Основной формой предоставления сведений государственного земельного кадастра является

Обновлено: 24.04.2024

Государственный земельный кодекс или сокращенно ГЗМ является комплексом информации, касаемо местонахождения, положения, правового статуса всех земель, которые учтены правительством Российской Федерации. Стоит сразу отметить, что с 2017 года ГЗК называется Государственным кадастровым учетом земельных участков. Информация, представленная в данном кадастре, часто обновляется. Происходит это за счет различной кадастровой деятельности, к примеру, оценки кадастровой стоимости, учета земель, добавления сведений о возведении объектов, неделимых с участков. Занимается оформлением кадастра Федеральная кадастровая палата Росреестра. При этом информация хранится как в бумажном, так и в электронном виде. Любой гражданин России может на бесплатной основе посмотреть информацию об учтенных землях. Но получить справку с информацией об определенном участке может только владелец участка или же его доверенное лицо.

История возникновения кадастровой деятельности

Впервые сведения о подобии кадастровой деятельности датированы примерно тремя тысячами лет до нашей эры. Тогда египтяне начали самостоятельно учитывать границы собственных земельных нарядов и фиксировать это. По сути отсюда берет свое начало система кадастрового учета, но, конечно, не в самом привычном нам виде.

Особенность технологии кадастрового учета в том, что учитываются не только сами земли и их границы, а качество, назначение и прибыль, которые получает владелец. Только таким образом можно выявить точную сумму налога.

Более качественная и полная классификация начала использоваться уже после 12 века, когда начали отмечать кроме предназначения угодий и их плодородности, пригодность для застройки, наличие дичи и тому подобное. Так называемый Писцовый указ, который появился в 1622 году, предполагал проводить отчет писцами всех земель. Нужно было н только указать данные надела, но и его владельца. По сути писцовые книги стали первыми документами, которые подтверждали право на законное владение землей.

Зачем нужен кадастровый учет?

Сведения, которые содержаться к Государственной кадастре, прежде всего призваны решать вопросы по поводу правильного использования земель. На основании представленной информации принимается решение о:

· Изменении целевого характера использования земель.

· Назначении касаемо нового способа эксплуатации земель.

Кроме того, на основе полученных данных выполняется контроль пользования наделами, оценка эффективности действий, которые проводятся их владельцами. Беря во внимание эти факторы, можно сказать, что основными задачами кадастра является:

· Учет качества и количества земель.

· Оценка плодородности почвы.

· Проведение кадастровой съемки.

Данные систематизируются, после чего осуществляется главная цель кадастра: обеспечение знаниями всех заинтересованных лиц по поводу правового, природного и хозяйственного назначения земель. Но заинтересованные лица могут быть совершенно разными. Это:

· Органы государственной власти.

· Принципы ведения кадастра.

Действия по ведению кадастра основываются на ряде принципов, среди которых можно выделить главные:

· Организация сбора, обработки, учета и хранения информации. Стоит отметить, что данные получают при помочи различных работ: картографических, почвенных, геодезических, топографических и многих других.

· Организация единой системы ведения кадастра. Используются единые методы оценки, единые документы для всех земель на территории России.

· Взаимодействие с другими государственными кадастрами, к примеру, лесными, градостроительными. Это взаимодействие позволяет получить достоверную информацию.

· Непрерывность осуществления деятельности. Постановка земли на учет, оценка стоимости – все это происходит ежедневно.

· Предоставление достоверной информации. Росреестр предусматривает смену кадастровой стоимости не реже чем раз в пять лет.

· Обеспечение полноты представленной информации. Учтенные земли систематизируются по общему принципу, но обязательно указывается кадастровый номер, площадь, стоимость.

· Предоставление информации на бумажном и электронном носителе. Если есть расхождение, то верным признается именно вариант на бумажном носителе.

· Постоянность хранения информации. Данные не могут быть удалены. Но могут изменяться, обновляться, пополняться.

· Представление информации при решении судебных споров. Оспорить информацию, указанную в кадастре, возможно только через суд.

· Доступность данных. Получить информацию о земельных наделах может любой желающий.

· Централизованность руководства. Если решение принято руководителями палаты, то оно обязательно для исполнения всеми территориальными отделами.

Какие сведения содержаться в кадастре?

Объекты ГЗК

Объектами кодекса называют все земельные участки, которые расположены на территории РФ и поставлены на учет. Но также есть и неучтенные земельные наделы, находящиеся тоже на территории страны. Но пока определенный участок учтен не будет с ним не возможно осуществлять никаких юридических действий по закону.

Состав информации

Информация, которая содержится в кадастре, разделяется на категории. Это:

· Отдельные земельные участки;

· Границы районов, областей и иных муниципальных образований;

· Границы субъектов РФ;

В составе 4 категорий есть информация о границах объекта и названии.

· Точное местонахождение участка.

· Площадь, указанная в квадратных метрах.

· Наличие прав и ограничений.

· Объекты недвижимости, которые неделимо связаны с земельным участком.

Порядок ведения системы отчета

При ведении Государственного земельного кадастра руководствуются прежде всего принципами, указанными выше. Самыми главными из них являются организация работы сверху вниз и единая система ведения учета по всей территории государства.

Местные отделения – это основная структурная единица службы. По определенному образцу они осуществляют свою деятельность. Собрав необходимую информацию специалисты местных отделений вносят ее в единую государственную базу данных.

Кроме того, местные подразделения оказывают помощь гражданам. Они должны по запросу предоставлять всю необходимую информацию, а также выдавать справки установленного образца.

Документация

Все документы, которые используются при ведении кадастра, условно можно разделить на несколько групп. Это:

Вне зависимости от региона государства документация оформляется по определенному и единому стандарту. К числу основной документации можно отнести:

· Реестр земель кадастрового района. Заполняется информация о земельном участке.

· Кадастровые планы. Они выпускаются в бумажном и электронном виде с подробным указанием границ, зон и тому подобного.

· Журнал учета КН. Записываются номера всех учтенных участков.

· Кадастровые дела. Подшивка бумаг, связанных с учетом земельных участков.

Среди вспомогательной документации можно выделить:

· Книга учета входящих документов.

· Книга учета выданных документов.

Есть и другая категория – это производственные документы. Это различные справки, которые выдаются и заверяются службой кадастра. В том числе и стат. отчеты, кадастровые паспорта и другое.

Как уже отмечалось выше, все документы исполняются по единому регламенту. Это необходимо для избегания путаницы.

Правовое регулирование

· Конституция Российской Федерации (в частности, статьях 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76).

· Гражданский кодекс РФ.

· Земельный кодекс РФ.

· Лестной кодекс РФ.

· Водный кодекс РФ.

· Жилищный кодекс РФ.

· Федеральный закон под номером 221.

· Федеральный закон 122.

· Федеральный закон 101.

· Федеральный закон 172.

· Различные приказы Министерства экономического развития.

Стоит отметить, что до начала 2017 года все нормы ведения учета регламентировались Федеральным законом под номером 221. Однако после этот закон изменился. Сейчас в нем содержится лишь информация о планах работы кадастровых инженеров.

Зачем нужна служба государственного кадастра?

Служба земельного кадастра выполняет многие функции. Но самыми основными из них можно назвать:

· Постановка на учет различных земельных участков, а также объектов недвижимости. Учет проводится по требованию заинтересованных лиц после подачи им специального заявления. К примеру, учет может провестись по желанию юридического лица, которое хочет взять определенный участок в аренду.

· Учет данных о кадастровой стоимости. Оценка стоимости должна проводится не реже чем раз в пять лет. Задача кадастровой службы – фиксировать значительные изменения, которые касаются оценки земельных участков. При этом изменения фиксируются независимыми оценщиками.

· Предоставление информации всем заинтересованным лицам. Это могут быть обычные граждане, юридические лица, государственные органы.

Если рассматривать принцип работы службы государственного земельного кадастра, то можно увидеть вертикаль власти. Они имеет четыре ступеньки:

· Федеральный центр земельного кадастра. Сейчас эту роль исполняет Федеральная кадастровая палата страны. Решения в основном глобальные, к примеру, об оптимизации деятельности всей службы страны.

· Областной земельный кадастр. Это различные филиалы организации, которые расположены в каждой области и регионе. Основной функцией этих областных кадастров можно назвать обеспечение связи между более высокими и более низкими службами. Также она регулирует деятельность городских и районных служб.

· Городской земельный кадастр. Осуществляет непосредственную деятельность на месте. Также контролирует более низкую по своему рангу службу.

· Районный земельный кадастр. Осуществляет деятельность на местах.

Итоги

Кадастровый учет нужен для регулирования многих процессов. Но основным из них можно назвать деятельность по постановке на учет земель на территории страны. Информация, которая вносится в кадастр, бессрочна по своему сроку хранения, а также общедоступная.

Главный принцип работы кадастра – это единство используемых методик и форм. Понятно, что это необходимо для обеспечения централизации. Решения, которые принимаются на высшем уровне, обязательны для исполнения всеми уровнями служб кадастрового учета.

Консультация по услугам, срокам, стоимости

Звоните, пишите на почту, передохите по ссылке и оставляйте заявку
➡️ Оставить заявку на сайте

2. Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:
правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
иным установленным законом лицам.
Указанные в настоящем пункте органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке.
3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих территорий.
4. Использование сведений государственного земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают законные интересы правообладателей земельных участков, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 22
Установленные комментируемой статьей нормы непосредственно связаны с закрепленным в ст. 8 данного Закона принципом открытости сведений государственного земельного кадастра. В соответствии с п. 2 этой статьи органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять указанные сведения заинтересованным лицам. Однако это правило относится только к сведениям государственного земельного кадастра, носящим открытый общедоступный характер и не отнесенным к категории ограниченного доступа.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке.
Суды рассматривают также споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
Должностные лица органов, обязанных предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованным юридическим и физическим лицам, виновные в нарушении порядка предоставления таких сведений, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским и административным законодательством.
Указанные сведения могут предоставляться не только в виде выписок из государственного земельного кадастра, но и в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка, а содержащие сведения о нескольких земельных участках - в форме кадастрового плана определенной территории.
Требования к оформлению кадастровых планов, изготавливаемых в качестве выписок из государственного земельного кадастра на бумажных или электронных носителях, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России (см. Правила оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г.).
Такие выписки на бумажном или электронном носителях выдаются заявителю, а также могут быть отправлены по почте с уведомлением или по каналам связи по адресу, указанному в заявлении.
В статье 8 комментируемого Закона обозначен круг лиц, которые имеют право получить сведения о данных государственного земельного кадастра. Это может быть любое заинтересованное лицо, предъявившее удостоверение личности (для юридического лица - документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя) и заявление в письменной форме.
Согласно утвержденным Правительством РФ Правилам предоставления сведений государственного земельного кадастра лицо, заинтересованное в получении таких сведений, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений. Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. При этом заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.
Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем (его заместителем) этого органа.
Заявление о предоставлении сведений государственного земельного кадастра и факт выдачи этих сведений регистрируются в книге учета выданных сведений.
В пункте 2 комментируемой статьи приводится перечень лиц, которые имеют право на бесплатное получение сведений государственного земельного кадастра. При этом следует иметь в виду, что термин "правообладатели" в Земельном кодексе не используется. По смыслу комментируемого Закона под ним понимаются обладатели любых предусмотренных законодательством прав на земельные участки. Исходя из норм Земельного кодекса РФ это могут быть:
собственники земельных участков;
землепользователи (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования);
землевладельцы (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения);
арендаторы земельных участков (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды);
обладатели сервитута (лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками).
Права на земельные участки должны быть удостоверены документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Не подлежат государственной регистрации (за исключением специально установленных федеральными законами случаев) договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка и безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее одного года. В этих случаях правоустанавливающим документом является непосредственно договор.
Перечисленные в статье лица имеют право на получение не любых сведений, а только об определенном земельном участке. По смыслу статьи правообладатели земельных участков и их наследники могут получить сведения о том участке, правами на которые обладают, а названные в статье государственные органы - об участке, сведения о котором потребовались в связи с исполнением этим государственным органом его непосредственных функций. Обобщающие сведения о земельных участках в силу п. 3 комментируемой статьи могут бесплатно получать только органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
Перечень, установленный п. 2, не является исчерпывающим. Законом могут быть названы и иные физические и юридические лица, имеющие право на бесплатное получение сведений государственного земельного кадастра. Однако пока таких норм в федеральном законодательстве нет. Поскольку в рассматриваемом пункте статьи не говорится именно о федеральных законах, соответствующие нормы могут быть введены и законами субъектов Российской Федерации.
Органы и лица, имеющие право на бесплатное получение сведений об определенном земельном участке, оплачивают только стоимость копирования документов и доставки их почтовым отправлением.
Все остальные граждане и юридические лица могут получить необходимые им сведения государственного земельного кадастра за плату. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" установлена максимальная плата за предоставление сведений об определенном земельном участке с 1 января 2001 г. в размере 100 рублей. Установлено также, что конкретные размеры платы за предоставление таких сведений, а также за их копирование (документирование) определяются территориальными органами Росземкадастра исходя из сложившихся затрат по согласованию с органами ценообразования в субъектах Российской Федерации. Однако в настоящее время в некоторых субъектах Федерации действуют расценки, утвержденные органами управления этих субъектов. Так, Постановлением администрации Нижегородской области от 24 марта 2000 г. N 79 утверждены единые расценки на платные работы (услуги) по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель на территории Нижегородской области.
Граждане и юридические лица, получившие те или иные сведения государственного земельного кадастра, могут использовать их для своих нужд и по своему усмотрению. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 8 комментируемого Закона сведения, предоставленные органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, на законных основаниях гражданам и юридическим лицам, могут быть использованы ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника информации. В упомянутом Законе об информации указано, что источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Однако запрещается такое использование сведений государственного земельного кадастра, которое может нанести ущерб правообладателям земельных участков или нарушить их законные интересы. Согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Foto1

Государственный земельный кадастр (ГЗК) – это свод информации о местонахождении, правовом статусе и положении всех учтенных земель Российской Федерации.

С 2017 года Государственный земельный кадастр сменил официальное название на Государственный кадастровый учет земельных участков.

Информация в ГЗК регулярно обновляется за счет осуществления кадастровой деятельности (назначении кадастровой стоимости (КС), учета земель и т.д.).

Также информация в ГЗК обновляется за счет сведений о возведении (появлении) на земле объектов, неделимых с участком.

Обязанность по ведению государственного земельного кадастра возложена на Федеральную кадастровую палату (ФКП) Росреестра. Данные хранятся как на бумажных носителях, так и на электронных.

При необходимости, любой желающий может посмотреть интересующую его информацию из кадастра онлайн на сайте Росреестра. Но официальную справку, заверенную должностным лицом, может получить только владелец земельного участка (ЗУ).

История возникновения и развития

Первые упоминания о кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

История развития в России

Foto2

  • Дворовые (используемые для возведения строений);
  • Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
  • Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
  • Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).

Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.

В 1622 году был издан Писцовый указ, согласно которому ответственные писцы должны были производить учет всех имеющихся в их ведомстве земель. Помимо обычной переписи необходимо было указывать владельца земли.

На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.

На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:

В каких целях ведется

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.

Foto3

Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:

Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.

Под заинтересованными лицами следует понимать:

  • Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
  • Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
  • Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).

Принципы

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

Какие сведения содержит

Объекты ГЗК

Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.

Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.

Состав информации

Foto4

Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:

  • Отдельные земельные участки;
  • Территориальные зоны;
  • Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
  • Границы субъектов РФ;
  • Границы государства.

В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.

Порядок ведения системы учета

При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

Основная документация

Foto5

Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:

  • Основные;
  • Вспомогательные;
  • Производные.

Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.

К основной документации относятся:

  • Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
  • Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
  • Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
  • Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.

К вспомогательным документам относятся:

  • Книга учета входящих документов;
  • Книга учета выданных сведений.

К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.

Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.

Правовое регулирование

Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:

  • Конституции РФ (ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76);
  • Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
  • Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
  • Приказов Министерства экономического развития;
  • Постановлений правительства;
  • Законов отдельных субъектов РФ.

Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.

До 1 января 2017 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2018 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

Вертикаль службы земельного кадастра имеет 4 ступени:

  1. Федеральный центр земельного кадастра. На сегодняшний день эту функцию исполняет Федеральная кадастровая палата Росреестра. Отсюда принимаются решения об оптимизации деятельности всей кадастровой службы.
  2. Областной земельный кадастр. Представлен в виде филиалов ФКП Росреестра в каждой из областей. Основная функция – обеспечение связи между Федеральным центром и низшими ступенями кадастровой службы. Регулирует деятельность городских и районных служб в своем регионе.
  3. Городской земельный кадастр. Занимается кадастровой деятельностью непосредственно на месте, также контролирует низшую ступень кадастровой службы.
  4. Районный земельный кадастр. Осуществляет кадастровую деятельность на местах.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано, что такое земельный кадастр и когда он возник.

Заключение

Кадастровый учет земельных участков призван осуществлять деятельность по постановке на учет земель Российской Федерации. Вся информация, вносимая в ГЗК, имеет бессрочный срок хранения и является общедоступной. Получить нужные сведения может любой желающий.

Главный принцип ведения ГЗК – единство используемых форм и методов на всей территории страны. Учитывая это, вся система земельного кадастра является централизованной, и все решения, принимаемые ФКП Росреестра, обязательны для исполнения на всех уровнях кадастровых служб и во всех регионах.

В силу разнообразия земельных участков по всей стране, они нуждаются в своевременном и полном учете. Для решения этой и других подобных задач уполномоченным госорганом была создана специализированная информационная база, ранее именуемая государственным земельным кадастром, а теперь – кадастр недвижимости.

С его помощью удалось решить множество неясностей в сфере землепользования. Подробнее об этом читайте в статье.

Назначение

Государственный земельный кадастр – это система сведений, зафиксированных в официальных документах о земельных объектах.

особенности оформления дома

Эти сведения формируются в результате государственного учета в кадастре, поэтому в нем содержится следующая информация об участках:

  • местоположение; ; и правовой режим земель РФ;
  • территориальные зоны;
  • размеры (площадь);
  • наличие расположенных на наделах объектов недвижимости, которые прочно связаны с ними.


Именно в этом состоит его главное назначение. Тем не менее, земельный кадастр претерпел некоторые изменения.

Несмотря на отмену специального закона о земельном кадастре, его цели, задачи и принципы остались неизменными.


Занесению в кадастр подлежат все те же сведения о земле, которые уже были названы выше.

В учете и получении конкретной информации обо всех имеющихся участках земли нуждается как государство в целом, так частные лица. В силу того, что все сведения, которые хранятся в кадастре недвижимости, подтверждены официальными документами, любой заявитель может получить из него только достоверные и проверенные данные. Как правило, эти данные применяются для последующей объективной оценки земельных участков.

Например, при возникновении судебного спора по поводу земли, суд запрашивает из кадастра сведения по интересующему объекту недвижимости и руководствуется полученными данными при вынесении решения в пользу какой-либо стороны.

Цели и задачи

Целью этого свода сведений является информационное обеспечение нескольких направлений государственной деятельности. Эти направления и составляют задачи земельного кадастра.

К ним относятся:

  • управление землями;
  • контроль за тем, чтобы земли использовались и охранялись надлежащим образом;
  • мероприятия, которые призваны сохранять и повышать плодородие почв;
  • госрегистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
  • землеустройство;
  • оценка земель с экономической точки зрения и учёт стоимости земли наряду с другими природными ресурсами;
  • установление объективной платы за землю, размер которой подтверждается официально.

Порядок ведения

Земельный кадастр, или ныне – кадастровый учет недвижимости – ведет специально уполномоченный госорган – Росреестр, через многочисленные отделения, созданные по всей стране.


Ведение земельного кадастра – это система последовательных действий, направленных на сбор, документирование, накопление, обработку, учет и хранение информации обо всех участках земли.

посещение государственных органов

Если говорить более конкретно, то специалисты Росреестра должны делать следующее:

  • вносить сведения об участках, которые уже ранее были учтены;
  • ставить на кадастровый учет участки;
  • официально учитывать изменения объекта недвижимости (сюда относится учет, изменение или снятие с учета доли земельного участка, исправление кадастровой ошибки);
  • снимать с учета земельный участок;
  • аннулировать и исключать сведения по наделу с временным статусом сведений;
  • вносить новые сведения о земле, которые поступили от других госорганов, взаимодействующих с Росреестром;
  • исправлять техническую ошибку в кадастровых сведениях.


Каждому земельному участку Росреестр присваивает свой неповторимый кадастровый номер. Именно с помощью него объект ставится на учет и отслеживается в дальнейшем.

Чтобы присвоить всем участкам кадастровые номера, госорган делит всю территорию России на кадастровые:

документы для вступления в наследство на дом и земельный участок

Жилые помещения в общежитиях предоставляются в РФ определенным категориям граждан.

В некоторых случаях право аренды земельного участка может быть унаследовано. Подробнее об этом читайте в материале.

Ищете договор купли-продажи земельного участка? Его образец можно скачать в нашей статье.

Как сведения о земельных участках вносятся в кадастр

Чтобы новые данные были внесены в сведения об интересующем наделе, лицо, которому это нужно, должно написать и подать в Росреестр заявление о кадастровом учете, по утвержденной форме. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение каких-то данных об участке, либо дополняющих ранее занесенные.

Сведения в поданных документах проверяются на подлинность и точность, чтобы не было основания для отказа их внесения в кадастр. Результаты проверки фиксируются в виде протокола. В нем отражается решение, принятое по каждому показателю проверки.

написание заявления

Этот протокол представляет собой электронный документ, подписываемый простой электронной подписью уполномоченного лица, работающего в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии.

Затем этот протокол направляется в соответствующее отделение Росреестра, куда изначально было подано заявление. На это уходит 1 день. Переданные сведения включаются в кадастровые или учетные дела по данному земельному участку.

Таковы особенности госкадастра недвижимости (ранее – земельного кадастра) и его ведения.

Читайте также: