О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам

Обновлено: 18.05.2024

- объектов землеустройства;
- их границ (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Инвентаризация земель может проводиться:
- на территории РФ;
- на территориях субъектов РФ;
- на территориях муниципальных образований;
- на территориях других административно-территориальных образований;
- на землях отдельных категорий;
- в территориальных зонах.
Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Приказом Роскомзема от 2 августа 1993 г. N 38 "О проведении инвентаризации земель" госкомземы республик в составе Российской Федерации, комземресурсы краев, областей должны были:
- обеспечить проведение инвентаризации земель в установленные сроки. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекать проектно-изыскательские предприятия РосНИИземпроекта;
- в месячный срок внести в органы исполнительной власти предложения по составу комиссий для проведения инвентаризации земель с включением в их состав представителей подрядных проектно-изыскательских предприятий;
- совместно с органами исполнительной власти с учетом местных условий определить состав земель, подлежащих инвентаризации, конкретизировать содержание работ по инвентаризации земель, установить очередность их проведения по административным районам;
- ежегодно вместе с годовым отчетом о наличии и распределении земель представлять информацию Роскомзему о ходе инвентаризации земель.
Названный Приказ был принят во исполнение Постановления Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам". Согласно этому Постановлению работы по инвентаризации земель финансируются за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю. Этим же Постановлением было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.
В Российской Федерации инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.
С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения. Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
Состав комиссии утверждается главой местной администрации.
При проведении инвентаризации выявляются:
соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, при этом устанавливаются возможность и условия:
использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;
дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними;
восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель;
обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения;
передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.
По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.
В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.



Статья 13. инвентаризация земель. инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно - территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Комментарий к статье 13
Ст. 13 комментируемого Закона посвящена инвентаризации земель, под которой понимается учет и оценка земель.
Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения:
- объектов землеустройства;
- их грани (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Инвентаризация земель может проводиться:
- на территории РФ;
- на территориях субъектов РФ;
- на территориях муниципальных образований;
- на территориях других административно - территориальных образований;
- на землях отдельных категорий;
- в территориальных зонах.
Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38 "О проведении инвентаризации земель" Госкомземы республик в составе Российской Федерации, комземресурсы краев, областей должны были:
- обеспечить проведение инвентаризации земель в установленные сроки. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекать проектно - изыскательские предприятия РосНИИземпроекта;
- в месячный срок внести в органы исполнительной власти предложения по составу комиссий для проведения инвентаризации земель с включением в их состав представителей подрядных проектно - изыскательских предприятий;
- совместно с органами исполнительной власти с учетом местных условий определить состав земель, подлежащих инвентаризации, конкретизировать содержание работ по инвентаризации земель, установить очередность их проведения по административным районам;
- ежегодно вместе с годовым отчетом о наличии и распределении земель представлять информацию Роскомзему о ходе инвентаризации земель.
Названный Приказ был принят во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.93 N 659 (ред. от 27.12.94) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам".
Другим актуальным направлением деятельности в этой области является инвентаризация земель населенных пунктов. "Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов" (утв. Роскомземом 17.05.93) определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее - населенные пункты).
Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются:
- выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
- выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения;
- установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.
Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия.
Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа:
I этап - подготовительный;
II этап - производственный.
Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 - 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
Финансирование работ по инвентаризации земель населенных пунктов производится из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В отдельных случаях для ускорения выдачи свидетельств на земельные участки проведение инвентаризационных работ может выполняться по прямым договорам с землепользователями за счет их средств.
Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее - райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договоры с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющие лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей (субподрядчиков) могут привлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.
Советы Министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.
Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагаются на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством возлагаются на администрацию городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагаются на администрацию района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Администрации районов, городов:
- принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов и организуют их публикацию в средствах массовой информации;
- передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
- утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
- устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информации, необходимых для проведения инвентаризации;
- утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
- согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.
В городах с районным делением в соответствии с установленным законодательством ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.
Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:
- подготовку проекта постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
- формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
- разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;
- организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
- рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;
- организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.
В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (Отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.
На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:
- рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;
- рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;
- рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;
- подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;
- проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.
Подрядчик осуществляет:
- составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;
- проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
- сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.
Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.
Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
- сбор, изучение и анализ материалов;
- анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
- разбивка кварталов и массивов и составление карты - схемы топообеспеченности;
- подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).
Сбору, изучению и анализу подлежат:
- материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;
- сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;
- материалы предыдущих инвентаризаций;
- документы и материалы по отводу земельных участков;
- сведения дежурных планов отводов и застройки;
- материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;
- материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;
- материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);
- материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.
Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).

inventarizaciya zemelnyh uchastkov 1

Земельное право

Фото 1

Инвентаризация земельных участков проводится с целью выявления земли, которую применяют неправильно, нерационально, не для целевого назначения. Периодичность процедуры определяется российским, региональным правительством РФ. В регионах и муниципалитетах создаются уполномоченные органы, ведущие регистрацию описи земель. Инвентаризация является одной из важных задач государственного контроля использования земли.

Инвентаризация земли, чем регламентирована и когда нужна

Инвентаризация, учет, оценка земель — это получение достоверных сведений в отношении количества, качества земельных угодий Российской Федерации. Опись проводят при отсутствии или неполноте правовой документации на землю, разногласиях в бумагах фактической площади, местонахождении участков, изменении собственника. Также процедура даёт возможность установить, насколько завышена плотность строения, повлекшая дополнительную нагрузку на природный слой. Опись необходима при реорганизации предприятия или учреждения для создания отдельного баланса или соглашения о присоединении.

Подписанные решения описи земельных наделов служат основанием для создания правовых документов, установления и согласования пределов наделов, размежевания, записи в кадастре.

Для осуществления инвентаризации формируется комиссия с учетом особенностей региона на местах и определяется список участков. В нее включают: главу комитета по аграрным ресурсам, руководителя природоохранной, градостроительной, санитарно-эпидемиологической организации, уполномоченных лиц сельскохозяйственной, лесной отрасли, владельцев, пользователей, арендаторов наделов.

Процедура инвентаризации регламентирована:

Целями инвентаризации являются:

  • сбор сведений о количестве, качестве участков;
  • уточнение владельцев, пользователей земельных наделов с указанием пределов;
  • поиск неиспользуемых и неправильно используемых территорий;
  • охрана земельных запасов;
  • определение пределов участков, муниципальных единиц, их преобразование;
  • оформление плана объектов землеустройства;
  • формирование основных планов, карт.

Фото 2

В результате описи устанавливают владельцев, пользователей, арендаторов. Определяют и закрепляют границы, неиспользуемые и нерационально эксплуатируемые участки. Опись земли сельскохозяйственного назначения устанавливает качество, заселенность, закорчеванность почвы и другие данные. По итогам проводится государственная регистрация.

Особенности, порядок, цели и виды

Опись земельных ресурсов — серьёзная задача, которая требует от исполнителей высокого профессионализма. Результаты служат основой для вынесения решений о применении участков в будущем.

  • в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах, административных, территориальных единицах;
  • на землях конкретных видов, местностях с опасностью образования губительного действия на почву;
  • для групп участков, обособленных наделов.

Органы по землеустройству города или района составляют соглашение с фирмами, имеющими разрешение на осуществление работ. Услуги оплачиваются из бюджетных финансов, которые формируются из доходов налога на землю и арендных платежей. Инвентаризация может проходить за счет собственных сбережений землепользователей.

В зависимости от целей, опись подразделяется на виды:

  • для установления платы лицам, которые будут арендовать участок;
  • для определения налога;
  • для установления местности муниципального района, количества, площади и местонахождения земельных наделов граждан, юридических лиц;
  • для собственных целей организаций государства, муниципалитета;
  • для определения стоимости участков;
  • для выделения гражданам под индивидуальное строительство, садоводничество, ведение подсобного хозяйства.

Для первичной описи необходимы следующие документы:

  1. Документ о праве собственности.
  2. Ситуативный план.
  3. Акт приемки в эксплуатирование.
  4. Соглашение аренды.
  5. Обращение частного лица.
  6. Гарантийное письмо от юридического лица.

Этапы проведения

Существуют три этапа проведения работ.

Подготовительный этап

На начальной стадии собирают необходимые данные и подвергают их исследованию. Осуществляется изучение кадастрового плана и подготавливается технический проект на проведение описи. На начальном этапе собирается информация:

  • прошлой описи;
  • о геодезических и топографических мероприятиях;
  • по отводу земли;
  • о генеральном плане;
  • о данных площадей частных застроек, съёмки о пользовании, аренде, собственности, отводу земельных участков.

На основании полученной информации составляется техническое задание:

  1. Основания проведения функциональных работ.
  2. Данные сторон при заключении договора.
  3. Цели инвентаризации.
  4. Список правовых документов, на основании которых происходит процедура.
  5. Ответственный орган, контролирующий работы.
  6. Информация о предшествующих инвентаризациях.
  7. Необходимость определения или восстановления границ.
  8. Список и тип работ.
  9. Система расположения.
  10. Главные и дополнительные требования.
  11. Время и обстоятельства предоставления данных описи.

Производственный этап

На производственной стадии проводятся землемерные замеры, которые точно определяют местонахождение и пределы участка земли. С этой целью применяют аэросъёмку, а также осуществляют картографо-справочные работы.

Проведение землемерных работ требуется для получения кадастровых данных о нахождении участков и определения их с соседними наделами. Происходит выявление фактов неправильного использования, самовольного захвата, ограничений, спорных пределов. Сбор смысловой информации и подтверждение съёмками.

Камерный этап

На камерном этапе происходит обработка результатов геодезических замеров, согласование и уточнение пределов участков. Также оформляется землеустроительная документация в виде отчёта.

Инвентаризация земли завершается исследованием полученной информации и их документированием. Специалисты подытоживают замеры, которые были выполнены на полевом этапе для формулировки геометральных и смысловых кадастровых параметров.

Камеральный этап может включать:

  1. Проверку производственных журналов.
  2. Формирование плана в масштабном отношении.
  3. Выравнивание сопоставимых сетей и аргументирование съёмки.
  4. Расчет расположения поворотных участков земли.
  5. Определение метража аналитическим способом.
  6. Формирование каталогов местонахождения.
  7. Оформление планов границ кварталов, общей территории.
  8. Составление карты.
  9. Заполнение списка кадастровых сведений.
  10. Составление отчета.

Кадастровый план включает сведения об объектах на территории, предприятиях, подземных и надземных коммуникациях. На основании плана формируется карта: границ административно-территориальных единиц, поселений, кварталов, участков, массивов, зон и их нумерация, а также границ территории особого режима использования.

Фото 3

Заключительный этап

На последней стадии оформляются материалы описи. Пояснение, каталог координации поворотных участков в местном порядке. Описание земли по территориям, элементам или населенному пункту.

Проведение таких действий позволяет установить географическое расположение объектов землеустройства, уточнение пределов, выявление нарушений земельного законодательства.

Ошибки и погрешности

Ситуативный план показывают условными значениями на основании требований нормативной и технической документации. Нормы возможных погрешностей:

Виды погрешностейДопустимый размер погрешностей
средние ошибки расположения линий незастроенной зоныне более 0.5 мм
погрешности на участках со строениями и объектами, включая поворотные точки пределов, углы капитальных сооружений, центры выхода коммуникаций, водоразборные установки, опоры ЛЭПне более 0.4 мм
максимальные ошибкидолжны быть не более 10% от общей нормы замеров

Точность плана расценивается по характеристикам средних несоответствий очертаний и предметов в отношении полевых измерений.

Другие важные моменты

При инвентаризации устанавливают:

  • территории, которые подлежат восстановлению;
  • земли лесного запаса, которые не заняты лесонасаждением, кустарниками или не ценными лесными породами;
  • возможность использования земли для индивидуального строительства, садоводничества, огородничества, дачного участка, сельских кооперативов;
  • последующее использование земли бывшими владельцами и лицами, которые арендуют надел;
  • перераспределения земли;
  • восстановление мелиоративных нарушений;
  • передача неиспользуемых территорий в государственный фонд.

Фото 4

По итогам описи на любое пользование землей оформляется дело с аргументированными подсчетами, графическим изображением, сведениями о площади, подписями участников комиссии на акте проведения работ.

Результаты описи земельных угодий рассматриваются администрацией на местах и направляются с планом в исполнительный орган субъекта РФ.

Материалы описи земель служат основой для переоформления владения на землю и внесения поправок в кадастровые документы.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ В РФ

  • объектов землеустройства;
  • их границ (без закрепления на местности).

Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

  • на территории РФ;
  • на территориях субъектов РФ;
  • на территориях муниципальных образований;
  • на территориях других административно-территориальных образований;
  • на землях отдельных категорий;
  • в территориальных зонах.
  • обеспечить проведение инвентаризации земель в установленные сроки. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекать проектно-изыскательские предприятия РосНИИземпроекта;
  • в месячный срок внести в органы исполнительной власти предложения по составу комиссий для проведения инвентаризации земель с включением в их состав представителей подрядных проектно-изыскательских предприятий;
  • совместно с органами исполнительной власти с учетом местных условий определить состав земель, подлежащих инвентаризации, конкретизировать содержание работ по инвентаризации земель, установить очередность их проведения по административным районам;
  • ежегодно вместе с годовым отчетом о наличии и распределении земель представлять информацию Роскомзему о ходе инвентаризации земель по установленной форме:

Сегодня действует ряд ведомственных актов Роскомзема, устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

В РФ инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов РФ конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.

Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб. Состав комиссии утверждается главой местной администрации.

  • соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
  • неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
  • нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
  • земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.

На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель.

  • использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;
  • дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними;
  • восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель;
  • обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения;
  • передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта РФ и направляются в органы исполнительной власти субъекта РФ для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.

Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Читайте также: