Отдел управления муниципальным имуществом чем занимается

Обновлено: 16.05.2024

Понедельник - четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.15.

Перерыв на обед с 12.00 до 12.45.

Суббота и воскресенье - выходные дни.

Дни и время приема

Неприемный день - среда. Часы приема посетителей в отделах в понедельник, вторник, четверг, пятницу с 9.00 до 12.00 часов.

Для получения информации гражданин вправе обратиться в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в письменном или устном порядке.

В зданиях районных администраций: г. Улан-Удэ ул.Советская, 23 каб.№27, ул.Павлова,1 – каб.№38, ул. Октябрьская,2 –каб. №24, а также по ул.Бабушкина,25 каб. № 309, 512, ул.Мокрова,16 – каб.№33, ул.Павлова,7 – каб. №8.

Информация о работе с обращениями граждан в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ

Прием граждан осуществляется председателем комитета каждый второй и четвертый четверг с 14 до 16.00 часов. Для ведения учета письменных обращений граждан в Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее – Комитет) используется автоматизированная система документооборота. С помощью указанной системы контролируется исполнение поручений по обращениям граждан.

Контроль за рассмотрением поступивших в Комитет обращений прекращается на основании документированной информации о направлении в установленном порядке ответа заявителям.

Обращения граждан рассматриваются в Комитете в срок, установленный действующим законодательством.

Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении дополнительное рассмотрение разрешенных обращений граждан проводится Комитетом в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.

Контактные данные

Адрес: 670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25

  1. Эффективное управление и распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе акциями, долями, находящимися в муниципальной собственности, их рациональное использование.
  2. Эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
  3. Осуществление приватизации муниципального имущества и обеспечение системного и планового подхода к приватизационному процессу.
  4. Разработка и реализация местных программ в области имущественных и земельных отношений.
  5. Создание и обеспечение функционирования системы учета и информационного обеспечения управления муниципальным имуществом.
  1. в пределах своей компетенции разрабатывает с участием заинтересованных структурных подразделений Администрации города проекты нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области имущественных и земельных отношений;
  2. выступает стороной по договорам купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, ответственного хранения, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также земельных участков;
  3. вносит предложения руководителю Администрации города по вопросам формирования бюджета города в части поступления доходов от использования объектов муниципальной собственности г. Улан-Удэ;
  4. во исполнение распоряжений, постановлений Администрации г. Улан-Удэ, решений городского Совета депутатов приобретает за счет средств городского бюджета имущество в муниципальную собственность, в том числе акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, развитие которых определяется задачами развития города;
  5. осуществляет контроль за поступлением дивидендов по акциям (долям), находящимся в собственности муниципального образования, в бюджет города, а также средств от продажи и аренды муниципального имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  6. выступает заказчиком при проведении оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности г. Улан-Удэ;
  7. выступает заказчиком работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, проведением мероприятий земельной реформы, информационного обеспечения управления землей и иной недвижимостью, размещает заказы на их выполнение путем проведения торгов и иными способами размещения заказа;
  8. осуществляет в установленном порядке резервирование земель, изъятие земельных участков, жилых помещений для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа;
  9. осуществляет координацию работы администраций районов г. Улан-Удэ по вопросам муниципального земельного контроля;
  10. обеспечивает повышение доходной части бюджета г. Улан-Удэ, в том числе путем подачи исков в суд по неосновательному обогащению;
  11. принимает решения о предоставлении земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и нормативными правовыми актами муниципального образования "городской округ "Город Улан-Удэ";
  12. осуществляет ведение информационной базы данных по предоставлению земельных участков на территории г. Улан-Удэ, ведение реестра решений о предоставлении земельных участков;
  13. осуществляет учет договоров купли-продажи, аренды земельных участков на территории г. Улан-Удэ, согласовывает переуступку прав аренды на земельные участки, передачу земельных участков в субаренду по договорам аренды на территории г. Улан-Удэ;
  14. ведет учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и нормативными правовыми актами муниципального образования "городской округ "город Улан-Удэ";
  15. выдает копии архивных документов, подтверждающих право на владение землей;
  16. согласовывает границы земельных участков, смежных с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
  17. организует и проводит в установленном порядке торги (конкурсы, аукционы) на право заключения договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом и земельными участками;
  18. осуществляет учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования на это имущество, ведение реестра муниципального имущества;
  19. выявляет бесхозяйное имущество, обеспечивает его постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ и обращается в суд с исками о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами муниципального образования;
  20. принимает в собственность муниципального образования выморочное имущество в виде жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования;
  21. осуществляет управление объектами, входящими в муниципальную казну;
  22. анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением муниципальной собственностью, и на основе полученных данных формирует предложения по совершенствованию имущественных, земельных отношений;
  23. разрабатывает в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества г. Улан-Удэ и прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности г. Улан-Удэ, дополнения и изменения к нему, направляет их на рассмотрение Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов;
  24. в пределах своей компетенции организует исполнение прогнозного плана приватизации муниципального имущества, отчитывается о его выполнении перед Администрацией города, Улан-Удэнским городским Советом депутатов;
  25. от имени муниципального образования "городской округ "город Улан-Удэ" выступает учредителем хозяйственных обществ в соответствии с действующим законодательством РФ;
  26. ведет реестр муниципального имущества, используемого в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  27. закрепляет муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью данного имущества, принимает решение об отнесении его к категории особо ценного движимого имущества;
  28. изымает у муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий излишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за муниципальным учреждением или муниципальным казенным предприятием либо приобретенное муниципальным учреждением или муниципальным казенным предприятием, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества;
  29. осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества;
  30. принимает решения о списании муниципального имущества на условиях и в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
  31. дает согласие автономному, бюджетному учреждению на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом, а также иным имуществом в случаях, установленных законом;
  32. передает муниципальное имущество в залог на основании решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов;
  33. обеспечивает формирование залогового фонда, подготавливает договоры о залоге, обеспечивает государственную регистрацию договора о залоге, ведет книгу залога муниципального имущества, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранением объектов залога в случае нахождения их у залогодержателя;
  34. утверждает или согласовывает передаточный акт и разделительный баланс при реорганизации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, промежуточный и окончательный ликвидационный балансы при ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, уставы, вносимые изменения и дополнения в уставы муниципальных унитарных предприятий и учреждений в случаях и в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
  35. принимает решение о даче согласия муниципальному унитарному предприятию в случаях, установленных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
  36. принимает решение о приеме имущества от юридических и физических лиц, за исключением случаев передачи имущества из одного уровня власти в другой;
  37. согласовывает списание муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) муниципальным унитарным предприятиям и находящимся на праве оперативного управления у муниципальных учреждений в случаях и порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
  38. ведет учет муниципального жилищного фонда и осуществляет приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда и государственного жилищного фонда (по доверенности);
  39. от имени собственника муниципального жилищного фонда согласовывает перепланировку жилых помещений;
  40. принимает решения о включении и исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда;
  41. принимает участие с правом голоса в общих собраниях собственников многоквартирных домов как собственник неприватизированных (муниципальных) квартир;
  42. осуществляет иные функции, не противоречащие действующему законодательству;
  43. предоставляет выписку из реестра муниципального имущества.

44. осуществляет функции муниципального земельного контроля. При осуществлении своих функций Комитет взаимодействует со структурными подразделениями Администрации г. Улан-Удэ, с Улан-Удэнским городским Советом депутатов, органами государственной власти Республики Бурятия, Российской Федерации, отечественными и зарубежными организациями, общественными объединениями и гражданами.

Комитет для выполнения своих функций имеет право:

Издавать в пределах своей компетенции методические материалы по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также давать разъяснения по вопросам их применения.

Запрашивать информацию о наличии, движении, списании объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности.

Созывать совещания по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, с приглашением специалистов государственных, муниципальных учреждений, организаций.

Организовывать и проводить проверки эффективного использования и обеспечения сохранности муниципального имущества.

Запрашивать необходимую для осуществления своих полномочий информацию у предприятий, учреждений, организаций на территории г. Улан-Удэ.

Направлять в органы прокуратуры и внутренних дел материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Проводить проверки и назначать ревизии, аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Участвовать в работе ревизионных комиссий по проверке финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с долей участия г. Улан-Удэ в их уставных капиталах.

Заключать, вносить изменения и расторгать трудовые договоры с руководителями муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.


Должностные обязаности муниципального служащего – главного специалиста отдела по недвижимости Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Лужского муниципального района
1. Главный специалист обязан знать и выполнять весь комплекс работ, связанных с распоряжением и управлением муниципальной собственностью.
2. Подготавливать или принимать участие в разработке проектов всех необходимых нормативных документов, связанных с повышением эффективности использования муниципального имущества, контролем за его использованием.
3. Принимать участие в работе профильных комиссий.
4. Вести работу с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц, подготавливать ответы на поставленные вопросы.
5. По ходатайству администраций городских и сельских поселений принимать участие в работе по подготовке документов и материалов, связанных с распоряжением муниципальным имуществом.
6. Осуществлять помощь и консультационное обслуживание муниципальных предприятий и учреждений по вопросам учета, контроля и выполнением распорядительных функций наделенным муниципальным имуществом, находящимся на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
7. Выполнять работу по заключению договоров хозяйственного ведения или оперативного управления.
8. Обеспечить сбор, анализ и подготовку информации для ее предоставления в разные органы власти и рассмотрение на различных комиссиях, совещаниях, заседаниях для принятия ими соответствующих решений.
9. Участвовать в работе комиссий по созданию муниципальных предприятий, учреждений, их реорганизации и ликвидации.
10. Подготавливать нормативные документы по списанию муниципального имущества.
11. Участвовать в мероприятиях по приватизации имущества.
12. Выполнять работу по подготовке документов и принимать участие в проведении торгов по продаже муниципального имущества в собственность или продаже права аренды.
13. Выполнять работу по подготовке трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий.
14. Выполнять работу по заключению договоров аренды объектов нежилого фонда и договоров безвозмездного пользования.
15. Проверять оплату по заключенным договорам аренды.
16. Проводить заседания комиссии и правовую экспертизу последствий заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования учреждений образования.
17. Обеспечивает отчетность по установленным формам в установленные сроки.
18. Осуществлять регистрацию сделок или права собственности на объекты недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Лужский отдел).

Должностные обязаности муниципального служащего – ведущего специалиста отдела по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Лужского муниципального района
1. осуществлять подготовку или принимать участие в разработке проектов
всех необходимых нормативных документов, связанных с повышением эффективности использования муниципального имущества, контролем за его использованием;
2. принимать участие в мероприятиях по выявлению бесхозяйного имущества и постановке его учет;
3. принимать участие в работе профильных комиссий;
4. осуществлять деятельность по рассмотрению письменных и устных обращений, заявлений, поступающих от юридических и физических лиц по вопросам, находящимся в компетенции отдела по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом района в области имущественных отношений;
5. осуществлять ведение реестра муниципального имущества в электронном виде;
6. осуществлять оформление выписок из реестра муниципального имущества;
7. вести в электронном виде журнал входящей корреспонденции, касающейся имущественных отношений, поступающей в комитет по управлению муниципальным имуществом района;
8. осуществлять взаимодействие с управляющими компаниями, расположенными на территории района по вопросам, касающимся имущественных отношений;
9. выполнять иные поручения заведующего отделом по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом, предусмотренные Положением о комитете по управлению имуществом Лужского района и муниципальными правовыми актами Лужского района;
10. осуществлять взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам получения информации на официальном портале Росреестра, а также регистрации сделок или права собственности на объекты недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Лужский отдел).
11. при взаимодействии в связи с исполнением должностных обязанностей с другими муниципальными служащими, гражданами и организациями Лужского района соблюдать нормы служебной этики.

Должностные обязаности муниципального служащего – специалиста 1 категории отдела по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Лужского муниципального района
1. осуществлять подготовку или принимать участие в разработке проектов
всех необходимых нормативных документов, связанных с повышением эффективности использования муниципального имущества, контролем за его использованием;
2. принимать участие в мероприятиях по выявлению бесхозяйного имущества и постановке его учет;
3. принимать участие в работе профильных комиссий;
4. осуществлять деятельность по рассмотрению письменных и устных обращений, заявлений, поступающих от юридических и физических лиц по вопросам, находящимся в компетенции отдела по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом района в области имущественных отношений;
5. осуществлять ведение реестра муниципального имущества в электронном виде;
6. осуществлять оформление деклараций об объекте недвижимости и выписок из реестра муниципального имущества;
7. своевременно и правильно оформлять договоры аренды, безвозмездного пользования, мены, купли-продажи, хранения, дарения, хозяйственного ведения и оперативного управления, дополнительные соглашения, протоколы разногласий и иные документы, связанные с использованием объектов муниципальной собственности, с предварительной подготовкой документов, являющихся основанием для заключения договоров: проекты решений Совета депутатов, постановления и распоряжения;
8. осуществлять ведение реестра договоров, хранение и учет договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом.
9. осуществлять взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам получения информации на официальном портале Росреестра, а так же регистрации сделок или права собственности на объекты недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Лужский отдел).
10. обеспечить контроль за поступлением арендной платы за сданное в аренду муниципальное имущество, а так же вести учет поступлений и контроль выполнения других условий договоров аренды.
11. осуществлять взаимодействие с управляющими компаниями, муниципальными предприятиями и учреждениями, расположенными на территории района по вопросам, касающимся имущественных отношений;
12. осуществлять ведение и предоставление отчета и отчетности в соответствующие учето-статистические органы;
13. выполнять иные поручения заведующего отделом по недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом, предусмотренные Положением о комитете по управлению имуществом Лужского района и муниципальными правовыми актами Лужского района;
14. при взаимодействии в связи с исполнением должностных обязанностей с другими муниципальными служащими, гражданами и организациями Лужского района соблюдать нормы служебной этики.

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом.

По мнению некоторых представителей органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса. Попытки решения указанных проблем осуществлялись путем внесения в Государственную Думу ряда законодательных инициатив (законопроектов). Например, предлагается установить открытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, либо расширить его в соответствии с некоторыми вопросами местного значения, решаемыми муниципальными образованиями.

Как известно, общеэкономическим принципом формирования публичной собственности является закрепление за органами публичной власти имущества, предназначенного для исполнения их властных полномочий, но не хозяйственных функций. В противном случае орган публичной власти на своей территории становится доминирующим хозяйствующим субъектом и выполняет экономические функции (диктует цены на недвижимость, размер арендных платежей и т.д.), не соответствующие властным полномочиям, поэтому против него могут быть применены меры антимонопольного воздействия.

Политика государства в отношении муниципальной собственности определяется принятой Президентом и Правительством РФ стратегией управления имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то имущество, которое необходимо для исполнения их властных полномочий.

Оптимизация объема публичной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время далек от завершения: после 2003 г. было принято четыре федеральных закона, весной 2008 г. планируется рассмотрение пятого – о совершенствовании разграничения полномочий между уровнями публичной власти.

Известно, что муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права исключительно для решения стоящих перед ним местных задач. Поэтому закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, должен определяться только в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным ст. 14–16 Федерального закона № 131-ФЗ. Данный фактор является базой и для обоснованного разделения имущества между различными видами муниципальных образований. Общественные услуги должны предоставляться населению государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями только в тех случаях, когда частный сектор экономики по различным причинам не может оказывать аналогичные услуги эффективно. Таким образом, отказ от установления закрытого перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, противоречит концепции Федерального закона № 131-ФЗ и направлениям социально-экономического развития страны.

Это подтверждается и определением Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 540-0: в устанавливающей части определения (п. 4.2) указано, что ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ не препятствует муниципальным образованиям использовать оговоренные законом способы привлечения денежных средств и иного имущества для формирования доходов местных бюджетов, в том числе иметь имущественные права и получать дотации из иных бюджетов для решения вопросов местного значения, а также получать субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Потому указанная статья не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов муниципального имущества, не допускающая наличия в муниципальной собственности иного имущества, имеющего такое же целевое предназначение, что и названное, и как нарушающая конституционные правомочия муниципальных образований и гарантии муниципальной собственности.

Конституционный Суд РФ полагает, что ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает право муниципальных образований владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. При этом Конституционный Суд РФ не призывает отменить положения Федерального закона № 131-ФЗ, которыми установлен перечень видов муниципального имущества и предписано отказаться от имущества, не входящего в этот перечень, или перепрофилировать его.

Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают и в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. Основным принципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, обеспечивающего качественное предоставление услуг населению. Важно правильно определить организационно-правовые формы организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество.

Кроме того, экономическую эффективность деятельности муниципальных предприятий нужно определять на основе реестра показателей экономической эффективности деятельности МУП. Одним из таких показателей является обеспечение поступлений в местные бюджеты части прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей. Следует отметить, что Росимущество не располагает надлежащим образом сформированным реестром показателей экономической эффективности деятельности не только МУП, но и ФГУП. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. из 6 533 ФГУП, учтенных в реестре федерального имущества, только 34% перечислили часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, в федеральный бюджет.

Еще одним показателем эффективности использования имущества может служить доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, в доходах бюджетов соответствующего уровня. По данным мониторинга, проведенного Минфином России, на 1 октября 2007 г., то есть за девять месяцев прошлого года, в общем объеме запланированных собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 62,8% (720 млрд руб.), в том числе 17,7% (203 млрд руб.) – неналоговые. Для сравнения: в развитых странах доля неналоговых доходов в бюджетах публичных уровней власти составляет 5–6%. Важность улучшения структуры доходов местных бюджетов – снижения доли неналоговых поступлений и повышения доли налоговых – определяется необходимостью интенсивного развития экономики муниципальных образований за счет расширения налоговой базы, применения инновационных технологий, создания инвестиционной привлекательности территорий.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в муниципальной собственности в настоящее время находится 38 495 МУП и 210 000 муниципальных учреждений. При этом использование муниципального имущества для решения таких вопросов, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, расширении рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и др., не предусмотрено.

Что касается других вопросов местного значения, например обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, то сохранение МУП и муниципальных учреждений для оказания этих услуг нецелесообразно в силу необходимости создания конкурентной среды для повышения качества и обеспечения достаточного объема услуг. Кроме того, предоставленная Федеральным законом № 230-ФЗ возможность сохранения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства, которое особенно часто используется в сферах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в основном решает вышеназванную проблему.

Интересно отметить, что органы местного самоуправления ряда муниципальных образований (Ребрихинский район Алтайского края, Светлогорский городской округ Калининградской области, Совет муниципальных образований Смоленской области и др.) считают, что нужно не устанавливать дополнительные виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, а эффективно использовать уже имеющееся.

Муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. Полагаем, что перечень муниципального имущества можно привести в соответствие с вопросами местного значения, основываясь на принципе его эффективного использования. Вместе с тем в пределах установленного перечня муниципального имущества органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие объекты муниципальной собственности требуются им для решения соответствующих вопросов местного значения.

Кроме того, на практике целесообразно рассмотреть возможность использования определенных видов имущества для решения однотипных вопросов местного значения (многопрофильное имущество). Например, организации для поддержки народных художественных промыслов могут создаваться на базе имущества для организации досуга и обеспечения услугами культуры, в качестве специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества. Питание в образовательных учреждениях можно обеспечить на базе имущества, предназначенного для предоставления общего образования.

Однако существует проблема невозможности предоставления населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных убыточных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, в том числе из-за наличия локальных (местных) монополий. Такая ситуация характерна для небольших городских и сельских поселений в связи с низким уровнем их социально-экономического развития, особенностями географического положения и климатическими факторами. Очевидно, что эту задачу необходимо решать преимущественно не правовыми, а социально-экономическими методами, поскольку введение льгот по сохранению каких-либо видов имущества в муниципальной собственности для малых городских и сельских поселений может привести к замедлению их социально-экономического развития и росту коррупции.

В этих условиях одним из путей сохранения и повышения эффективности использования муниципальной собственности в небольших городских и сельских поселениях является развитие малого и среднего бизнеса. Согласно Федеральному закону № 230-ФЗ в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Полагаем, что законодательные предложения о создании льготных условий приватизации имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса, неэффективны: введение преимуществ для отдельных категорий лиц неправомерно, поскольку может привести к потере доходов местных бюджетов. Кроме того, подобная ситуация способствует перепродаже приватизированного имущества и росту коррупции. Вместо льготной приватизации целесообразно предоставлять льготные бюджетные кредиты или компенсировать субъектам малого и среднего предпринимательства часть затрат на приватизацию имущества.

Одним из условий получения субсидий из фонда является наличие в муниципальных образованиях предприятий коммунального комплекса, у которых доля участия субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25% и которые осуществляют свою деятельность на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению. По данным Минрегионразвития России, на 1 января 2008 г. данному условию соответствовали 63 субъекта РФ из 72.

Наряду с этим как в вышеперечисленных сферах, так и в сфере культуры на базе бюджетных учреждений формируется новая организационно-правовая форма – автономные учреждения, которым муниципальное имущество передается в оперативное управление, а финансирование осуществляется на основе муниципального задания за счет средств местных бюджетов и на основе договоров возмездного оказания услуг населению. Проведенные в ряде городов (Тюмени, Калуге и др.) эксперименты по созданию автономных учреждений продемонстрировали снижение расходов на выполнение муниципальных социальных услуг при повышении их качества за счет более гибкой финансовой и производственной политики.

Перевод муниципального имущества в другие формы собственности, а также его перераспределение между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями зависит от финансового обеспечения управления и осуществления функций органов местного самоуправления. На практике имущество часто передается без выделения финансирования, что приводит к снижению качества и объемов предоставляемых услуг, их несоответствию утвержденным нормативам.

Важнейшим направлением формирования муниципальной собственности является создание межмуниципальных хозяйственных обществ. В стране более 24 тыс. муниципальных образований, около 20 тыс. из которых являются сельскими поселениями, поэтому небольшие муниципальные образования могут в полной мере реализовать свои полномочия только на основе сотрудничества, посредством создания межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения.

В научной и практической среде по сей день не прекращаются споры о том, правомерно ли наделение органов местной администрации (муниципальных органов), входящих в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации, полномочиями на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования, в том числе земельными участками, функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций.

Под самой структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования – отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными подразделениями муниципального хозяйства, например, ЖКХ, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями понимают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например, за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью и т.д.[1]

Как справедливо отмечает Селихова О. Г., примечательно, что органы местной администрации как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной "Органы местного самоуправления как юридические лица". Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в названии органы как целое и их структурные подразделения[2].

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Правительство Российской Федерации, осуществляя, как орган государственной власти, исполнительную власть в государстве, осуществляет управление федеральной собственностью (статьи 1 и 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Причем, Правительство Российской Федерации осуществляет данное полномочие не непосредственно, а через специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[3].

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Как видим, от имени органов государственной власти соответствующего уровня по вопросам управления собственностью публично-правового образования действуют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или региональные).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

По мнению В. В. Волкова органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?[6]

Иной точки зрения придерживается Баженова О. И., на взгляд которой эффективное осуществление компетенции структурного подразделения во многих случаях невозможно без предоставления ему права выступать от имени муниципального образования в отдельных правоотношениях: это позволяет сосредоточить процесс принятия и реализации решений в одном месте. Вопрос лишь в том, какие это правоотношения. Ответ зависит от компетенции подразделения, закрепляемой в уставе либо иных муниципальных нормативных правовых актах. Возможно, различные виды полномочий следует закреплять актами, принимаемыми разными органами местного самоуправления: наиболее важные из них, в том числе связанные со вступлением в имущественные правоотношения, - решением представительного органа, а остальные - решением местной администрации[7].

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей)[8].

Например, частью 1 статьи 46 Устава г. Ростов-на-Дону предусмотрено, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления (в том числе в области управления муниципальной собственностью) под руководством и контролем главы Администрации города[9].

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - отраслевой (функциональный) орган администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера[10].

Органы местной администрации с аналогичной компетенцией созданы во многих муниципальных образованиях нашей страны.

Например, Комитет земельных и имущественных отношений, согласно положению, утвержденному Казанской городской Думой от 29.12.2010 №20-3, в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г.Казани[11].

В соответствии с решением Городской думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, в числе основных задач которого – управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара[12].

Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы является функциональным органом Администрации города Махачкалы, входит в его структуру и уполномочен на осуществление функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Махачкалы, в том числе и земельными участками, функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций (решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18.03.2010 г. N 24-3и)[14].

[1] Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Издание Государственной Думы, 2018.

[2] О. Г. Селихова. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст. 2721.

[7] О. И. Баженова. Органы муниципального образования как его представители: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 3.

Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество;

- осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр;

- на основании постановлений Администрации городского округа Самара приобретает недвижимое и иное имущество, заключает и исполняет соответствующие договоры;

- обеспечивает подготовку проектов постановлений Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и направление их Главе городского округа Самара;

- распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

- организует продажу муниципального имущества на торгах;

- на основании постановлений Администрации городского округа Самара осуществляет от имени городского округа Самара права учредителя хозяйственных обществ, вносит муниципальное имущество в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы хозяйственных обществ, приобретает акции в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;

- является держателем принадлежащих городскому округу Самара акций в уставных капиталах хозяйственных обществ и осуществляет права акционера и участника;

- осуществляет исполнение постановлений Администрации городского округа Самара о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара в установленном порядке, утверждает уставы указанных юридических лиц;

- передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара, в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям городского округа Самара и муниципальным учреждениям городского округа Самара;

- изымает в установленном порядке у муниципального казенного предприятия городского округа Самара и муниципального учреждения городского округа Самара излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством;

- в порядке, установленном законодательством, осуществляет приватизацию имущества городского округа Самара;

- в сроки и в порядке, установленные настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами городского округа Самара, отчитывается перед Думой городского округа Самара и Главой городского округа Самара о ходе выполнения прогнозного плана приватизации муниципального имущества, подготавливает в установленном порядке предложения по внесению в него изменений и дополнений;

- при подготовке проекта бюджета городского округа Самара на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет в финансовый орган городского округа Самара информацию, необходимую для подготовки прогноза поступления в бюджет городского округа Самара доходов от приватизации и использования муниципального имущества;

- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского округа Самара средств от приватизации и использования муниципального имущества, принимает необходимые меры для обеспечения поступления данных средств в отношении лиц, на которых возложена обязанность перечисления в бюджет городского округа Самара соответствующих платежей;

- исполняет постановления Администрации городского округа Самара о распоряжении земельными участками, в том числе выступает продавцом указанных земельных участков;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями городского округа Самара (на отчуждение, передачу его в аренду, в залог, внесение в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц и иное распоряжение);

- дает согласие на распоряжение имуществом, закрепленным за муниципальными казенными предприятиями городского округа Самара;

- дает согласие муниципальным унитарным предприятиям городского округа Самара на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, на осуществление заимствований, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Читайте также: