Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности

Обновлено: 14.05.2024

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс РФ впервые выделил земли для обеспечения космической деятельности в отдельный вид земель специального назначения и посвятил им ст. 92. Таким образом, было реализовано требование ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности", где предусмотрено, что выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ. Перечень объектов космической инфраструктуры приведен в п. 2 комментируемой статьи и фактически совпадает с перечнем, данным в названном Законе.

Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Соответственно, такие земельные участки по смыслу ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также являются федеральной собственностью. Вместе с тем подп. 9 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами космической инфраструктуры, к участкам, ограниченным в обороте, т.е. к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Это противоречие в законодательстве следует устранить.

Особое правовое регулирование установлено для земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет (далее - ОЧР) эпизодически. Такие участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Однако ущерб, причиняемый в результате такого падения, подлежит возмещению.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и полигонов.

Министерство обороны РФ заключает с органами исполнительной власти субъектов РФ договоры об использовании этих земельных участков, в которых предусматривается установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды, а также порядка приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, возмещения причиненного ущерба и многие другие вопросы.

Так, например, Министерство обороны РФ и администрация Архангельской области заключили договор о порядке действий, касающихся вывоза ОЧР из районов падения, а также о графике их вывоза. Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было проведено обследование района падения остатков частей ракеты "Олема" после пуска ракеты-носителя "Союз-5", ОЧР данной ракеты не было найдено.

В связи с этим управлением было выдано предписание федеральному государственному учреждению "Командование Космических войск" (далее - ФГУ), которым ФГУ предписывалось обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя "Союз-5", размещенных в районе падения "Олема" при запуске ракеты-носителя "Союз-5" с космодрома Плесецк, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения "Олема"; произвести обследование, выполнить очистку территории района падения "Олема" от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель.

По заявлению ФГУ в арбитражный суд данное предписание управления Росприроднадзора было признано недействительным. Суд признал, что это предписание, устанавливающее иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения, чем предусмотрено указанным выше договором, заключенным в соответствии с названным выше Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г., вынесено с превышением полномочий .
--------------------------------
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. по делу N А05-5916/2011.

Второй комментарий к СТ 92 ЗК РФ

Правовой режим объектов земельных участков, предназначенных для обеспечения космической деятельности, регулируется гл. V ЗК, ФЗ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5609) и другими нормативными правовыми актами. Перечень объектов космической инфраструктуры, указанный в п. 2 комментируемой статьи, повторяет ст. 18 ФЗ "О космической деятельности". Эти объекты являются федеральной собственностью, эксплуатируются государственными организациями.

Земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности под этими объектами, ограничены в обороте (подробнее см. комментарий к ст. 27 ЗК). Ущерб, причиненный правообладателям земельных участков от космической деятельности, объектами космической инфраструктуры (например, эпизодического падения отделяющихся частей ракет), возмещается в порядке, определяемом ст. 62 ЗК и Правилами возмещения ущерба (подробнее см. комментарий к ст. 62).

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

При таком положении суд первой инстанции правильно констатировал, что Совет вправе изменить правовое регулирование налоговых отношений, субъектами которых являются налогоплательщики, осуществляющие деятельность по недропользованию на земельных участках, отнесенных в соответствии со статьями 7 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации к категории земель Российской Федерации, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, следовательно, правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования о признании недействующим пункта 1.1 Решения Совета от 10 июня 2016 г.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", и установив, что земельный участок, являвшийся предметом договора аренды от 16.11.1995, относится к землям железнодорожного транспорта, расположен в полосе отвода железной дороги, пришли к выводу о его принадлежности в силу закона к федеральной собственности.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе межевое дело и заключение судебной экспертизы от 04.04.2016, приняв во внимание постановление администрации Воронежской области от 30.12.2005 N 1239 "Об утверждении показателей отнесения автомобильных дорог общего пользования к собственности Воронежской области" (далее - Постановление N 1239) и Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Воронежской области (далее - Перечень), руководствуясь статьями 6, 87, 90, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями, приведенными в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе техническую документацию на сооружение, кадастровое дело земельного участка, руководствуясь статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", приняв во внимание результаты землеустроительной экспертизы и результаты определения координат границ спорных земельных участков, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Комитета.

При установленных обстоятельствах, руководствуясь статьями 7, 17, 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 53, 57, 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования министерства на спорный земельный участок.

Согласно статьям 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 7, 85, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 16.09.1992 N 444-р, суд пришел к выводу, что достоверной следует считать информацию об использовании земельного участка для размещения авиационно-ремонтного завода. К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, в том числе ремонтными заводами гражданской авиации. Такие объекты (наряду с объектами единой системы организации воздушного движения) относятся к объектам воздушного транспорта. Действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия отнесения зданий, строений, сооружений авиационно-ремонтного завода к объектам воздушного транспорта их нахождение в федеральной собственности и системной связи с объектами единой системы организации воздушного движения.

Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: "Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.". При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон (далее - форма документа).

Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополняется в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: "Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.".

Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться в состав земель промышленности и иного специального назначения; земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (пункт 3).

В этой связи необходимо отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения пунктом 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:

Читайте также: