Порядок передачи земель министерства обороны в муниципальную собственность

Обновлено: 28.03.2024

Подписан Губернатором Московской области 06.02.2015

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 2

1. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, имеющего в собственности имущество, подлежащее передаче, и уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается, формируют согласованное предложение о передаче имущества в виде перечня имущества, подлежащего передаче (далее – согласованный перечень имущества).
2. Предложение о разграничении имущества вправе инициировать как уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится передаваемое имущество, так и уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого имущество передается.
В целях разграничения имущества уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выступивший с инициативой
о разграничении муниципального имущества, направляет в уполномоченный орган местного самоуправления другого муниципального образования предложение о передаче муниципального имущества с обоснованием необходимости его передачи (далее – предложение о передаче имущества).
3. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, которому направлено предложение о передаче имущества, обязан его рассмотреть не позднее 30 календарных дней со дня его поступления и уведомить о результатах рассмотрения уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, направивший указанное предложение.
Если по истечении указанного срока уведомление о результатах рассмотрения предложения о передаче имущества не было направлено инициатору, считается, что предложение одобрено.
4. В целях формирования согласованного предложения о передаче имущества уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, вправе создавать согласительные комиссии, порядок формирования и деятельность которых устанавливается муниципальными правовыми актами.
5. Согласование перечня имущества, подлежащего передаче, осуществляется путем принятия уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение муниципального имущества, решений
о согласовании перечня имущества.
После принятия таких решений согласованный перечень имущества подлежит подписанию сторонами.
6. Согласованный перечень имущества разрабатывается по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.
В согласованный перечень имущества могут включаться муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также иное муниципальное имущество.

Статья 3

1. Разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется на основании распоряжения центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений (далее – уполномоченный орган Московской области), принимаемого по согласованному предложению уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований.
2. Для принятия распоряжения уполномоченного органа Московской области о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, направляют в уполномоченный орган Московской области следующие документы:
согласованный перечень имущества;
решения уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований о согласовании перечня имущества, подлежащего передаче.
3. Уполномоченный орган Московской области в течение
30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в части 2 настоящей статьи, принимает распоряжение о разграничении муниципального имущества или уведомляет заявителей об отказе в его разграничении.
4. Порядок рассмотрения уполномоченным органом Московской области согласованного перечня имущества и требования к нему устанавливаются уполномоченным органом Московской области.
5. Уполномоченный орган Московской области отказывает в разграничении муниципального имущества в следующих случаях:
согласованный перечень имущества не соответствует форме, установленной в приложении к настоящему Закону;
не представлены решения уполномоченных органов местного самоуправления, указанные в части 2 настоящей статьи;
в согласованный перечень включены объекты, не подлежащие разграничению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Распоряжение уполномоченного органа Московской области
о разграничении муниципального имущества является основанием возникновения права собственности на такое имущество.
Право собственности на имущество, включенное в согласованный перечень имущества, возникает с момента подписания между муниципальными образованиями акта передачи.

Статья 4

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Принят постановлением
Московской областной Думы
от 22.01.2015 № 6/112-П


СОГЛАСОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
имущества, находящегося в муниципальной собственности (наименование муниципального образования Московской области) и подлежащего передаче в муниципальную собственность (наименование муниципального образования Московской области, в собственность которого указанное имущество передается)

Раздел 1
Муниципальные унитарные предприятия
и муниципальные учреждения

Информация о документах

необходимых для принятия решения об изъятии имущества

из оперативного управления государственных учреждений

Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность

Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.

При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .

1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.

2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области - получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).

8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .

9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

10. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) краткую историю объекта и его использования учреждением,

2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.

620000, г. Екатеринбург,

Логотип

© 2021

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

При решении вопроса о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности суды должны принимать во внимание правомерность и допустимость этого с учетом целевого назначения собственности и необходимости обеспечения принципа соразмерности


11 апреля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 864-О по делу об оспаривании районным судом Краснодарского края положений регионального закона о разграничении имущества муниципалитета между ним и его городскими, сельскими поселениями.

Как следует из материалов дела, в производстве районного суда находится на рассмотрении административный иск прокурора Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Бесленеевского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по госрегистрации права муниципальной собственности на указанные дамбы.

По мнению заявителя, спорные пункты неконституционны, поскольку они допускают возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, включая берегоукрепительные дамбы, которые должны находиться в федеральной собственности.

Изучив материалы запроса, Конституционный Суд отметил, что разграничение госсобственности обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий федеральных, а также региональных органов госвласти. Как пояснил КС, основным правовым актом, регламентирующим передачу госимущества в муниципальную собственность, является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I, приложение № 3 которого содержит перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.

Также Суд подчеркнул, что решение вопроса о допустимости нахождения в собственности муниципалитета отдельных берегоукрепительных дамб, расположенных на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого нецелесообразно и обременительно для муниципалитета. Исходя же из содержания Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретный гидротехнический объект может относиться и к муниципальной собственности.

КС напомнил о возможности безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому. При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную должна учитываться позиция органов местного самоуправления. Иное порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность неэффективных с точки зрения экономики имущественных объектов, которые объективно не нужны для решения вопросов местного значения.

Соответственно, в компетенцию суда при решении вопросов о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности входит не только установление факта закрепления возможности передачи этого имущества на основании правового акта, но и учет иных обстоятельств. Так, суд должен принять во внимание правомерность нахождения этого имущества у публично-правового образования; допустимость нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

С учетом изложенного Конституционный Суд пришел к выводу, что запрос заявителя фактически касается вопроса соответствия закона субъекта РФ федеральному законодательству, а также оценки обоснованности передачи муниципалитетом в собственность Бесленеевского сельского поселения определенного имущества. Поскольку указанные вопросы не входят в компетенцию КС, он определил отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

По словам юриста Eterna Law Андрея Пархоменко, главный вывод комментируемого определения заключается в том, что региональным законом допускается возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, которые, по мнению Конституционного Суда, должны находиться в федеральной собственности.

Рубрика "Живём в России"

Общественное телевидение России

Партнёры

Комитет ГосДумы

Информационные партнёры



Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации (за 2019 год и первое полугодие 2020 года)


Приказом Минфина России от 15 декабря 2020 года № 1101 были утверждены Методические рекомендации по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов


Мероприятия

В этих целях сформирована Рабочая группа по решению вопросов передачи военного имущества муниципальным образованиям и управления этим имуществом, состав которой был предложен региональными отделениями ВСМС.

Федеральный закон от 08.12.2011г. № 423-ФЗ регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность. Законом определен перечень военного недвижимого имущества и порядок принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества. Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", а также в Земельный кодекс РФ.

В соответствии с указанным Законом администрации муниципальных образований (главы муниципальных районов, городских округов и поселений), на территории которых расположены такие объекты, направляют самостоятельно в адрес Минобороны России обращения о принятии имущества, предлагаемого к передаче, в муниципальную собственность.

Вышеуказанный закон возложил обязанность на муниципальные органы принять военное имущество в силу закона в том состоянии, в котором оно находится сейчас, без дополнительного финансирования и ремонта. Однако безвозмездная передача может вызвать серьезные проблемы у муниципалитетов.

Главной проблемой, связанной с реализацией данного Закона является то, что не предусмотрены источники финансирования переданных объектов. Минобороны планирует передать более тысячи неиспользуемых военных городков. Однако органы местного самоуправления отказываются принимать около 70% военных городков в связи с тем, что объекты недвижимого имущества – а это не только жилые дома, но и объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети, теплотрассы, дороги и т. д., – находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Брошенные бывшими хозяевами из Минобороны, военные городки стали разрушаться. До сих пор не решены вопросы финансирования капремонта жилых зданий, работ сноса аварийных домов, переселения жителей военных городков, а это тысячи и тысячи людей, которые, по сути, брошены на произвол судьбы.

Передаваемые военные городки – это территории с разрушенной или деструктивной инфраструктурой, давно не используемой и пришедшей в негодность. У муниципалитетов нет денег не только на восстановление городков, но даже на поддержание той инфраструктуры, которая им жизненно необходима. Региональный бюджет также не сможет сохранить эти объекты. Поэтому бывшие воинские части и дальше будут разрушаться.

Осложняется ситуация и тем, что не проведена инвентаризация имущества военных городков – Мин¬обороны должно завершить её в ближайшие сроки, но уже сейчас понятно, что вряд ли эти сроки удастся выдержать. Инвентаризация требует огромных средств, на неё уже был потрачен один миллиард рублей. Вместе с тем без учёта имущества Минобороны не может чётко определиться – какие объекты необходимо оставить на балансе ведомства, а какие нет.

Есть и ещё одна коллизия, на которую сегодня мало обращают внимания. Местные власти далеко не всегда имеют право брать в собственность объекты, которые не являются необходимыми для обеспечения региональных или муниципальных нужд. Чтобы привести гарнизонное жилье и коммунальную инфраструктуру в порядок, зачастую требуется финансовых средств больше, чем весь годовой бюджет самого муниципального образования. В методике выделения средств субъектам РФ для выравнивания их бюджетной обеспеченности нет показателей, которые дали бы возможность регионам и муниципалитетам получать средства на военные городки. В отношении военных объектов это станет возможным только после их рекультивации, и её эксперты считают правильным финансировать также за счёт госказны.
Необходимо законодательно закрепить обязанность выполнить капремонт передаваемых в регионы и муниципалитеты военных объектов за счёт федерального бюджета.

Эксперты соглашаются, что для нищих муниципалитетов "безвозмездная передача" обернется неподъемным грузом. Если у военного ведомства нет методик передачи имущества и понимания, как это можно сделать, то у муниципалитетов нет ясности, как распоряжаться принятыми объектами. Полученное имущество ляжет на них дополнительным налоговым бременем. И то, что не успели продать военные, вынуждены будут распродавать муниципалы, но быстро и по бросовым ценам. Хорошо, если через аукционы и если эти объекты попадут в руки эффективных собственников. Представляется, что в районах нет компаний, которые могли бы инфраструктурно обустроить их, вложив по несколько миллионов рублей, а у муниципалитетов нет ни инструментов для решения проблемы, ни понимания, как разрабатывать экономическую программу использования полученного имущества.

Муниципалитеты в соответствии со своими утвержденными генпланами могут застраивать эти территории. Предполагается, что значительная часть земель будет отдана под жилищное строительство, возведение социальных объектов. Это особенно актуально для крупных городов и поможет строить доступное жилье.

Наряду с этим одной из главных проблем остается то, что такая передача военных городков муниципальным образованиям предполагает, что служебные квартиры в них автоматически становятся социальным жильем, и военный пенсионер утрачивает статус человека, нуждающегося в улучшении своих жилищных условий и возможность быть отселенным из военного гарнизона. Минобороны снимает с себя ответственность за военных пенсионеров, передает им в собственность служебное жилье, в котором они находятся сейчас. После передачи жилых домов в муниципальную собственность с вопросом о приватизации жилых помещений необходимо будет обратиться в орган местного самоуправления, в собственность которого будет передано данное жилое помещение. Из-за отсутствия кадастрового оформления передаваемых участков под многоквартирные дома данное мероприятие может обернуться скандалами.

При предложении передать из федеральной собственности жилищный фонд возникает проблема, связанная с тем, что в многоквартирных домах часть квартир приватизирована и принадлежит гражданам на праве собственности. Поэтому здание в целом не является объектом федеральной собственности. Следовательно, можно инициировать передачу только квартир, являющихся федеральной собственностью. Также не подлежат передаче служебные квартиры, поскольку относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в соответствии с п.3 ст.92 ЖК РФ не подлежат отчуждению.

Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ объекты инженерной инфраструктуры многоквартирных домов относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Следовательно, граждане, имеющие квартиры в частной собственности, имеют право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии со ст.246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Таким образом, при формировании перечней имущества Министерством обороны РФ и подведомственными Министерству обороны РФ структурами не учитываются требования действующего в РФ законодательства.

В различных регионах Российской Федерации имущество военных городков, подлежащее передаче в муниципальную собственность проходит обследования специалистами районных администраций совместно со специалистами ЖКХ и представителями Министерства обороны РФ. Установлено, что объекты не только находятся в неудовлетворительном либо полуразрушенном (ветхом, аварийном) состоянии, но и земельные участки под передаваемыми объектами неразмежованы. По результатам обследований составлены акты и перечни не подлежащего к передаче муниципалитетам имущества, которые направлены в администрации регионов для согласования с территориальными управлениями Министерства обороны РФ. А также произведены и направлены расчеты денежных средств необходимых для содержания, обслуживания и восстановления имущества Министерства обороны РФ, спланированного к передаче в собственность муниципальных образований. Однако, до настоящего времени ответы, согласованные перечни с уведомлением о размере денежных средств выделяемых на содержание, обслуживание и восстановление передаваемых объектов получены не были. Имущество в собственность таких муниципальных образований в настоящее время не передано, не содержится и не обслуживается надлежащим образом Министерством обороны РФ, что приводит к еще большему ухудшению его технического состояния. Так же имеются случаи незаконной разборки на строительные материалы спланированных к передаче объектов.

Ситуация усугубляется отсутствием у многих муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами, что делает невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства РФ, регламентирующего процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Неоднократные обращения муниципальных образований в Министерство обороны РФ с просьбой о передаче земельных участков, занятых вышеуказанными объектами в муниципальную собственность, остаются без внимания, и решений о передаче земельных участков до настоящего времени так и не принято.

Несоответствие вышеуказанных зданий детских садов санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям может быть основанием для приостановки деятельности учреждения, а также, несвоевременная передача таких объектов может привести к тому, что 1 сентября детские сады не смогут принять детей.

Полагаем необходимым рассматривать вопрос о передаче в муниципальную собственность не только объектов социальной инфраструктуры, но также инженерных коммуникаций к этим объектам и источников энергоснабжения. Передача объектов социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ в муниципальную собственность должна осуществляться одновременно с передачей земельных участков, на которых это имущество расположено.

В случае же передачи в муниципальную собственность имущества Министерства обороны РФ (объектов социальной сферы, объектов инженерной инфраструктуры) без передачи соответствующих земельных участков, на которых расположены эти объекты, будет невозможным выполнение норм Градостроительного и Земельного кодексов РФ, регламентирующих процедуру надлежащего оформления документов для проведения капитального ремонта или замены объектов инженерной инфраструктуры.

С 2003 года (уже 10 лет) ведется переписка по указанному вопросу, однако, вопрос практически не решается. Вследствие этого невозможно финансировать из бюджета муниципального образования работы по ремонту, благоустройству дворов, освещению и т.д. К слову сказать, несмотря на это жильцы данных домов проявляют гражданскую активность и эти дома являются домами образцового содержания.
По итогам работы и анализа рабочей группы предлагается:

1. Законодательно закрепить источники финансирования по передаче муниципалитетам объектов Минобороны.
2. Сформировать перечень действующих законодательных и нормативно-правовых актов по вопросу передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности, находящейся в ведомстве Министерства обороны РФ в муниципальную собственность.
3. Подготовить недостающую необходимую законодательную основу для эффективного осуществления такой передачи.

Для этого видится целесообразным, чтобы было дано поручение Президентом РФ о создании рабочей группы по разработки необходимых законодательных актов для решения обозначенных проблем данной сферы. Данный механизм, на наш взгляд, будет эффективно работать только тогда, когда рабочая группа будет создаваться с обязательным участием представителей от Министерства обороны РФ, от субъекта РФ и от конкретного муниципального образования. В таком случае вопросы можно будет решать эффективно и по существу.

Земельный кодекс > Глава V.5 Земельного кодекса. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства";

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги";

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

3. В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

Читайте также: