Обязаны ли рсо списать долг собственника в счет снижения задолженности уо тсж перед рсо

Обновлено: 17.05.2024

Наша УК — банкрот. Долги жильцов выкупила какая-то контора и теперь пытается их взыскать.

Но если ссылаться на статьи 195 и 196 ГК РФ , то действия новой УК неправомерны, ведь срок исковой давности истек.

Контора будет подавать в суд на всех должников, а не по отдельности, и, скорее всего, суд удовлетворит иск, не разбираясь конкретно по каждому человеку.

Как правильно поступить в данной ситуации?

Самый грамотный подход в вашей ситуации — регулярно проверять почтовый ящик на наличие судебных извещений.

Судебные иски сразу к нескольким должникам бывают. Но это не ваш случай: если бы у вас и был долг, он никак не связан с вашими соседями, поэтому суд будет рассматривать вашу ситуацию отдельно.

Как будет действовать компания-взыскатель

Сразу скажу, что эта контора — не коллекторское агентство, которое выкупило долги. С 26 июля 2019 года долги за ЖКУ запрещено передавать коллекторам. Но их разрешено передавать организации, заменившей ту, которой люди задолжали. То есть в вашем случае вместо одной УК появилась другая с тем же функционалом. Деньги с вас хотят получить те же, кто направляет в ваш подъезд уборщицу и сантехника.

Возможно, новая УК действительно подаст в суд на всех должников, но это будут отдельные иски. Каждый собственник самостоятельно несет обязанности по коммунальным платежам и не отвечает по обязательствам соседей. Поэтому и задолженность УК будет взыскивать по разным основаниям: показания счетчиков и площадь квартир у вас и ваших соседей отдельные и разные, соответственно, и квитанции тоже.

Также бывает, что при не самых обоснованных требованиях управляющие компании пытаются ограничиться досудебными методами: звонить, присылать претензии, вешать объявления в подъезде. Кому-то проще заплатить, чем разбираться и спорить. Может быть, новая УК соберет таким образом минимальное желаемое количество денег и успокоится. Тогда вам не придется ничего предпринимать.

Если новая УК подаст на вас в суд, скорее всего, это будет приказной порядок. Его применяют для взыскания долгов за ЖКУ до 500 тысяч рублей. Это быстрее и дешевле. Судья рассматривает документы без вызова сторон и выносит судебный приказ в течение пяти дней после получения заявления от взыскателя. За обращение в суд заявитель платит госпошлину, которая считается от цены иска. В рамках приказного порядка госпошлина в два раза ниже, чем при исковом.

После вынесения приказа судья направляет должнику его копию. Если должник не согласен с долгом, он может потребовать отменить судебный приказ. Для этого достаточно представить в суд возражения в течение 10 дней со дня получения документа.

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Что с исковой давностью

Общий срок исковой давности действительно составляет три года, но при спорах о долгах за ЖКУ есть особенности. Мы уже подробно про них писали, потому повторю только основные моменты.

Отдельный срок по квитанциям. Срок исковой давности исчисляется отдельно по каждой квитанции. Для каждого платежа срок исковой давности начинает течь сразу, как только заканчивается срок его добровольного внесения.

Суд сам не проверяет срок исковой давности. По закону суд не применяет правило об исковой давности по собственному желанию — только по заявлению стороны спора. Тут законодательство может быть не на вашей стороне.

В случае приказного производства должник узнает о требованиях только после вынесения судебного приказа. То есть ваша новая управляющая компания может потребовать выдать судебный приказ за долги 2010—2016 годов на основании справки из единого расчетного центра. Если судья вынесет приказ, все будет по закону: об истечении сроков исковой давности суд думать не должен.

Верховный суд считает, что это правильно: даже если срок исковой давности истек, но никаких других препятствий нет, судья обязан вынести судебный приказ. Право заявить о пропуске срока будет у должника на этапе подачи возражений на уже вынесенный судебный приказ.

Но бывает, что письмо с судебным приказом не приходит к должнику, тот не успевает подать возражения, и приказ попадает к судебным приставам-исполнителям . Приставы, в свою очередь, могут арестовать банковские счета или снять с них деньги у человека, который ни о чем не подозревает.

Прерывание срока. Срок исковой давности прерывается, если должник признал долг. Каждый раз после этого срок исковой давности начинает течь заново. Например, если вы внесли платеж без указания периода, за который платите, будет считаться, что вы признаете долг в целом. В этом случае срок исковой давности начнет течь на следующий день после совершения платежа.

Этим управляющие компании и пользуются: раз вы ранее не оспаривали долги и платили, значит, срок исковой давности не истек.

Кроме того, срок исковой давности не течет, когда УК обращается в суд за взысканием долга. Но в этом случае срок не рассчитывается заново, а просто не учитывается во время судебного разбирательства.

Чем грозит приостановление срока исковой давности

Когда управляющая компания обращается в суд за судебным приказом, трехлетний срок замирает на все время судебного разбирательства, а затем продолжает течь в оставшейся части в случае отмены приказа.

При этом если после отмены судебного приказа срок исковой давности окажется меньше шести месяцев, то он удлиняется до шести месяцев.

Например, в Московской области в декабре 2019 года УК смогла взыскать долги за ЖКУ с мая 2014 года. Дело добралось до Верховного суда РФ, который объяснил, как считать сроки так, чтобы все было законно.

В мае 2017 года управляющая компания обратилась в суд за судебным приказом о взыскании задолженности с июля 2011 по декабрь 2015 года. Позже должница подала возражения на приказ, и 16 января 2018 года суд его отменил.

14 июня 2018 года УК обратилась в суд уже с иском и смогла взыскать задолженность с мая 2014 по май 2018 года. Три года срока исковой давности по взысканию задолженности за ЖКУ отсчитывались с мая 2017 года, когда УК обратилась за судебным приказом. Суд посчитал, что в мае 2017 года УК могла требовать долг только с мая 2014 года.

После отмены приказа срок исковой давности продолжился, но так как он был меньше полугода, то превратился ровно в шесть месяцев. В день отмены судебного приказа, 16 января 2018 года, начались дополнительные полгода, в течение которых УК все еще могла требовать долги за период с мая 2014 года. Именно это позволило управляющей компании в июне 2018 года вернуться в суд и взыскать долг с мая 2014 года.

Определение ВС РФ от 17.09.2019 № 4-КГ19-40 PDF, 681 КБ

Для вас это означает, что если бы в 2016 году старая управляющая компания потребовала в суде взыскать с вас долг за 2010—2016 годы и суд вынес бы такой судебный приказ, то это было бы законно. Так УК заморозила бы ваш старый долг с 2013 года — на три года срока исковой давности. Если бы вы узнали про приказ только сейчас и потребовали его отменить, то уже у новой управляющей компании появились бы дополнительные шесть месяцев, чтобы взыскать с вас замороженный долг.

При этом вам, например, с 2017 года могли присылать две квитанции: в одной расчет велся с нуля — и там у вас долгов действительно нет, а во второй завис старый долг, зафиксированный в судебном приказе. Но если вы пишете, что долгов у вас точно нет и не было, то вряд ли это ваш случай.

Как вы можете защитить себя

Пока коммунальщики не нападают, защищаться не надо. Если вы узнаете, что в отношении вас вынесен судебный приказ, подайте на него возражения. Возражения на судебный приказ не обязательно должны быть обоснованными. Их задача — показать, что вы не согласны с предъявленными требованиями. Возражения не оканчивают спор. После них управляющая компания наверняка предъявит иск в суд, где вы будете доказывать, что у вас нет долгов за ЖКУ.

Для собственного спокойствия и на случай, если дело дойдет до суда, соберите доказательства в свою пользу.

Если человек при оплате ЖКУ не указывает период, за который вносит плату, считается, что это плата не за последний месяц, а за самый первый неоплаченный месяц.

Свежая квитанция об отсутствии долгов докажет, что у вас их нет, ведь сведения в ЕРЦ подавала ваша прежняя управляющая компания, и все ранее истребованные суммы вы оплатили. Даже если в 2020 году у вас есть задолженность за несколько месяцев, то это будет долг именно за 2020 год.

Так что не волнуйтесь и проверяйте почтовый ящик: вдруг там появятся судебные извещения. Иногда можете также проверять сайт судебных приставов-исполнителей , чтобы не пропустить информацию о судебном приказе. Но пока нет писем из суда и сведений об исполнительных производствах, опасаться нечего.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.



Т.е. последняя квитанция, где нет долгов может являться доказательством, что долгов нет?


В статье не рассмотрен один важный аспект, к которому комунальщики любят и умеют прибегать - а именно приостанавить оказание услуг, обычно это запечатывание канализации у "должника" - процедура такова, что узнать можно только по факту. обжаловать (и прочее) можно, но требует времени. а тем временем. по суд решениям, суды признают право УК в такой мере (даже когда не признают - сперва долго и нудно судиться придется). - для сведений)

Виталий, совсем скоро выйдет разбор, почему ваш вариант невозможен.


Алиса, описанный мной вариант часто встречается в судебной практике!

Виталий, в какой именно практике? По оспариванию незаконных действий коммунальщиков?
До конца года отключать ничего нельзя. Да и раньше нельзя было за долги превращать квартиру в нежилое помещение.
А то, что раньше так всё же делали, это события давно минувших дней.

Тогда вот еще вопрос. УК была отстранена от управления домом и не смогла положить две последние квитанции. Ну и обратилась в суд за судебным приказом. Но в связи с переездом владельца использовала старые персональные данные. Соответственно копия приказа получена не была и вернулась в суд.
О долге узналось лишь по уведомлению с Госуслуг. Соответственно удалось выяснить и судебный участок и кто автор приказа.
Поскольку суды не работают на личный прием - отправили почтой (спустя полгода с приказа!) возражение об отмене приказа и ждем. Параллельно написали приставу набор счетов, что имеют средства, получаемые от Государства по социальным делам чтобы оттуда не списывали.
Долг то небольшой и посильный. Позвонил поругался в УК, что можно же было досудебно решить, они сказали, что досудебно это в случае иска, а приказ не предполагает досудебного урегулирования. Узнал о структуре долга. Львиная доля - коммуналка, немного - перерасчет за неправильные начисления несколько лет назад, еще немного - пени. Ну и госпошлина за их обращение в суд. Платить им их госпошлину не хочу - они безобразно управляли домом 8 лет и угробили подвал + пытались провести рейдерский захват управления после того как их отстранили и передали иной УК. Поэтому рассчитываю получить отмену Приказа, уведомить пристава об этом для прекращения производства и в этот же день оплатить коммуналку с пенями, получить акт взаиморасчетов от них. Их затраты на госпошлину я оплачивать не хочу, пусть выставляют отдельной платежкой уж не знаю по какой статье и придумывают как взыскать ее. Я прав или их затраты на госпошлину все равно придется оплатить?

Олег, если вы заявили возражения на судебный приказ и одновременно ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу возражений, то приказ отменят, госпошлину платить не придется.
Если про ходатайство вы забыли, вам могут отказать, и госпошлину платить придётся, если приказ попадёт к приставам.
Наличие приказа не мешает вам прийти в УК, получить у них справку о размере долга, полностью его погасить и получить соответствующее подтверждение.

Фото: Sambulov Yevgeniy/shutterstock

Коммунальные долги — одна из больных точек российской системы ЖКХ. По последним данным, общая сумма задолженности россиян за коммуналку достигла 625 млрд руб. Среди должников есть как те, кто намеренно не платит за ЖКХ, так и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не может погасить долг.

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам.

Коммунальный долг и санкции

Каждый месяц до 10 числа россияне обязаны оплачивать счета за коммунальные услуги (если не установлен другой срок). После этого наступает просрочка. Если не платить за ЖКУ больше двух месяцев, образуется долг и начисляются пени.

Если неплательщик испытывает временные финансовые трудности, необходимо обратиться к поставщику коммунальной услуги за отсрочкой, рассрочкой или реструктуризацей задолженности. Должнику разрешат выплачивать долги частями в течение определенного срока. О каждом из возможных вариантов погашения долгов за ЖКУ рассказываем подробнее.

Существует несколько мер, которые могут применяться к неплательщику коммунальной услуги:

Рассрочка

После предоставления рассрочки в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа. Рассрочка не освобождает должника от текущих счетов.

Законодательство не регулирует условия предоставления рассрочки. В начале марта губернатор Подмосковья Андрей Воробьев призвал профильные ведомства региона разработать систему рассрочки платежей за коммунальные услуги и не начислять штрафы жителям региона за несвоевременную оплату счетов за электроэнергию. Решение облегчить ежемесячный платеж жителей он объяснил холодной зимой, из-за которой в домах выросло энергопотребление и увеличились платежи. В ближайшее время власти введут рассрочку коммунальных платежей для ряда городских округов, в частности для Подольска, Мытищ и Лобни.

Коммунальные каникулы

Если денег на оплату коммунального долга нет совсем, то необходимо договариваться с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул — погашение долга (в один прием или частями) через какой-то период времени. При этом отсрочка, как и рассрочка, не снимает обязанностей с человека платить за ЖКХ по текущим счетам.

Поэтому, если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, необходимо также как можно быстрее обратиться за субсидией.

Рекомендация

Достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения о погашении задолженности, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Соглашение подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации — исполнителя коммунальных услуг.

Субсидии и льготы

Еще один вариант решения проблемы коммунальных долгов — это субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она выплачивается, если расходы на оплату ЖКУ превышают определенный порог совокупного дохода семьи. В каждом регионе этот показатель разный. В большинстве субъектов — 22% от совокупного дохода семьи. Но может быть и меньше (например, в Москве — 10%).

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т. д. Размер субсидий зависит от конкретного региона и льготной категории.

Списание долгов

Физлицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, уточнил Дмитрий Кириллов. Сейчас существует два варианта банкротства физического лица: внесудебное (если общий размер задолженности от 50 до 500 тыс. руб) и судебное (если требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб.).

Списание задолженности возможно в связи со смертью должника. Однако, когда жилье передается по наследству, вместе с ним наследник получает и обязанность выплачивать долги. Также списание долгов по ЖКХ допускается на основании вынесенного судебным приставом постановления о невозможности взыскания задолженности.

Вопрос о том, является ли УК исполнителем коммунальных услуг в отсутствие письменного договора с РСО, не теряет своей актуальности. Если ранее ответ был однозначным (да, является), то со вступлением с 01.09.2012 в силу Правил предоставления коммунальных услуг стало возможным задуматься о вариантах. Судебная практика, формирующаяся в настоящее время, не является единообразной. Наряду с многочисленными примерами того, что управляющий МКД по умолчанию выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, можно встретить решения о том, что без договора ресурсоснабжения у РСО возникают прямые правоотношения с собственниками помещений.

В пункте 14 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что УК приступает к предоставлению коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о его приобретении, заключенному между УК и РСО. То есть коммунальные услуги не предоставляются без заключения соответствующего договора ресурсоснабжения. Это правило проверялось на предмет законности, и заявителю было отказано в признании его недействующим (Решение ВС РФ от 13.01.2014 № АКПИ13-1116).

Здесь уместно вспомнить, тем более что арбитры пользуются данными ссылками, две рекомендации ВАС:

В настоящее время встречаются две категории споров, основанных на анализе интересующей нас ситуации: о правомерности предъявления потребителям платежных документов и взыскании стоимости поставленного в дом коммунального ресурса.

О выставлении платежных документов

Позиция Верховного суда

Летом 2015 года Верховный суд рассмотрел два дела, поводом для которых стали иски прокуроров из двух различных регионов, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о запрете начислять и взимать с жителей МКД плату за электроэнергию на ОДН. В одном случае прокурор предъявлял претензии РСО (см. Определение ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2), в другом – управляющей организации[3] (см. Определение ВС РФ от 14.07.2015 № 35‑КГ15-1). Налицо противоположная трактовка надзорным органом норм закона о том, кто же вправе предъявлять потребителям плату за коммунальные услуги на ОДН в отсутствие заключенного между УК и РСО договора ресурсоснабжения.

Первое дело закончилось тем, что Верховный суд принял сторону прокурора: РСО не вправе начислять плату за электроэнергию на ОДН. Судьи не согласились с выводами судей нижестоящей инстанции (см. Постановление Президиума Ярославского областного суда от 08.10.2014 по делу № 44‑г-51/14) о том, что в случае отсутствия договора между УК и РСО последняя обязана поставлять электроэнергию в дом и выполнять при этом функции исполнителя коммунальных услуг. Верховный суд заключил: порядок оплаты коммунальных услуг в МКД зависит от выбранного способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе РСО, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в МКД о внесении платы за коммунальные услуги конкретной РСО. При этом было подчеркнуто: жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений в МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений в доме непосредственного управления МКД (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Действительно, в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, было однозначно указано, что по решению общего собрания жильцы могут вносить плату непосредственно РСО только за коммунальные услуги, потребленные в помещении. Выходит, плата за коммунальные услуги на ОДН должна в любом случае поступать УК, если она выступает в роли исполнителя коммунальных услуг. Поэтому вопрос о правомерности выставления счетов за коммунальные услуги на ОДН напрямую связан со статусом исполнителя коммунальных услуг. Обратим внимание, что здесь ВС РФ не углублялся в обсуждение вопроса о наличии или отсутствии фактических договорных отношений между УК и РСО. Суд оперировал только положениями Жилищного кодекса, из которых явно следует, что в случае управления домом УК плату за коммунальные услуги на ОДН получает она.

Второе дело Верховный суд отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции с рекомендацией учесть конкретные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о фактически сложившихся договорных отношениях между УК и РСО в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения, что будет указывать на принадлежность статуса исполнителя коммунальных услуг управляющей организации, а не РСО (документально подтверждено, что в спорный период УК оплачивала потребленную электроэнергию в адрес РСО).

Мы знаем, что выводы, сделанные в определении ВС РФ, принятом по итогам рассмотрения конкретного дела, не являются обязательными для нижестоящих судов, тем не менее на практике судьи обычно опираются на сделанные ВС РФ заключения.

Примеры из арбитражной практики

Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.

В частности, арбитры АС ВВО полагают: действующее законодательство не позволяет прийти к выводу, что обязанности УК по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (отсутствия) договора ресурсоснабжения. Они считают, что обязанность УК предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с РСО (постановления АС ВВО от 03.08.2015 № Ф01-2744/2015, Ф01-2745/2015, от 20.07.2015 № Ф01-2662/2015, от 23.04.2015 № Ф01-1208/2015).

Арбитры ЗСО особое внимание уделяют фактам, которые свидетельствуют о наличии фактических отношений между УК и РСО:

  • представитель УК принимал участие в приемке общедомового прибора учета, расположенного в МКД, подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного дома, в счетах-извещениях, выставляемых потребителям на оплату коммунального ресурса, РСО указывает УК в качестве исполнителя коммунальных услуг (Постановление от 03.09.2015 № Ф04-22583/2015);
  • УК подписала гарантийные обязательства, согласно которым она должна заключить с РСО договоры в установленные сроки (Постановление от 20.07.2015 № Ф04-18454/2015);
  • с УК была взыскана задолженность за коммунальный ресурс в пользу РСО (Постановление от 20.07.2015 № Ф04-19855/2015);
  • после подписания соглашения между УК и РСО о расторжении договора ресурсоснабжения фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети между сторонами не прекратились, РСО продолжает указывать в платежных документах УК в качестве исполнителя, новый договор находится на стадии согласования (постановления от 24.06.2015 № Ф04-20076/2015[4], от 13.05.2015 № Ф04-18864/2015).

Собственно говоря, проблема (точнее, нарушение прав потребителей) состоит не столько в истребовании спорного платежа ненадлежащим лицом, сколько в завышении величины данного платежа. Вспомним, что по умолчанию УК – исполнитель коммунальных услуг вправе предъявлять к оплате потребителям коммунальные услуги на ОДН только в пределах норматива потребления. Разницу между нормативным и фактическим потреблением УК берет на себя (абз. 3 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг). И только в случае, если исполнителем коммунальных услуг является РСО, фактический объем потребления на ОДН распределяется между потребителями (абз. 4 того же пункта). Соответственно, если ввиду бездействия УК и РСО последняя считает себя исполнителем, хотя для управления домом выбрана УК, потребители должны платить за коммунальные услуги больше, чем если бы договор ресурсоснабжения был подписан.

Особое мнение

Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.

О взыскании задолженности за коммунальные ресурсы

Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.

Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2015 № Ф10-2191/2015). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2015 № Ф10-865/2015: в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.

Так, суд отказал РСО во взыскании задолженности за коммунальные ресурсы с собственника помещения в МКД в период, когда домом управляла УК: собственник является ненадлежащим ответчиком (постановления АС ВВО от 25.08.2015 № Ф01-2969/2015, от 20.03.2015 № Ф01-6334/2014, от 10.03.2015 № Ф01-44/2015).

Принципиальную важность исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать о договорных отношениях между УК и РСО, в споре о взыскании сумм в пользу РСО с собственника помещения в МКД подчеркнул АС СЗО в Постановлении от 28.08.2015 № Ф07-5958/2015.

Взыскивать задолженность за фактически потребленные в МКД коммунальные ресурсы нужно с УК: на это указал АС СЗО в Постановлении от 21.01.2015 № Ф07-10100/2014, установив, что договор ресурсоснабжения был подписан с протоколом разногласий, которые не были урегулированы. Когда УК принимает меры по заключению договора ресурсоснабжения и есть доказательства выставления ею платежных документов жильцам, глупо отрицать, что она не имеет отношения к предоставлению коммунальных услуг: именно УК должна оплачивать коммунальные ресурсы (Постановление АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15). В свою очередь, судьи АС ДВО взыскали с УК стоимость сверхнормативного объема электроэнергии, поставленной на ОДН, по иску РСО, при этом не выяснили, имели ли место фактические договорные отношения между УК и РСО. Арбитрам оказалось достаточно ссылки на описанное выше Определение ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 о том, что в роли исполнителя коммунальных услуг по закону выступает УК, а не РСО (Постановление от 12.08.2015 № Ф03-2688/2015).

А вот Постановлением АС УО от 24.04.2015 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-1160/2015 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.

Резюме

Итак, к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, кто же является исполнителем коммунальных услуг при отсутствии подписанного УК и РСО договора ресурсоснабжения. Можно утверждать одно: если есть признаки фактически сложившихся отношений (УК выставляет платежные документы потребителям, получает от них плату, рассчитывается с РСО, участвует в процедуре заключения договора ресурсоснабжения), исполнителем следует считать УК. Если таких признаков нет (счета потребителям выставляет РСО, УК не обращается за заключением договора управления), все равно нет уверенности в том, что исполнителем признают РСО, поскольку в некоторых случаях арбитры полагают, что УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг в силу закона независимо от каких‑либо фактических обстоятельств. Выводы, сделанные Верховным судом по делу о неправомерности выставления РСО счетов на оплату коммунальных услуг на ОДН, не носят общеобязательного характера, хотя, скорее всего, будут применяться на практике.

Об изменениях в законодательстве

Законом № 176‑ФЗ[5] в ЖК РФ внесены поправки. Применительно к рассматриваемой ситуации нас интересуют некоторые из них.

Однако продлится это недолго: с 01.04.2016 плата за коммунальные услуги на ОДН будет введена в качестве нового элемента в плату за содержание общего имущества (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Исключение – непосредственное управление МКД, при котором плата за коммунальные услуги на ОДН является частью платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.01.2016). Соответственно, в силу ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственники могут вносить РСО лишь плату за коммунальные услуги (то есть только за услуги, предоставленные в помещении), нет оснований распространять схему прямых платежей на составляющие платы за содержание общего имущества.

Далее в силу ч. 18 той же статьи, действующей с 30.06.2015, при смене способа управления или выборе новой УК собственники помещений вправе на общем собрании принять решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления или выборе УК. Из всего многообразия ситуаций, которые могут быть урегулированы данной нормой, приведем две:

  • в рамках управления УК у жильцов сложились прямые договорные отношения с РСО, при смене УК собственники приняли решение о сохранении действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг (то есть сохранение прямых договоров), и в силу ч. 17 ст. 12 Закона № 176‑ФЗ действие прежних договоров продолжилось;
  • в рамках непосредственного управления РСО выступала в роли исполнителя коммунальных услуг, при выборе УК в качестве способа управления жильцы решили сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и порядок расчетов за них, прежние договоры между РСО и жильцами продолжили действовать.

Таким образом, при условии реализации способа управления в виде УК у собственников помещений на законных основаниях заключены и действуют договоры с РСО. Для УК это означает, что она не является исполнителем коммунальных услуг, не несет ответственность за их качество, не обязана оплачивать коммунальные ресурсы. Но в этом случае справедливо возникает вопрос о том, каким образом будет взиматься плата за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что ответ на него будет представлен в обновленной редакции Правил предоставления коммунальных услуг. До переноса платы за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание общего имущества она должна в полном объеме поступать РСО (по аналогии с расчетом, производимым при непосредственном управлении).

После изменения структуры платы, в принципе, не должно быть препятствий для применения такого же варианта, поскольку плата за коммунальные услуги на ОДН является особым, без труда вычленяемым элементом платы за содержание общего имущества. Однако особенно острым может стать вопрос о сверхнормативном потреблении на ОДН с учетом того, что плата за коммунальные услуги на ОДН в составе платы за содержание общего имущества должна определяться по нормативам потребления (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Одновременно законодатель может предложить и другой вариант, кстати, применяемый на практике: договор РСО с жильцами будет охватывать только индивидуальное потребление коммунальных услуг, а потребление коммунальных услуг на ОДН станет предметом договора между управляющим МКД и РСО. В этом случае коммунальные услуги на ОДН приобретаются управляющим для целей оказания услуг по содержанию общего имущества, сверхнормативное потребление ложится на управляющего.

В настоящее время при построении отношений по поводу предоставления коммунальных услуг участники нередко исходят не столько из вектора, заданного законодателем, сколько из своих практических задач: управляющие МКД устраняются от предоставления коммунальных услуг, РСО не заключают договоры с ними, получая платежи населения напрямую. В таких условиях правоприменительная практика весьма неоднородна: в большинстве случаев УК все же признают исполнителем коммунальных услуг, но есть ситуации, когда суды исходят из прямых отношений между РСО и жильцами (когда УК вообще никак не причастна к данной сфере). Поэтому предсказать исход судебного разбирательства, если РСО изменит свою позицию (например, решит взыскать долг с УК, а не с жильцов), весьма затруднительно. Летние нововведения в жилищном законодательстве также не добавили ясности, поскольку, по мнению автора, они фактически узаконили сложившиеся на практике в конкретных случаях прямые отношения между РСО и населением.

[1] Утвержден Президиумом ВС РФ 24.12.2014.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

[3] В данном случае жильцы жаловались, что получают две квитанции на оплату электроэнергии на ОДН (от УК и РСО), прокурор посчитал действия УК незаконными.

[4] Определением ВС РФ от 14.09.2015 № 304‑КГ15-10738 отказано в передаче дела для рассмотрения в кассационной инстанции.

[6] Договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего федерального закона между собственниками, пользователями помещений в МКД и РСО, в том числе при непосредственном управлении, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договоров.

Признание гражданина банкротом стало возможным с октября 2015 года. Механизм проведения процедуры определен федеральным законом (ФЗ № 127), в соответствии с которым решение о финансовой несостоятельности выносит суд. Списание долгов при банкротстве по задолженности по коммунальным платежам не является автоматическим решением, принимаемым на основании судебного постановления.

В этом случае необходимо активно взаимодействовать с исполнителем коммунальных услуг (ИКУ), в роли которого выступает ресурсоснабжающая организация.

Банкротство по долгам за коммунальные услуги (ЖКХ)

Как объявить себя банкротом по ЖКХ

Государство предусматривает полное списание долгов при смерти владельца недвижимости или полной потере трудоспособности. Что касается списания коммунальных платежей при банкротстве гражданина, то это возможно лишь в том случае, если он подаст в ТСЖ (или иную подобную организацию) грамотно составленное заявление на перерасчет с приложением копии судебного решения о списании долгов.

ВАЖНО! Банкротство по ЖКХ не описывается отдельным законом и, следовательно, подчинено тем же требованиям, согласно которым физическое лицо объявляется несостоятельным в общем порядке. Если у собственника (арендатора) квартиры образовался долг перед ЖКХ более 500 тыс. рублей и задолженность более трех месяцев, то есть основания подавать в суд для признания себя банкротом.

Суд не признает заявление обоснованным, если не будет веских оснований для образования задолженности. Проще говоря, если в период образования долга у физического лица и членов семьи был стабильный доход, то вероятность принятия к рассмотрению дела о банкротстве существенно снижается.

Как правильно платить за коммунальные услуги

Текущие коммунальные платежи начисляются регулярно, независимо от финансового положения владельца (арендатора) недвижимости. В период ведения процедуры банкротства (а она может длиться достаточно долго, до года) долг будет расти за счет текущих начислений (пени и штрафы в этот период не насчитываются).

До решения суда никто не имеет права освободить гражданина от исполнения обязательств. Чтобы урегулировать сумму долгов ЖКХ при банкротстве, необходимо:

  • записаться на прием к начальнику;
  • написать заявление с просьбой списать долг, в том числе по штрафам и пене;
  • предложить составить график оплаты текущих услуг с фиксированной суммой или на других приемлемых условиях.

ВАЖНО! Задолженность физического лица может быть актуальной только за последние три года, если ресурсоснабжающая организация не присылала уведомления о сумме долга со сроком давности более трех лет, также если гражданин не подписывал акты сверки. Этот факт необходимо иметь в виду, хотя на практике подобные случаи фиксируются редко. Управляющие компании регулярно высылают заказные письма с требованиями погасить долг, прилагая расшифровку задолженности по месяцам.

Таким образом, прежде чем принять какие-либо решения в пользу должника, сотрудники ТСЖ проведут тщательный анализ деловой переписки и взаимодействий с гражданином по вопросам долга. Вы не должны думать только о том, списываются ли коммунальные долги при банкротстве. Важно помнить, что текущие обязательства будут существовать всегда и платить за потребленные услуги — обязанность каждого гражданина.

Как быть с долгами по ЖКХ, если суд признал вас банкротом

Как только вы получите определение арбитражного суда о признании Вашего заявления о банкротстве обоснованным, введении процедуры банкротства и утверждении арбитражного управляющего, составьте заявление на имя директора управляющей компании в двух экземплярах. Далее необходимо записаться к начальнику (директору) УК на прием, чтобы согласовать вопрос списания долгов ЖКХ при банкротстве. Обязательно возьмите копию определения суда, паспорт, имеющуюся информацию по расчётам задолженности.

Объясните суть законодательства, предусматривающего погашения задолженности на основании заявления о включении УК в реестр кредиторов. Результатом вашего общения должно стать информирование УК о введении процедуры банкротства, что приводит к приостановлению начисления процентов, пеней и штрафов, а также имеющихся исполнительных производств и необходимости УК включаться в реестр требований кредиторов.

Текущие услуги оплачивайте в кассе вашей организации по ЖКХ, чтобы избежать ошибок. Обязательно сохраняйте все квитанции об оплате за новый период расчетов! После завершения процедуры банкротства получите документ из суда о списании долгов перед ЖКХ, отнесите его в расчетный центр. Задолженность списывается полностью.

ВАЖНО! Если УК отказывается списывать долг, обратитесь к опытному юристу, имеющему практический опыт в этой области. Это необходимо для быстрого урегулирования по столь важному вопросу, как задолженность по коммунальным платежам. Несмотря на то что представители ресурсоснабжающей компании должны неукоснительно выполнять судебные постановления, на практике нередко возникают конфликтные ситуации, которые ухудшают условия проживания гражданина и приводят к дальнейшему (необоснованному) увеличению долга.

Согласно судебной практике, если в деле о банкротстве нет оснований для применения п. п. 4-6 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ, управляющая компания обязана списать задолженность за жилищно-коммунальные услуги с гражданина, признанного банкротом. Пункты 4-6 вышеуказанных статей регламентируют действия суда при обнаружении признаков фиктивного банкротства , которое является административным и уголовным правонарушением.

Гражданин не признается банкротом, если он подал заведомо ложные сведения финансовому управляющему, связанные с материальным обеспечением, уровнем доходов и иными обстоятельствами, определяющими состоятельность.

Как подать заявление о несостоятельности гражданина из-за долгов по ЖКХ

Арбитражный суд — единственный орган, рассматривающий дело о банкротстве. Заявление подается по месту регистрации должника. Документ имеет право подавать как должник, так и кредитор. В заявлении от имени первого указываются: сумма задолженности, сведения об имуществе, находящемся в собственности, объяснение причин, по которым возникла задолженность.

Должнику (если он подает заявление) необходимо также взять выписку из ЕГРИП для подтверждения наличия или отсутствия статуса индивидуальным предпринимателем. Эти документы подаются за пять дней до направления заявления в арбитражный суд.

У нас работают компетентные специалисты, которые знают, как грамотно поступить в сложившихся обстоятельствах. Другие важные моменты:

  • каждое обращение, независимо от статуса клиента, рассматривается детально;
  • сбор документации осуществляется оперативно;
  • перспективы должника оцениваются объективно.

Читайте также: