Обращение церковной собственности в светскую освобождение сознания от влияния религии это

Обновлено: 24.04.2024

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой кото­рой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государст­венной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предпола­гает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных за­дач, а не полную изоляцию друг от друга.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вме­шиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государствен­ной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Вместе с тем проблематика те­ократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активи­зацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государ­ственной власти с социальными институтами, а не только структуру верхов­ного управления. . читать далее .

Секуляризация

Значение слова Секуляризация по Ефремовой:
Секуляризация - 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
3. перен. Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

Секуляризация в Энциклопедическом словаре:
Секуляризация - (от позднелат. saecularis - мирской - светский),1) обращениегосударством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европепереход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.3) Скон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковныхинститутов.

Значение слова Секуляризация по Религиозному словарю:
Секуляризация - От позднелатинского saecularis - мирской, светский - первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца 19 в. в буржуазной социологии всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. Близкими к понятию секуляризации являются ""лаицизация"", ""обмирщение"", ""десакрализация"", ""преодоление религии"", в которых раскрываются различные стороны процессов секуляризации. Секуляризация предстаёт в качестве одной из форм модернизации религии, закономерной эволюции религиозного сознания, перехода религиозности с институционального на индивидуальный уровень.

Значение слова Секуляризация по словарю Ушакова:
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

Значение слова Секуляризация по словарю Даля:
Секуляризация
ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье; | замещенье духовного лица, звания или места светским.

Значение слова Секуляризация по словарю Брокгауза и Ефрона:
Секуляризация — в средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния или владения в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в уграте ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. По катоническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воле церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом (см.), так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство (см. соотв. статью). В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрихе II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр., Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям — около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр., владения духовных курфюрстов (см.) или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы (см.), но главным образом С. совершилась в ХVI в. Государи, принимавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность, причем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством (см.). Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера (см.). По совету последнего, князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковные земли, для содержания нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения. Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гросмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (см. Секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками и протестантами (см. Тридцатилетняя война). По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Минден и др). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как-то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквям, и церковной десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацио в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованные земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была временно епископальная церковь, предпринята была С. и той церковной собственности, которая не была тронута реформацией. Церковные имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция положила предел процессу С., но он возобновился в ХVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению (см.). Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ (см.). Иосиф II в Австрии упразднил множества монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в. католических странах начался с французской революцией. Учредительное собрание в. 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели XVIII в., "для блага и пользы государства" (см. Национальные имущества). Где во время революции утверждалась власть французов или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась и С. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших владения на. левом берегу Рейна (см. Люневильский мир 1801 г. и Наполеон). В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Аутсбург, Пассау, Гильдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Корвей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви (см. Kleinschmidt, "Die S. von 1803", Б., 1878). В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представляет собой и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области совершилась в два приема — в 1860 г. (Романья) и в 1870 г., когда окончательно пала светская власть папы. С. реформационной и революционной эпох влекла за собой важные политические и экономические следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции — отчасти буржуазия, отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся сам характер собственности, вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр., в XVI в., новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим — заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. Литературу — см. Церковное землевладение. — В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от теократизма, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм (см.). Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм (см. это слово и Культуркампф). В отдельных случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, вроде реабилитации плоти (у сенсимонистов), лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п.), но, в сущности, все это лишь отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени. Н. Кареев.

На протяжении всей истории России отношения между государством и церковью часто менялись коренным образом. С одной стороны, РПЦ, особенно в княжеский, царский, имперский периоды всегда поддерживала светскую власть. Она являлась авторитетным идеологическим проводником между государственным аппаратом и народом. С другой стороны, священство с властью нередко противостояли друг другу. В XVIII веке причиной того, что русское духовенство значительно потеряло свое влияние, явилась секуляризация церковных земель.

секуляризация церковных земель

Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

секуляризация церковных земель при екатерине 2

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Основные положения указа:

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.


Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.


Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Видео

Данное видео представляет мнение кандидата исторических наук Алексея Беглова о секуляризационной реформе 1764 года.


Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность


Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Секуляризация

(франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский)

1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й половине 8 в. во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция (См. Бенефиций) военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими Иконоборчество. В период образования централизованных национальных государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счёт доходов духовенства (например, путём конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 в.). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией (См. Реформация). Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14—15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524—26 С. провели присоединившиеся к Реформации немецкие князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 в. секуляризованные церковные земли переходили главным образом в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536—39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и Джентри. С. ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725—73). С. являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й половине 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (например, С., проведённая в Австрии Иосифом II, в Португалии — Помбалом). Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира 1801 (См. Люневильский мир 1801) Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из немецких князей секуляризовать церковные княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской области в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. С. способствовала укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки. Народные массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах крупное церковное землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939—45 (см. в ст. Монастыри).

Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства (См. Русское централизованное государство) в конце 15 в. правительство Ивана III пыталось ограничить церковное землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церковном соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями в России (См. Ереси в России), правительство было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитической стабилизации, правительство во 2-й половине 16—17 вв. сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580—84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 (См. Соборное уложение 1649) правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649—52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. Однако правительственная политика не была последовательной, поэтому во 2-й половине 17 в. церковное землевладение росло (пожалования, в том числе царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653—54 число крестьянских дворов в церковных владениях увеличилось к началу 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

В 1841—43 С. была проведена и в западных губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (около 3 млн. десятин), конфисковывались. Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 церковь отделялась от государства и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

Лит.: Церковь в истории России (IX в. — 1917). Сб. ст., М., 1967.

2) В Западной Европе — переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечёт за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав.

3) С. называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской - светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.3) С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

секуляризация

Секуляризация

Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве) .

Секуляризация

секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Секуляризация

(лат. secu-lar, saecularis мирской, светский) -1) конфискация государственной собственности, принадлежащей религиозным учреждениям;2) "обмирщение" - процесс приспособления религии к светскому образу жизни, а также постепенной утраты религиозными институтами своих идейных и социальных позиций и замещения религиозной идеологии светской;3) переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.Жуковская Н.Ю.

Секуляризация

(secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи с самого начала светским государством, что закреплено Первой поправкой к Конституции (First Amendment) ("Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание"). Светские государственные учреждения США сосуществуют с более систематическим, чем в других западных демократиях, посещением гражданами страны церкви и более строгим соблюдением религиозных обрядов. Во Франции секуляризац

(secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи с самого начала светским государством, что закреплено Первой поправкой к Конституции (First Amendment) ("Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание"). Светские государственные учреждения США сосуществуют с более систематическим, чем в других западных демократиях, посещением гражданами страны церкви и более строгим соблюдением религиозных обрядов. Во Франции секуляризация представляет собой мощное движение, начавшееся еще во времена Французской революции (French Revolution), и с тех пор государство остается светским (а французское государственное образование – даже воинствующе светским). В Великобритании секуляризация не завершена. Англиканская церковь занимает более высокое положение, чем другие религиозные учреждения: некоторые из ее епископов заседают в Палате лордов; ее решения по внутренним вопросам подлежат рассмотрению в парламенте; финансированием церкви управляет Церковная комиссия (в 1980-х гг. оно было в бедственном состоянии), в число ее членов входит премьер-министр. Возглавляет англиканскую церковь королева, но она же является главой шотландской церкви, отличающейся по верованию и организационной структуре. Задают вопрос: приемлемо ли это в стране, где число прихожан-англиканцев равно или даже уступает числу католиков и мусульман? Тем не менее недавно принятый закон подтверждает, что государственное обучение должно носить религиозный характер "с христианским уклоном". Процесс секуляризации проходит намного более бурно в некоторых исламских странах. Свержение шаха Ирана в 1979 г., падение алжирского правительства в 1993–94 гг. и серьезные беспорядки в Египте – результат протестов исламских фундаменталистов (Islamic fundamentalism) против режимов, проводящих секуляризацию. См. также: religion и politics (религия и политика).

Читайте также: