Порядок согласования аренды федерального имущества

Обновлено: 04.05.2024

Со следующего года при передаче федерального имущества в аренду учебные заведения должны будут руководствоваться новыми правилами. Они предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и будут вводиться постепенно. Рассмотрим суть нововведений, а также действующие нормы.

Как правило, федеральные бюджетные учреждения не являются собственниками сдаваемого ими в аренду недвижимого имущества. Чаще всего имущество принадлежит Российской Федерации.

На практике полномочия собственника имущества делегируются Российской Федерацией конкретному органу исполнительной власти, в чьем ведении находится то или иное бюджетное учреждение. Сами учреждения владеют таким имуществом на правах оперативного управления.

Поэтому органы исполнительной власти издают методические документы, в которых закреплен алгоритм сдачи в аренду федерального имущества.

Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для образовательных учреждений. Итак, на что обращает внимание бюджетных учреждений Роспотребнадзор? Об этом далее.

В письме чиновники отметили, что для сдачи в аренду временно свободных площадей учреждению необходимо иметь согласие собственника. При этом такое требование вполне соответствует законодательству.

Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.

Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:
– обращение или заявление, подписанное руководителем бюджетного учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
– пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Разрешение необходимо получить до заключения договора аренды (пролонгации ранее заключенных договоров).

Собственник не вправе распоряжаться имуществом, которое передано учреждению.

Исключение составляет изъятое, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество (ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ). Получается, дав учреждению согласие на передачу помещения в аренду, собственник фактически признает, что оно, скажем, используется не по назначению.

Однако из постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 следует, что переданное с согласия собственника имущество в аренду не может быть квалифицированно как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. При условии, что цель такой сделки – обеспечение более эффективной деятельности учреждения, для которой оно создано, а также рациональное использование имущества.

Таким образом, бюджетное учреждение может передать имущество в аренду с согласия собственника в случаях, когда это необходимо для реализации его деятельности.

То, в каком порядке учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи имущества в аренду, установлено частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Напомним, что нормы этого закона, касающиеся аренды, носят временный характер.

Они действуют до появления отдельного федерального закона, в котором будет изложен порядок использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Учитывая этот закон и другие нормативные акты, специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на следующее.

Доходы, получаемые от сдачи временно свободных площадей в аренду, являются дополнительным источником бюджетного финансирования. Оно направляется на содержание и развитие материально-технической базы учреждения сверх сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.

Такой порядок актуален для учреждений образования, культуры и искусства, организаций научного обслуживания государственных академий наук.

Также в своем письме Роспотребнадзор отметил, что при передаче в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, необходимо использовать код доходов 167 111 05031 01 0000 120 (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н).

Расходные расписания оформляются по форме, которая установлена приложением № 2 к приказу Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Они регистрируются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.

Учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи помещений в аренду, только на основании сметы, которую утверждает главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета.

Порядок оформления бухгалтерских записей в учреждении зависит от того, какой заключен договор аренды и кто является администратором доходов.

Причем гражданским законодательством предусмотрено, что в договоре аренды участвуют две стороны – арендодатель и арендатор.

На практике часто встречаются трехсторонние договоры аренды госимущества, в которых появляется третья сторона – балансодержатель федерального имущества.

Так, если заключен трехсторонний договор аренды госимущества, находящегося у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, соблюдаются требования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Поэтому арендатор в качестве налогового агента самостоятельно уплачивает НДС в бюджет, минуя счета учреждения-балансодержателя.

Если же арендодателем является учреждение – балансодержатель имущества, которое не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у арендатора не возникает (письмо Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266). В бухгалтерском учете имеют место следующие записи:

Читайте также: