Перечень организаций имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков

Обновлено: 14.05.2024

1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также — ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей;

4) с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. С ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

4. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

5. Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков.

6. В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 настоящего Кодекса.

7. Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8.1. В случае необходимости переноса инженерного сооружения, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса и расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка подается ходатайство об установлении публичного сервитута.

9. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи;

3) не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;

4) ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:

1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также — земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.

11. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:

1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;

2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;

3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 — 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществл яется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров РФ;

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в с т. 282 ГК РФ вводится уточнение: "Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд".

ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

При этом з а земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). С роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти - для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

    • по их собственной инициативе ;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

  1. организации , имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" );
  2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка :
    • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
    • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств - полностью или частично);
  3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ходатайство об изъятии земельного участка:

  1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
  2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

  1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
  2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
  3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
  4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 56.3 ЗК РФ, и включают:

  1. Изъ ятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
  2. Решение об изъятии земельных участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения может быть принято не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
  3. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1, должно быть обосновано :
    • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
    • международным договором РФ;
    • лицензией на пользование недрами;
    • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  4. Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
    • по их собственной инициативе ;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
  5. Изъятие земельных участков, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
  6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта РФ в случае, если это изъятие предусмотрено документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие земельные участки.

Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Понятие ходатайства дано в статье 56.4 действующего Земельного кодекса РФ.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть осуществлено только при наличии решения органов муниципальной власти или государственной власти. При этом чтобы соответствующие компетентные органы вообще начали процесс рассмотрения дела об изъятии земли у собственника, им должно поступить ходатайство.

Понятие ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Прежде всего, это документ, составленный от лица организации, которая вправе претендовать на земельный участок частного лица для выполнения государственных или муниципальных нужд. Понятие ходатайства дано в статье 56.4 действующего Земельного кодекса РФ. Согласно этой статье к ходатайству предъявляются некоторые требования:

  • Обязательно должно быть указано, кто является инициатором изъятия частного земельного участка. Без этого данный документ рассмотрению не подлежит.
  • Согласно действующим нормам законодательно утверждено, что в ходатайстве должна быть прописана цель, с которой планируется использовать в дальнейшем земельный участок, изъятый у собственника.
  • К ходатайству должен быть приложен план межевания или схема расположения.
  • Составляется документ только по утвержденной форме, не в свободном виде.
  • Обязательно прописываются сведения о заявителе, включая не только название организации, но и ее фактический, юридический и почтовый адрес, ОГРН, организационно-правовая форма.
  • Указанию подлежат все известные данные о земельном участке, который планируется изъять: кадастровый номер, местоположение.
  • Обоснование, по которому участок подлежит изъятию.

При этом чтобы ходатайство было рассмотрено, необходимо приложить к нему копию документа, удостоверяющего личность представителя организации. Подать документы можно не только при личном обращении, но и при помощи почтовой организации, курьера или электронной почты. В последнем случае подписать заявление представитель организации должен тоже электронной подписью.

Какие организации могут подать ходатайство

Существует ряд определенных организаций, которые вправе направлять ходатайства, целью которых является изъятие земель у собственников для государственных нужд или муниципальных нужд. К ним, согласно законодательству, в частности, статье 56.4 Земельного кодекса РФ, относятся:

  • Органы государственной власти. Но только тогда, когда целью изъятия земельного участка является выполнение норм международного договора или производится строительство/реконструкция объектов федерального значения. Представителем может выступать любая такая государственная организация (к примеру, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования).
  • Организации, которые представляют интересы по исполнению федеральных нужд. Полный список таких возможных организаций отдельно прописан в Постановлении Правительства РФ № 442. Например, в него входят субъекты естественных монополий и организации-недропользователей.
  • Государственное учреждение, которое собирается использовать изъятые земли для создания или реконструкции объектов федерального знания. Организационно-правовая форма у учреждения унитарная.

Право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков теряется в том случае, если это предусмотрено изменениями, вносимыми в нормативно-правовые акты или если организация теряет статус, позволяющий ей претендовать на реализацию муниципальных и государственных нужд.

Какие документы прикладывают к ходатайству об изъятии земельных участков

Помимо копии паспорта заявителя (представителя организации) прикладывают в обязательном порядке межевой план или схему расположения будущего объекта (проект). Дополнительно могут быть приложены и другие документы:

  • копия решения о том, что природоохранная зона будет увеличена (обоснование цели для изъятия);
  • выписку из налогового органа – ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРП (единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) на конкретный участок, который планируется изъять;
  • копии документов о том, какие именно объекты расположены на участке, как именно он используется собственником на данный период;
  • копии соответствующих договоров о реализации международного права;
  • копии иных документов, подтверждающих основания для изъятия земли.

Все эти документы позволяют компетентным и ответственным лицам рассмотреть ходатайство быстрее и наиболее полно, вынести обоснованное и взвешенное решение, которое удовлетворит все стороны процесса изъятия земли у собственника в пользу муниципалитета или государства.

Как подается и принимается ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Ходатайство подписывается усиленной подписью, ею же заверяются копии документов. Рекомендуемый формат для отправления документов – PDF.

Согласно действующему законодательству если ходатайство не подлежит рассмотрению или является ненадлежащее оформленным, то не позднее, чем через 5 рабочих дней отправителя уведомляют об этом. Ходатайство и документы-приложения отправляются на официальный адрес электронной почты, который указан на официальном сайте уполномоченного органа (обычно это представители именно муниципальной власти).

После того, как ведомство получает ходатайство, оно его рассматривается, заказывает необходимые копии, если они не были приложены или проверяет уже приложенные на подлинность, после чего выносит обоснованное и законное решение. Его направляют отправителю в той форме, в которой он пожелал его получить:

  • по e-mail;
  • по обычной почте;
  • курьером;
  • лично.

После получения решения у заявителя есть три года для того, чтобы выполнить его или обжаловать. Примечательно, что участвовать в этом процессе может и собственник земли, которую хотят изъять. Он также получает копию решения, с которой обязан ознакомиться, согласиться или выразить протест.

Запрет на изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

В случаях, если земельный участок уже относится к используемым для реализации нужд государства или муниципалитета, то на него распространяется запрет на изъятие. Он уже является государственным и не отчуждаемым по статье об изъятии. Одна организация может лишь выкупить такую землю у другой или передать в пользование по договору аренды.

Если же изъятию подлежит частная земля, то ее собственник имеет право отстаивать свои интересы и права любыми законными способами.

Так, после проведения независимой экспертизы, например, может быть доказано, что конкретный участок земли не соответствует требованиям и нормам, которые предъявляются для тех целей, с которыми его хочет использовать государство. Все документы о несогласии направляются непосредственно в судебные инстанции, которые уже самостоятельно уведомляют остальных участников процесса о предстоящем разбирательстве.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей;

4) с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. С ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

4. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

5. Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков.

6. В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 настоящего Кодекса.

7. Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Ходатайство об изъятии и прилагаемые к нему документы могут быть поданы или направлены в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи ходатайства об изъятии и документов, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8.1. В случае необходимости переноса инженерного сооружения, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса и расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка подается ходатайство об установлении публичного сервитута.

9. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным пунктами 1 - 3 настоящей статьи;

3) не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;

4) ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:

1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.

11. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:

1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;

2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;

3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

  • Статья 39.40 ЗК РФ Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

4) предусмотренная пунктом 1 статьи 56.4 ЗК РФ и подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд; Открыть статью

1. В целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, публичный сервитут может быть установлен по ходатайству правообладателя подлежащего реконструкции инженерного сооружения или лиц, указанных в статье 56.4 ЗК РФ. Открыть статью

4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 ЗК РФ. Открыть статью

4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 ЗК РФ, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются. Открыть статью

13. Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 ЗК РФ, за счет средств указанной организации. Открыть статью

5. В случае, если изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества осуществляется на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 ЗК РФ, и приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона, на такой земельный участок возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 4 настоящей статьи. Открыть статью

Сайт использует cookie для персонализации сервисов и сбора статистики посещений. Продолжая использовать наш сайт, Вы выражаете согласие с условиями обработки персональных данных.

Комментируемая статья является новеллой законодательства и предусматривает возможность инициирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд заинтересованными организациями. Появление такой нормы обусловлено тем, что в ряде случаев изъятие земельных участков осуществляется в пользу частной организации, действующей в публичном интересе (например, для строительства газопровода, объектов электро-, водо- или теплоснабжения).

В данном случае, несмотря на то что деятельность по жизнеобеспечению осуществляется лицом частного права и приносит ему коммерческую выгоду, она при этом прямо направлена на достижение целей общего блага, что оправдывает соответствующее вторжение в частную собственность .

Вместе с тем право обращаться с ходатайством об изъятии земельного участка не может принадлежать любой организации, учитывая исключительный характер института изъятия, ограничение прав собственников земельных участков и иных объектов недвижимости при их изъятии, возникновения у таких организаций права собственности на изъятый земельный участок.

С учетом вышеизложенного законодатель установил критерии организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Во-первых, с ходатайством вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Кроме того, размещение таких объектов должно быть предусмотрено утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и документации по планировке территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

— транспортировка газа по трубопроводам;

— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

— услуги по передаче электрической энергии;

— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

— услуги по передаче тепловой энергии;

— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

— захоронение радиоактивных отходов;

— водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;

— ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Во-вторых, с ходатайством об изъятии земельного участка может обратиться организация, которая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями уполномочена на осуществление деятельности, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка, либо имеющая разрешение (лицензию) осуществлять такую деятельность.

Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442 (СЗ РФ. 2015. N 19. Ст. 2841). Следует отметить, что указанный перечень не содержит наименования конкретных организаций, а фактически воспроизводит положения подп. 1 — 3 п. 1 комментируемой статьи, конкретизируя объекты федерального значения, которые обеспечивают деятельность организаций или деятельность по строительству и реконструкции которых уполномочена осуществлять организация и для размещения которых требуется изъятие земельных участков.

С 1 января 2017 г. также вводится право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка для муниципальных нужд организаций, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данных договоров. Такое нововведение связано с дополнением ГрК РФ новым институтом редевелопмента — комплексным развитием территорий. Содержание и порядок заключения договора о комплексном развитии территории урегулирован ст. 46.10 ГрК РФ (в ред. от 3 июля 2016 г. N (подробнее см. комментарий к ст. 56.12 ЗК РФ).

Пункт 3 комментируемой статьи определяет случаи, когда с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

Комментируемой статьей регулируются вопросы содержания, подачи ходатайства об изъятии.

Из п. 6 комментируемой статьи следует, что ходатайство может быть подано в том числе в отношении земельного участка или участков, которые подлежит образовать. В этом случае при отсутствии утвержденного проекта межевания территории к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено ст. 11.3 настоящего Кодекса. Так, не может разрабатываться схема в случае образования земельного участка для размещения линейного объекта федерального, регионального или местного значения. В данном случае образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории.

Пункты 9 и 10 комментируемой статьи определяют действия уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков органов при поступлении ходатайства об изъятии. При этом можно выделить два этапа рассмотрения такого ходатайства. Первый — в течение 5 рабочих дней со дня его поступления ходатайство должно быть рассмотрено с позиции соблюдения всех формальностей — подано в надлежащий орган, организация имеет право подавать ходатайство, представлены все необходимые документы. Второй этап — ходатайство рассматривается содержательно с точки зрения соблюдения всех условий, наличия оснований изъятия. При этом в случае если в результате рассмотрения не выявлены основания для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства, то уполномоченный орган не принимает какие-либо решения, а сразу переходит к процедуре выявления правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию, путем направления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отношении решения об отказе в удовлетворении ходатайства целесообразно отметить, что п. 11 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения в случае, если ходатайство подано об изъятии земельного участка для федеральных нужд. В случае если ходатайство подано об изъятии земельного участка для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, дополнительные основания принятия такого решения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Читайте также: