Правила оформления гибели и уничтожения отдельных видов имущества

Обновлено: 17.05.2024

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

  1. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения", утв. Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558;
  2. Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры РФ от 31.07.2007 № 1182;
  3. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утв. Главархивом СССР от 15.08.1988.

Сроки хранения документов акционерных обществ определены в Положении о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс.

Перечень типовых управленческих архивных документов с указанием сроков хранения (скачать .DOC)

Порядок хранения кадровой и бухгалтерской документации

Сроки хранения, определенные нормативными документами Российской Федерации, строго обязательны для всех организаций, работающих с документами.

Документ передается на хранение в Архив с января года, который идет вслед за годом окончания использования документа.

Пример: Если документ закончили использовать в сентябре 2013 года, на хранение его рекомендуется передать 1 января 2014 года.

Документы, передаваемые в архив, имеют четкий срок хранения, которое организации обязаны законодательно соблюдать — временные (до 75 лет) и постоянные сроки хранения. Документы, у которых истек срок хранения,подлежат уничтожению.

Среди управленческих документов, которые требуется хранить 75 лет — личные дела сотрудников и журналы регистрации несчастных случаев на производстве.

В целом документы по сроку хранения делятся на группы:

  1. документы с ограниченным периодом хранения;
  2. документы постоянного хранения;
  3. хранения до минования надобности;
  4. хранения до замены новыми документами.

Кадровая документация обычно хранится в кадровом департаменте, в собственном архиве организации или внеофисно — в профессиональном коммерческом архиве. Порядок хранения кадровой документации регулирует трудовое законодательство.

Одной из важнейших задач руководителя компании и кадрового департамента — это обязанность гарантировать безопасность персональных данных каждого работника. К персональным данным относится информация, содержащаяся в личном деле.

Персональные данные работника — это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. (Статья № 85 ТК РФ)

Определенных требований к помещению, в котором хранятся персональные дела работников, законодательством не установлено.

Однако, во избежание рисков, рекомендуется хранить данные сотрудников в запирающихся шкафах или металлических сейфах.

В сейфах, металлических шкафах или специально оборудованных помещениях хранятся бланки трудовых книжек и вкладыши. Эти документы входят в список документов строгой отчетности, поэтому к их хранению предъявляются строгие правила.

Персональные данные работника — это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. (Статья № 85 ТК РФ)

В Положении также регламентируется порядок хранения бухгалтерской документации — первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов:

6.2. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

6.3. Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации).

6.4. Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива.

Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.

Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.

6.5. Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия, учреждения определяется согласно Перечню типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов, утвержденному Главным архивным управлением при Совете Министров СССР.

6.6. Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения.

Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений предприятия, учреждения, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.

6.7. Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения.

С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.

Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т. д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).

6.8. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.

Ответственность за сохранность документов организации

За нарушение сроков и порядка хранения документов установлена административная ответственность согласно КоАП РФ.

Ответственность за хранение бухгалтерских документов несет руководитель компании.

При этом ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации будет нести руководитель организации:

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

За нарушения правил хранения кадровой документации также предусмотрена ответственность, которая регламентируется КоАП РФ. Это может быть или предупреждение, или штраф в размере 300-500 рублей:

Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, - (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Какие документы можно уничтожить?


Год завершения в делопроизводстве

Срок хранения

Сразу выделить документы на уничтожение невозможно. Сначала необходимо провести экспертизу ценности. При этом срок хранения станет определяющим, но не единственным критерием отбора. Документ с истекшим сроком хранения может пригодиться в дальнейшей работе. Не исключено, что он может представлять научную, даже историческую ценность. Установить это, а значит, и продлить срок хранения, может только экспертиза ценности (ЭЦ), которую проводит экспертная комиссия (ЭК).

Экспертная комиссия: состав и функции

ЭК появляется в организации сразу после того, как руководство принимает решение создать архив. Секретарем ЭК всегда является архивариус, а председателем – либо топ-менеджер, которому подчиняются делопроизводители (например, административный директор), или, как в нашем примере, директор по общим вопросам. Если такового не обнаружится – сам генеральный директор, который подписывает приказ о создании комиссии (Пример 1 ). Этим же приказом можно утвердить положение о новом коллегиальном органе и запросить план его работы. Если дата создания ЭК в приказе не указана, считается, что комиссия работает с даты подписания приказа.


1 Не приводится.


Делопроизводитель или архивариус хорошо знают документы управления, но в архиве организации есть еще огромный пласт документов кадрового делопроизводства, бухгалтерской и налоговой отчетности, документов, сопровождающих профильную деятельность организации. Поскольку это самостоятельные системы документации, оценить их могут только специалисты. Для этого и создается экспертная комиссия – собрание компетентных (каждый в своей области) должностных лиц.

Основная функция ЭК в организации, которая не является источником комплектования государственного (муниципального) архива, – организовать ежегодный отбор дел для хранения и уничтожения.

В организациях, которые являются источниками комплектования государственного архива, функционал ЭК шире: комиссия активно взаимодействует с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения, представляет им на согласование проекты номенклатур дел, архивные описи, вносит предложения по изменению сроков хранения документов.

Независимо от сферы деятельности компании, в ЭК необходимо включить:

• начальника отдела кадров;

• начальника юридического отдела;

• должностное лицо по профилю деятельности компании (начальника производства, начальника строительства, главного технолога и т.д.), задача которого – оценить документы по основной деятельности организации.



Каждое заседание ЭК оформляется протоколом (Пример 2).


Если экспертиза ценности проводится впервые

Первая экспертиза ценности – мероприятие всегда масштабное. Необходимо просмотреть все документы, которые скопились за годы существования организации. Экспертная комиссия при этом должна действовать последовательно.

■ Шаг 1: выделяем документы, для которых будет проводиться экспертиза ценности.

На этом этапе экспертизы члены ЭК не участвуют. Это зона ответственности архивариуса (делопроизводителя, секретаря) и работников структурных подразделений компании. Они отделяют документы, завершенные делопроизводством до начала текущего года, от тех, которые пока в работе.

■ Шаг 2: разделяем документы по годам. Этот этап актуален при первой ЭЦ, когда просмотреть предстоит абсолютно все, что завершено делопроизводством.

Первое, с чего начинают наводить порядок, – разделяют документы по годам. Возможно, работники, которые отвечали за эти документы, делали это ранее. Если нет – придется заниматься этим сейчас. Ответственными по-прежнему являются архивариус и работники подразделений, членов ЭК привлекать пока рано.


■ Шаг 4: оформляем результаты экспертизы. Результаты экспертизы ценности фиксируются, во-первых, в описи дел и документов, а во-вторых – в акте о выделении документов к уничтожению.

■ Шаг 5: согласовываем и утверждаем описи и акты. После того, как документы, которые фиксируют результаты прошедшей экспертизы ценности, будут составлены, проводится заседание экспертной комиссии. На нем члены ЭК согласуют описи и акт, после чего их утверждает генеральный директор.

■ Шаг 6: оформляем документы на хранение и уничтожение. Те дела и документы, которые остаются в организации, оформляются на хранение. Для тех, которые решено уничтожить, организуется процесс утилизации.


Процесс уничтожения документов

Уничтожение документов обычно производят одним из двух способов: путем сжигания либо измельчения. Последнее – только при условии, что документы восстановить будет невозможно. Нельзя отправлять документы на ближайшую мусорную свалку, рвать на части или использовать в качестве черновиков.

Как правило, для уничтожения документов привлекают специальные организации. Чаще всего эти организации в качестве способа уничтожения предлагают измельчение, причем образовавшиеся отходы тут же могут принять как макулатуру, вернув тем самым часть стоимости своих услуг. По желанию заказчика процесс уничтожения исполнитель может снять на видео. При уничтожении документов также могут присутствовать представители организации-заказчика.

С организацией, которая занимается уничтожением документов, оформляется стандартный договор возмездного оказания услуг. Типовую форму договора подрядчик предложит еще на стадии переговоров. Все, что требуется от архивариуса – проследить, чтобы в договоре присутствовал пункт о том, что исполнитель обязуется обеспечить конфиденциальность уничтожаемых документов, поскольку среди них могут быть дела, которые содержат персональные данные, коммерческую или другие виды тайн. Чтобы не тратить время на сортировку секретных и несекретных документов, от которых вскоре останется только стружка, подрядчики обеспечивают конфиденциальность по умолчанию.

Уничтожить документы можно и своими силами, если позволяют производственные мощности, например, в цехах предприятия работает печь или промышленный шреддер. Попытка избавиться от документов при помощи обыкновенного кабинетного шреддера обречена на провал, если объем бумаг превышает одну папку.

Акт об уничтожении документов

Уничтожение дел от момента отбора до отправки в шредер оформляется одним документом – актом о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению. Форма утверждена Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в приложении № 21 (Пример 3).



Как видно из примера, акт об уничтожении документов условно состоит из двух частей. Первая представляет собой перечень дел и документов, выделенных для уничтожения, вторая – информирует о том, как именно были уничтожены документы.

Пройдемся по акту и рассмотрим основные правила заполнения его унифицированной формы.

Первая часть акта: правила оформления

1. Наименование организации может быть как полным, так и кратким. Главное, чтобы наименование, заявленное в акте, соответствовало уставу организации.

2. Акты об уничтожении документов необходимо регистрировать, как и другие документы. Акту присваивают порядковый номер по соответствующей регистрационной форме. Дата акта должна соответствовать дате его утверждения.

3. Акт утверждает генеральный директор.

4. Документы отбирают на уничтожение на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих сроки хранения. И это не только Перечень 2010. Мы поместили в пример отраслевой документ, содержащий сроки хранения, чтобы показать, как выглядят в акте несколько таких документов.

5. Информацию об уничтожаемых документах сводят в таблицу.

• Каждой записи в таблице присваивают порядковый номер.

• В третьей графе указывают годы, за которые уничтожаются документы.

• Опись, как уже говорилось, – основной учетный документ архива. Если уничтожаемые документы были внесены в описи, в четвертой графе указывают ее номер, в пятой – порядковые номера уничтожаемых единиц хранения по этой описи (см. запись № 1). Документы с пятилетними и меньшими сроками хранения не описывают, поэтому в этих графах ставят прочерки (см. запись № 2). Если это первое уничтожение документов в организации, и описи пока не составлены, то обе графы (четвертую и пятую) можно убрать из таблицы – вносить в них пока нечего.

• Количество уничтожаемых единиц хранения указывают по каждому делу.

6. Далее подводят итог: цифрами и прописью пишут общее количество уничтожаемых единиц хранения, суммарно бумажных и электронных носителей.

7. Первую часть акта подписывает работник, ответственный за архив, и представляет на согласование экспертной комиссии. Затем оформляется виза со ссылкой на протокол заседания ЭК, в котором зафиксировано согласование.

Акт об уничтожении документов целесообразно представить на утверждение генеральному директору именно сейчас, несмотря на то, что вторая часть акта пока пустует. Руководитель должен знать, какие документы вскоре будут уничтожены. Тем более именно он принимает решение об уничтожении и фиксирует это в грифе утверждения. Уничтожение документов – процесс необратимый. Вернуть бумаги после того, как их отдадут на переработку, невозможно.

Вторая часть акта: особенности оформления

В этой части указывается, как именно и на основании чего уничтожены документы. Форма акта об уничтожении, утвержденная Правилами 2015, подразумевает, что уничтожением занимается подрядная организация. Поэтому во второй части указывается вес документов (их будут принимать по весу, а не по штукам единиц хранения), регистрационные данные договора, метод уничтожения.

Если организация уничтожает документы сама, запись будет выглядеть так, как показано в Примере 4.


Обратите внимание: документы уничтожались в присутствии должностных лиц – членов ЭК. В этом случае отдельный акт составлять не нужно, но и уничтожить бумаги безнадзорно тоже нельзя.


Обратите внимание: в описях, в отличие от акта об уничтожении, каждая единица хранения представлена отдельно. По отдельности они получают и пометки. Если уничтожали документы, которых не было в описях, или при составлении акта были исключены 4 и 5 графы таблицы, отметка в описи не проставляют.

Если экспертной комиссии нет

Случается, что ЭК в организации отсутствует. По разным причинам: должностные лица (потенциальные участники) не видят необходимости создавать этот коллегиальный орган, и им удалось убедить в этом директора, либо сам руководитель не считает это нужным. Тем не менее, секретарь получает задание организовать уничтожение накопившихся документов.


Таким образом, в отсутствие ЭК секретарь, выполняя задание по уничтожению документов, действует точно по описанному выше алгоритму, но в акте об уничтожении на месте визы согласования указывает данные не протокола, а всех должностных лиц, с которыми согласует акт. Без согласования уничтожать документы нельзя. Впрочем, даже если руководители нужных вам отделов негативно относятся к архивному делу, скрепя сердце они просмотрят выделенные для уничтожения документы. Потому что прекрасно знают, какие документы из тех, что находятся под их контролем, должны храниться в организации, а значит, не должны быть уничтожены. А об ответственности за нарушение требований законодательства о хранении документов им любезно сообщит секретарь.

Резюме

1. Уничтожению подлежат документы:

а) со сроком хранения, истекшим к 1 января текущего года;

б) прошедшие оценку экспертной комиссии.

2. По результатам экспертизы ценности выделяются документы для дальнейшего хранения и для уничтожения. Оформляются соответственно архивные описи и акт о выделении к уничтожению архивных документов, которые не подлежат хранению.

3. Организация может уничтожить документы своими силами (если позволяют производственные мощности) или обратиться к специалисту-подрядчику.

4. Акт об уничтожении документов состоит из двух частей. В первой приводится список уничтожаемых документов (ее должен утвердить генеральный директор). Во второй проставляются отметки об уничтожении и внесении соответствующих изменений в учетные документы архива.

5. В отсутствие ЭК секретарь не должен брать на себя ответственность и организовывать уничтожение самостоятельно. С каждым потенциальным членом комиссии следует общаться отдельно, а в остальном действовать так же, как если бы ЭК существовала.

1. Снос и разрушение объекта недвижимости: основные понятия

Решение о сносе может быть принято по следующим причинам:
необходимость строительства нового объекта недвижимости на месте снесенного;

  • существенный физический износ и обветшание объекта недвижимости, не позволяющие его дальнейшую полноценную эксплуатацию.

Всё вышеизложенное позволяет трактовать понятие сноса , сформулированное в ГрК РФ, как осознанные действия собственника объекта недвижимости, направленные на прекращение его существования.

Рекомендации: поскольку порядок сноса объекта недвижимости регламентируется ГрК РФ, серьёзно отнеситесь к соблюдению всех процедурных моментов.

Соответственно, в отличие от сноса разрушением объекта недвижимости считается его гибель или утрата целостности и функциональности независимо воли собственника, вследствие природных явлений, чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий третьих лиц.
В случае, если степень разрушения объекта недвижимости позволяет осуществить реконструктивные (восстановительные) мероприятия, собственником может быть принято решение о восстановлении объекта недвижимости, для чего должно быть получено разрешение органа местного самоуправления на реконструкцию (за исключением объектов недвижимости, строительство которых не требует разрешения, а также в отношении которых действует уведомительный порядок).
В случае, если объект полностью разрушен, собственник в целях снятия его с кадастрового учета и прекращения права собственности должен совершить ряд действий, часть из которых аналогична действиям в случае сноса объекта недвижимости.

2. Правила сноса объекта недвижимости

2.1. Подготовительный этап работ по сносу объекта недвижимости

Если Вы приняли решение снести объект недвижимости , то Вам необходимо обратиться в специализированную организацию для подготовки проекта организации работ по сносу объекта недвижимости ( ч.1 ст. 55.31 ГрК РФ ).

Важно! Подрядчик, ответственный за подготовку проекта, должен быть включен в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

По общему правилу к уведомлению нужно приложить проект организации работ по сносу объекта, а также результаты и материалы обследования объекта, на основании которых был подготовлен такой проект ( п.10 ст. 55.31 ГрК РФ ).

Точно так же в срок не позднее 7 рабочих дней после завершения работ по сносу объекта недвижимости необходимо подать в муниципалитет уведомление о завершении сноса объекта недвижимости .

Обратите внимание! Направление уведомления не требуется, если работы по сносу были начаты до 04.08.2018.

2.2. Осуществление сноса объекта недвижимости

До начала осуществления работ по сносу Вам необходимо получить в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения по местонахождению объекта недвижимости , условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения. В соответствии с выданными условиями Вы будете обязаны отключить свой объект от сетей инженерно-технического обеспечения.

Условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются упомянутыми организациями без взимания платы в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения ( ч.2 ст. 55.31 ГрК РФ ).

Далее Вы должны вывести объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Вывод объектов недвижимости из эксплуатации детально нормирован в следующих случаях:

  • остановка работы объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (ПостановлениеПравительства РФ от 26 июля 2007 г. № 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации");
  • вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 889); -вывод из эксплуатации инфраструктуры морского транспорта (Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (ред. от 29.07.2017).

Если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не урегулирован нормами права, то эксплуатация все равно прекращается не позднее момента, когда объект перестанет существовать (но может прекратиться и ранее).

Не забудьте в процессе сноса выполнить обязательные требования, установленные ч.3 ст. 55.31 ГрК РФ . В частности, Вам будет нужно:

- принять меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;

- предусмотреть устройство временных ограждений, подъездных путей;

- осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

3. Как снять снесенный или разрушенный объект недвижимости с государственного кадастрового учета и прекратить право на него?

Для подготовки такого акта обследования Вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

За снятие снесенного или разрушенного объекта недвижимости с государственного кадастрового учёта и за государственную регистрацию прекращения права собственности в связи с прекращением существования объекта недвижимости государственная пошлина не взимается.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Начальник Главного управления
тылового обеспечения,
генерал-майор
таможенной службы
В.Ф.Лагирев

Рекомендации о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации определяют условия списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (далее - организаций) пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны, состав, порядок создания и работы комиссии по его списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию.

2. Списание имущества гражданской обороны (далее - имущество), пришедшего в негодное состояние по истечении установленных сроков службы (годности*, выработки технического ресурса), производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.

* В данном случае к имуществу гражданской обороны относятся: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, фильтровентиляция регенерации воздуха для защитных сооружений гражданской обороны, индикаторные трубки, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, комплекты специальной обработки, дегазирующие и дезактивирующие вещества (растворы), метеокомплекты и другие средства защиты, находящиеся в запасе организаций.

3. Федеральным органам исполнительной власти разрешается, применительно к настоящим Рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.

II. Порядок списания имущества по актам технического (качественного) состояния

4. По актам технического (качественного) состояния списывается состоящее на учете организаций имущество, пришедшее в негодное состояние:

по истечении назначенных ресурсов (сроков службы) до планового ремонта, списания и сроков хранения, указанных в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано и использовано по прямому предназначению;

в процессе испытаний и проверок.

Недостача имущества, в пределах естественной убыли, относится на издержки производства или обращения организации.

5. Определение технического состояния подлежащего списанию имущества и составление актов на его списание производится комиссиями, назначаемыми приказами руководителей организаций.

В состав комиссий необходимо включать:

1) лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

2) начальника штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организации (работника гражданской обороны);

3) работника финансового органа организации;

4) специалистов из обслуживающего персонала защитных сооружений гражданской обороны и других должностных лиц организаций.

При необходимости в состав комиссий может включаться представитель органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах самоуправления (далее - орган управления по делам ГОЧС).

6. Комиссии при определении технического состояния имущества:

1) производят непосредственный осмотр изделий, подлежащих списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорта на изделие, заключения ремонтных и проверочных органов о техническом состоянии имущества), данные бухгалтерского учета и другие материалы;

2) устанавливать степень износа имущества и целесообразность его списания;

3) устанавливают продолжительность нахождения списываемого имущества в эксплуатации или на хранении;

4) определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов и материалов списываемого имущества.

7. По результатам проверки комиссия составляет акт технического (качественного) состояния имущества по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.

К акту о списании средств индивидуальной защиты, фильтровентиляции и регенерации воздуха и дозиметрических приборов прилагаются свидетельства ремонтного (поверочного) органа, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению по результатам лабораторных испытаний и проверок.

Лабораторные испытания и проверка имущества проводятся в сроки, указанные в Приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.

8. Первоначальная стоимость имущества, подлежащего списанию по актам технического состояния, определяется комиссией на основании действующих на день составления акта среднерыночных цен.

9. Подписанный председателем и членами комиссии акт о списании пришедших в негодность средств фильтровентиляции и регенерации воздуха и прилагаемые к нему документы представляются организацией на согласование в орган управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации.

Акты о списании остальных видов имущества согласовываются с органами управления по делам ГОЧС городов, районов.

10. Согласованный акт о списании имущества представляется председателем комиссии на утверждение руководителю организации.

11. Утвержденный акт является основанием для списания с учета организации указанного в нем имущества и оформления на оприходование полученных от разработки изделий, деталей и материалов.

III. Порядок списания имущества по инспекторским свидетельствам

12. Имущество, утраченное в результате недостач, хищений, незаконного или сверхнормативного расходования, уничтожения, порчи и стихийных бедствий, а также преждевременно выведенное из строя, списывается с книг (карточек) учета на основании приказа руководителя организации и записывается в книгу учета утрат материальных средств и книгу учета недостач.

13. Основанием для списания утраченного имущества с книги учета материальных средств, а ущерба с книги учета недостач является инспекторское свидетельство, выданное руководителем организации.

14. Инспекторские свидетельства составляются по форме, указанной в Приложении N 4 к настоящим Рекомендациям, и выдаются в случаях:

утраты (порчи) имущества в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, аварий;

отсутствия основания для привлечения к материальной ответственности должностных и других лиц;

приведения в негодное состояние имущества при выполнении в чрезвычайных ситуациях аварийно-спасательных работ в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения);

если сумма ущерба, причиненного повреждением или утратой имущества, превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму начета, который по закону возможно наложить на виновного в административном порядке;

отсутствия чьей-либо вины в причинении ущерба по результатам административного расследования, дознания или арбитражного суда.

15. Размер причиненного ущерба определяется с учетом износа (старения) имущества на момент его утраты или порчи.

16. Стоимость имущества, подлежащего списанию по инспекторскому свидетельству, определяется комиссиями на основании цен, действующих на день выявления утрат материальных средств.

17. Ущерб, причиненный утратой или порчей имущества по вине персонала организации, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

18. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организаций, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов) (Федеральный закон от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", ст.12, п.3б).

19. Для получения инспекторских свидетельств на списание имущества руководитель соответствующей службы организации должен представить руководителю организации ходатайство с приложенными к нему документами, обосновывающими необходимость списания материальных ценностей:

материалы административного расследования (дознания, ревизии, проверки) и копию приказа об их результатах;

оформленные паспорта (формуляры) на изделия или карточки-заместители на них;

заключения ремонтных (проверочных) органов, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению;

расчет остаточной стоимости имущества, подлежащего списанию, подписанный руководителем финансового органа организации.

Кроме того, при необходимости, к ходатайству могут прилагаться:

копия решения судебного органа (государственного арбитража) или постановления следственного органа по фактам утрат материальных ценностей;

заверенные выписки из актов ревизий или проверок;

справка о частном возмещении ущерба за счет виновных лиц и другие документы;

копия акта аварии или стихийного бедствия, подписанного представителем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

20. Ходатайство о выдаче инспекторского свидетельства с предлагаемыми документами представляется руководителю организации не позднее 15 дней после завершения административного расследования (дознания) или поступления в организацию постановления от судебного (следственного) органа.

21. Рассмотрение ходатайства и принятие решения о выдаче инспекторского свидетельства осуществляется руководителем организации в полуторамесячный срок со дня поступления ходатайства.

22. Инспекторские свидетельства в организации нумеруются в порядке их учета по журналу регистрации выдачи инспекторских свидетельств.

23. Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств ведется начальником финансового органа организации по установленной форме (Приложение N 5 к настоящим Рекомендациям).

Начальник Департамента
мероприятий защиты населения
и территорий МЧС России
М.Дзыбов

Назначенные ресурсы (сроки службы) до планового ремонта, списания и сроки хранения имущества гражданской обороны


С 18 февраля 2020 действует приказ Росархива от 20.12.2019 № 236, который утвердил Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения.

Среди них он установил новые сроки хранения документов, касающихся обеспечения режима безопасности организации, гражданской обороны, и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС).

Чем руководствоваться

Обязательные сроки хранения документов, касающихся обеспечение режима безопасности организации, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, с 18.02.2020 регламентирует п. 11 раздела II упомянутого приказа Росархива. Они представлены ниже в таблицах и включают 2 группы документов:

  • об организации охраны и пропускного режима;
  • об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций

Документы об организации охраны и пропускного режима

ВИД ДОКУМЕНТА

СРОК ХРАНЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Договоры на оказание охранных услуг

(1) После истечения срока действия договора; после прекращения обязательств по договору

Схемы дислокации постов охраны

(1) После замены новыми

Карточки, акты учета наличия, движения и состояния оружия, патронов и специальных средств

(1) При условии проведения проверки

Переписка об оформлении разрешений на право хранения и ношения оружия

Акты аттестации режимных помещений, средств электронно-вычислительной техники, используемой в этих помещениях

(1) После переаттестации или окончания эксплуатации помещения

Журналы приема (сдачи) под охрану режимных помещений, спецхранилищ, сейфов (металлических шкафов) и ключей от них

Книги, журналы учета опечатывания помещений, приема-сдачи дежурств и ключей

Документы (протоколы, акты, справки, сведения, докладные, служебные записки, переписка) о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей

Документы (акты, докладные, служебные записки, заявки, списки, переписка) о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт

Книги регистрации (учета выдачи) удостоверений, пропусков, идентификационных карт

Приемные акты на бланки удостоверений, пропусков, идентификационных карт, расходные акты уничтожения удостоверений, пропусков, корешков к ним

Разовые пропуска, корешки пропусков в служебные здания и на вынос материальных ценностей

Документы (заявки, переписка) о допуске в служебные помещения в нерабочее время и выходные дни

Документы об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций

ВИД ДОКУМЕНТА

СРОК ХРАНЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Планы повышения защищенности критически важных объектов

(1) После замены новыми

Паспорта безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей

(1) После актуализации паспорта безопасности

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

(1) После актуализации паспорта безопасности

Паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации

(1) После актуализации паспорта безопасности

Документы (протоколы, планы, отчеты, информации, справки, акты, переписка) о повышении антитеррористической защищенности организации

Журналы инструктажа по антитеррористической защищенности и гражданской обороне

Положения, инструкции, порядки руководителя объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

(1) После замены новыми

Документы (планы, сведения, протоколы, докладные записки, акты, переписка) о деятельности объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Документы (планы, акты, отчеты, справки, списки, переписка) об организации работы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Планы подготовки и приведения в готовность нештатных формирований гражданской обороны

(1) После замены новыми

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(1) После замены новыми

Переписка о мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Планы и схемы оповещения граждан по сигналам оповещения гражданской обороны, при получении информации о чрезвычайной ситуации

До замены новыми

Планы-схемы эвакуации из здания при чрезвычайных ситуациях

До замены новыми

Списки эвакуируемых работников и членов их семей

(1) После замены новыми

Журнал вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Журналы учета занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Книги учета имущества гражданской обороны

Документы (планы, отчеты, инструкции, докладные, служебные записки, акты, справки, переписка) об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации

Документы (акты, заключения, переписка) о пожарах

(1) С человеческими жертвами, при уничтожении документов в результате пожара — Постоянно

Журналы учета инструктажей по пожарной безопасности

Списки противопожарного оборудования и инвентаря

(1) После замены новыми

Переписка о приобретении противопожарного оборудования и инвентаря

Планы и схемы оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации

До замены новыми

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: