Обязанности департамента имущественных отношений

Обновлено: 01.05.2024

В научной и практической среде по сей день не прекращаются споры о том, правомерно ли наделение органов местной администрации (муниципальных органов), входящих в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации, полномочиями на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования, в том числе земельными участками, функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций.

Под самой структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования – отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными подразделениями муниципального хозяйства, например, ЖКХ, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями понимают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например, за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью и т.д.[1]

Как справедливо отмечает Селихова О. Г., примечательно, что органы местной администрации как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной "Органы местного самоуправления как юридические лица". Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в названии органы как целое и их структурные подразделения[2].

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Правительство Российской Федерации, осуществляя, как орган государственной власти, исполнительную власть в государстве, осуществляет управление федеральной собственностью (статьи 1 и 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Причем, Правительство Российской Федерации осуществляет данное полномочие не непосредственно, а через специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[3].

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Как видим, от имени органов государственной власти соответствующего уровня по вопросам управления собственностью публично-правового образования действуют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или региональные).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

По мнению В. В. Волкова органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?[6]

Иной точки зрения придерживается Баженова О. И., на взгляд которой эффективное осуществление компетенции структурного подразделения во многих случаях невозможно без предоставления ему права выступать от имени муниципального образования в отдельных правоотношениях: это позволяет сосредоточить процесс принятия и реализации решений в одном месте. Вопрос лишь в том, какие это правоотношения. Ответ зависит от компетенции подразделения, закрепляемой в уставе либо иных муниципальных нормативных правовых актах. Возможно, различные виды полномочий следует закреплять актами, принимаемыми разными органами местного самоуправления: наиболее важные из них, в том числе связанные со вступлением в имущественные правоотношения, - решением представительного органа, а остальные - решением местной администрации[7].

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей)[8].

Например, частью 1 статьи 46 Устава г. Ростов-на-Дону предусмотрено, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления (в том числе в области управления муниципальной собственностью) под руководством и контролем главы Администрации города[9].

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - отраслевой (функциональный) орган администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера[10].

Органы местной администрации с аналогичной компетенцией созданы во многих муниципальных образованиях нашей страны.

Например, Комитет земельных и имущественных отношений, согласно положению, утвержденному Казанской городской Думой от 29.12.2010 №20-3, в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г.Казани[11].

В соответствии с решением Городской думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, в числе основных задач которого – управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара[12].

Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы является функциональным органом Администрации города Махачкалы, входит в его структуру и уполномочен на осуществление функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Махачкалы, в том числе и земельными участками, функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций (решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18.03.2010 г. N 24-3и)[14].

[1] Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Издание Государственной Думы, 2018.

[2] О. Г. Селихова. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст. 2721.

[7] О. И. Баженова. Органы муниципального образования как его представители: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 3.

При использовании земельных участков не стоит забывать о том, что существует отдельная система по контролю возникающих земельно-имущественных отношений. Чтобы не ошибиться в своих действиях, лучше всего знать, что именно представляют собой подобные отношения и какие именно органы занимаются их регулированием.

Не стоит также забывать об изучении полномочии того или иного органа, так как это позволит собственнику земельного участка, в случае возникновения каких-либо проблем, в точности определить с тем, в какой именно уполномоченный орган обратиться.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.


Это быстро и бесплатно !

Земельные отношения

Земельно-имущественные отношения – это грамотное и правильное осуществление использования разнообразных природных ресурсов. В общепринятом поле, подобные ресурсы считаются недвижимым имуществом.

Все существующие отношения прямо контролируются существующим на территории страны законодательством, предусматривающие прямое использование полагающихся ресурсов, имеющих существенный охранный статус. Кроме этого, подобные отношения занимаются контролем деятельности людей, проживающих непосредственно на данной территории.

Все подобные отношения прямо контролируются непосредственно гражданским законодательством. Именно он предусматривает возможность законодательного контроля по контролю использования и распоряжению всевозможными земельными участками, находящимися в непосредственной собственности граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что Кодекс выполняет разграничение понятий подобных отношений.

Особенности регулирования отношений

  1. Чтобы во всем государстве всегда был установленный порядок, требуется иметь существенные рычаги контроля, позволяющих грамотно распределить выполняемые действия, непосредственно связанные с существующим имущественным фондом.
  2. Данная процедура прямо характеризуется в принятой Конституции РФ, а также же практически во всех документах правового характера.
  3. На самом деле, данные отношения имеют достаточно сложную структуру, это является их основной особенностью:
    • Регулирование может проходить посредством использования сразу нескольких правовых документов.
    • При непосредственном применении каждого участка в качестве такого имущества требуется учитывать, что он также отличается повышенным приоритетом существующей охраны.
    • Земля, а также та постройка, находящаяся непосредственно на ней, являются единым объектом. Именно по данной причине, если происходит непосредственная продажа располагающегося здания, то вместе с ним обязательно должен уходить и сам участок.
  4. Все существенные отношения тщательным образом контролируются принятыми законами.

Принципы регулирования

Перед непосредственным проведением всевозможных операций с существенными территориями потребуется обратить свое пристальное внимание на изучение всех существующих нормативно-правовых дел, при непосредственной помощи которых проводится урегулирование всех предпринимаемый действий.

Существует целый перечень разнообразных принципов, на основании которых происходит регулирование подобных отношений:

  1. Экологическая безопасность находится в приоритете.
  2. Существует огромное количество многообразных форм равноправного пользования конкретными землями для всех граждан данного государства.
  3. Земля используется рационально.
  4. Существуют определенные гарантии от государства на получения полагающихся земельных участков.
  5. Территории используются на исключительно платной основе.
  6. Проходит равная ответственность за эксплуатацию каждого отдельного земельного участка.
  7. Каждый гражданин имеет полное право получить всю желаемую информацию о порядке землепользования.
  8. Обоснованность применения всех территории.

При этом также выделяется основная цель функционирования подобного комплекса, ведь каждый участок является отдельным объектом существующей коммерции.

Особенности управления

Естественно, чтобы грамотно выполнять непосредственное регулирование каких-либо вопросов, должны присутствовать определенные специалисты, которые в точности знают, как именно этим заниматься.

Для грамотного и полного контроля всех предпринимаемых действий, напрямую связанных с участками в городах и разнообразных поселениях, имеется специальное управление подобных видов отношений.

Подобная организация занимается выполнением некоторых существенных функций:

  1. Контроль существующего документооборота, утверждающий возникновение права на срочное, а также бессрочное пользование земель.
  2. Проведение разнообразных консультаций с людьми по поводу законности применения того или иного имущества.
  3. Анализ всевозможных бумаг, утверждающих схему размещения всех существующих участков на существующей подведомственной для них территории.
  4. Подготовка разнообразных проектов, далее представляемых в органы самоуправления.
  5. Формулировка каких-либо отказов на предоставление полагающегося на основании действующего законодательства участка в непосредственную собственность или в аренду.
  6. Оформление всевозможных договоров, фиксирующие непосредственную возможность прямого применения подобной территории, прямо принадлежащей подобному местному муниципалитету.

На самом деле, данный перечень – всего лишь часть определенных обязанностей, выполнением которых занимается подобный орган.

Функции Министерства земельных и имущественных отношений

Министерство

Непосредственно этот орган занимается процессом управления территориями, прямо принадлежащими государству и теми многочисленными участками, отчужденными непосредственно в процессе приватизации имущества.

Чтобы качество отношений находилось на должном качестве, требуется создание целого органа, который будет заниматься непосредственно координацией всех существующих в данном направлении организаций.

В данный момент выполнением подобных целей занимается отдельно созданное Министерство земельных и имущественных отношений.

Существует целый перечень основных функций, которые выполняет подобное Министерство:

  1. Разработка новой и усовершенствование существующей нормативной базы, регулирующей подобные отношения.
  2. Контроль деятельности всех существующих подведомственных организаций.
  3. Ответственность за прямое осуществление любой государственной принятой политики, которая касается подобных отношений.
  4. Управление всеми существенными процессами, которые прямо или косвенно касаются процедуры приватизации недвижимого имущества.
  5. Осуществление какой-либо оценочной деятельности.

Департамент земельно-имущественных отношений

Отдельно в действующем на территории страны законодательстве выделяется Департамент, который занимается непосредственно:

  1. Эффективное управление всем муниципальным имуществом, а также всевозможными городскими землями.
  2. Осуществление прямого установленного контроля за фактическим использованием всего муниципального имущества.
  3. Выработка существенной единой политики, в области имущественных, а также земельных отношений.
  4. Создание комплексной системы управления собственностью.
  5. Увеличение части бюджета города, благодаря повышению эффективности по использованию муниципального имущества, а также городских земель.

Специалист по подобным отношениям

Конечно же, без грамотных сотрудников осуществлять земельный контроль практически невозможно. Именно по этой причине огромное количество учебных заведений готовят специалистов, имеющих квалификацию в области существующего земельного права.

Подобный сотрудник также имеет большое количество всевозможных обязанностей, которые ему требуется соблюдать:

  1. Оценочная деятельность, которая основывается на определении точной стоимости недвижимого имущества.
  2. Регулирование всей деятельности существующего комплекса.
  3. Сопровождение отношений, в частности, картографического характера.

Именно подобный сотрудник должен суметь правильно проконсультировать всех обращающихся граждан по всем профильным вопросам.

Он должен правильно выполнять всю свою представленную работу, так как она напрямую связана с работой с важными документами.

Читайте также: