры.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Для чего нужен документ

Все земельные участки, стоящие на кадастровом учете, должны иметь зафиксированные документально строго определенные границы. Это позволяет собственникам территорий и надзорным ведомствам иметь четкое представление об их размерах.

В дальнейшем такие данные позволяют избегать разногласий с владельцами соседних участков и государственными административными учреждениями.

Кроме того, на их основе производится правильное и безошибочное начисление налоговых платежей собственникам земли.

На кого возложена функция по уточнению границ земельных зон

Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:

  • право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
  • право на проверку правоустанавливающих бумаг;
  • возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
  • устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
  • проводить собственно согласовывающие мероприятия.

Кто занят в согласовании

К участникам согласования причисляются все заинтересованные лица:

  • владельцы земельных территорий;
  • граждане обладающие правом наследования земли;
  • люди, имеющие законную возможность бессрочного пользования землей;
  • те, у кого земельные участки находятся в официально оформленной временной аренде.

В отношении каких земель согласование проводится не должно

В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
  • леса и особо охраняемые территории;
  • участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.

Как происходит согласование

Процесс по согласованию крайних точек участков может осуществляться в одном из двух вариантов. Первый подразумевает, что заинтересованными сторонами являются сразу несколько человек. Второй предполагает индивидуальное согласование с одним соседом.

Каждой из сторон, имеющих прямое отношение к делу, за месяц до наступления события отправляется соответствующее оповещение. Вручение его должно производиться только под роспись.

Допускается и электронное извещение или публикация в средствах массовой информации. Правда эти два способа не гарантируют того, что информация дойдет по адресата.

В назначенный день кадастровый инженер проводит замеры участков и в нужных точках устанавливает специальные опознавательные столбы. На них обязательно должны быть указаны сведения о номере и дате установки. Надзор за состоянием этих столбов возлагается на собственников земли. В случае их повреждения или утраты на нарушителя может быть возложено административное наказание в виде штрафа.

Весь процесс фиксируется в специальном акте согласования. Сюда же вносится информация о том, согласны участники процесса с установленными границами или нет.

Что делать, если одна из сторон не согласна

Ситуации, когда один из владельцев земли не согласен с крайними точками своего участка встречаются не так уж и редко.

Закон предусматривает право на оспаривание в суде определения границ.

Правда для этого необходимо заручиться надежными подтверждающими документами. В результате судебных разбирательств возможно последующее дополнительное уточняющее межевание земель.

Особенности составления акта

Общеприменимого, стандартного бланка акта по согласованию границ земельного участка на сегодняшний день нет, так что писать его можно в произвольной форме. Единственное, что нужно учесть, чтобы последовательность его содержания отвечала определенным стандартам составления подобного рода документации. Это значит, что бланк условно надо поделить на три части:

  1. начало – это название и номер документа;
  2. основной раздел – сведения об участке, границы которого согласовываются;
  3. заключение — принятое решение (согласованы они или нет) и подписи сторон.

Акт допустимо писать вручную, или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подходит обычный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используется А4).

Документ надо делать в количестве экземпляров, равном участникам процедуры согласования – по одному для каждого заинтересованного лица.

До введения в действие Земельного кодекса (далее – ЗК РФ) решения о предоставлении земельных участков зачастую принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. Соответственно, огромное количество земельных участков по сей день не имеет точных границ.

Суть дела.

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

  • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
  • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.


II этап. Проведение согласования местоположения границ земельного участка.

В рамках данного этапа кадастровый инженер обязан осуществить следующие действия:

  1. проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей в соответствии с ч. 11 ст. 39 Закона № 221-ФЗ;
  2. обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания. Таким образом, кадастровые работы по установлению местоположения границ земельного участка должны быть осуществлены к моменту согласования (обязательно должны быть определены координаты характерных точек);
  3. указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

III этап. Заключительный.

В рассматриваемом деле представитель компании N подписал акт согласования местоположения границ земельного участка, не обратив внимание на оборотную часть документа, где чертежа земельного участка не было, что было выяснено только в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Местоположение границ будет также считаться согласованным, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме. (В этом случае в акт вносится соответствующая запись.) Если в акте стоит подпись заинтересованного лица, кадастровый инженер может не принимать последующие возражения, так как в соответствии со ст. 40 Закона № 221-ФЗ и п. 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 в акт согласования местоположения границ земельного участка вносятся сведения о согласовании или содержание возражений заинтересованных лиц. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, спор о границах земельного участка может возникнуть в случае отказа в согласовании местоположения границ заинтересованным лицом либо принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

  1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
  • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
  • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
  • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
  1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

На что необходимо обратить внимание после подачи иска в суд?

Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  3. Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?

К сведению: если эксперт согласился с вашей позицией по делу, то с большой вероятностью можно утверждать, что суд примет решение в вашу пользу.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

от 9 июня 2016 года N 363

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 октября 2021 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 20 августа 2021 года N 505
____________________________________________________________________

в Министерстве юстиции

23 ноября 2016 года,

регистрационный N 44413

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 9 июня 2016 года N 363

Порядок и сроки хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядок и сроки их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости

1. Настоящие Порядок и сроки хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядок и сроки их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости (далее - Порядок), устанавливают:

правила и сроки хранения кадастровым инженером, осуществляющим (осуществлявшим) кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также юридическим лицом, работником которого на основании трудового договора с таким юридическим лицом является (являлся) кадастровый инженер (далее - лицо, осуществляющее хранение), актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ на бумажных носителях, электронные образы которых включены в межевые планы, в соответствии с которыми осуществлен кадастровый учет земельных участков, а также дополнительно документов, свидетельствующих о соблюдении установленного Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (земельных участков) (при наличии таких документов в случае отсутствия в акте согласования личных подписей лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре (далее - заинтересованные лица), или их представителей, указанных в части 4 статьи 39 Закона о кадастре (далее - акты согласования);

процедуру и сроки передачи актов согласования в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости.

2. Акты согласования подлежат хранению в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи документов, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации, вместе с документами, копиями документов, необходимыми для выполнения кадастровых и скомплектованными в отношении определенного объекта кадастровых работ.

3. Лица, осуществляющие хранение, обеспечивают хранение актов согласования до дня передачи соответствующего акта согласования в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (земельных участков).

4. В отношении документов, свидетельствующих о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (земельных участков), хранению подлежат следующие документы:

расписки о вручении (лично) заинтересованным лицам извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (земельных участков) (далее - извещения);

уведомления о вручении заинтересованным лицам извещений, направленных почтовым отправлением;

оформленные в письменном виде возражения заинтересованных лиц о местоположении границ земельного участка.

5. В случае истребования судом или изъятия в соответствии с федеральными законами актов согласования лицо, осуществляющее хранение, приобщает к документам, копиям документов об объекте кадастровых работ, в отношении которого был подготовлен акт согласования, копию запроса судебного органа или акта об изъятии, содержащих сведения (отметку) о дате представления в суд или дате изъятия, наименовании судебного органа, направившего запрос, или уполномоченного лица, осуществившего изъятие, а также копии истребованных судом или изъятых документов.

Об истребовании судом или произведенном изъятии акта согласования лицо, осуществляющее хранение, в срок не более пяти рабочих дней со дня таких истребования или изъятия письменно уведомляет подразделение органа, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории кадастрового округа по месту расположения земельного участка (далее - орган, уполномоченный на осуществление ГКУ), а также саморегулируемую организацию в сфере кадастровой деятельности, членом которой данное лицо является. Уведомление должно содержать следующие сведения, позволяющие идентифицировать межевой план, в который включен акт согласования, а также земельный участок, границы которого согласованы таким актом согласования:

вид кадастровых работ (уточнение местоположения границ земельного участка, образование земельного участка (земельных участков);

кадастровый номер земельного участка (в случае уточнения местоположения границ земельного участка);

обозначение образуемого земельного участка (в случае образования земельного участка);

сведения о кадастровом инженере (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность);

дата подготовки межевого плана.

6. Возвращенные после истребования судом или изъятия акты согласования проверяются лицом, осуществляющим хранение, на соответствие хранящимся копиям. Акты согласования помещаются на хранение, если на дату возврата кадастровый учет соответствующего земельного участка в соответствии с содержащим электронные образы указанных документов межевым планом не осуществлен, либо передаются в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, если на дату возврата осуществлен кадастровый учет земельного участка в соответствии с содержащим электронные образы указанных документов межевым планом.

7. Лицо, осуществляющее хранение, обязано передать акты согласования в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, в течение тридцати рабочих дней со дня осуществления кадастрового учета земельного участка (земельных участков) в соответствии с межевым планом, содержащим электронные образы указанных документов.

В случае возврата акта согласования после его (их) истребования судом или изъятия в соответствии с федеральными законами, если на дату возврата кадастровый учет земельного участка осуществлен в соответствии с содержащим электронные образы указанных документов межевым планом, лицо, осуществляющее хранение, обязано передать акт согласования в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, в течение тридцати рабочих дней со дня их возврата.

В случае прекращения кадастровой деятельности лицом, осуществляющим хранение, в том числе в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо ликвидацией юридического лица, акты согласования вне зависимости от осуществления кадастрового учета передаются в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, до дня внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

В случае утраты лицом, осуществляющим хранение, права осуществлять кадастровую деятельность акты согласования передаются таким лицом в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, не позднее одного рабочего дня со дня, когда лицо узнало или было уведомлено об утрате такого права.

8. Акты согласования передаются в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, с сопроводительным письмом. В случае выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка с одним сопроводительным письмом передается один акт согласования. В случае выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка (земельных участков) с одним сопроводительным письмом передаются один или несколько актов согласования.

В отношении каждого передаваемого акта согласования в сопроводительном письме должны быть указаны следующие сведения, позволяющие идентифицировать межевой план, в который включен акт согласования, а также земельный участок, в отношении которого был подготовлен акт согласования:

вид кадастровых работ (уточнение местоположения границ земельного участка, образование земельного участка (земельных участков);

кадастровый номер земельного участка (в случае уточнения местоположения границ земельного участка);

обозначение образуемого земельного участка (в случае образования земельного участка);

сведения о кадастровом инженере (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность;

дата подготовки межевого плана;

перечень документов, свидетельствующих о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (земельных участков) (при наличии).

В случае выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка (земельных участков) сопроводительное письмо дополнительно подготавливается в форме электронного документа с использованием XML-схемы, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа, уполномоченного на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости (далее - официальный сайт), и обеспечивающей считывание и контроль представленных данных, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего хранение. XML-схема считается введенной в действие по истечении двух месяцев со дня ее размещения на официальном сайте.

Содержание сопроводительного письма в форме электронного документа, подготовленного с использованием XML-схемы, должно соответствовать содержанию сопроводительного письма на бумажном носителе.

9. Акты согласования передаются в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, одним из следующих способов:

лично кадастровым инженером или его представителем, действующим на основании доверенности, если лицом, осуществляющим хранение, является кадастровый инженер, осуществляющий (осуществлявший) кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицом, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, или представителем юридического лица, действующим на основании доверенности от имени юридического лица, выданной за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами, если лицом, осуществляющим хранение, является юридическое лицо, работником которого на основании трудового договора с таким юридическим лицом является (являлся) кадастровый инженер;

посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

10. После передачи в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, акта согласования лицо, осуществляющее хранение, приобщает к документам, копиям документов об объекте кадастровых работ, в отношении которого был подготовлен акт согласования, копию сопроводительного письма, содержащую сведения об осуществленной передаче акта согласования в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ.

11. Акт согласования является непереданным органу, уполномоченному на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, в случае нарушения требований настоящего Порядка, а также в следующих случаях:

если в течение сорока пяти рабочих дней со дня осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, не поступил акт согласования, электронный образ которого содержится в межевом плане, в соответствии с которым осуществлен государственный кадастровый учет данного земельного участка;

если вместе с сопроводительным письмом о направлении акта согласования в орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, не представлен акт согласования;

если имеются противоречия информации, содержащейся в направленном акте согласования, и информации, содержащейся в электронном образе такого акта согласования, ранее представленного в составе межевого плана;

если акт согласования в форме бумажного документа содержит не заверенные подписью и печатью кадастрового инженера исправления.

12. Орган, уполномоченный на осуществление ГКУ, в срок не более пяти рабочих дней со дня получения сопроводительного письма о направлении акта (актов) согласования уведомляет об обстоятельствах, указанных в пункте 11 настоящего Порядка:

кадастрового инженера посредством сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" или по адресу электронной почты, а при его отсутствии - по почтовому адресу, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером, указанным в межевом плане;

юридическое лицо, работником которого на основании трудового договора с таким юридическим лицом является (являлся) кадастровый инженер, и саморегулируемую организацию, членом которой является кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в отношении соответствующего земельного участка, - по адресу электронной почты соответствующей организации.

Foto1

Владельцы земельных участков достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо точно указать границы их наделов.

Границы землевладения должны быть подтверждены документально.

Это позволит предотвратить спорные и конфликтные ситуации с соседями и местными структурами власти.

Согласование границ угодий – это одна из операций, являющихся частью процедуры межевания.

Межевание по своей сути считается разновидностью кадастровых работ.

Участок, границы которого не зафиксированы, не может быть поставлен на кадастровый учет. Значит, его владелец в такой ситуации не будет считаться полноправным хозяином земли.

Узнать более подробную информацию о процедуре согласования можно в отдельной нашей статье.

Что такое акт согласования

Акт согласования границ земельного участка (далее – Акт) – это особый документ, в котором четко определено, где именно проходят границы землевладения.

По его содержанию можно однозначно установить, где заканчиваются владения хозяина участка и начинаются земли, принадлежащие соседям, организациям, поселениям или государству.

Без этого документа совершить сделку по отчуждению недвижимости невозможно.

Для чего нужен

Акт согласования границ земельного участка позволяет:

Foto3

В случае, если был сформирован новый земельный участок (например, в результате деления прежнего угодья на отдельные доли), для него также составляется акт согласования границ.

Это требуется в первую очередь для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Как видим, акт согласования границ является важным и нужным документом.

Процесс оформления

Какие сведения содержит

В Акте должна содержаться следующая информация:

  • наименование документа;
  • точное местоположение земельного участка (его фактический адрес);
  • площадь участка, расположение его границ и другие сведения, касающиеся результатов согласования; объекта;
  • кадастровые номера участков, имеющие с данным объектом общие границы;
  • Ф.И.О. владельца земельного угодья;
  • если от имени владельца участка действует его представитель, также указываются его Ф.И.О. и номер надлежащим образом заверенной доверенности;
  • если какая-либо из сторон с чем-то не согласна, имеются определенные замечания или возражения, запись о них также подлежит внесению в Акт;
  • может быть приведена информация о порядке согласования (индивидуально или на общем собрании);
  • подпись исполнителя работ (кадастрового инженера), заверенная печатью;
  • подписи лиц, заинтересованных в согласовании границ объекта недвижимости.

К Акту согласования границ прилагается схема участка, на которой должны быть нанесены его границы.

Как заполнять

Полномочиями на заполнение акта согласования границ земельного участка обладает только кадастровый инженер. Он должен иметь соответствующий сертификат.

Бланк документа допускается заполнять как на компьютере для последующей распечатки, так и от руки. В последнем случае делать это следует с помощью ручки с чернилами черного или синего цвета.

Заполняющий его инженер обязательно должен заверить документ своими подписью и печатью, а также убедиться, что правообладатели поставили в нем личные подписи. Без этих реквизитов Акт недействителен.

Как выглядит бланк и образец

Единой формы бланка этого документа, являющейся обязательной, на сегодняшний день пока не существует. Он может иметь любую форму при условии присутствия в нем корректного заполнения необходимых реквизитов (они перечислены выше).

Образец такого бланка можно скачать по ссылке.

Готовый акт согласования может выглядеть, например, так:

Foto2

Требования

Чтобы документ считался действительным, он должен соответствовать ряду требований:

  1. Перед составлением Акта согласования всем заинтересованным в нем гражданам должен быть вручен план межевания, на котором отмечены границы, требующие проведения согласования;
  2. Подписи на документе должны быть сделаны собственноручно гражданами, заинтересованными в согласовании границ участка, либо их представителями (их полномочия должны иметь документальное подтверждение);
  3. Информация о характеристиках угодья и сведения о заинтересованных лицах, указанные в Акте, должны приводиться в корректной форме и быть действительными на момент его составления.

Акт распечатывается в количестве экземпляров, равном числу лиц, заинтересованных в согласовании границ надела. Каждому вручается по одному экземпляру этого документа.

Если заинтересованный в принятии акта гражданин (либо его представитель) был надлежащим способом извещен о процедуре согласования, но не поставил в Акте своей подписи или же не предъявил письменного обоснованного возражения, расположение границ земельного участка считается согласованным.

Возражения

Foto4

На практике нередко возникают ситуации, когда владельцы соседних участков отказываются признавать приведенные в Акте согласования границы.

Например, сосед по даче может посчитать, что часть его земли была неправомерно захвачена или неправильно установлена.

По закону в таком случае они должны оформить свои возражения в письменном виде и привести подкрепляющие их доводы.

Если договориться с соседом так и не удалось, то в согласии с положениями земельного законодательства следует руководствоваться такими правилами:

  1. К оценке площади земель, используемых по факту, привлекается кадастровый инженер. Исходя из этих данных определяются границы надела.
  2. Границы землевладения устанавливаются в соответствии с положением красных линий, которые вычерчены на межевом плане. Кроме этого, может учитываться и фактически существующее разграничение землевладений.

Чаще всего подобные споры удается разрешить без судебных разбирательств. Если же нарушения в добровольном порядке устранены не были, то сторона, считающая себя пострадавшей, вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Куда сдавать

Готовый акт согласования границ земельного участка нужно сдавать в Кадастровую палату. Обязанность его передачи в данную структуру возлагается на кадастрового инженера.

Доступ посторонним лицам к месту хранения Акта согласования границ не предоставляется.

Особенности исправлений

В Акте не допускается наличие каких-либо исправлений или помарок. Если в ходе его составления была допущена ошибка или сделана опечатка, кадастровый инженер должен изготовить документ заново. Затем его нужно снова предоставить для ознакомления и подписи заинтересованным лицам.

Как оспорить

Уже готовый Акт можно оспорить в суде, если на то имеются юридически значимые основания (например, была установлена подделка подписи или обнаружено, что кадастровым инженером допущена ошибка при определении границ землевладения).

Для этого необходимо предъявить в суд исковое заявление, содержащее требование признать документ недействительным.

Основным доказательством по делу будет являться официально составленный и заверенный акт согласования границ земельного участка.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается, что такое акт согласования границ земельного участка и для чего он необходим.

Заключение

Итак, акт согласования границ земельного участка – это документ, в котором закреплено положение границ определенного земельного угодья. Полномочиями по его оформлению и заверению обладает кадастровый инженер.

Установление границ необходимо для постановки объекта недвижимости на учет в Росреестр. Владелец участка не сможет распоряжаться им в полной мере, пока не будет составлен данный документ.

Акт согласования нужно подписывать владельцу угодья и хозяевам соседних участков, имеющих с ним общие границы. Если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с определением границ, он должен в письменном виде аргументированно изложить свои претензии.

Если обнаружились какие-либо несоответствия после подписания и принятия документа, его можно попытаться признать недействительным, обратившись в суд с соответствующим исковым требованием.

Читайте также: