Обмен имущества на другое бухучет

Обновлено: 07.05.2024

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Как работают забалансовые счета

Инструкцией 157н предусмотрен тридцать один забалансовый счет. Напоминаем, что субъект учета вправе применять дополнительные забалансовые счета. Для использования дополнительных счетов их следует включить в рабочий план счетов и утвердить при формировании Учетной политики.

Движение по забалансовым счетам отражается следующим образом – дебету учитывается увеличение ценностей по счету, а по кредиту – уменьшение, так как все счета являются активными. Запись на счетах в отличии от балансовых простая, для формирования проводки не нужен корреспондирующий счет.

Основные хозяйственные ситуации, в которых учреждению в соответствии с действующим законодательством необходимо выполнять записи на забалансовых счетах.

Аренда нефинансовых активов

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

  1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке – 1 объект = 1 рубль.
  2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:
    • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
    • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.

Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Получение неисключительных прав на использование программных продуктов

Рис

В документе необходимо заполнить информации об организации сдатчике и получателе, данные об объекте, счете учета и инвентарном номере, а также место хранения.

Учет переданного в пользование имущества

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в нем.

На основании проведенного документа формируется следующая проводка:

  • Дт 101.11.310 Кт 101.11.310 – смена материально-ответственного лица;
  • Дт 25.11 (26.11) – отражение передачи объекта НФА в аренду/безвозмездное пользование.

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Создание записи с датой перехода на новые правила учета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.

Бухучет объектов недвижимости

Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:

  • Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
  • Методические указания по учету ОС №91.

Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):

  • Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
  • Объект будет эксплуатироваться дольше года.
  • Фирма не планирует перепродажу.
  • Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.

Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.

Вопрос: Организация в 2019 г. приобрела и приняла к учету объект недвижимости, который используется в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС. НДС был принят к вычету в 2020 г. В каком порядке следует восстановить НДС за периоды использования объекта недвижимости в не облагаемых НДС операциях в 2019 г.?
Посмотреть ответ

Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.

Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.

Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:

  • Необязательны документы о регистрации объекта.
  • Необязательна фактическая эксплуатация.
  • Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.

С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:

  • Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
  • Капитальные вложения окончены.
  • Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.

Принятие недвижимости к учету

Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:

  • Если объект куплен: стоимость имущества, выставленная поставщиком, а также издержки на приведение объектов в вид, пригодный для эксплуатации.
  • Если компания строит недвижимость: средства, заплаченные подрядчику.

Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:

  • ДТ08 КТ60. Учет трат на приобретение или возведение объектов. Предполагается, что эти расходы входят в первоначальную стоимость.
  • ДТ01 КТ08. Принятие объектов к учету.

Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.

Бухучет реконструкции имущества при УСН

Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.

Формирование первоначальной стоимости при ОСНО

Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:

  • Стоимость возведенного или приобретенного имущества.
  • Процент по кредиту, взятому для приобретения или строительства.
  • Траты на улучшение объекта для того, чтобы он стал пригоден к эксплуатации.
  • Прочие траты, сопутствующие приобретению (к примеру, комиссионные).

Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.

Особенности учета объектов у продавца

Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:

  • У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
  • Сумма выручки от продажи известна.
  • Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
  • Покупатель получил право собственности на объект.
  • Траты на операцию можно установить однозначно.

Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.

Бухгалтерские проводки

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Учет покупки объектов

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

Налоговый учет

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

В состав основных средств принимается имущество, имеющее материально-вещественную форму, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия признания:

— оно предназначено для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование);

— организация предполагает получать экономические выгоды от его использования;

— имущество предназначено для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев с даты приобретения;

— организация не предполагает его отчуждать в течение 12 месяцев с даты приобретения;

— первоначальная стоимость имущества может быть достоверно определена (ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При этом такие активы, как инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (далее — инвентарь), могут учитываться как в составе запасов, так и в составе основных средств (абз. 3 п. 3, абз. 7 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов). Перечень инвентаря в законодательстве не определен, в связи с чем организация может его разработать и закрепить в учетной политике.

При разработке этого перечня организация может воспользоваться постановлением об установлении нормативных сроков службы основных средств, в котором приведен перечень имущества, относящегося к инвентарю и принадлежностям.

При составлении перечня инвентаря необходимо исходить из уместности включения в него разного рода имущества и экономической целесообразности.

Формируем первоначальную стоимость основного средства

Основные средства учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости (абз. 2 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется из фактических затрат на их приобретение, к которым относятся:

— стоимость приобретенного основного средства;

— таможенные сборы и платежи;

— проценты по кредитам и займам;

— затраты по страхованию при доставке;

— затраты по приведению основных средств в состояние, пригодное для использования (например, затраты по монтажу оборудования в случае, если оборудование требует монтажа);

— иные затраты, которые связаны с приобретением (ч. 1 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Перечень иных затрат, связанных с приобретением основных средств и включаемых в первоначальную стоимость основных средств, законодательством не определен. В связи с этим организация самостоятельно может определить такие затраты. Исключение составляют затраты, которые согласно законодательству не подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств.

В случае если организация при принятии к бухгалтерскому учету основных средств имеет обязательства по выполнению работ по демонтажу и ликвидации данных основных средств, восстановлению природных ресурсов на занимаемых ими земельных участках, то в первоначальную стоимость таких основных средств включается сумма созданного резерва по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам (ч. 2 п. 10, п. 23 — 25 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость созданных в организации основных средств определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на их создание, за исключением случаев, установленных законодательством (ч. 3 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Принимаем основное средство к учету

а) при приобретении основного средства:

— если оно не требует монтажа — на дату его приобретения. Если основное средство подлежит обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п., то оно учитывается в составе основных средств после проведения соответствующих процедур по регистрации, сертификации и т.п. (ч. 1, 4 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств);

— если требует монтажа — после проведения монтажных работ (ч. 6, 8 п. 12, ч. 9 п. 13 Инструкции о применении плана счетов);

б) при строительстве основного средства — после приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Отметим, что объекты (части объекта), законченные строительством и принятые в эксплуатацию, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной государственной регистрации, принимаются к учету в качестве основных средств после государственной регистрации права собственности на них (п. 40, 55 Инструкции N 10);

в) при создании основного средства — после окончания работ по его созданию.

Постановка на учет основных средств производится на основании акта о приеме-передаче основных средств (п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При приобретении (создании) объектов основных средств в бухучете составляются следующие проводки (ч. 4, 5 п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть:

(или) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

(или) отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

(или) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (далее — комплекс), представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплексом является один или несколько предметов, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса.

Однако если основное средство состоит из частей, которые имеют различные сроки полезного использования, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект основных средств (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Определяем нормативный срок службы и срок полезного использования основного средства

Объекты основных средств, числящиеся в бухгалтерском учете организации, являются объектами начисления амортизации (за исключением числящихся на забалансовых счетах, а также отдельных объектов основных средств) (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Для того чтобы по объектам основных средств начислить амортизацию, необходимо определить их нормативный срок службы (НСС)и (или) срок полезного использования (СПИ) ( п. 17, 19 Инструкции о порядке начисления амортизации).

НСС ОС по общему правилу определяется при их приобретении с даты принятия ОС к бухгалтерскому учету в соответствии с приложением к постановлению N 161 в зависимости от видов ОС в соответствии с их классификацией (ч. 1 п. 17, ч. 1 п. 18 Инструкции N 37/18/6).

СПИ — это ожидаемый или расчетный период эксплуатации ОС в процессе предпринимательской деятельности, который устанавливается комиссией (п. 19 Инструкции N 37/18/6). При этом СПИ устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых ОС с учетом коэффициентов, установленных приложением 3 к Инструкции N 37/18/6 ( ч. 1 п. 21 Инструкции N 37/18/6).

Начисляем и отражаем в учете амортизацию

Начисление амортизации производится:

— по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из выбранного СПИ линейным, нелинейным и производительным способами;

— по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из НСС линейным способом (п. 37 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Применяем инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет по объектам основных средств применяется в налоговом учете и позволяет единовременно включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, часть первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

К ним относятся:

— здания, за исключением жилых домов (их частей) (кроме арендного жилья, общежитий, встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах), зданий культурно-развлекательных (ночных) клубов, зданий, используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, зданий гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания (кроме относящихся к объектам придорожного сервиса), зданий мобильных (в том числе зданий сборно-разборных и передвижных);

— устройства передаточные;

— сооружения, за исключением сооружений мест отдыха и зоопарков, сооружений для стоянки или парковки автомобилей;

— машины и оборудование, транспортные средства, за исключением предназначенных и (или) используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.

Причем к зданиям, устройствам передаточным, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам относятся основные средства (их части), определенные в качестве таковых по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств (ч. 2, ч. 5 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Обратите внимание!
Налоговым кодексом определен перечень объектов, по которым инвестиционный вычет не применяется.

Размер инвестиционного вычета определяется организацией самостоятельно в пределах размеров, установленных законодательством (абз. 2, 3 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Наименования объектов основных средств

Максимальный размер инвестиционного вычета

Инвестиционный вычет рассчитывается следующим образом.


Сумма инвестиционного вычета включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц начала начисления амортизации в соответствии с законодательством (абз. 2 ч. 3 подп. 2.2 ст. 170 НК).


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Компания получила безвозмездное имущество (не от учредителя). По стоимости в бухгалтерском учете относится к ОС, в налоговом учете - МПЗ.

Учет ОС в бухгалтерском учете ведется по ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Есть дополнительные расходы.

Как будет формироваться первоначальная стоимость в бухгалтерском учете и налоговом учете? Имеем ли право для целей налогового учета списать в расходы сразу?

Ответ

Безвозмездно полученное имущество следует отразить в составе МПЗ, если срок его использования менее 12 месяцев, и как ОС, если СПИ более 12 месяцев по рыночной стоимости.

Если имущество не является недвижимостью, транспортным средством, акциями или долями, то независимая оценка не нужна. Информацию о рыночной стоимости можно получить из любых общедоступных источников, она может быть указана в договоре дарения, хотя это не обязательно. При получении делается проводка:

Дт 10 - Кт 91.1 или Дт 01 - Кт 91.1.

По моему мнению, расходы, связанные с безвозмездно полученным имуществом, не могут формировать рыночную стоимость имущества и для целей налогообложения прибыли учесть их нельзя.

Для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 6/2020 цена имущества значения не имеет. ФСБУ 6/2020 не содержит ценового предела для отнесения активов к ОС. Показателем является срок использования.

Вы можете списать стоимость имущества в расходы единовременно, если утвердите этот порядок в учетной политике.

ФСБУ 26/2020 определяет порядок учета затрат на создание (или приобретение) активов, которые будут приняты к учету в качестве ОС. Собственно, как и ранее, затраты вначале отражаются на счете 08. Если затрат нет, то стандарт не применяется.

В отношении активов, которые не могут числиться в запасах (срок службы более 12 месяцев), организация вправе принять решение списывать их сразу на дату ввода в эксплуатацию. Для этого нужно утвердить в учетной политике уровень существенности и группу активов, которые будут списываться единовременно.

Дополнительно сообщаю, что признать для целей налогообложения прибыли стоимость списанного в расходы имущества можно при условии, что оно было учтено в налогооблагаемой прибыли при получении.

Обоснование

Материалы, которые соответствуют понятию запасов по ФСБУ 5/2019 со сроком службы не более 12 месяцев, учитываются согласно их назначению независимо от стоимости.

Управленческие материалы могут сразу списываться на затраты (Дт 26 - Кт 60) без отражения на счете 10.

В составе ОС по ФСБУ 6/2020 должны учитываться активы со сроком службы более 12 месяцев независимо от их стоимости.

Если применяете ФСБУ 6/2020, то можете установить уровень существенности по стоимости активов, которые нельзя отнести к запасам. Эти активы можно списывать сразу при их приобретении и не учитывать в качестве ОС. Ценовой предел может быть установлен любой, в том числе и более 100 000 руб., так как ФСБУ 6/2020 не изменяет порядок налогового учета амортизируемого имущества.

Запасы - это активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более 12 месяцев. Ценовой предел запасов в ФСБУ 5/2019 не установлен.

Таким образом, если активы предназначены к использованию в течение срока более 12 месяцев, учитывать их в составе запасов нельзя.

Организация может выделить группы основных средств, информация о которых заведомо несущественна. В случае принятия указанного решения затраты на приобретение и создание основных средств, относящихся к выделенным несущественным группам, независимо от стоимости отдельных объектов списываются на расходы по обычной деятельности в момент понесения (п. 7.4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, Иллюстративный пример 1 Рекомендации Р-100/2019-КпР "Реализация требования рациональности").

Из изложенного следует, что при применении и ФСБУ 6/2020 активы учитываются:

  • в числе запасов, если в вашей организации они потребляются в рамках обычного операционного цикла либо используются в течение периода не более 12 месяцев при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг;
  • в числе ОС, если СПИ продолжительностью свыше 12 месяцев или обычный операционный цикл превышает 12 месяцев.

Стоимостной критерий ни для запасов, ни для ОС не установлен.

Следовательно, организация может установить уровень существенности для активов, которые при СПИ более 12 месяцев списываются на дату ввода в эксплуатацию. Эти активы не отражаются ни в составе материалов (на счете 10), ни в составе ОС (на счете 01).

Уровень существенности должен быть утверждён в учётной политике.

В отношении безвозмездно полученного имущества ФСБУ 26/2020 не применяется.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

1) Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 лимит по ОС предприятия устанавливаются организациями самостоятельно (не забудьте закрепить данное решение в учетной политике). Укажу, что это может быть лимит более 40 тыс. рублей, например приблизить его к налоговому 100 тыс. руб.

2) Также в п. 5 Стандарта прописано, что затраты на приобретение, создание несущественных активов (это активы, характеризующиеся одновременно признаками ОС, но имеющие стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах) признаются расходами в периоде их осуществления. Это касается малоценных ОС.

3) Переоценка объектов ОС, имеет несколько вариантов:

по первоначальной стоимости по справедливой стоимости (это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки). Периодичность переоценки установлена п.15,16 Стандарта.

На предприятии может присутствовать инвестиционная недвижимость (это недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости) ее переоценка проводится на каждую отчетную дату (закреплено в п. 21 и п. 22 ФСБУ 6/2020). При этом обратите внимание, что амортизация по ней не начисляется.

единовременно по мере начисления амортизации

4) Первоначальную цену ОС изменяет величина оценочного ликвидационного обязательства (это обязательства рисков и неопределенностей, а также достаточно вероятных будущих событий). Не забудьте, что изменения подтверждается документально. Сч. 01 не трогаем, сальдо не корректируется.

с даты признания объекта ОС, но допускается начинать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете прекращается с даты списания ОС с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета.

Рекомендуется все оформить локальным актом.

Хочу обратить внимание, что новым ФСБУ 6/2020 не регламентировано начисление амортизации ежемесячно, поэтому начисляем по-старому, то есть ежемесячно. Также, одно из новшеств по амортизации прописано в п. 30 Стандарта, приостановка начисления амортизации при ликвидации ОС, то есть амортизация стала больше или равна балансовой стоимости ОС.

Расчет амортизации согласно ФСБУ 6/2020 производится следующим образом

линейным способом способом уменьшаемого остатка способом пропорционально количеству продукции

Далее рассмотрим, как предприятиям безболезненно перейти на принятый Стандарт. Допустимы всего два способа:

ретроспективный п. 48 ФСБУ 6/2020, то есть применение Стандарта с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Данный способ позволяет формировать максимально точную информацию об объектах учета с сопоставлением показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие годы. Для применения такого способа необходимо помнить о рациональности бухгалтерского учета. Требование о рациональности прописано в Приказе Минфина России от 06.10.2008 № 106н, напомню его, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации. альтернативный п. 49 Стандарта. Данный способ допускает не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с настоящим Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с настоящим Стандартом.

Теперь немного о капитальных вложениях. Напомним, что является капитальным вложением — это затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов.

7) П. 15 ФСБУ 26/2020 предусмотрено, если в ходе осуществления капитальных вложений (например, при проведении пусконаладочных работ, испытаний) организация получает продукцию, вторичное сырье, другие материальные ценности, которые намерена продать или иным образом использовать, расчетная стоимость таких ценностей вычитается из величины капитальных вложений. При этом расчетная стоимость полученных ценностей определяется исходя из их справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей и не может быть выше суммы затрат, из которой вычитается эта стоимость. К данному расчету можно отнести и материальные ценности, оставшиеся неиспользованными при осуществлении капитальных вложений. Все вносимые изменения необходимо закрепить в учетной политике предприятия и локальными актами. Изменения по капитальным вложения необходимо отразить в бухгалтерской отчетности (п. 27 ФСБУ 26/2020) за первый отчетный период.

Дать отражение таким последствиям, согласно Стандарта, необходимо одним из способов, прописанных в нем:

ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни). перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения настоящего Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета).

Работа предстоит колоссальная, поэтому необходимо все внимательно отразить в бухгалтерском учете, пересчитать и отнести именно на те бухгалтерские счета, которые влияют на финансовый результат. Помните, что хозяйственная деятельность предприятия, отражаемая в отчетности, зависит от правильности применения принятых Стандартов.

и финансово-экономической судебной экспертизы Обвинцева Е. Ю.

Читайте также: