Порядок передачи имущества в казну из оперативного управления организации

Обновлено: 18.05.2024

Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров является одним из самых сложных. Столкнувшись с вопросом организации учета имущества казны, переданного в оперативное управление бюджетной организации, я попыталась осмыслить полученную информацию. Так получилась эта статья. Надеюсь, эта статья будет Вам полезна.

Немного теории.

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

- Федеральный орган власти - Росимущество;

- Региональный орган власти;

- Муниципальный орган власти.

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

-- 104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

-- 104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

-- 104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

Согласно Инструкции по бюджетномуучету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

- Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

- Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

- Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

- На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061 ).

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Содержание операции

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

По концессионному соглашению может передаваться существующее имущество, подлежащее реконструкции, или создаваться новый объект.

Реконструкция объекта концессионного соглашения подразумевает мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, по изменению технологического или функционального назначения объекта, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств указанного объекта (ч. 3 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публично-правового образования — концедента на момент заключения подобного соглашения и должен быть свободным от прав третьих лиц.

Согласно ч. 4 ст. 3, ч. 5 ст. 8 Закона N 115-ФЗ в концессию могут передаваться автодороги и автодорожные сооружения, объекты здравоохранения, находящиеся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, но только после их изъятия из оперативного управления при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;
  2. в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

С 2018 года в пункт 144 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), были внесены изменения, согласно которым имущество, переданное в концессию, учитывается на отдельных счетах:

Передача уполномоченным субъектом учета существующего объекта имущества казны в концессию отражается следующей записью:

— передан объект имущества казны в концессию.

В ряде случаев имущество может передаваться в концессию без прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения. Такое имущество не поступает в казну, поэтому на балансе уполномоченного органа оно не отражается.

В 2019 году уполномоченный субъект учета в рамках своей учетной политики вправе установить особенности передачи имущества в концессию без изъятия у учреждения или унитарного предприятия, поскольку в настоящее время в инструкциях по учету они не установлены.

Кроме того, учреждение будет отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную указанным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета будет:

  • отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;
  • при необходимости корректировать сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.

Забалансовых счетов, предназначенных для учета сметной стоимости и фактических вложений концессионера, в настоящее время в Инструкции N 157н нет. Не предусмотрены они и Приказом N 298н. Если соответствующие изменения не будут внесены в течение 2019 года, такой счет нужно будет предусмотреть в учетной политике уполномоченного органа и учреждения. Если в отношении имущества учреждения будет заключено концессионное соглашение в 2019 году, учреждению целесообразно начать забалансовый учет сметной стоимости объекта уже в текущем году.

В учете уполномоченного органа это отражается так:

— отражено изъятие имущества у подведомственного учреждения в целях передачи его в концессию.

Ранее начисленная по имуществу амортизация учитывается такой записью:

— принята к учету амортизация по изымаемому имуществу.

— отражено уменьшение вклада уполномоченного органа на сумму изъятого имущества.

В бухгалтерском учете учреждения отражаются выбытие имущества и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением бюджетным, автономным учреждением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя).

— отражено выбытие имущества на сумму балансовой стоимости основных средств;

— списана амортизация по выбывающим объектам основных средств.

— уменьшены расчеты с учредителем на сумму изъятого имущества.

Напомним, что в настоящее время согласно п. 94 Инструкции N 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны.

Начисление амортизации на объекты имущества казны, переданные в концессию, оформляется следующей записью:

Если по концессионному соглашению создано новое недвижимое имущество, право собственности на него приобретает концедент, а право концессионера на пользование имуществом является обременением права концедента.

В ходе исполнения концессионного соглашения концедент отражает на забалансовом счете фактическую сумму инвестиций концессионера.

Ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения осуществляется концессионером (ч. 14 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Права владения и пользования концессионера переданным ему недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на него. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать одного месяца с даты ввода данного объекта в эксплуатацию (ч. 15 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

За нарушение указанного срока концессионер несет ответственность, предусмотренную концессионным соглашением.

Концедент должен отразить данное имущество в бюджетном учете и внести сведения о нем в соответствующий реестр государственного (муниципального) имущества.

  • отражает созданный (реконструированный) объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;
  • отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • отражает предстоящие доходы на разницу между стоимостью создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • списывает суммы, отраженные на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.

В настоящее время в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), предусмотрена следующая запись по поступлению нового объекта от концессионера:

— отражено поступление нового объекта от концессионера.

Учет обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения также осуществляется согласно Инструкции N 162н в зависимости от содержания заключенного соглашения.

В случае досрочного прекращения (расторжения) концессионного соглашения остаток предстоящих доходов, признанных в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения, подлежит единовременному отнесению на финансовый результат отчетного периода.

Читайте также: