Основания предоставления лесного участка без проведения торгов

Обновлено: 03.05.2024

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

3. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43-45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

4. Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.

5. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

6. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.

7. В течение двух рабочих дней указанное в части 6 настоящей статьи решение направляется гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка и подавшим заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.

8. Орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего Кодекса, не вправе отказать гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка, в заключении нового договора аренды этого лесного участка без проведения торгов в предусмотренном частью 4 настоящей статьи случае и при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

9. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

10. Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
11. Типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

Комментарий к статье 74 ЛК РФ

1. Нормами комментируемой статьи определены основные требования к порядку заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Способами заключения такого договора являются:
- заключение договора по результатам аукциона по продаже права на его заключение;
- заключение договора без проведения аукциона.

По общему правилу ч.1 комментируемой статьи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Исключения из этого общего правила регламентированы ч.3 комментируемой статьи. Так, не требуется проведение аукциона для заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:
- использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ);
- использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ);
- использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44 ЛК РФ);
- использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ);
- реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 22 ЛК РФ, Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 419);
- заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ.

2. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года N 319.

Особенности порядка предоставления в аренду лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, предусмотрены законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях (см. ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") и земельным законодательством (см. ЗК РФ).

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся в соответствии с гл.8 ЛК РФ.

Отметим, что в качестве организаторов аукционов выступают:
- органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований соответственно;
- органы исполнительной власти субъектов РФ - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов РФ;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов РФ, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.2 ст. 83 ЛК РФ, или изъято.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319 подготовка и заключение договоров аренды в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, осуществляются вышеуказанными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Об особенностях заключения договора аренды лесного участка по результатам проведения аукциона см. разд. 2 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утв. приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319.

Правила заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона предусмотрены разд. 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утв. приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319.

Так, заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (заявитель) подает заявление в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Срок рассмотрения заявления составляет 30 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором по форме примерного договора, указанной в приложении N 2 к приказу Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319.

3. Особенности предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ предусмотрены Положением о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ, утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 161.

О требованиях к заявлению о заключении договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ см. п.5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 161, об основаниях для отказа в предоставлении лесного участка в аренду см. п.7.

Срок договора в соответствии с п.12 указанного Положения определяется в соответствии со сроком, указанным заявителем в заявлении, но не более 1 года.

Отметим, что такой договор аренды не подлежит государственной регистрации.

4. В соответствии с п.1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Такие иные положения предусмотрены ч.2 ст. 74 ЛК РФ. Так, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Исключение из данного правила предусмотрено ч.7 ст. 53.7 ЛК РФ, то есть в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.

Отметим, что рассматриваемая норма ч.2 ст. 74 ЛК РФ в судебной практике применяется и к периоду исполнения договора аренды (см. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 года N 05АП-7953/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2011 года N 07АП-4426/11, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2012 года N 05АП-5399/12, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2012 года N 14АП-1790/12, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 августа 2012 года N Ф04-3033/12 по делу N А45-12124/2011, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 года N Ф07-1479/12 по делу N А13-4717/2011 и др.).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. На основании п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Консультации и комментарии юристов по ст 74 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 74 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: