Потери имущества в результате чрезвычайных ситуаций это

Обновлено: 17.05.2024

Настоящее Положение регламентирует общий порядок определения объемов потерь имущества производителей сельскохозяйственной продукции, органов лесного хозяйства при гибели посевов сельскохозяйственных культур, животных и лесного фонда в результате чрезвычайных ситуаций, оценки стоимости этого имущества и возмещения понесенного ущерба.

Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., N 19, ст. 212.

Перечень чрезвычайных ситуаций, вызвавших потерю имущества

1. Чрезвычайными ситуациями признаются следующие:

  • бедствия, аварии и катастрофы, приведшие к гибели:
  • урожая, сельскохозяйственных культур и плодовых многолетних насаждений — засуха, вымокание, выпревание, заморозок, вымерзание, град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар,
  • плодовых многолетних насаждений, питомников и хмельников — град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар, удар молнии, взрыв, падение пилотируемых летательных аппаратов, засуха, заморозок и вымерзание,
  • сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел — град, ливень, буря, ураган, наводнение, пожар, удар молнии, взрыв, действие электрического тока, падение пилотируемых летательных аппаратов,
  • лесного фонда — буря, ураган, наводнение, пожар, взрыв, падение пилотируемых летательных аппаратов.

Перечень имущества, подлежащего возмещению при потерях в результате чрезвычайной ситуации

2. Возмещению подлежит сумма понесенного убытка производителями сельскохозяйственной продукции в результате чрезвычайных ситуаций по следующему имуществу:

  • урожаю сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов и пастбищ) и плодовых многолетних насаждений при гибели растений и деревьев в размере 70 и более процентов на установленной территории;
  • плодовым и многолетним насаждениям, питомникам и хмельникам, сельскохозяйственным животным, домашней птице, кроликам, пушным зверям независимо от возраста и семьям пчел, лесному фонду, а также урожаю лесных семян на постоянных лесосеменных участках и лесосеменных плантациях.

Порядок определения объемов гибели (повреждений) имущества

4. Сбор (рассмотрение) информации об объемах гибели (повреждений) имущества в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы осуществляется по территориальному принципу исполнительными и распорядительными органами на основании ходатайств юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц.

5. Районный (городской) исполнительный комитет в 3-х дневный срок с даты поступлений ходатайств юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц создает комиссию в составе заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), специалистов финансового отдела исполнительного комитета, сельскохозяйственных органов, органов лесного хозяйства и Белорусской государственной страховой организации.

Комиссия, используя имеющиеся документы и материалы, в 5-дневный срок с даты поступления ходатайств проводит обследование указанного в нем имущества.

В ходе обследования уточняются площадь, степень, объем гибели (повреждений) имущества, устанавливаются причины, приведшие к гибели (повреждению), и другие необходимые факты.

Степень и объем гибели (повреждений) устанавливаются путем визуального осмотра, обследования и обмера соответствующего объекта. По результатам осмотра, обследования и обмера дается заключение о наличии или отсутствии оснований для оказания финансовой (либо иной) поддержки физическим и юридическим лицам на восстановление погибшего (поврежденного) имущества. По результатам работы комиссия составляет акт.

6. При наличии оснований для оказания финансовой поддержки районный (городской) исполнительный комитет обеспечивает в 7-ми дневный срок оценку стоимости погибшего (поврежденного) имущества, подготовку других материалов, необходимых для рассмотрения этого вопроса на заседании районной (городской) комиссии по чрезвычайным ситуациям.

7. Для рассмотрения на заседании районной комиссии по чрезвычайным ситуациям представляются:

  • ходатайства юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц, акты обследования погибшего (поврежденного) имущества, материалы оценки погибшего (поврежденного) имущества; сметы стоимости восстановления погибшего (поврежденного) имущества,
  • иные необходимые документы.

Районная (городская) комиссия по чрезвычайным ситуациям в 3-х дневный срок с даты представления материалов рассматривает их и выносит соответствующие решения, предусматривающее вид и условия оказания поддержки юридическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам.

Рассмотренные районной (городской) комиссией по чрезвычайным ситуациям материалы направляются в соответствующую областную (Минскую городскую) комиссию по чрезвычайным ситуациям.

8. Областная (Минская городская) комиссия по чрезвычайным ситуациям в 3-дневный срок с даты поступления от районной (городской) комиссии соответствующих материалов рассматривает их и свое решение по оказанию необходимой поддержки вместе с материалами направляет в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство лесного хозяйства в случае гибели (повреждения) посевов сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и лесного фонда организуют сбор от нижестоящих органов сельского и лесного хозяйства заверенных в райисполкомах расчетов о размере ущерба исходя из площадей погибших сельскохозяйственных культур и количества погибших сельскохозяйственных животных, объемов поврежденной древесины и ее таксовой стоимости погибших лесосеменных объектов и урожая лесных семян, а также расчеты потребности в средствах для рекультивации указанных территорий и создания новых лесных культур.

На основании представленных материалов определяется размер потерь от случившегося стихийного бедствия, аварии или катастрофе по республике.

10. Министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством лесного хозяйства в 7-дневный срок рассматривает поступившие материалы по оказанию финансовой поддержки юридическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам на восстановление погибшего (поврежденного) в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы имущества и по согласованию с Комиссией по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь в установленном порядке в 5-дневный срок вносит проект решения Совета Министров Республики Беларусь о выделении на указанные цели соответствующим исполнительным и распорядительным органам денежных средств из республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

В случае необходимости оперативного финансирования восстановительных и других работ, обусловленных чрезвычайными ситуациями, материалы о выделении на указанные цели средств из республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, в 5-дневный срок рассматриваются Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством финансов и по согласованию с председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь необходимые предложения в установленном порядке вносятся в Совет Министров Республики Беларусь.

Порядок оценки стоимости погибшего имущества

11. Оценка стоимости погибшего имущества производится следующим образом:

  • по урожаю сельскохозяйственных культур и плодовых многолетних насаждений — из его полной стоимости, исчисленной исходя из средней урожайности за последние пять лет и действующих государственных закупочных цен на момент гибели (повреждения) имущества в расчете на площадь погибших (поврежденных) культур. При отсутствии на отдельные виды продукции государственных закупочных цен, оценка производится исходя из средних рыночных цен на эти виды продукции на момент гибели имущества;
  • по плодовым многолетним насаждениям, питомникам и хмельникам — исходя из балансовой стоимости насаждений с учетом их износа;
  • по сельскохозяйственным животным, домашней птице, кроликам, пушным зверям и семьям пчел — исходя из балансовой стоимости (рабочего скота с учетом амортизации) на момент их гибели;
  • по лесному фонду — исходя из таксовой стоимости древесины и потребности в средствах для рекультивации территории и создания новых лесных культур, по лесным питомникам, лесосеменным площадям, лесным культурам исходя из потребности в средствах для полного их восстановления.

12. Заказчиками работ по оценке стоимости имущества являются местные исполнительные и распорядительные органы (далее — орган-заявитель).

Решение об оценке стоимости разрушенного (поврежденного) имущества принимается руководителем органа-заявителя.

Основанием для проведения оценки стоимости погибшего (поврежденного) имущества является письменное обращение руководителя органа-заявителя с приложением к нему акта об объемах и степени гибели (повреждений), иных необходимых документов.

13. Оценка стоимости погибшего (поврежденного) имущества осуществляется комиссией, специально созданной местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения этого имущества.

Комиссия в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и действующими методиками и правилами осуществляет оценку стоимости соответствующего имущества и составляет смету.

14. Срок проведения работ по оценке стоимости погибшего (поврежденного) имущества устанавливается комиссией, осуществляющей оценку, и, как правило, не должен превышать 7 дней с даты представления органом-заявителем необходимых документов.

15. Расходы на проведение оценки стоимости погибшего (поврежденного) имущества возмещаются из областного (Минского городского) фонда финансирования расходов, связанными со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Экономическая поддержка субъектов хозяйствования, понесших потери в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф

16. Указанная поддержка субъектов хозяйствования осуществляется из следующих источников:

  • по застрахованным посевам сельскохозяйственных культур и застрахованным сельскохозяйственным животным компенсация потерь производится страховыми органами,
  • средств местных и республиканского бюджета;
  • средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • средств республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами в случаях нанесения ущерба имуществу юридических лиц на сумму более 5000 минимальных заработных плат, предпринимателей без образования юридического лица — 1500 и физических лиц — 500 минимальных заработных плат;
  • добровольных отчислений отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, других не противозаконных поступлений.

17. Компенсация за погибшее имущество в результате чрезвычайных ситуаций выплачивается производителям сельскохозяйственной продукции независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности — колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, подсобным сельским хозяйствам предприятий и организаций, другим сельскохозяйственным формированиям, а также физическим лицам.

Памятка гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной и финансовой помощи

, оказание гражданам финансовой помощи человека человека

Что делать, если Вас не включили в списки пострадавших от ЧС

Граждане, подавшие в местную администрацию заявление на включение в списки пострадавших от паводка, но получившие уведомление об отказе включения в списки в письменной форме имеют право обратиться в районный суд по месту нахождения имущества с исковым заявлением о признании права на получение единовременной материальной помощи или финансовой помощи за частичную (или полную) утрату имущества первой необходимости. Для получения соответствующих выплат в судебном порядке необходимо доказать факт постоянного проживания в пострадавшем от паводка жилом помещении.

В качестве документов, подтверждающих постоянное проживание в жилом помещении, могут быть представлены иые местнойейи, документы о содержании имущества (об уплате налогов, коммунальных и иных платежей), свидетельские показания и др.

Образец примерного искового заявления о признании права на получение единовременной материальной помощи или финансовой помощи (Приложение № 1).

Образец примерного искового заявления о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, имеющих право на единовременную материальную помощь,включение жилого дома в границы зоны чрезвычайной ситуации (Приложение № 2).

При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины за каждое требование составляет 300 рублей. Реквизиты для уплаты государственной пошлины размещены на сайтах районных судов Забайкальского края.

С учетом всех имеющихся документов судом выносится решение.

Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией на основании решения суда.

Для оперативного восстановления и получения правоустанавливающей документации пострадавших граждан, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, сведения из государственного кадастра недвижимости будут запрашиваться органами государственной власти Забайкальского края.

В районный суд ______________________

Истец: _____________________________________

Ответчики: Администрация муниципального образования

о признании пострадавшим(и) от паводка, о возложении обязанности

включить в список пострадавших

Я(мы),_______________________________________________________________________________________________________________________________________________проживаю(ем) в жилом помещении (индивидуальном жилом доме), расположенном по адресу:_______________________________________________________________________ с_____________________________________года по ________________________________.

Мой дом, расположенный по адресу: _________________, ул.__________________ д.___ кв._____, вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается справкой Администрации муниципального образования __________________________.

По указанному мной адресу, где находятся наше имущество первой необходимости, я и члены моей семьи проживаем с _____________________. Факт проживания могут подтвердить: (перечислить соседей): _______________________________________________________________

оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с пунктом 11 данного Постановления для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления подготавливаются следующие документы:

- заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи;

- список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи;

- сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях.

Таким образом, я (мы) в период паводка в июле 2018 года проживал(и) в зоне затопления и пострадал(и), моему(нашему) имуществу причинен ущерб, однако Администрацией _________________________________________ я(мы) не включен(ы) в списки пострадавших, что повлекло корректировку данного списка и нарушение моих прав на получение финансовой помощи от государства.

Иной возможности разрешить данный вопрос, кроме как решения суда у нас нет.

Руководствуясь ст. ст. 131 , 132 ГПК РФ,

1.Признать меня(нас) ______________________________________________________

Пострадавшим(и) от наводнения, произошедшего в июле 2018 года на территории муниципального образования _____________________________________.

2. Включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи.

3. Включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или (полную) утрату имущества первой необходимости (при наличии Акта обследования комиссии органа местного самоуправления).

4. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

1. Квитанция об оплате государственной пошлины.

2.Копия документов о праве собственности (иные правоустанавливающие документы) на жилое помещение, жилой дом, земельный участок.

3. Копия справки о постоянном проживании по указанному в иске адресу.

4. Копия справки из администрации о составе семьи.

5. Копия справки о включении дома в зону затопления из администрации.

6. Копии паспортных данных на совершеннолетнего(их) членов семьи.

7. Копии свидетельств о рождении на несовершеннолетнего(их) члена(ов) семьи (при необходимости).

8. Копия свидетельства о заключении брака (при необходимости).

9. Копия уведомления об отказе администрации.

10. Копия акта обследования жилого помещения (индивидуального жилого дома), подготовленного комиссией (если требуется доказать частичную или полную утрату имущества).

11. Копии искового заявления для ответчика с приложением документов, приложенных к иску.

В районный суд _________________

Истец(цы): _________________________________________________

Адрес:______________________________________________________

Ответчик: Администрация муниципального образования

о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,включение жилого дома в границы зоны чрезвычайной ситуации, признании права на получение финансовой помощи,

включении в список граждан, имеющих право финансовую помощь

В результате наводнения в __________________ затопило принадлежащий мне жилой дом, в результате затопления причинен ущерб имуществу, а именно: треснул фундамент, подмыло стены, и т.д.

При обращении в администрацию ________________о включении в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества в результате наводнения в __________________ в июле 2018 года, мне было отказано, так как мой жилой дом, расположенный по адресу:____________, не вошел в зону чрезвычайной ситуации.

Иной возможности разрешить данный вопрос, кроме как решения суда у нас нет.

Руководствуясь ст. ст. 131 , 132 ГПК РФ,

1. Признать пострадавшими в результате наводнения в ____________________виюле 2018 года истца Ф.И.О., год рождения, и мое право на получение финансовой помощи.

2. Включить жилой дом, расположенный по адресу_________________в границы зоны чрезвычайной ситуации.

3. Обязать администрацию ________________ истца Ф.И.О., год рождениявключить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества.

Методические рекомендации по вопросам предоставления мер государствен-ной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации

Методические рекомендации подготовлены Главным юридическим управлением Губернатора и Правительства края.

1. Предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), проживавшим в утраченных или поврежденных жилых помещениях.

Согласно указанным в настоящем пункте федеральным и краевым нормативным правовым актам право на получение мер социальной поддержки имеют граждане и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления ЧС в утраченном (поврежденном) жилом помещении и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Таким образом, условиями получения вышеуказанных мер социальной поддержки являются:

- утрата (повреждение) жилого помещения, принадлежавшее гражданину на праве собственности, либо жилого помещения, находившегося в краевой государственной собственности, предоставленного по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения;

- отсутствие у собственника утраченного или поврежденного жилого помещения другого жилья, пригодного для проживания. Факт наличия у гражданина жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), не признанного в установленном порядке непригодным для проживания, исключает возможность предоставления ему указанных мер социальной поддержки.

В отношении реализации прав граждан, имеющих на праве долевой собственности жилые помещения, пригодные для проживания, необходимо также иметь в виду следующее.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поэтому участник долевой собственности, как и любой собственник, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, а значит, может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи (ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, наличие у гражданина доли в собственности на жилое помещение, не признанное в установленном порядке непригодным для проживания, свидетельствует о наличии у него другого жилья, пригодного для проживания, независимо от размера этой доли.

1.2. В соответствии с Программой право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, отвечающие требованиям и условиям, установленным Программой, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В этой связи, в случае признания собственником жилого помещения в судебном порядке иных граждан (дочь гражданской жены, внук гражданской жены, муж дочери гражданской жены, иных граждан), членами своей семьи, подлежит увеличению норматив общей площади жилья для предоставления вышеуказанных мер государственной поддержки.

1.3. Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., установленным постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр (далее – Порядок предоставления жилых помещений), при предоставлении гражданам жилых помещений не предусматривается изъятие у указанных граждан находящихся у них на законных основаниях земельных участков, расположенных в зоне затопления (подтопления).

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерацией установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения права собственности.

Таким образом, оснований для прекращения указанных прав в отношении земельных участков, на которых расположены жилые дома, признанные непригодными для проживания, в случае предоставления взамен другого жилья (нового земельного участка), федеральными законами не установлено.

Следовательно, распоряжение земельными участками, находящимися в собственности граждан или на ином надлежащим образом оформленном праве пользования, и на которых расположены поврежденные в результате чрезвычайной ситуации индивидуальные жилые дома, в связи с предоставлением собственнику другого жилого помещения, осуществляется ими самостоятельно в соответствии с гражданским и земельным законодательством, в том числе для целей ведения огородничества.

1.4. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений жилье предоставляется гражданам по нормативам общей площади жилого помещения, которые составляют: 33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра - на семью из двух человек; по 18 кв. метров - на одного человека при численности членов семьи три и более человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение для предоставления мер поддержки может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из указанной нормы предоставления площади жилого помещения. Превышение может составлять не более 10 кв. метров общей площади жилого помещения (пункт 1.10 Порядка предоставления жилых помещений).

Указ № 693, Постановление № 923, Порядок предоставления жилых помещений не содержит запрета на предоставление гражданам, количество членов семьи которых, не позволяет предоставить им соответствующее жилое помещения в связи со значительным превышением норматива предоставления жилых помещений над имеющимися на рынке жилья жилыми помещениями.

В связи с этим, полагаем возможным предоставление многодетным семьям в указанном случае, более одного жилого помещения в пределах указанной нормы жилого помещения. Предоставление гражданам, совместно проживавшим в утраченном жилом помещении, мер поддержки в виде нескольких жилых помещений возможно исключительно на основании их волеизъявления, выраженного письменно.

При этом в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления жилых помещений все жилые помещения, предоставляемые в собственность, оформляются в общую долевую собственность всех членов семьи.

После оформления права собственности на жилые помещения в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

1.5. Пунктом 3.2. Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплат денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченным жилых помещений, установленным Программой (далее – Порядок предоставления денежных средств), предусмотрено, что гражданин, выбравший соответствующую меру социальной поддержки самостоятельно осуществляет подбор жилого помещения. При этом гражданин имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) кредитных (заемных) средств.

Какие-либо ограничения по месту нахождения приобретаемого жилого помещения Порядком предоставления денежных средств не установлены.

Кроме того, полагаем, что гражданин, выбравший в качестве меры социальной поддержки выплату денежных средств на строительство или приобретение жилья, вправе приобрести два жилых помещения (комнаты, квартиры, жилые дома), в случае если средств социальной выплаты будет недостаточно - доплатить за счет собственных и (или) заемных средств.

1.6. Право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, которые постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Постановлением № 923 предусмотрено, что предусмотрено, что право на меры государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в жилых помещениях на день объявления чрезвычайной ситуации. То есть, действующим законодательством не предусмотрено обеспечение граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, жилым помещением с учетом ребенка, не родившегося на день объявления чрезвычайной ситуации.

1.7. В отношении граждан, имеющих долг по ипотечному кредиту, взятому ранее на приобретение квартиры, признанной впоследствии непригодной для проживания, сообщаем следующее.

Граждане, имеющие имущество, на которое установлена ипотека, и которое застраховано от рисков утраты, вправе предложить банку получить последним страховое возмещение за утрату заложенного имущества.

После получения банком страхового возмещения гражданин может обратиться в кредитную организацию с заявлением о заключении соглашения сторон о расторжении договора ипотеки в связи с существенным изменением обстоятельств (утрата заложенного имущества в результате чрезвычайной ситуации).

В случае, если кредитная организация после получения страхового возмещения откажет гражданину в заключении соглашения о расторжении договора ипотеки, гражданин вправе обратиться с заявлением о расторжении договора ипотеки вследствие существенно изменившихся обстоятельств в суд.

Консультативную и правовую помощь по указанному вопросу граждане могут получить в Управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. Контактная информация: телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю: 27-25-77 (часы работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 20-00, перерыв с 13-00 до 14-00), 27 21 26 (часы работы: среда с 14-00 до 17-30, пятница с 09-30 до 13-00).

2. Налогообложение выплат из бюджета гражданам, пострадавшими в результате ЧС.

Согласно п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам физических лиц, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), относятся суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств независимо от источника выплаты.

3. Предоставление государственной поддержки гражданам, утратившим сельскохозяйственный урожай, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Порядок ЛПХ предусматривает однократную выплату компенсации в размере 3000 рублей за каждые 0,01 га посевов, утраченных в результате ЧС (наводнения), на одно ЛПХ, выплата которой производится только гражданам, являющимся главами ЛПХ. Источником финансового обеспечения указанных мер поддержки являются средства федерального бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о ЛПХ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими ЛПХ.

Пунктом 8 Порядка ЛПХ предусмотрено, что гражданину не выплачивается компенсация в случае несоответствия его требованиям, установленным Порядком ЛПХ.

Граждане не могут быть включены в списки граждан, имеющих право на компенсацию, и компенсация им не может быть выплачена в случае, если они не отвечают вышеназванным требованиям федеральных и краевых нормативных правовых актов, в том числе в случае, если согласно правоустанавливающим документам на земельные участки обратившихся граждан, данные земельные участки предоставлены им для строительства (эксплуатации, обслуживания) индивидуального жилого дома.

3.2. В соответствии с п. 1 и 5 ст. 4 Закона о ЛПХ для ведения ЛПХ могут использоваться приусадебные и полевой земельные участки, а максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается в размере 0,5 га. При этом, как установлено указанной нормой Закона о ЛПХ, максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

В этой связи, считаем, что граждане, использующие полевые и (или) приусадебные земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные ими для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью свыше 2,5 га не соответствуют требованиям Закона о ЛПХ, следовательно, не имеют права на получение меру государственной поддержки, установленной Порядком о ЛПХ.

3.3. Статьей 3 Закона о ЛПХ предусмотрено, что гражданин вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

Согласно статье 25.2 Закона о регистрации выписка из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный ему для ведения ЛПХ, также является основанием для государственной регистрации собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения ЛПХ.

Согласно статье 3 Закона о передвижении граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

На основании изложенного, граждане, проживающие в населенных пунктах края, не подвергшихся наводнению не имеют права на получение компенсации в соответствии с Порядком ЛПХ.

4. Пострадавшие граждане несогласные с решениями, принятыми в отношении них органами государственной власти и подведомственными им учреждениями, органами местного самоуправления, в целях реализации их прав могут получить бесплатную юридическую помощь по составлению заявлений в суд в структурных подразделениях государственного юридического бюро края:

- ул. Дзержинского, д. 39, тел. 8 (4212) 40-22-51;

- ул. Карла Маркса, д. 166, тел. 8 (4212) 40-22-50;

- ул. Ленина, д. 69, тел. 8 (4212) 40-22-54;

- ул. Суворова, д. 45а, тел. 8 (4212) 40-22-52;

- ул. Уборевича, д. 76, тел. 8 (4212) 40-22-53;

- ул. Тихоокеанская, д. 171а, тел. 8 (4212) 40-22-98;

- Амурский бульвар, д. 37, тел. 8 (4212) 40-22-97;




















Памятка гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной и финансовой помощи


Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
(далее – ЧС), в том числе при наводнении.
Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие в населенном пункте, подвергшемся наводнению.

Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь - 10 тыс. на человека без ограничения по количеству членов семьи;
- финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости – 100 тыс. на человека.

Правом на получение финансовой помощи из областного бюджета обладают:
- за частично утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС*.
- за полностью утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате ЧС (при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан)*.

* Критерии признания имущества полностью или частично пострадавшим в результате ЧС установлены Методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС от 23.08.2013 №21.

Выплаты из областного бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь – 10 тыс. на человека, но не более 50 тыс. на семью;
- финансовая помощь в связи с утратой имущества:
а) за частично утраченное имущество–50 тыс. на семью;
б) за полностью утраченное имущество – 100 тыс. на семью.

Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
1) заявление о получении соответствующей помощи (всего составляется 4 заявления):
а) для получения выплат за счет средств федерального бюджета на имя губернатора области:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
б) для получения выплат за счет средств областного бюджета на имя главы местной администрации:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества;
2) документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России по Амурской области);
3) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС - наводнению, на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
При этом для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета не требуется предоставление данных документов при предъявлении надлежаще оформленных документов о праве собственности на соответствующее жилое помещение.
4) иные документы по желанию гражданина.

На заметку!
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Порядок и сроки рассмотрения заявления и принятия решения о включении в списки пострадавших (содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС
от 23.08.2013 №21, и носят рекомендательный характер).
Комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет:
- акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
- акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
Местная администрация составляет:
- справку о составе семьи заявителя;
- фотодокументы (при наличии возможности).
В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в следующие списки:
1) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета;
2) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета;
3) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи за счет средств областного бюджета;
4) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявления (заявлений) с указанием причин отказа.
В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года на конкретной территории с указанием населенного пункта, сельсовета, района и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года.
Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией также на основании решения суда.
Решение местной администрации о включении гражданина в список (за исключением помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета) является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
Предоставление помощи гражданам за счет средств федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств областному бюджету из федерального бюджета.

Важно!
Действующим законодательством срок предоставления заявлений и обосновывающих документов для граждан не установлен.
Вместе с тем такие сроки установлены для органов местного самоуправления, которые должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня соответствующего поручения губернатора области (для выделения бюджетных средств из областного бюджета).
Органы государственной власти области должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня подписания поручения Председателя Правительства РФ или одного из заместителей Председателя Правительства РФ (для выделения бюджетных средств из федерального бюджета).
Во избежание судебных споров гражданам желательно обращаться с заявлением и обосновывающими документами в указанные сроки.

Читайте также: