О нелишении лица жизни свободы или имущества без должной правовой процедуры

Обновлено: 17.05.2024

Очень часто сделки по недвижимости срываются или расторгаются из-за того, что один из участников признан недееспособным или не осознающим свои действия. Насколько эти понятия связаны между собой, почему дееспособность напрямую связана не только с душевным здоровьем, но и с возрастом и рядом правовых процедур? Юристы рассказали сайту "РИА Недвижимость" о том, что такое недееспособность, чем она опасна и где может "притаиться".

Что такое "дееспособность"?

Дееспособность – это возможность человека самостоятельно совершать юридически значимые действия. В гражданском праве основной вопрос – это возможность распоряжаться имуществом: покупать и продавать, дарить и получать в дар, составлять завещания. А в наиболее широком понимании также нести за свои действия ответственность.

Но сказанное выше – лишь формальное определение дееспособности. Для понимания того, почему один человек признается дееспособным, а другой нет, необходим иной подход. Для этого используется понятие медицинского характера: дееспособность руководить своими действиями и осознавать их последствия. Именно ее наличие требуется для того, чтобы человек в полной мере считался дееспособным.

При этом закон по умолчанию признает, что ребенок, не достигший 18 лет, не в полной мере еще готов осознавать последствия своих действий, а иногда и руководить ими.

Другой пример - это психически больные люди, отклонения в сознании которых достаточно велики, чтобы они не могли контролировать свои поступки или не понимали, к чему они ведут.

Важно не путать похожие по звучанию термины "дееспособность" и "правоспособность". Последняя – это возможность иметь гражданские права и нести обязанности – возникает в момент рождения человека и прекращается в момент смерти.

По какой причине человек может быть лишен дееспособности?

Большая группа граждан обладает лишь ограниченной дееспособностью по умолчанию – речь идет о несовершеннолетних. В Российской Федерации полная дееспособность наступает в 18 лет, а граждане возрастом с 14 до 18 лет являются частично дееспособными. Но есть исключения из этого правила:

- Если гражданин вступает в брак до достижения 18 лет, он приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

- Эмансипация гражданина – процедура, по которой несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Совершеннолетнего человека признать недееспособным или ограничить в дееспособности может только суд, при этом наличие у него "психиатрического диагноза" не обязательно означает, что его нужно признавать недееспособным (ограниченно дееспособным).

Надо также понимать, что существует разрыв между дееспособностью юридической (когда человек считается дееспособным, потому что признан таковым судом или не достиг возраста дееспособности) и дееспособностью фактической (когда человек на самом деле может руководить своими действиями и осознавать их последствия). Например, в состоянии сильного опьянения человек может утратить дееспособность, но признавать его недееспособным на этом основании суд не будет – просто потому, что это состояние временное. А вот признать недействительной совершенную в таком состоянии сделку, особенно если она очевидно невыгодна для нетрезвого лица, суд имеет все основания.

Наряду с признанием недееспособным или ограниченно дееспособным по состоянию здоровья допускается ограничение дееспособности некоторых категорий лиц с антисоциальным поведением (например, пристрастие к азартным играм, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, если лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение). Правда, такие ограничения не препятствуют ответственности лица по сделкам и за причиненный вред.

Еще одним случаем ограничения дееспособности является несостоятельность. С даты признания гражданина банкротом и до окончания процедуры банкротства все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны.

Однако ограниченный в дееспособности должник может без участия финансового управляющего вступать в правоотношения личного свойства, например вступать в брак, разводиться, усыновлять (удочерять) детей, наниматься по трудовому договору или договору личного найма.

Что такое "ограниченная дееспособность" и в чем она выражается?

Ограниченная дееспособность довольно близка частичной дееспособности – последняя законом признается за детьми, достигшими 6 лет (но не достигшими 18 лет или иным образом не приобретшими полную дееспособность). В том и другом случае лицу назначается попечитель (для детей - только если они остались без попечения родителей или усыновителей). По факту ограничение дееспособности означает частичное лишение человека возможности самостоятельно совершать сделки.

Гражданский кодекс определяет понятие ограничение дееспособности в случаях:

- человек, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

- человек, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Над данной категорией людей устанавливается попечительство. Все значимые юридические действия лицо, ограниченное в дееспособности, совершает с письменного согласия попечителя, исключения составляют только мелкие бытовые сделки и распоряжение зарплатой, стипендией и иными доходами.

Кто и на каких основаниях может потребовать признать гражданина недееспособным?

Подать заявление могут члены семьи гражданина, медицинское учреждение, которое оказывает психиатрическую помощь, или орган опеки и попечительства.

Соответственно, если человек живет один и не пребывает на учете в медицинской организации, его родственники (не члены семьи), соседи, руководитель на работе, прочие лица могут обратиться в органы опеки и попечительства с информацией о нем. И только данные органы уже непосредственно заявляют в суд, если после проведения соответствующих проверок будут достаточные основания для подобного обращения.

Заявление подается в суд по месту жительства такого гражданина. В нем обязательно указывается причинная связь наступления тяжелого материального положения семьи с действиями лица. Порядок обращения в суд по данному вопросу и правовые нормы, регулирующие этот порядок, предусмотрены законодательством РФ.

Согласно закону "Об опеке и попечительстве" бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. Если таких лиц нет, то органы опеки и попечительства сами назначают опекуна или попечителя.

Если человек признан недееспособным, то какими правами обладает его опекун?

Опекун совершает все сделки за подопечного. Однако при всяком распоряжении его имуществом, даже если оно лишь косвенно может повлиять на стоимость имущества подопечного, опекун должен получить согласие органа опеки и попечительства. Попечитель, если речь идет об ограниченной дееспособности, только дает согласие на совершение сделки подопечным; при этом согласие органа опеки и попечительства на сделки и иные действия также нужно в тех же случаях.

Может ли недееспособный человек вернуть себе дееспособность и как это сделать?

При развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд может признать такого гражданина ограниченно дееспособным.

При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд может признать его дееспособным.

Подопечный может сам подать заявление в суд или просить о помощи, например, прокурора. Безусловно, здесь есть определенные сложности, но, к счастью, законодатель подумал о такой возможности, и защитил гражданина от риска отказа суда в принятии заявления о восстановлении дееспособности просто потому, что оно подано недееспособным.

Что такое "порок воли" и как он связан с дееспособностью?

Порок воли – это такая ситуация, когда воля на совершение сделки или иного действия выражена ошибочно или вопреки действительным намерениям лица вследствие либо психических отклонений, либо обмана, насилия или угроз, либо существенного заблуждения.

В гражданско-правовых отношениях, например, при совершении сделок, это означает, что сделка с пороком воли может быть признана недействительной судом (впрочем, не всякое даже добросовестное заблуждение можно считать достаточным для признания сделки недействительной). Общая черта этих ситуаций в том, что в нормальных условиях (если бы гражданин был здоров или имел нужную информацию или не подвергался неприемлемому давлению со стороны) гражданин скорее всего не стал бы совершать некий поступок.

Особый интерес представляют сделки, совершенные при неспособности (как разновидности порока воли) дееспособного гражданина осознавать значение своих действий или руководить ими.

Под неспособностью осознавать значение своих действий или руководить ими следует понимать состояние, когда лицо не осознавало окружающей его обстановки, не понимало значение производимых им действий и не могло руководить ими. При этом причин возникновения такого состояния законом не предусмотрено. Поэтому можно предположить, что причинами указанных выше состояний могут быть как обстоятельства, не связанные с действием лица (например, сильное эмоциональное потрясение, болезнь, психическое расстройство), так и обстоятельства, вызванные непосредственно действиями гражданина (наркотическое или алкогольное опьянение).

"Сделки с пороком воли" отличаются от сделок недееспособных граждан тем, что совершаются дееспособными людьми, которые вследствие физического, психического или иного состояния в конкретный момент времени не осознают, какую сделку они совершили.

Почему так часто признают недействительными завещания людей, которые просто чем-то болели, например, онкологией?

Здесь следует разграничить закон и сформированную практику злоупотребления им. Закон не говорит, что не может делать завещание человек, которому выписаны сильнодействующие лекарства. Суд должен очень взвешенно подходить к подобным ситуациям – отсюда уж очень недалеко до произвольного лишения граждан права выразить свою последнюю волю. К сожалению, мы живем в такой период времени, когда заинтересованные в признании завещания или договора недействительным родственники идут на все, включая и подкуп экспертов, лишь бы добиться победы в суде.

Актуальность этой проблемы возникла, когда стали увеличиваться случаи оспаривания таких сделок в суде. Иногда люди, занимающиеся мошенничеством с недвижимостью, находят специально таких людей, страдающих психическими заболеваниями, а также людей, которые по состоянию здоровья не отдают полностью отчет в своих действиях и оформляют сделки. В результате люди остаются без недвижимости, и только потом родственники узнают и обращаются в суд с оспариванием сделок.

Наличие признаков непонимания своих действий (например, наличие отдельных диагнозов) само по себе не означает, что сделка незаконна.

Скажем так, состояние непонимания значения своих действий может быть и временным. В таком случае сделка признается недействительной только в случае, если ее оспаривают заинтересованные лица, в том числе само лицо с признаками непонимания значения своих действий.

На практике, при оспаривании таких сделок для доказывания или опровержения факта способности понимать значение своих действий и руководить ими используется в качестве ключевого доказательства заключение экспертов по результатам судебной психолого-психиатрической (в том числе посмертной документарной) экспертизы.

Влияют ли на дееспособность алкоголизм, наркомания, различные привязанности вроде лудомании?

Алкоголизм, наркомания и прочие нездоровые пристрастия могут привести к признанию лица ограниченно дееспособным.

Но обратной силы такое признание иметь не будет. В отличие от медицинской недееспособности, такое признание будет работать только на действия в будущем, но не решения в прошлом.

А вот если человек именно в момент совершения сделки находился в состоянии измененного сознания или в сильнейшей ломке, вполне может быть, что конкретная сделка, совершенная в таком состоянии, при наличии соответствующего заключения экспертов будет признана недействительной.

Может ли человек заранее доказать свою дееспособность и факт полного осознания действий, чтобы в последствии его сделка или завещание не были признаны недействительными?

В данном случае нужно предпринять все меры для того, чтобы сделка в дальнейшем не могла быть оспорена, для этого необходимо заранее (как можно ближе к дате оформления документов) еще до совершения сделки и оформления ее у нотариуса "перестраховаться".

Адвокаты рекомендуют в данном случае взять справки в психоневрологическом и наркологическом диспансере по месту жительства о том, что гражданин не состоит там на учете с психическими заболеваниями. Также нужно взять справку у участкового врача о состоянии здоровья и выписку из медицинской карты. Чем больше будет подтверждающих документов о том, что состояние психического и физического здоровья гражданина в норме, тем больше шансов потом в суде отстоять свою позицию и выйти из судебного спора победителем.

Нотариальная форма в тех случаях, когда она не обязательна, является мощной подстраховкой, так как ключевой задачей нотариуса является разъяснение всем участникам сделки правовых последствий их действий и фиксирование их добровольности и осознанности. В практику широко вошли и осмотры врача, а то и специальной комиссии прямо перед совершением сделок с выдачей заключения о "сделкоспособности".

Может помочь также наличие видеозаписи процедуры совершения сделки, которую также осуществляют нотариусы. Это может быть запись того, как человек сам ясно и четко обосновывает свое решение.

В целом, любые доказательства того, что человек действовал свободно, без принуждения, способен был четко выразить свои мысли, будут кстати.
Например, наркоман в "ломке" легко продаст дорогостоящее имущество за смешные деньги на "дозу" – это и есть тот самый порок воли.

Может ли человек заранее доказать свою дееспособность и факт полного осознания действий, чтобы в последствии его сделка или завещание не были признаны недействительными?

В данном случае нужно предпринять все меры для того, чтобы сделка в дальнейшем не могла быть оспорена, для этого необходимо заранее (как можно ближе к дате оформления документов) еще до совершения сделки и оформления ее у нотариуса "перестраховаться".

Адвокаты рекомендуют в данном случае взять справки в психоневрологическом и наркологическом диспансере по месту жительства о том, что гражданин не состоит там на учете с психическими заболеваниями. Также нужно взять справку у участкового врача о состоянии здоровья и выписку из медицинской карты. Чем больше будет подтверждающих документов о том, что состояние психического и физического здоровья гражданина в норме, тем больше шансов потом в суде отстоять свою позицию и выйти из судебного спора победителем.

Нотариальная форма в тех случаях, когда она не обязательна, является мощной подстраховкой, так как ключевой задачей нотариуса является разъяснение всем участникам сделки правовых последствий их действий и фиксирование их добровольности и осознанности. В практику широко вошли и осмотры врача, а то и специальной комиссии прямо перед совершением сделок с выдачей заключения о "сделкоспособности".

Может помочь также наличие видеозаписи процедуры совершения сделки, которую также осуществляют нотариусы. Это может быть запись того, как человек сам ясно и четко обосновывает свое решение.

В целом, любые доказательства того, что человек действовал свободно, без принуждения, способен был четко выразить свои мысли, будут кстати.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Безвестное отсутствие - особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд - п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Условия объявле­ния умершим:

  1. в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев;
  2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Юридические последствия объявления гражданина умершим:

  • прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

С уд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).

При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Отдел по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

31 июля 2020, 14:53

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим

По смыслу закона к числу заинтересованных лиц относятся:

  • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Безвестное отсутствие - особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд - п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Условия объявле­ния умершим:

  1. в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев;
  2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Юридические последствия объявления гражданина умершим:

  • прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

С уд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).

При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: