Права и обязанности собственника затонувшего имущества

Обновлено: 02.05.2024

1. Владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

2. Собственник иного затонувшего имущества обязан обеспечить подъем такого имущества.

3. Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе.

4. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.

5. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

6. В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

7. Владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Комментируемая статья внесена ФЗ от 28.07.2012 N 131-ФЗ, ее целью является обеспечение безопасности судоходства на ВВП.

Первые две обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества сформулированы императивно: судовладелец обязан поднять затонувшее судно, а собственник иного затонувшего имущества - поднять такое имущество. При этом следует учитывать, что поскольку это относится к сфере безопасности судоходства, данное правило распространяется на арендодателя в договоре аренды судна с экипажем - согласно п. 4 ст. 61 (см. комментарий) арендодатель несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и выполняет функции судовладельца, предусмотренные КВВТ РФ. Собственник имущества здесь понимается в смысле ст. 209 ГК РФ, то есть обладающий правомочиями владения, пользования и распоряжения соответствующим имуществом.

2. Пункты 4 и 5 рассматриваемой статьи, по сути, дифференцируют продолжительность течения императивных сроков, в течение которых судовладелец (собственник иного затонувшего имущества) обязан поднять затонувшее судно (имущество), на основании одного критерия - наличия либо отсутствия условий, перечисленных в п. 4, когда судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства (см. комментарий к статье 34 КВВТ РФ) или причинения вреда окружающей среде (см. комментарий к статье 39 КВВТ РФ) либо препятствует деятельности на ВВТ и проведению путевых работ (см. комментарий к статье 8 и 9 КВВТ РФ).

Если такие условия в наличии - администрация соответствующего бассейна устанавливает срок, в течение которого такое судно или имущество должны быть подняты. Продолжительность данного срока не может быть установлена КВВТ РФ, поскольку это решается каждый раз в зависимости от конкретной обстановки и наличия и характера возможностей и средств осуществления подъема. При отсутствии этих условий судно или имущество должны быть подняты не позднее года со дня затопления. Такую угрозу может создавать, например, затонувшее судно, лежащее на дне участка судового хода, нарушая гарантированные глубины, затонувший взрывоопасный груз, обычный груз, если его габариты нарушают условия и гарантированные глубины участка судового хода. Это же может являться также и создающим угрозу причинения вреда окружающей среде, так же как, например, затонувшее наливное судно с повреждениями. Значительный характер угрожающего ущерба каждый раз определяется исходя из конкретной обстановки, учитывается характер самого имущества, установленные для данного региона уровни ПДК вредных веществ и уровни предельно допустимой антропогенной нагрузки, расположение зданий и объектов инфраструктуры на берегу и прилежащей территории. По отношению к путевым работам принимается во внимание также график и степень необходимости таких работ.

3. В случае если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

При подъеме судов с нефтью и иным подобным грузом вопросы ответственности как судовладельца, так и грузовладельца (и судно, и такой груз являются источниками повышенной опасности) определяются правилами гл. 59 ГК РФ.

§ 1. Лоцманская проводка судов

Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 86. Цели лоцманской проводки судов

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:

обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;

защиты морской среды.

Статья 87. Морские лоцманы

1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

2. Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 113-ФЗ)

Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора. (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение: (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах. (Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ)

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.

2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой. (Пункт введен - Федеральный закон от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Статья 93. Лоцманское удостоверение

1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.

2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.

2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.

Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.

2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Статья 100. Оставление судна лоцманом

Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.

Статья 101. Возвращение лоцмана

1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.

2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор

Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

Статья 106. Лоцманский сбор

С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 107. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 132-ФЗ)

2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег.

3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

подъему затонувшего морского имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне.

4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XX настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.

Статья 108. Подъем затонувшего имущества его собственником

1. Собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

2. Капитан морского порта в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 109. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество

1. В случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 261-ФЗ; от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

2. В случае, если собственник затонувшего имущества известен, капитан морского порта уведомляет его о своем решении. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

В случае, если собственник затонувшего имущества не известен, капитан морского порта делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". В случае, если при этом известен флаг затонувшего судна, капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 110. Права собственника на затонувшее имущество

В случаях, если собственник затонувшего имущества не сделает заявление согласно пункту 1 статьи 108 настоящего Кодекса или не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктом 2 статьи 108 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 111. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества администрацией морских портов

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

1. Администрация морских портов имеет право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если: (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с пунктом 1 статьи 109 настоящего Кодекса, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок;

затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим); (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 261-ФЗ; от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации.

2. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет собственника такого имущества.

Статья 112. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником

Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.

Статья 113. Право администрации морских портов на полное возмещение понесенных ею расходов

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, по истечении срока, предусмотренного статьей 112 настоящего Кодекса, администрация морских портов имеет право: (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов;

получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества - возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Статья 114. Случайно поднятое затонувшее имущество

Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший морской порт. В таком случае выплачивается вознаграждение в размере о

Предприниматель задолженность не погасил, и общество обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму свыше 35 тыс. руб.

Первая инстанция в удовлетворении иска отказала, мотивируя это отсутствием у истца права требовать от предпринимателя уплаты задолженности ввиду незаключенности договора цессии. Суд указал, что факт передачи права требования по данному договору не подтвержден, поскольку доказательств надлежащего оформления общего имущества, подлежащего содержанию, не было представлено, а решения общих собраний ничтожны, так как были приняты собственниками помещений, расположенных в разных нежилых зданиях, – то есть лицами, не являющимися гражданско-правовым сообществом.

Также суд сослался на то, что согласно договору цессии от 20 мая 2016 г. к цессионарию перешло право требования с ответчика задолженности на сумму около 89 тыс. руб., что следует из договора, заключенного предпринимателем в 2012 г. с управляющей компанией-правопредшественником, который исполнялся им путем оплаты выставляемых цессионарием счетов. Суд подчеркнул, что по договорам цессии от 20 мая и 30 июня 2016 г. совпадает период, за который передается требование уплаты задолженности, однако оно не может быть передано дважды за один и тот же период. Апелляция поддержала указанные доводы.

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось в ВС с кассационной жалобой. При этом оно указало, что цедент неправильно рассчитал задолженность ответчика за 2015 г. (порядка 89 тыс. руб.), ошибочно полагая, что в договоре от 27 июня 2012 г. указаны те же суммы, что и в протоколе общего собрания собственников, в связи с чем в договоре цессии от 30 июня 2016 г. отражена правильная сумма задолженности (около 698 тыс. руб.).

Рассмотрев материалы дела, ВС указал, что в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64 разъяснено: отношения собственников помещений в нежилом здании по поводу общего имущества прямо законом не урегулированы, поэтому к ним применяются нормы, регулирующие сходные отношения (ст. 249, 289 и 290 ГК РФ).

Суд подчеркнул, что обязанность собственника помещения в спорном здании, в том числе ответчика, нести расходы на его содержание, включая содержание общего имущества в этом здании, возникает в силу закона (ст. 210, 249 ГК, ч. 3 ст. 30, ст. 36, 37, 39, 154 и 158 ЖК РФ) и не обусловлена наличием договорных отношений с УК или ТСЖ.

Пленум ВС РФ принял доработанное постановление, касающееся возникающих на практике вопросов по применению норм ГК о заключении и толковании договоров

При этом он отметил, что согласно п. 1 ст. 432 ГК и Постановлению Пленума ВС от 25 декабря 2018 г. № 49 договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям, в том числе касающимся предмета договора, условий, определенных в законе или иных правовых актах в качестве существенных и необходимых, а также относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Высшая судебная инстанция подчеркнула, что незавершенность формирования состава общего имущества либо неутверждение его конкретного перечня собранием собственников не освобождают последних от расходов на содержание имущества. Кроме того, право общей долевой собственности на общее имущество, как отмечается в определении, принадлежит собственникам в силу закона, вне зависимости от его регистрации в ЕГРН.

Кроме того, ВС указал, что нижестоящий суд сделал вывод о ничтожности решений общих собраний собственников на том основании, что помещения расположены в разных зданиях, не обосновав при этом, какими документами подтверждается отсутствие у указанных зданий общего имущества, и не оценив доводы истца о том, что эти здания в совокупности образуют многофункциональный торговый центр.

По мнению Элиты Закиян, определением Суда создан прецедент для последующих спорных ситуаций по данному вопросу, и в будущем суды будут учитывать эту позицию ВС при вынесении решений по аналогичным спорам.


В данной статье рассмотрено правовое регулирование затонувшего имущества на основе международного и национального права. Проанализирована история развития данного вопроса, а также выявлены пробелы в нормативной базе Российской Федерации и предложены пути решения.

Ключевые слова: затонувшее имущество, подводное и культурное наследие, международное законодательство, национальное законодательство РФ.

Затонувшее имущество представляет собой не только объект вещного права, но также исторически значимый объект. Правовое регулирование и определение правового положения затонувшего имущества нашло себя как в международном, так и российском праве.

Важно отметить, что национальное право Российской Федерации также определяет применимое право в отношении имущества, затонувшего во внутренних морских водах или в территориальном море; на отношения, связанные с таким имуществом — применяется право того государства, в котором имущество затонуло. Если имущество затонуло в открытом море, применяется закон государства флага судна.

К международным актам, регулирующим данный вопрос относятся следующие соглашения: Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. [1], Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [2], Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. [3], и другие. В данной статье я остановлюсь именно на трех вышеперечисленных конвенциях.

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972г. является одним из первоначальных соглашений, положивших начало регулированию вопроса, касающегося затонувшего имущества.

Конвенция закрепляет обязанности сторон по защите природных ценностей, призывает государства участвовать с целью поддержания прогресса в данной области и охраны всеобщих человеческих ценностей.

На этапе развития международной законодательной базы по данной теме появляется не мало вопросов. Очевидно, что требуется конкретика и подробное толкование норм международного права, а также практика их применения.

КМП-82 оставила без ответа многие вопросы относительно юридического содержания понятия, порядка установления имущественного титула, статуса и иных вопросов, имеющих отношение к подъему и обороту указанных выше объектов [6, с. 221].

Государства принимают меры по изъятию, учету и охране подводного культурного наследия. Изъятому имуществу должно быть обеспечено стабильное состояние, а также восстановление с целью сохранения и изучения.

Кроме того, Конвенция-2001 дала четкое разграничение прав и обязанностей государств-участников по конкретным водным пространствам. Так, во внутренних, архипелажных водах и территориальном море государства имеют исключительное право регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие в осуществлении своего суверенитета; а также государства обязаны информировать участников Конвенции-2001 об идентификации таких объектов.

Основываясь на положениях Конвенции-2001 и ст.303 КМП-82, в своих прилежащих зонах государства-участники также могут регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие.

Ст.9 Конвенции-2001 закрепляет положение, в соответствии с которым все государства-участники несут ответственность за охрану подводного культурного наследия в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Государство-участник требует, чтобы в случаях, когда его гражданин или судно под его флагом обнаруживает подводное культурное наследие, расположенное в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе этого государства, гражданин или капитан судна информировал его о таком обнаружении или такой деятельности.

А также важно отметить, что любое государство-участник Конвенции-2001 вправе заявить другому государству-участнику о своей заинтересованности в участии в консультациях относительно путей обеспечения эффективной охраны подводного культурного наследия, обнаруженного в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе второго государства. Таким образом Конвенция-2001 в очередной раз призывает государства к взаимопомощи и обмену информации по данному вопросу.

a) обеспечивать эффективные меры охраны такого объекта;

b) координировать такие консультации;

c) выдавать все необходимые разрешения;

d) осуществлять любые необходимые предварительные исследования в отношении подводного культурного наследия.

Также в положениях Конвенции-2001 закреплена ответственность государств-участников за охрану подводного и культурного наследия в Районе. При обнаружении такого объекта или намерении вести на таком объекте деятельность, государство, гражданин или капитан судна обязаны уведомить Генерального директора и Генерального секретаря Международного органа по морскому дну об обнаружениях или деятельности такого объекта (ст.11).

Таким образом, можно сделать вывод, что международное законодательство в полной мере регламентирует права и обязанности сторон в отношении затонувшего имущества. История развития международной законодательной базы на практике показывает, что государства заинтересованы в решении данной проблемы; силы сторон направлены на взаимопомощь в отношении объектов подводного и культурного значения.

А как обстоит дело в национальном законодательстве Российской Федерации? В начале работы мною проанализированы положения Кодекса торгового мореплавания 1999г. Повторюсь, что глава VII КТМ подробно регламентирует права и обязанности сторон по отношению к затонувшему имуществу: порядок изъятия, идентификации, уничтожение и др.

1) затонувшему военному имуществу;

2) затонувшему морскому имуществу культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне.

К таким объектам ФЗ- 73 относит:

1) необходимо поддержать международное сотрудничество, ратифицировав Конвенцию 2001 г. (с возможными поправками);

В заключении хочется добавить, что Российской Федерации в лице органов государственной власти необходимо обратить должное внимание на регулирование данного вопроса. Ведь наша страна является одной из сильнейших морских держав.

Мы должны сохранить наше подводное и культурное наследие, потому что оно является национальным достоянием.

Основные термины (генерируются автоматически): подводное культурное наследие, затонувшее имущество, культурное наследие, Российская Федерация, VII, государство, исключительная экономическая зона, международное законодательство, континентальный шельф, международная законодательная база.

Ключевые слова

Похожие статьи

Международно-правовая защита объектов материального.

В отношении международно-правовой охраны объектов культурного наследия, статья 4 Конвенции 1972 года, предусматривает, что каждое государство признает обязательство обеспечивать охрану и передачу будущим поколениям культурного наследия.

Трансформация идеи территориального суверенитета под.

континентальный шельф, государство, Конвенция ООН, государственный суверенитет, прибрежное государство, Великобритания, прилежащая зона, отношение, территория, исключительная экономическая зона.

Кодификация норм международного публичного права на.

Проблемы международно-правового регулирования в Арктике

При этом, специальные законодательные акты, в которых закреплены границы

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, россия, РФ, континентальный шельф, США, канада.

Итоги разграничения пределов континентального шельфа между.

56], зона эксклюзивных экономических интересов — 200 мирских миль [2, ст. 76] и континентальный шельф [2, ст. 15].

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального.

Основные термины (генерируются автоматически): прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия.

Северный морской путь — территориальные воды России или.

На основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ, мы видим.

Искусственный земельный участок: проблемы терминологии

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

В свою очередь искусственные острова не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, и вокруг них.

История территориальных притязаний государств в арктическом.

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус.

Читайте также: