Права и обязанности недропользователей по рекультивации земель

Обновлено: 17.05.2024

Минприроды России рассмотрело обращение, поступившее в адрес Минприроды России по вопросу о применении Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, при разработке проектов рекультивационных работ, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со статьей 38 Закона N 7-ФЗ ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 9 и 25 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна содержать, в том числе раздел "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", который в свою очередь включает в себя мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова.

В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных настоящим Положением, либо несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации являются основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

Порядок проведения рекультивации и консервации установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила).

Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется лицами, деятельность которых привела к деградации земель, установленных пунктами 3 и 4 Правил.

Таким образом, при разработке проекта рекультивации земель юридические лица и индивидуальные предприниматели должны учитывать требования действующих Правил.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве иных восстановительных работ могут осуществляться мероприятия, сопутствующие работам по рекультивации нарушенных земель, а также мероприятия, направленные на снижение, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на восстановление качественных и количественных характеристик плодородного слоя почвы, лесных насаждений, их улучшения, устранения инородных предметов и другие.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
П.А.ЮШИН

Задайте вопрос юристу:


Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Наша республика богата полезными ископаемыми, ведётся большая работа по их промышленному освоению. В указанной связи серьёзно стоят вопросы охраны окружающей среды.

Какие права есть у граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться недропользователями при использовании участков недр и добыче полезных ископаемых? Что свидетельствует об их нарушении и какую ответственностью несут недропользователи за них? Об этом рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка - субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн. рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесен ущерб в размере 2,5 млн. руб. и выше, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

То есть обычные граждане – не предприниматели не могут использовать осуществлять добычу полезных ископаемых?

- Не совсем так. Положениями ст. 19 Закона о недрах предусмотрены определенные гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземных воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

Что понимается под использованием для собственных нужд?

- Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
  • строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке, если он не собирается этот песок реализовывать, для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование участками недр?

- В первую очередь это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведение работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц - до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году Управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий. В 2019 году – свыше 60 лицензий.

Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

- Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в текущем году, свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространенных полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую берут лицензии на объемы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчетов, поскольку многие заблуждаются и думают, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчеты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому, хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

- Действительно помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта. юридическому лицу и его должностному лицу назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. руб..

Также, Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн. руб.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано. В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

- В случае, если предоставленный в пользование участок недр расположен на территории земель лесного фонда, то использование лесного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки), повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа до 600 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также возможно с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае совершения незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере, для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Значительным размером в указанной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий всего 5000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 руб.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

Как известно нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недрапользователями таких территорий?

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Органом, оказывающим государственную услугу по организации проведения этноэкспертизы, является также Министерство РС(Я) по развитию Арктики и делам народов Севера.

В 2019 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Читайте также: