Ошибки договор управления многоквартирным домом

Обновлено: 14.05.2024

Государственной жилищной инспекцией Кировской области (далее – инспекция) по результатам рассмотрения обращений граждан установлено, что значительная часть поступивших обращений содержит вопросы изменения размера платы за содержание жилого помещения и осуществления контроля за деятельностью управляющей организации. Анализ договоров управления многоквартирными домами показывает,
что собственниками помещений в многоквартирных домах заключаются договоры управления, условия которых не являются достаточными для рассмотрения указанных вопросов без привлечения контролирующих органов или судов.
В связи с этим инспекция напоминает, что условия договора управления многоквартирным домом утверждаются на общем собрании собственников помещений
в многоквартирном доме (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
2) Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Целесообразно при утверждении данных условий договора управления определить периодичность работ и услуг, сроки их выполнения, сроки сдачи-приемки работ (услуг), порядок изменения перечня работ и услуг (включая информацию об инициаторе таких изменений, форме подготовки предложений о внесении изменений и порядке
их рассмотрения и утверждения, а также порядке оплаты работ и услуг
(при необходимости).
3) Порядок определения цены договора, размера платы за содержание
и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
С целью избежания спорных ситуаций, связанных изменением (отказом
в изменении) цены договора необходимо в договоре управления указать:
- срок действия размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год);
- порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения, а также действия сторон договора управления при окончании срока действия ранее утвержденного размера платы за содержание жилого помещения;
- порядок внесения платы, который может быть определен путем изменения срока внесения платы, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем), а также срока предоставления платежных документов, установленного пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ (не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем).
4) Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. При этом собственникам необходимо определить уполномоченных лиц, а также сроки и способы осуществления контроля (например, путем направления запросов в управляющую организацию, участием уполномоченных лиц при осмотрах общего имущества и приемке выполненных работ, подписанием актов выполненных работ и т.п.).
Дополнительно в соответствии с положениями части 12 статьи 162 ЖК РФ условиями договора управления может быть предусмотрен порядок использования денежных средств, полученных управляющей организацией в результате экономии.
Указанные требования законодательства учтены в проекте примерного договора управления многоквартирным домом, заключаемого на общих основаниях, а также
в проекте примерного договора управления многоквартирным домом, заключаемого
при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями
и региональным оператором.
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОГО ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОГО ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ (без коммунальных.услуг)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 февраля 2021 г. № 2751-ОГ/04 О порядке заключения договора управления многоквартирным домом


Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 февраля 2021 г. № 2751-ОГ/04 О порядке заключения договора управления многоквартирным домом

Согласно пп. "в" п. 20 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, утв. Приказом Минстроя РФ N 938/пр, заявление о внесении изменений в реестр должно содержать, в том числе, следующую информацию:

- сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа решения (протокола) ОСС помещений в МКД, которым собственники помещений утвердили условия договора управления МКД, В СЛУЧАЕ заключения договора управления МКД с каждым собственником помещения в таком доме.

Прошу разъяснить, в каком именно случае договор управления МКД заключается с каждым собственником помещения?

Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 23.12.2020 N 162814 (вх. Минстроя России от 23.12.2020 N 43184-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

Таким образом, договор управления многоквартирным домом признается заключенным, если он подписан более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, при этом один бланк договора может быть подписан одним или несколькими собственниками.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Э.Б. Дулахаева

Обзор документа

Договор управления многоквартирным домом признается заключенным, если он подписан более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При этом один бланк договора может быть подписан одним или несколькими собственниками.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Одна из адвокатов отметила, что позиция Верховного Суда направлена на упрощение доступа потребителей к правосудию. Другая считает, что управляющая компания обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. По мнению третьей, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом.

Верховный Суд опубликовал Определение № 56-КГ21-7-К9 от 29 июня, в котором он поддержал собственников помещений в многоквартирном доме в споре с управляющей компанией о ненадлежащем оказании услуг.

В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании. Они просили взыскать выплаченные денежные средства, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг за указанный период в общей сумме 55 тыс. руб., из которых 15 тыс. руб. – в качестве компенсации морального вреда.

Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

20 февраля 2020 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

Однако определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 г. решения нижестоящих инстанций были отменены в части взыскания штрафа с УК. Кассационный суд указал на то, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф, по мнению кассации, взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли, тогда как соблюдение досудебного порядка являлось обязательным.

Не согласившись с выводами кассационного суда, собственники МКД обратилась с жалобой в Верховный Суд, Судебная коллегия по гражданским делам которого приняла решение о ее удовлетворении.

ВС отметил, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ в свою очередь устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, пояснил Суд.

Ссылаясь на абз. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК, Верховный Суд обратил внимание, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в таком доме.

ВС указал, что согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Суд также подчеркнул, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (уполномоченной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Подтверждая данную позицию, Суд обратился к п. 46 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, где разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

После доработки Постановление Пленума подверглось существенным изменениям, в его итоговом варианте значатся 49 пунктов вместо 51

ВС обратил внимание на то, что истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ общего имущества, перерасчете платы за содержание жилого помещения, и за ними судом было признано право на такой перерасчет исходя из обстоятельств длительного неисполнения управляющей компанией обязательств. Таким образом, Судебная коллегия посчитала вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа правильным.

По мнению эксперта, интересным в данном определении является факт, что суд, разрешая спор в части взыскания внесенной платы за неоказанные услуги и услуги ненадлежащего качества, признал их убытками потребителей. Ольга Власова считает, что данный факт очень облегчает взыскание внесенной платы в случае неоказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

В Госдуму внесен проект поправок в законодательство о соцстраховании от несчастных случаев на производстве, устанавливающих механизм досудебного рассмотрения жалоб, связанных с назначением страховых выплат

Татьяна Саяпина привела ряд определений КС, где тот указал, что штраф взыскивается судом вне зависимости от того, заявлялось ли данное требование потребителем или нет (определения от 23 апреля 2015 г. № 996-О; от 17 октября 2006 г. № 460-О; от 13 октября 2009 г. № 1215-О-О и др.).

Читайте также: